Технологическая карта логопедического занятия в подготовительной к школе группе по теме: « Удивительная и важная профессия: летчик-космонавт».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Ермакова Татьяна Александровна

Технологическая карта  логопедического занятия  в подготовительной к школе группе  по теме:

« Удивительная и важная  профессия: летчик-космонавт».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_ermakova_aprel_2024.docx26.55 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД  № 210 «ЛАДУШКИ»

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Технологическая карта  логопедического занятия  в подготовительной к школе группе  по теме:

« Удивительная и важная  профессия: летчик-космонавт».

Ермакова Татьяна Александровна,

Учитель-логопед

Тольятти, 2024

Технологическая карта  логопедического занятия  в подготовительной к школе группе  по теме:

« Удивительная и важная  профессия: летчик-космонавт».

  1. Коррекционно-образовательная: Активизация словаря по теме «Космос». Совершенствование грамматического строя речи: согласование числительных с существительными, использование уменьшительно - ласкательных суффиксов существительных, употребление существительных единственного и множественного числа в родительном падеже. Расширение кругозора детей.
  2. Коррекционно – развивающая: Развитие навыков речевого общения, связной речи, зрительного восприятия и внимания, творческого воображения, логического мышления, общей, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движениями.
  3. Коррекционно-воспитательная: Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности и инициативности в работе с использованием деталей  мягкого конструктора. Воспитание гордости за свою страну и достижения  космонавтики

Материалы и оборудование: Мягкий конструктор , макеты  «Солнечная система», «Удивительный космос!»; карта звездного неба, Ободки с эмблемами космонавтов, музыкальное сопровождение, предметные картинки к речевым играм, угощения , индивидуальные зеркала.

Основные этапы

Временные затраты

Действия, деятельность взрослого

Действия, деятельность детей

Оборудование и материалы

1.Организационный момент

3 мин

«Ребята, посмотрите!! Что это такое? (показывает на ободки с эмблемами летчиков-космонавтов).

-А кто летает в космос? Кто такие космонавты? Да, вы правы. И мы сегодня с вами превратимся в летчиков-космонавтов.  

А какими качествами должен обладать космонавт?

 А на чем можно отправиться в космос?

Хорошо! Тогда скорее превращаемся в космонавтов и выполним космическую тренировку.

Дети высказывают  свои

 предположения.

Сильный, смелый, выносливый, отважный, сообразительный, умный, находчивый, бесстрашный, здоровый, тренированный, волевой, целеустремленный..

На ракете, космическом корабле…

Дети надевают ободок – эмблему

Ободки с эмблемами

 космонавтов

2 мин

Музыкальное сопровождение

Все готово для полета                   

Мало времени для взлета              

Ждет ракета всех ребят                 

Дружно все мы встали в ряд         

Поклонились вправо, влево          

Отдадим земной поклон                

Вот ракета полетела                       

Опустел наш космодром.               

руки вперед

руки в стороны

соединить руки над головой

маршируют

наклоны

наклон вперед

прыжки на двух ногах, руки вверху

встали смирно.

музыкальное сопровождение

2. Основная часть

20 минут

Молодцы, ребята! Сразу видно, что вы выносливые, смелые и сильные. А теперь разомнем наши язычки, ведь настоящие летчики-космонавты  обязательно говорят четко, внятно, а помогают им в этом упражнения для языка.
Наш веселый язычок повернулся на бочок.
Смотрит влево, смотрит вправо. 
(Часики)

Язычок наш потянулся, широко нам улыбнулся. (Улыбка)
Зубки он почистил.
 (Почистим зубы)
Блинчик он покушал. 
(Блинчик)

Выпил чаю чашку. (Чашечка)
Запачкался вареньем. 
(Вкусное варенье)
На качелях покачался. 
(Качели)
И на горке покатался. 
(Горка)

Выполняют артикуляционную гимнастику.

Индивидуальные зеркала

И еще мы произнесем чистоговорки.

ЧУ-ЧУ-ЧУ – На Луну лечу!

ОС-ОС-ОС – Полетели в космос!

ДА-ДА-ДА – Ждет далекая звезда!

ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ – До свидания ЗЕМЛЯ!!!!

Повторяют чистоговорки.

А как насчет сообразительности? Это мы сейчас и проверим! Послушайте несколько загадок и отгадайте о чем они?

– Поле голубое – серебром усыпано.

– Синяя шапка вся в заплатках.

– Угли пылают – совком не достать.

   Ночью их видно, а днем не видать!

– Рассыпалось по небу золотое зерно,

   Глянули утром – нет ничего!

– Не хожена дорожка – посыпана горошком.

 Учитель – логопед: Правильно! Это звезды! А почему днем не видно звезд? (они очень далеко и днем солнце затмевает их свет). Ведь солнце это тоже звезда – самая близкая к нам. Наша планета Земля находится в солнечной системе. (Внимание на макет Солнечной системы).

Отгадывают загадки

Макет Солнечной

системы

А чтобы запомнить название планет поиграем с пальчиками (пальчиковая гимнастика)

По порядку все планеты 

Назовет любой из нас:

Раз – Меркурий

Два  – Венера 

Три – Земля

Четыре – Марс

Пять – Юпитер

Шесть – Сатурн

Семь – Уран

Восьмой – Нептун

И девятая притом

Называется Плутон.

