Взаимодействие специалистов в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ
презентация по коррекционной педагогике
Взаимодействие специалистов в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_spetsialistov_v_rabote_s_detmi_doshkolnogo_vozrasta_s_ovz.pptx | 792.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Постоянный рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья выдвигает коррекционное и профилактическое направление деятельности дошкольного учреждения в ряд наиболее значимых и приоритетных. Актуальность
Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ОВЗ является весьма актуальной на сегодняшний день. Как показывают исследования ученых, этот процесс должен быть комплексным, проходить с участием педагогов различного профиля: воспитателей, логопедов , дефектологов, педагогов-психологов, музыкальных руководителей. Успешное преодоление различных нарушений у детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования возможно при создании личностно-ориентированного взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения на интегративной основе. Вокруг ребенка совместными действиями воспитателей и специалистов создается единое коррекционно-образовательное пространство и определенная предметно-развивающая среда.
МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ В ДОУ С ВОСПИТАННИКАМИ ОВЗ
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОРЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ Несформированность или нарушение речевых компонентов (низкий уровень словарного запаса, несформированность грамматического строя, связной речи, фонематических процессов, нарушение произношения); Недостаточная сформированность общей, мелкой, артикуляционной моторики; Незрелость психических процессов (снижение уровня внимания, памяти, логического мышления); Проявление синдрома двигательных расстройств; Повышение психической истощаемости; Наличие излишней возбудимости, эмоциональной неустойчивости.
Реализация коррекционно-образовательной программы базируется на взаимосвязи структурных блоков педагогического процесса: Специально организованная коррекционно - развивающая деятельность (логопед, педагог - психолог) Основная образовательная деятельность (воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре) и образовательная деятельность в режимных моментах (воспитатель) Совместная деятельность взрослого и ребенка Свободная самостоятельная деятельность детей Совместная деятельность родителей с детьми
направления взаимодействия 1. диагностическое 2. коррекционно-развивающее 3. информационно-консультативное .
Осуществляя взаимодействие следует: Учитывать структуру речевого нарушения; Осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности; Учитывать уровень формирования общей культуры, наличие качеств, приобретенных в процессе коррекционно-развивающей деятельности.
Логопед, педагог-психолог и музыкальный руководитель, предъявляют единые требования к проведению занятий с детьми, руководствуясь следующими принципами совместной коррекционно-развивающей деятельности: Занятия строятся с учётом единого календарно-тематического планирования. Занятия проводятся систематически т.к. только при этом условии у дошкольников формируются и закрепляются правильные двигательные динамические стереотипы. Принцип всестороннего воздействия Принцип доступности и индивидуального подхода. Содержание и дидактические приемы проведения занятий подбираются и внедряются дифференцированно, сообразно возрасту детей, структуре и составу нарушений. Принцип наглядности. Принцип постепенного усложнения двигательных, речевых и музыкальных заданий.
Воспитатель группы: 1.воспитание общего и речевого поведения детей; 2. уточнение имеющегося словаря детей, расширение активного словарного запаса, его активизация по лексико-тематическим циклам; 3. развитие общей и мелкой моторики; 4. выполнение заданий и рекомендаций логопеда; 5. закрепление речевых навыков, усвоенных детьми на логопедических занятиях; 6. развитие памяти, путем заучивания речевого материала разного вида; 7.закрепление навыков словообразования в играх и повседневной жизни; 8 . развитие диалогической речи в разных видах игр и театрализованной деятельности; 9 .формирование навыка короткого рассказа.
Учитель-логопед: 1. постановка диафрагмально-речевого дыхания; 2. укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами логопедического массажа; 3. формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков; 4. коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация; 5. развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза; 6. совершенствование лексико-грамматической стороны речи; 7. обучение умению связно выражать свои мысли; 8. обучение элементам грамоты, профилактика дисграфии и дислексии; 9. развитие психологической базы речи; 10. совершенствование мелкой моторики .
