Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи Тема «Грибы»
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Цели:

  • расширение представления детей с ОНР о грибах, их строении, видах;
  • развитие речи детей с ОНР …

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе

по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи

Тема «Грибы»

Подготовила:

учитель-логопед: Бром В.С.

.

Образовательная область: Речевое развития

Цели:

  • расширение представления детей с ОНР о грибах, их строении, видах;
  • развитие речи детей с ОНР …

Задачи:

коррекционно-образовательные:

  • закреплять, активизировать и расширять словарь детей по лексической теме : «Грибы», узнавать и называть по картинкам съедобные и несъедобные грибы;
  • закреплять умение детей использовать в речи обобщающее понятие «грибы»;
  • упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно ласкательными суффиксами;

Коррекционно-развивающие:

  • развивать зрительное и слуховое внимание, память,воображение, мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать предметы;
  • развитие связной речи;
  • координация речи и движения, развитие общей моторики.
  • Коррекционно-воспитательные:
  • воспитывать умение вежливо общаться с окружающими;
  • воспитывать бережное отношение к природе

Словарь:

Существительные: боровик, подосиновик, подберезовик, мухомор, лисичка, опята, поганка, грибница, грибник, масленок, сыроежка, гриб, ножка, шляпка, лес, поляна, мох, пень, корзина.

Глаголы: расти, собирать, готовить, резать, сушить, солить, мариновать, стоять, прятаться, краснеть, вырастать.

Прилагательные: белый, красный, рыжий, маленький, старый, съедобный, несъедобный, червивый, грибной (дождь, поляна, год, лес, дружные (опята).

Здоровьесберегающие технологии:

Соблюдать правильную осанку, подвижные упражнение, релаксация – звуки природы

Оборудование: ноутбук, монитор, мольберт, атрибуты: материал: демонстрационные грибы, муляжи грибов, схемы с изображением цикла жизни растений и грибов, манка, глубокие тарелки, ложки.

Предварительная работа:

Чтение стихотворений о грибах, просмотр фильма компании ВВС «Грибы», рассматривание картин и иллюстраций.

Использование ТСО: Мультимедийная презентация «Грибы», «Звуки природы –таинственный лес»

Мотивация : личностная, познавательная, социальная.

Ход занятия:

I. Вводная часть

1. Организационный момент.

Песня.

Ребята, посмотрите на экран, что вы видите? Слайд-2 Да, это грибы. В какое время года обычно собирают грибы? Осенью. А где растут грибы? Конечно в лесу. Как вы думаете, куда мы сейчас отправимся? (в лес за грибами). 2. Сообщение темы. Проблемная ситуация.

Учитель-логопед: Давным давно люди потеряли слово лес. Потеряли и забыли о нем, а слово попало в землю, появились ростки-слова: лесной, лесок, лесоруб, лесовик, лесополоса, перелесок, пролесок. Прислушались люди к звучанию этих слов и поняли, что они похожи, как родственники. На какое слово похожи эти слова? На слово лес. Но, чтобы войти в него нужно произнести пароль-слово родное слову Лес. (дети произносят слова) Вот мы и в лесу. Слайд 3

Как нужно вести себя в лесу? В лесу нужно вести себя спокойно. Не шуметь, чтобы услышать звуки леса.

II Основная часть

Учитель-логопед: Ребята, что вы знаете о грибах? (съедобные и несъедобные) А какие грибы вам известны? Как вы думаете, какой гриб самый главный в лесу?

Дети загадывают загадки.

Плотный, крепкий, статный.

