Технологическая карта Логопедического занятия в подготовительной к школе группе по формированию звуковой культуры речи и подготовки к обучению грамоте «Звук и буква Ж»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Данная технологическая карта будет полезна учителям−логопедам ДОУ при составлении своих технологических карт, особенно в период аттестации. Форма организации, количество воспитанников: подгрупповое занятие, 7 детей, у которых поставлено логопедическое заключение: Общее недоразвитие речи 2 - 3 уровня. Полиморфное нарушение звукопроизношения. Приоритетная образовательная область «речевое развитие».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
postnikova._v._yu._rabota.docx | 27.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
Логопедического занятия в подготовительной к школе группе
по формированию звуковой культуры речи и подготовки к обучению грамоте
«Звук и буква Ж»
Постникова Валентина Юрьевна
Учитель-логопед
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Иркутска детский сад № 75
г. Иркутска
Иркутская область
Аннотация: Данная технологическая карта будет полезна учителям−логопедам ДОУ при составлении своих технологических карт, особенно в период аттестации. Форма организации, количество воспитанников: подгрупповое занятие, 7 детей, у которых поставлено логопедическое заключение: Общее недоразвитие речи 2 - 3 уровня. Полиморфное нарушение звукопроизношения. Приоритетная образовательная область «речевое развитие».
Используемые технологии, методики: Игровые технологии; коррекционно-развивающие технологии; технологии развивающего обучения; здоровьесберегающие технологии
Используемые методы и приёмы обучения и воспитания
1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
- словесные: беседа, рассказ;
- наглядные: демонстрация, иллюстрация, показ;
- практические: упражнения, дидактические игры.
- методы самостоятельной работы и работы под руководством взрослого.
2. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: стимулирование, организация, поощрение.
3. Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: устный контроль и самоконтроль, взаимоконтроль.
Тема: «Звук и буква Ж»
Цель: Формирование предпосылок грамотности через ознакомление со звуком Ж и буквой Ж.
Задачи:
- Коррекционно-образовательные: Познакомить детей с согласным звуком Ж, закреплять его правильное произношение, характеристику. Познакомить детей с буквой Ж, закрепить ее зрительный образ. Упражнять детей в печатании буквы Ж, в чтении и печатании слов с новой буквой, с ранее изученными буквами.
- Коррекционно-развивающие: Развивать фонематическое восприятие, формируя умения: узнавать заданный звук среди других звуков и в речевом потоке, определять место звука в слове, добавлять недостающий звук «ж» в начало слова;*преобразовывать слова, путем замены первого звука в слове; *проводить звуковой анализ и синтез слов. (* Ограничено для детей с заключением ОНР 2 уровня); Развивать мышление детей через формирование умения проводить звуко-слоговой анализ слов. Закрепить у детей умение совмещать движения артикуляционного аппарата и кистей рук, развивать мелкую моторику. Формировать у детей координацию речи с движениями, работать над темпом и ритмом речи.
- Воспитательные: формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование и материал: зеркала, профиль звука Ж, графические обозначения звуков, карточка буква Ж, на что похожа буква, индивидуальные тетради (В. Н. Нищева, 2 часть), карандаши, письмо от буквы Ж.
Предварительная работа:
- повторение терминов: «согласный», «твердый», «звонкий»;
- игра «Подними флажок» (поднять синий флажок, если услышишь звук Ж»).
