Конспект фронтального логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Звуки [Б], [Б’]. Буква Б».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Цель занятия: Познакомить детей со звуком и буквой [Б], формировать навыки звукового анализа.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- научить детей различать звуки [Б – Б’] по акустическим и артикуляционным признакам.
Коррекционно-развивающие:
- развивать у детей фонематические процессы;
- дифференциация звуков на слух и в произношении;
- упражнять в выделении звуков [Б], [Б’] в начале, середине и конце слов;
- упражнять детей в делении слов на слоги;
- развивать пространственное восприятие, внимание и память;
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать у детей интерес к занятиям, умение работать в коллективе, взаимопомощь, трудолюбие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_front._logopedicheskogo_zanyatiya_zvuk_i_bukva_b.docx | 25.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект фронтального логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Звуки [Б], [Б’]. Буква Б».
Составила: учитель-логопед Бурхянова О.З.
Цель занятия: Познакомить детей со звуком и буквой [Б], формировать навыки звукового анализа.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- научить детей различать звуки [Б – Б’] по акустическим и артикуляционным признакам.
Коррекционно-развивающие:
- развивать у детей фонематические процессы;
- дифференциация звуков на слух и в произношении;
- упражнять в выделении звуков [Б], [Б’] в начале, середине и конце слов;
- упражнять детей в делении слов на слоги;
- развивать пространственное восприятие, внимание и память;
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать у детей интерес к занятиям, умение работать в коллективе, взаимопомощь, трудолюбие.
Ход занятия:
1.Организационный момент:
Логопед: Ребята, здравствуйте, давайте поздороваемся и с нашими Звуковичками и повторим наше стихотворение про звуки:
Звуки тянутся, поют,
Без преград они живут.
Цветом они красные,
Это звуки гласные.
Где они живут? (в красном замке/домике)
А согласные согласны
Шелестеть,
Шипеть,
Свистеть,
Даже фыркать и скрипеть,
Но не хочется им петь.
Где живут согласные?( в синем и зеленом замке/домике)
Ребята, ЗВУКИ мы с вами… СЛЫШИМ и ПРОИЗНОСИМ ,
а БУКВЫ мы ВИДИМ, ЧИТАЕМ и ПИШИМ (ответы детей). Молодцы!
2. Знакомство со звуками [Б], [Б’].
Сегодня к нам в гости пришли герои из сказок, чтобы познакомить вас с новым звуком. Угадайте, кто же к нам пришел:
Он мальчишка деревянный,
Острый нос, немного странный.
Ключ имеет золотой.
Угадай-ка, кто такой.
Дети: Буратино! (появляется картинка с персонажем)
Логопед: Правильно, угадали! Но он пришел не один, угадайте:
Кожа белая, как снег,
Она была подружкой гномов
И вам, конечно же, знакома.
Дети: Белоснежка! (картинка с персонажем вывешивается на коврограф)
Логопед: Да, сегодня у нас в гостях Буратино и Белоснежка. Ребята, послушайте внимательно, какой первый звук в их именах? Да, правильно, звук [Б]. Давайте произнесем звук Б перед зеркалом. Что происходит у нас с губами, зубами и язычком? Что мешает нашему воздуху свободно выходить изо рта? Давайте произнесем Б-Б-Б…
Дети: Губы мешают!
Логопед: Да, действительно, губы смыкаются и мешают воздуху. Если что-то мешает нашей воздушной струе выйти, то этот звук гласный или согласный?
Дети: Согласный.
Логопед: Послушайте, в слове Буратино, звук твердый или мягкий, в какой домик мы его поселим? Каким цветом мы его будем обозначать?
Дети: Твёрдый, поселим его в синий домик.
Логопед:А теперь послушайте, в имени Белоснежка какой первый звук? Бь-бь-бь… Произнесите звук [Б’] все вместе. Что здесь происходит? Есть преграда?
Дети: Да, есть, губы.
Логопед: Значит звук [Б’] какой?
Дети: Согласный.
Логопед: Ещё раз произнесите звук [Б’]. Какой он: твёрдый или мягкий?
Дети: Мягкий.
Логопед: Каким цветом мы его будем обозначать?
Дети: Зелёным.
Логопед: А ещё какой звук [Б’]?
Дети: Звонкий.
Логопед: Чем похожи звуки [Б] и [Б’]?
Дети: Оба согласные и звонкие.
Логопед: А чем отличаются?
Дети: [Б] - твёрдый, обозначаем фишкой синего цвета. [Б’] - мягкий, обозначаем фишкой зелёного цвета.
Логопед: Молодцы, ребята! А теперь приготовьте ваши ушки, мы с вами сыграем в игру: «Поймай звук». Я буду произносить различные звуки, когда услышите звук [б] или [б`] хлопните в ладоши (б, т, к, в, м, бь, н, б, кь, п, вь, б, бь).
Я буду произносить слоги, если услышите звук [б] хлопните в ладоши, если услышите звук [б`] – постучите кулаком по столу: ба, ко, бя, бу, та, бю, бы, би, мо, бё, бо, та. Молодцы!
Вдруг раздается стук в дверь, кто-то принес конверт с письмом:
«Дорогие Буратино, Белоснежка и ребята, помогите, пожалуйста, найти наших зверей из зоопарка, они сбежали. Нам сообщили, что их видели недалеко от вокзала. Нашим животным нужно вернуться в зоопарк. Помогите им всем найти себе нужный вагончик. Отправляю фотографии наших зверей... В синем вагончике отправьте тех животных, в названиях которых есть твёрдый звук [Б], а в зелёном - где есть мягкий звук [Б’]. С благодарность, Крокодил Гена и Чебурашка».