В шляпе бурой и нарядной

Это гордость всех лесов

Настоящий царь грибов. (белый гриб) слайд 4

Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек

В шляпках разноцветных

Издали заметных

Собирай не мешай – это (сыроежки) слайд 5

Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых

Меня увидишь за версту

Зовусь я (подосиновик) слайд 6

Серенькие шапки

Рябенькие ножки

Под березою растут

Как их зовут? (подберезовик) слайд 7

Ходим в рыженьких беретах

Осень в лес приносим летом

Очень дружные сестрички

Называемся (лисички) слайд 8

Учитель-логопед: К живой или неживой природе относятся грибы? Почему? К какому миру живой природы можно отнести грибы: к миру растений или к миру животных? Какие части растений вам известны? (Схема растений) слайд 9 Есть ли такие части у грибов (схема сравнения растения и грибы) слайд 10 Можно ли с уверенностью отнести грибы к миру растений? А к миру животных? Так, что же такое грибы? Да, ребята, грибы это особый, чудесный мир природы. Ученые утверждают, что грибы - особые живые существа и неживотные и не растения. Вот и получается, что грибы - особое лесное чудо. Кто может сказать какую полезную для леса работу делают грибы?

Подвижное упражнение: (Выполняют с муз. рук.) Игра «Грибники»

Учитель – логопед: игра «Что приготовим?». (по картинкам)

Как много грибов вы собрали, молодцы, а, что можно приготовить из грибов? Давайте поиграем. Берите картинки и называйте блюдо, которое можно приготовить из грибов.

Дети: Я приготовлю грибной суп. Я приготовлю грибной пирог. Я приготовлю грибной салат. Я приготовлю пиццу с грибами. Я приготовлю рис с грибами Я приготовлю грибную запеканку Я приготовлю рулет с грибами Я приготовлю грибные котлеты

Учитель-логопед: Если вы собирали грибы, как вы это делали: срезали, выкручивали из земли или просто вырывали? Настоящие грибники, те, кто часто собирает грибы и всегда соблюдают правила. Они собирают грибы так, чтобы не навредить лесу, природе. Знаете ли вы такие правила, почему их нужно соблюдать. Правила сбора грибов

• Никогда не собирай грибы без взрослых;

• Собирать следует только знакомые грибы;

• Не собирай грибы в черте города и вблизи дорог;

• Не бери старые, перезревшие грибы;

• Срезай грибы ножом, не повреждая нижнюю часть плодового тела;

Не раскапывай землю вокруг грибов, иначе можно повредить грибницу слайд 11

Учитель-логопед: Из каких частей состоит гриб? (шляпка, ножка) Шляпка на ножке это не весь гриб. Это только та его часть, которая находится над землёй, которую мы видим. Вам знакомо слово мицелий? Это корень гриба. Он еще называется грибницей. Тоненькие белые нити грибницы на которых вырастают грибы находятся в земле. Эти нити похожи на тонкое кружево. Вот по этим нитям из земли к грибам поступают вода и питательные вещества. Если человек при сборе грибов ворошит палкой листья, разрывает мох, землю. Тонкие белые нити рвутся грибница разрушается. И на следующий год в этом месте грибы уже не вырастают. Запомните и это правило обязательно! Кроме того без «одеяла», что подразумевается по словом «одеяло»? Без листьев, мха и земли грибница высыхает. Если грибницу беречь она может прожить сто лет. Посмотрите на экран, как называются эти грибы (сыроежка, подосиновик) слайд 12 Посмотрите у подосиновика на шляпку снизу, у одних грибов снизу трубочки словно губка, а у других пластинки словно гармошка. На этих трубочках находятся споры-семена грибов похожие на крупиночки (для показа использовать манку) Они разносятся дождем и ветром на новые места и прорастают тоненькой ниточкой. (дуем на манку) Грибница растет потом на ней появляются грибы под шляпками которых снова образуются споры и все повторяется. (схема жизненного цикла гриба) слайд 13 Следующее правило опасные ядовитые грибы не нужно собирать или сбивать ногой. Почему? Ядовитые грибы не годятся в пищу людям, но их с удовольствием съедят лоси. Если попадется червивый гриб, вялый не спешите пинать его ногой это же кладовая будущих грибов. Что случится если исчезнут все грибы? Нужны ли грибы еще кому ни будь кроме людей? Давайте вспомним, какие звери запасают на зиму грибы. (белка, барсук, еж) Едят грибы, в том числе и несъедобные сороки, лоси, олени и некоторые мыши. Для человека мухомор очень опасный гриб (ситуация) А еще, ребята в грибах откладывают свои личинки некоторые насекомые. Нельзя трогать ядовитые грибы, потому, что они дружат с деревьями.

