Конспект фронтального логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Звуки [Б], [Б’]. Буква Б».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Бурхянова Оюна Зоригтуевна

Цель занятия: Познакомить детей со звуком и буквой [Б], формировать навыки звукового анализа.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- научить детей различать звуки [Б – Б’] по акустическим и артикуляционным признакам.

Коррекционно-развивающие:

- развивать у детей фонематические процессы;

- дифференциация звуков на слух и в произношении;

- упражнять в выделении звуков [Б], [Б’] в начале, середине и конце слов;

- упражнять детей в делении слов на слоги;

- развивать пространственное восприятие, внимание и память;

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать у детей интерес к занятиям, умение работать в коллективе, взаимопомощь, трудолюбие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект фронтального логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Звуки [Б], [Б’]. Буква Б».

Составила: учитель-логопед Бурхянова О.З. 

Цель занятия: Познакомить детей со звуком и буквой [Б], формировать навыки звукового анализа.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- научить детей различать звуки [Б – Б’] по акустическим и артикуляционным признакам.

Коррекционно-развивающие:

- развивать у детей фонематические процессы;

- дифференциация звуков на слух и в произношении;

- упражнять в выделении звуков [Б], [Б’] в начале, середине и конце слов;

- упражнять детей в делении слов на слоги;

- развивать пространственное восприятие, внимание и память;

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать у детей интерес к занятиям, умение работать в коллективе, взаимопомощь, трудолюбие.

Ход занятия:

1.Организационный момент:

Логопед: Ребята, здравствуйте, давайте поздороваемся и с нашими Звуковичками  и  повторим наше стихотворение про звуки:

Звуки тянутся, поют,
Без преград они живут.
Цветом они красные,
Это звуки гласные.

Где они живут? (в красном замке/домике)

А согласные согласны
Шелестеть,
Шипеть,
Свистеть,
Даже фыркать и скрипеть,
Но не хочется им петь.

Где живут согласные?( в синем и зеленом замке/домике)

Ребята, ЗВУКИ мы с вами… СЛЫШИМ и ПРОИЗНОСИМ ,

а БУКВЫ мы ВИДИМ, ЧИТАЕМ и ПИШИМ (ответы детей). Молодцы!

2. Знакомство со звуками [Б], [Б’].

Сегодня к нам в гости пришли герои из сказок, чтобы познакомить вас с новым звуком. Угадайте, кто же к нам пришел:

Он мальчишка деревянный,

Острый нос, немного странный.

Ключ имеет золотой.

Угадай-ка, кто такой.

Дети: Буратино! (появляется картинка с персонажем)

Логопед: Правильно, угадали! Но он пришел не один, угадайте:

Кожа белая, как снег,

Она была подружкой гномов

И вам, конечно же, знакома.

Дети: Белоснежка! (картинка с персонажем вывешивается на коврограф)

Логопед: Да, сегодня у нас в гостях Буратино и Белоснежка. Ребята, послушайте внимательно, какой первый звук в их именах? Да, правильно, звук [Б]. Давайте произнесем звук Б  перед зеркалом. Что происходит у нас с губами, зубами и язычком? Что мешает нашему воздуху свободно выходить изо рта? Давайте произнесем Б-Б-Б…

Дети: Губы мешают!

Логопед: Да, действительно, губы смыкаются и мешают воздуху. Если что-то мешает нашей воздушной струе выйти, то этот звук гласный или согласный?

Дети: Согласный.

Логопед: Послушайте, в слове Буратино, звук твердый или мягкий, в какой домик мы его поселим? Каким цветом мы его будем обозначать?

Дети: Твёрдый, поселим его в синий домик.

Логопед:А теперь послушайте, в имени Белоснежка какой первый звук? Бь-бь-бь… Произнесите звук [Б’] все вместе. Что здесь происходит? Есть преграда?

Дети: Да, есть, губы.

Логопед: Значит звук [Б’] какой?

Дети: Согласный.

Логопед: Ещё раз произнесите звук [Б’]. Какой он: твёрдый или мягкий?

Дети: Мягкий.

Логопед:  Каким цветом мы его будем обозначать?

Дети: Зелёным.

Логопед: А ещё какой звук [Б’]?

Дети: Звонкий.

Логопед: Чем похожи звуки [Б] и [Б’]?

Дети: Оба согласные и звонкие.

Логопед: А чем отличаются?

Дети: [Б] - твёрдый, обозначаем фишкой синего цвета. [Б’] - мягкий, обозначаем фишкой зелёного цвета.

Логопед: Молодцы, ребята! А теперь приготовьте ваши ушки, мы с вами сыграем в игру: «Поймай звук».  Я буду произносить различные звуки, когда услышите звук [б] или [б`] хлопните в ладоши (б, т, к, в, м, бь, н, б, кь, п, вь, б, бь).

Я буду произносить слоги, если услышите звук [б] хлопните в ладоши, если услышите звук [б`] – постучите кулаком по столу: ба, ко, бя, бу, та, бю, бы, би, мо, бё, бо, та. Молодцы!

Вдруг раздается стук в дверь, кто-то принес конверт с письмом:

«Дорогие Буратино, Белоснежка и ребята, помогите, пожалуйста, найти наших зверей из зоопарка, они сбежали. Нам сообщили, что их видели недалеко от вокзала. Нашим животным нужно вернуться в зоопарк. Помогите им всем найти себе нужный вагончик. Отправляю фотографии наших зверей... В синем вагончике отправьте тех животных, в названиях которых есть твёрдый звук [Б], а в зелёном - где есть мягкий звук [Б’].  С благодарность, Крокодил Гена и Чебурашка».