Предполагаемый результат: Дети знакомы с образом буквы Ж, формируется навык слогового чтения, узнают заданный звук среди других звуков и в речевом потоке, определяют место звука в слове, добавляют недостающий звук «Ж» в начало слова. Совершенствуется умение преобразовывать слова, путем замены первого звука в слове и *проводить звуковой анализ слов. (* Ограничено для детей с заключением ОНР 2 уровня)
Этапы деятельности, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Деятельность воспитанников | Методы, формы, приёмы, возможные виды деятельности | Результат |
Психологический настрой, 1мин | Создание атмосферы психологической безопасности: эмпатийное принятие, эмоциональная поддержка ребёнка. | Приветствие, доброе пожелание, установление зрительного контакта. Педагог создает атмосферу заинтересованности и психологического комфорта. | Приветствуют логопеда. проявляют заинтересованность к занятию | Игровой момент «Письмо от похищенной буквы». | Психологическая готовность |
Организационный момент, 1-2мин | Организация направленного внимания | Предлагает детям прослушать на письмо, повторное чтение с обсуждением содержания написанного. Логопед уточняет, какая буква была похищена, изучали ли эту букву, и предлагает, выполнив задания от Жука, вернуть букву, вписав ее в письмо. Акцентные вопросы: Хотите прочитать содержание письма полностью? Сможете помочь букве выбраться из плена? Выполните задания жука? | Участие в беседе, задают и отвечают на вопросы. Дети подключаются к совместной деятельности на основе положительного эмоционального фона. Каждый ребенок участвует в обсуждении письма и высказывает предположения о его содержании. Дети воспринимают предлагаемую логопедом задачу, помочь букве вернуться из плена | Беседа «Письмо от похищенной буквы». Игровой момент Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: стимулирование, организация | Письмо от буквы рассмотрено, обсуждено его содержание. Сделан вывод, что в словах пропущен звук «Ж», следовательно, похищена буква Ж. У детей сформировано желание выполнить задания, как необходимое условие возвращения буквы. |
Мотивационно-ориентировочный этап, 1-2 мин Актуализация, 3 мин | Формирование представлений о предстоящей деятельности, её задачах Актуализация имеющихся знаний, представлений. Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений. совершенствуется фонематическое восприятие, внимание и память, развивая мышление детей. | Знакомство детей с особенностями и задачами предстоящей деятельности либо создание проблемной ситуации, требующей разрешения Артикуляционная и акустическая характеристика звука. Логопед предлагает детям произнести звук и сделать выводы о наличие во рту преграды (какие стражники участвуют в произношении звука?), работе голоса, звучании звука в разных словах. Затем проводит речевые игры, совершенствуя фонематическое восприятие, внимание и память, развивая мышление детей. Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики Фонетическая зарядка и развитие речевого дыхания. Направление деятельности воспитанников наводящими и проблемными вопросами | Осознают и принимают поставленную задачу Каждый ребенок проговаривает звук, обращая внимание на положение органов артикуляции, работу голоса, звучание звука по мягкости - твердости. На основании этого делает выводы о характеристике звука. Игры: «Услышишь – хлопни» «Запомни – повтори», «Пропал звук», «Замени звук – измени слово», «Скажи наоборот», Дети активно участвуют в предлагаемых играх, выполняя задания «злого жука». Двигательно-артикуляционные упражнения, фонетическая зарядка. Выполнение каждым ребенком артикуляционных упражнений в сочетании с кистями рук: развитие двигательной памяти, чередование напряжения и расслабления. | Создание проблемной ситуации. Беседа по игровому сюжету Беседа, игровой сюжет «Приключение ветерка»; Технологии развивающего обучения; Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные: беседа, рассказ; -наглядные: демонстрация, иллюстрация, показ; - практические: упражнения, дидактические игры; Коррекционно-развивающие технологии Компоненты здоровьесберегающих технологий | Внутренняя мотивация к деятельности Сформулирована и обоснована характеристика звука. Созданы условия для формирования умений: выделять заданный звук из речевого потока; договаривать и преобразовывать слова; подбирать антонимы к словам, составлять предложения по заданным словам. Выполнение артикуляционных и дыхательных упражнений активизирует артикуляционную моторику, мыслительные и психические функции, и, следовательно, создаются предпосылки для коррекции имеющихся нарушений и дальнейшего развития детей. |