Игра «Дружба деревьев с грибами»

Учитель-логопед: Как вы думаете, почему грибы селятся возле разных деревьев? (грибы помогаю расти деревьям, а деревья помогают грибам получать питательные вещества)

Игра «Скажи ласково»

Учитель-логопед: Поиграем в игру «Скажи ласково» Как назвать ласково…

1. Крепкий боровик – крепенький боровичок 2. Липкий масленок – липкинький масленочек 3. Красный мухомор – красненький мухоморчик 4. Белый гриб – беленький грибочек 5. Рыжие лисички – рыженькие лисички 6. Тонкий опенок – тоненький опеночек 7. Разноцветная сыроежка – разноцветненькая сыроежечка 8. Бледная поганка - бледненькая поганочка

Учитель-логопед: Давайте повторим правила сбора грибов:

Грибы бывают очень разные: ядовитые опасные для человека и неядовитые

Нельзя трогать, собирать не знакомые грибы.

В природе нужны все грибы: их едят животные, с ними дружат деревья.

Ко всем грибам нужно относится бережно.

В поисках грибов нельзя разгребать палкой мох, чтобы не повредить грибницу

Исследовательская работа.

Учитель-логопед: На земле встречаются разные грибы и не все они имеют привычную для нас шляпку и ножку. Есть такие маленькие что без микроскопа или лупы их трудно увидеть. Плесень на варенье или хлебе это тоже грибы. Из некоторых видов плесневелых грибов получают лекарства спасающие людей от смерти. (рассматриваем плесень) Без грибов невозможно было бы получить кефир или испечь пирог. Дрожжи, которые мы кладем в тесто, чтобы они поднялись это тоже грибы, только микроскопические. Попадают дрожжи во влажную среду и оживают. (исследуем сухие дрожжи)

Дети насыпают дрожжи в емкости с теплой водой размешивают и ставят на время в теплое место.

Учитель-логопед: Пока наши дрожжи подходят, мы с вами сделаем графический диктант. (2 клетки вправо,2 клетки по диагонали вправо вниз, 1 клетка вниз, 2 клетки влево, 3 клетки вниз, 2 клетки влево, 3 клетки вверх, 2 клетки влево,1 клетка вверх, 2 клетки по диагонали в право вверх.) Ребята, что у нас получилось? (гриб) Давайте посмотрим, как наши дрожжи?

III. Заключительная часть.

1. Итог занятия.

- Где вы были? (мы были в лесу). О чем мы с вами говорили сегодня? Что нового вы узнали о грибах.

Рефлексия:

Выберите смайлики: веселый – если у вас хорошее настроение, грустный – если вам немного грустно. Ребята, вы молодцы. Хорошо работали.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Грибы»

Слайд 3

Тихая осень явилась на землю неслышно, Нас восхищая красой светлоокой небес. Вновь в одеянии и многоцветном и пышном, Как заиграл всеми жаркими красками лес!

Слайд 10

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-граммматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР. Тема: домашние животные.

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-граммматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР. Материал по теме: домашние животн...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми с ОНР в подготовительной к школе группе по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи с использованием технологии «Дидактический синквейн» по теме «Деревья осенью"

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми с ОНР в подготовительной к школе группе по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи с использованием технолог...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по формированию лексико-грамматического строя речи на материале лексической темы "Осень. Покров" Тема: "Хозяйка Осень."

В конспекте отражена работа с детьми подготовительной к школе группы по формированию лексико-грамматического строя речи на материале лексической темы  "Осень. Покров"  Определена ц...

Перспективный план работы по формированию лексико– грамматических категорий, обучению грамоте и развитию связной речи в логопедической группе №8 (2019-2020 уч.год )

Перспективный план  работы по формированию лексико– грамматических категорий, обучениюграмоте и развитию связной речи в логопедической группе №8(2019-2020 уч.год )...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи. Тема «Наше тело. Предметы личной гигиены.» (подготовительная группа)

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи.Тема «Наше тело. Предметы личной гигиены.» ...