Логопед: Ну, что ж, ребята, поможем?

Дети: Да, конечно.

Логопед: Я буду показывать вам фотографии животных, а вы будете называть их и показывать свои сигнальные карточки синего или зеленого цвета. А я буду по вашим подсказкам рассаживать их в нужный вагон. Договорились? Ну, начинаем:

- «барсук»- синие карточки, значит, здесь твёрдый звук [Б], поэтому он поедет в синем вагоне;

-«белка» – зеленые карточки, значит, здесь мягкий звук [Б’], поэтому она поедет в зелёном вагоне;

-«бегемот», «зебра», «обезьяна», «бык», «кабан», «бизон», «верблюд».

(ребята выполняют задание)

Логопед: Теперь все животные могут вернуться в зоопарк…Но почему поезд стоит? Что-то здесь не так…В конверте лежит еще одно письмо:

«Ребята, я совсем забыл вас предупредить о том, что еще нужно не только найти животным нужный вагончик по цвету, но и рассадить их правильно: если звук [Б] или [Б'] в начале, то нужно посадить в начале вагона, если в середине – в середине вагона, а если в конце, то отправить в конец вагона».

Ребята, давайте выполним задание, иначе поезд не тронется. Я буду показывать вам опять фотографии животных, а вы теперь будете работать со своими карточками – «ёжиками». Вспоминайте, голова-это у нас начало, туловище - середина, а задняя часть ёжика – это конец. Ну, начали: барсук - в начале синего вагона, белка – в начале зеленого вагона, зебра- в середине синего вагона, бизон – в середине зеленого вагона и т.д.

Молодцы, ребята, вы справились с заданием! А теперь давайте немного отдохнем!

Физминутка с Буратино:

Буратино потянулся,
Раз — нагнулся,
Два — нагнулся,
Три — нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.

Буратино потянулся-
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки вытянул, согнул
И по улице шагнул.

(дети садятся на свои места)

 Физминутка с Белоснежкой: упражнения для активизации межполушарных связей  «Кулак-ребро-ладонь»,  «Колечко» (Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале движения выполняются каждой рукой отдельно, затем вместе). 

Логопед: Ребята, отдохнули, теперь нам нужно отправить животных в зоопарк! Чтобы было веселее, отправим их под наши громкие аплодисменты, называя каждого по слогам, будем хлопать:

Мы пришли в наш зоопарк.

Посмотрите кто нам рад?

Всех попробуем назвать.

И на слоги разбивать.

Бе-ге-мот, вер-блюд, ба-ран,

Барс, бо-бер, бар-сук, ка-бан.

Бел-ка, бык, би-зон и зубр,

Буй-вол, зе-бра и бе-лу-ха(С. Катина)

Логопед: Ну, теперь уж точно, все животные вернутся в зоопарк!

Ну, а мы с вами теперь посмотрим на букву «Б». Как можно сложить букву «Б» из палочек? Сколько палочек для этого понадобится? (дети складывают из палочек букву)

Стихотворение про букву «Б»:

Большой живот у буквы Б,

И кепка есть на голове. 

Действительно, буква «Б» похожа на человека с большим животом и в кепке.   А как вы думаете, на что еще похожа буква «Б»? (Дети придумывают образы, на что похожа буква).

Логопед: Ребята, у вас на столах лежат листочки с изображением нашей буквы и карандаши. Скажите, пожалуйста, каким цветом мы раскрасим букву «Б»? Красным, синим или зеленым?

Дети: Одну половинку синим, а другую зеленым.

Логопед: Молодцы, ребята! Приступайте.

3.Итог занятия.

Логопед: А теперь, закройте глазки и вспомните все игры, задания и упражнения, которые мы сегодня выполняли. 1-2-3-4-5, можно глазки открывать. (Дети перечисляют все выполненные на занятии задания).

Логопед подводит итог: Мы сегодня учили звук и букву «Б», помогли животным вернуться в зоопарк. Давайте попрощаемся с нашими гостями: с Буратино и Белоснежкой. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Полёт на Марс»

Конспект фронтального логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Полёт на Марс»...

Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме «Постановка звука [ш]».

Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме «Постановка звука [ш]». В занятии используются «сопряженные» упражнения, которые повышают эффекти...

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме «Звук Л».

Цели:1.   Автоматизация звука Л в слогах, словах, фразах, стихах.2.   Развитие фонематического восприятия, анализа.3.   Определение позиции звука Л в словах.4....

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Звук и буква Р»

Цели:1.   Автоматизация звука Р в слогах,  словах, фразах.2.   Развитие фонематического восприятия, анализа.3.   Определение позиции звука Р в словах.4.   ...

Конспект фронтального логопедического занятия с детьми старшей группы компенсирующей направленности Тема: «Профессии в школе».

Приоритетная образовательная область: «Речевое  развитие»Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-к...

Конспект индивидуального логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР по теме «Звук [Ш]. Буква Ш»

В конспекте занятия представлены игры и упражнения В конспекте представлены игры и упражнения для закрепления навыков различения и четкого произношения звука [ш] в слогах. словах и фразах....

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком старшего дошкольного возраста На тему: «Звук [с\'].

Цели:Коррекционно - Образовательные. Систематизация знаний о животных. Развитие функции словоизменения.Коррекционно - развивающие. Автоматизация звука СЬ.Коррекционно - воспитател...