Логопед: Ну, что ж, ребята, поможем?
Дети: Да, конечно.
Логопед: Я буду показывать вам фотографии животных, а вы будете называть их и показывать свои сигнальные карточки синего или зеленого цвета. А я буду по вашим подсказкам рассаживать их в нужный вагон. Договорились? Ну, начинаем:
- «барсук»- синие карточки, значит, здесь твёрдый звук [Б], поэтому он поедет в синем вагоне;
-«белка» – зеленые карточки, значит, здесь мягкий звук [Б’], поэтому она поедет в зелёном вагоне;
-«бегемот», «зебра», «обезьяна», «бык», «кабан», «бизон», «верблюд».
(ребята выполняют задание)
Логопед: Теперь все животные могут вернуться в зоопарк…Но почему поезд стоит? Что-то здесь не так…В конверте лежит еще одно письмо:
«Ребята, я совсем забыл вас предупредить о том, что еще нужно не только найти животным нужный вагончик по цвету, но и рассадить их правильно: если звук [Б] или [Б'] в начале, то нужно посадить в начале вагона, если в середине – в середине вагона, а если в конце, то отправить в конец вагона».
Ребята, давайте выполним задание, иначе поезд не тронется. Я буду показывать вам опять фотографии животных, а вы теперь будете работать со своими карточками – «ёжиками». Вспоминайте, голова-это у нас начало, туловище - середина, а задняя часть ёжика – это конец. Ну, начали: барсук - в начале синего вагона, белка – в начале зеленого вагона, зебра- в середине синего вагона, бизон – в середине зеленого вагона и т.д.
Молодцы, ребята, вы справились с заданием! А теперь давайте немного отдохнем!
Физминутка с Буратино:
Буратино потянулся,
Раз — нагнулся,
Два — нагнулся,
Три — нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Буратино потянулся-
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки вытянул, согнул
И по улице шагнул.
(дети садятся на свои места)
Физминутка с Белоснежкой: упражнения для активизации межполушарных связей «Кулак-ребро-ладонь», «Колечко» (Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале движения выполняются каждой рукой отдельно, затем вместе).
Логопед: Ребята, отдохнули, теперь нам нужно отправить животных в зоопарк! Чтобы было веселее, отправим их под наши громкие аплодисменты, называя каждого по слогам, будем хлопать:
Мы пришли в наш зоопарк.
Посмотрите кто нам рад?
Всех попробуем назвать.
И на слоги разбивать.
Бе-ге-мот, вер-блюд, ба-ран,
Барс, бо-бер, бар-сук, ка-бан.
Бел-ка, бык, би-зон и зубр,
Буй-вол, зе-бра и бе-лу-ха. (С. Катина)
Логопед: Ну, теперь уж точно, все животные вернутся в зоопарк!
Ну, а мы с вами теперь посмотрим на букву «Б». Как можно сложить букву «Б» из палочек? Сколько палочек для этого понадобится? (дети складывают из палочек букву)
Стихотворение про букву «Б»:
Большой живот у буквы Б,
И кепка есть на голове.
Действительно, буква «Б» похожа на человека с большим животом и в кепке. А как вы думаете, на что еще похожа буква «Б»? (Дети придумывают образы, на что похожа буква).
Логопед: Ребята, у вас на столах лежат листочки с изображением нашей буквы и карандаши. Скажите, пожалуйста, каким цветом мы раскрасим букву «Б»? Красным, синим или зеленым?
Дети: Одну половинку синим, а другую зеленым.
Логопед: Молодцы, ребята! Приступайте.
3.Итог занятия.
Логопед: А теперь, закройте глазки и вспомните все игры, задания и упражнения, которые мы сегодня выполняли. 1-2-3-4-5, можно глазки открывать. (Дети перечисляют все выполненные на занятии задания).
Логопед подводит итог: Мы сегодня учили звук и букву «Б», помогли животным вернуться в зоопарк. Давайте попрощаемся с нашими гостями: с Буратино и Белоснежкой. До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Полёт на Марс»
Конспект фронтального логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Полёт на Марс»...
Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме «Постановка звука [ш]».
Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме «Постановка звука [ш]». В занятии используются «сопряженные» упражнения, которые повышают эффекти...
Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме «Звук Л».
Цели:1. Автоматизация звука Л в слогах, словах, фразах, стихах.2. Развитие фонематического восприятия, анализа.3. Определение позиции звука Л в словах.4....
Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Звук и буква Р»
Цели:1. Автоматизация звука Р в слогах, словах, фразах.2. Развитие фонематического восприятия, анализа.3. Определение позиции звука Р в словах.4. ...
Конспект фронтального логопедического занятия с детьми старшей группы компенсирующей направленности Тема: «Профессии в школе».
Приоритетная образовательная область: «Речевое развитие»Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-к...
Конспект индивидуального логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР по теме «Звук [Ш]. Буква Ш»
В конспекте занятия представлены игры и упражнения В конспекте представлены игры и упражнения для закрепления навыков различения и четкого произношения звука [ш] в слогах. словах и фразах....
Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком старшего дошкольного возраста На тему: «Звук [с\'].
Цели:Коррекционно - Образовательные. Систематизация знаний о животных. Развитие функции словоизменения.Коррекционно - развивающие. Автоматизация звука СЬ.Коррекционно - воспитател...
- Мне нравится (1)