Все планета по порядку друг за дружкою стоят.

И, вращаясь вокруг Солнца,

В гости ждут они ребят.

Выполняют пальчиковую гимнастику.

"Раздели на слоги"
Давайте мы с вами попробуем разделить название каждой планеты на слоги.

Отхлопывают количество слогов в каждом слове.

Игра с мячом "Семейка слов".

Учитель – логопед: Ребята, в космосе очень много звезд. Давайте соберем семейку слов к слову "звезда". Я буду бросать вам мяч, а вы образовывать слово.

Как можно назвать звезду ласково?

Если на небе много звезд, какое оно?

Давайте подумаем, как можно назвать космический корабль, летящий к звездам? Не забудьте, что мы образовываем слова от слова "звезда".

Очень хорошо, что вы догадались, это было сложное слово!

Человек, который считает звезды это…

Великолепно!

А как называется явление, когда звезды "падают" с неба?

Верно!

А как можно назвать скопление звезд на небе?

Молодцы! Вот видите, какая большая "семейка" получилась у нас к слову "звезда". Давайте еще раз вспомним все слова. (Звездочка, звездное, звездочет, созвездие, звездолет, звездопад).

Звездочка!

Звездное.

Звездолет

Звездочет

Звездопад.

Созвездие.

предметные картинки к речевым играм

Дидактическая игра "Что лишнее?"

  • Солнце, Луна, лампа.
  • Марс, Сатурн, ракета, Меркурий.

предметные картинки к речевым играм

Игра "Скажи наоборот"
далекий – близкий, взлетать - ...большой - ... улетать - ... темный - ... яркий - ...высокий - включать - ... подниматься - ...

Игра "Сосчитай-ка":Один большой метеорит, два больших метеорита... пять больших метеоритов .Одна яркая звезда ...Одна быстрая ракета ...Один смелый космонавт ...

Как называется научное учреждение для наблюдения за звездами?

Это, ребята, обсерватория! Там находятся разные приборы, которые помогают ученым изучать планеты и звезды. В нашем городе Тольятти тоже есть обсерватория, находится она в Автозаводском районе. Вы можете туда сходить с родителями.

 

Учитель-логопед показывает глобус и спрашивает: А вы знаете что это? 

Правильно! Это глобус –  Модель Земли. Вот так выглядит наша Земля из космоса.

– А этот прибор называется  – телескоп (показ иллюстрации)

 С его помощью изучают звездное небо и определяют расстояние до звезд, открывают новые звезды.  Большие звезды соединяются в созвездия, у которых есть свои имена. А вы знаете названия созвездий? Издавна люди сравнивали созвездия с образами животных и сейчас мы поиграем и попробуем угадать, какое созвездие соответствует какому животному? Дидактическая игра «Соедини созвездие и рисунок животного».

Задание выполним за столами, соединим рисунок животного с его созвездием с помощью карандаша. 

предметные картинки к речевым играм

III.Заключительный

этап.

Рефлексия.

5 минут

Учитель-логопед предлагает каждому ребенку рассказать, на какую планету он  полетит и какое созвездие встретит в своем космическом путешествии.

Дети рассказывают

Учитель – логопед: Ребята! Вы настоящие исследователи космоса, а значит, можете стать космонавтами, если будете много трудиться и хорошо учиться. А вы знаете, чем питаются в невесомости космонавты? Специальной пищей – она для них приготовлена в тюбиках. И сегодня я угощаю вас настоящей космической едой! Что Вам  больше всего понравилось в нашем космическом путешествии? Что было особенно трудным? Во что бы вы хотели поиграть еще? Спасибо.

Ребята принимают угощения ,

 рассказывают о своих впечатлениях.

Угощения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия. Подготовительная к школе группа. Тема: «Мебель».

Конспект индивидуального занятия.Подготовительная к школе группа.Тема: «Мебель».Программное содержание:Цель: Развитие пространственных представлений в макро и микропространстве и развитие представлени...

Конспект подгруппового занятия. Подготовительная к школе группа. Тема: «Мебель».

Конспект подгруппового занятия.Подготовительная к школе группа.Тема: «Мебель».Программное содержание:Цель: Развитие пространственных представлений.Задачи:1.     Продолжать учить ор...

Непосредственно – образовательная деятельность Подготовительная к школе группа. Тема «Удивительная Зима».

Приобщать детей к словесному искусству,  развивать  эмоциональное  восприятие и эстетический  вкус через разные виды детской деятельности....

Конспект занятия познавательному развитию в подготовительной к школе группе тема: «Удивительный песок»

Ознакомление и расширение представлений дошкольников о свойствах песка....

Конспект нестандартного занятия- взаимообучения по рисованию в подготовительной к школе группе Тема: «Удивительное отражение»

В данном занятии использована педагогическая технология «Дети-волонтёры», основной целью которой является создание такой ситуации развития, при которой происходит передача опыта в ест...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию ФЦКМ для подготовительной к школе группе Тема "Удивительные гостьи" с играми ТРИЗ технологии

Цель: обобщение знаний детей о временах года и их характерных признаках.Задачи:Образовательные:- выявлять простейшие причинно-следственные связи;- обобщить знания детей о временах года;- учить видеть ...