Поисковый этап, 5-8 мин | Усвоение (закрепление, расширение, обобщение, систематизация) определённого объёма знаний и представлений о свойствах и качествах объектов, их преобразованиях связях, способах действий и т.д. | Пробное» действие» Осуществление попытки восстановить письмо. Акцентные вопросы: Смогли? Почему не смогли? Кто может помочь? Логопед предлагает вставить изученный звук в письмо. | Обсуждение со всеми детьми, почему нельзя вставить звук в письмо. Наблюдают, рассматривают, сравнивают. Участвуют в обсуждении. Отвечают и задают вопросы. Составляют связные высказывания, делают выводы, выполняют упражнения по образцу | Технологии развивающего обучения Приёмы активизации самостоятельного мышления детей. Решение проблемной ситуации. Наглядный показ образца, способа действия. Беседа, объяснение с наглядной демонстрацией объектов. Наблюдение. Обсуждение. Повторение правила чем звук отличается от буквы. | Созданы условия для формирования выводов: о различие между буквой и звуком, о причине, по которой невозможно восстановить письмо. Сформулирована детская задача: научиться писать букву. Определен круг лиц, которые могут научить писать букву. Способность самостоятельно действовать, решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту. Любознательность и активность. |
Динамическая пауза, 1 мин. | Смена видов деятельности, предупреждение утомляемости | Координация речи и движения, динамическая пауза | Выполняют физические упражнения, проговаривая стихотворение | Игровые приёмы | Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка. Получение нового игрового опыта. |
Практический этап, 5-10 мин | Познакомить детей с буквой Ж, закрепить ее зрительный образ; научить печатать букву Ж; закрепить умение составлять слоги из букв, слова из слогов | Педагог предлагает детям определить, на что похожа буква, найти место буквы в Алфавите, показ буквы с помощью кистей рук и граненого карандаша, письмо буквы в воздухе выбрать правильное написание буквы, посчитать количество элементов в букве; дописать недостающие элементы буквы. (Выполнение каждым ребенком нейро-физиологических упражнений: профилактика и коррекция зрительных нарушений, развитие мелкой моторики рук (упражнения с граненым карандашом) | Выполняют практическую работу. | Упражнение конструктивного, творческого характера. Выполнение практических работ. Групповые, парные, индивидуальные формы организации деятельности. | Дети знают последовательность написания буквы, могут написать букву, слова с буквой Ж в тетради. . |
Рефлексивно-оценочный этап, 3 мин | Формирование умения печатания и чтения слов с новой буквой буквы в тетради. проводить звуковой анализ слова. | Восстановление письма. Печатание в тетрадях буквы и слов с буквой Ж. | Совместно с логопедом проводят звуковой анализ слова.. | Индивидуальная работа | Созданы условия для: восстановления письма; формирования умения печатать и читать слова с буквой «Ж» и обучения проведении. Звукового анализа. |
Заключительный этап, 3 мин | Подведение итогов, обобщение полученного ребёнком опыта. Формирование элементарных навыков самооценки. | Беседа: - Что мы делали? - Что мы сначала не знали? - Какой способ нам помог справиться с затруднением? - Что было самым интересным? - Что было самым трудным? - О чем сегодня расскажете маме и папе? | Совместно с логопедом дети осмысливают процесс изучения нового материала. Рефлексивная. Делают выводы о звуковых и артикуляционные характеристиках изученного звука | Коррекционно-развивающие технологии Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: устный контроль и самоконтроль, взаимоконтроль Беседа, обсуждение. Фронтальная работа, индивидуально-коллективная. | В результате дети смогут сформулировать тему занятия, вспомнить и рассказать о выполняемых заданиях и содержании изученного материала. А также сформулировать условия, выполнение которых позволило достичь цели. (узнали у взрослых, как пишется буква, научились писать букву.) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта музыкального занятия в подготовительной к школе группе в соответствии с ФГОС ДО
Использование методов музыкальной логоритмики в процессе формирования предпосылок универсальных учебных действий у старших дошкольников для успешного обучения в школе....
Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи Тема «Грибы»
Цели: расширение представления детей с ОНР о грибах, их строении, видах;развитие речи детей с ОНР &helli...
Технологическая карта интегрированного занятия в подготовительной к школе группе. Знакомство с хлопком на тему: Путешествие в «ситцевое царство».
Интегрированное занятие с детьми подготовительной к школе группы, по ознакомлению с хлопком на тему: Путешествие в «ситцевое царство». В ходе занятия дети знакомятся с хлопком, узнают о ег...
Технологическая карта интегрированного занятия в подготовительной к школе группы
Технологическая карта занятияОбразовательная область: речевое развитие, познавательное развитиеТема занятия: Драгунский В.Ю. «Друг детства»Возрастная группа: подготовительная к школе...
Технологическая карта коррекционного занятия в подготовительной к школе группе ТНР "В гостях у Королевы Знаний"
Создать условия для закрепления полученных знаний по обучению грамоте и звуковой культуре речи...
Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи на тему: «Школа. Школьные принадлежности».
Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группепо формированию лексико-грамматических категорий и связной речина тему: «Школа. Школьные принадлежности»....
Технологическая карта логопедического занятия в подготовительной к школе группе по теме: « Удивительная и важная профессия: летчик-космонавт».
Технологическая карта логопедического занятия в подготовительной к школе группе по теме:« Удивительная и важная профессия: летчик-космонавт»....