ПЕДАГОГ - ПСИХОЛОГ: 1.Развитие и коррекция психических функций, компонентов деятельности, совершенствование психомоторики. Развитие различных качеств внимания (устойчивости, переключения, распределения). Развитие всех видов памяти (зрительной, моторной, слуховой). Развитие словесной регуляции действий на основе согласования слова и движений. 2. Развитие способности ориентироваться в пространстве . Развитие пространственных представлений: понимание вербальных инструкций; способности к вербальному выражению пространственных отношений (движение влево, вправо, назад, вперёд, руки вверх-вниз и т.д.). 3. Развитие эмоционально-волевой сферы и компонентов личности . Формирование способности к пониманию различных эмоциональных состояний на основе восприятия невербальных стимулов (мимика, пластика и т.д.) Развитие произвольности при выполнении движений и действий. Развитие умения выполнять совместные действия и коммуникативных навыков
Цель - помочь детям с ОВЗ активно войти в мир музыки, стимулировать развитие музыкальных способностей, формировать коммуникативные навыки посредством основных видов музыкальной деятельности на основе закрепления лексических тем. Задачи : Развитие музыкальных, творческих способностей дошкольников ,. Развитие слухового внимания и слуховой памяти; оптико-пространственных представлений ; зрительной ориентировки на собеседника; координации движений; умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок; темпа и ритма, дыхания и речи; фонематического слуха Формирование просодических компонентов речи: речевого дыхания, правильной артикуляции, дикции на материале фонопедических упражнений. МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:
Музыкальный руководитель Особенность работы с детьми с овз состоит: не в поиске способов освоения разных танцевальных движений, а в стимуляции элементарной активности у ребенка; не в совершенствовании произношения, а в развитии элементарных вокализаций, простейших звукоподражаний; не в совершенствовании музыкальных способностей, а в поиске способов побудить ребенка к творчеству и познанию окружающего мира.
Представленная модель взаимодействия воспитателя, учителя-логопеда , педагога-психолога и музыкального руководителя позволяет учитывать речевые , индивидуально-типологические особенности детей, а также их компенсаторные возможности, создает предпосылки для эффективной коррекции имеющихся нарушений речи, что помогает ребенку адаптироваться в дошкольной среде, успешно развиваться и обучаться в дальнейшем.
Вокруг ребенка с ОВЗ совместными усилиями различных специалистов создается единое коррекционное пространство. Тесная связь учителя-логопеда, воспитателя, педагога-психолога, муз. руководителя возможна только при условии совместного планирования работы, правильного и четкого распределения задач каждого участника коррекционно-образовательного процесса. В результате такого комплексного взаимодействия значительно повышается эффективность коррекционно-образовательной деятельности. Вывод:
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие специалистов ДОУ в рамках непосредственной образовательной деятельности с элементами логоритмики и психогимнастики с детьми дошкольного возраста.
Увеличение контингента детей с речевыми нарушениями, посещающих образовательное дошкольное учреждение, отмечается все чаще....
Взаимодействие специалистов в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ (ОНР)
Создание единого комплексного подхода к обучению и воспитанию детей, ориентиров дошкольников, обеспечивающих их успешную социализацию и адаптацию к школьному обучению...
Консультация для педагогов « Использование мнемотехники в работес детьми дошкольного возраста»
Почему нужно использовать мнемотехнику в детском саду?...
Методическая разработка на тему: «Профилактика эмоционального выгорания у воспитателей и специалистов, работающих с детьми дошкольного возраста»
Программа «Профилактика эмоционального выгорания воспитателей и специалистов, работающих с детьми дошкольного возраста» направлена на формирование у воспитателей и специалистов компе...
Взаимодействие специалистов в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ
Взаимодействие специалистов в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ...
Рекомендации молодому специалисту при взаимодействии с детьми дошкольного возраста в непосредственно - образовательной деятельности.
Когда молодой специалист приходит в дошкольное учреждение, важно оказать ему поддержку. Такому сотруднику сложно проявить свои творческие способности и под воздействием стресса он может начать сомнева...
Рекомендации молодому специалисту при взаимодействии с детьми дошкольного возраста в непосредственно - образовательной деятельности.
Когда молодой специалист приходит в дошкольное учреждение, важно оказать ему поддержку. Такому сотруднику сложно проявить свои творческие способности и под воздействием стресса он может начать сомнева...