Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи на тему: «Школа. Школьные принадлежности».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Разумец Александра Владимировна

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе

по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи

на тему: «Школа. Школьные принадлежности».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе

по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи

на тему: «Школа. Школьные принадлежности».

Цель: создание условий для совершенствования лексико-грамматического строя речи по теме «Школа. Школьные принадлежности».

Задачи:

I. Коррекционно-образовательные:

1. Расширять  и уточнять словарь по  теме «Школа. Школьные принадлежности»

2. Упражнять в правильном образовании существительных с уменьшительно-ласкательным значением через игру с мячом.

3. Упражнять в правильном согласовании имени существительного с  числительным.

4. Закреплять навык подбора  антонимов.

5. Совершенствовать навык подбора родственных слов к слову «школа».

6. Обогащать и расширять знаний детей  о правилах поведения,  об этикете в школе.

II. Коррекционно-развивающие:

Развивать у детей:

- речевую активность, диалогическую речь через вопросы – ответы в беседе.

- зрительное и слуховое внимание.

- мышление, коммуникативные способности, осуществлять контроль над автоматизацией поставленных звуков в речи.

- умение согласовывать речь с движением через выполнение игровых упражнений.


III. Коррекционно-воспитательные:

1. Формировать у детей навыки сотрудничества, самоконтроля, доброжелательности, отзывчивости.

2. Воспитывать умение работать и играть в коллективе.

Предварительная работа    

1. Рассматривание предметных картинок с изображением школьных приндлежностей.

2. Беседа о школе, о правилах поведения в ней.

3. Дидактические игры: «Скажи ласково», «Какой? Какая? Какое?», «Отгадай предмет по описанию».

4. Отгадывание загадок на тему «Школа. Школьные принадлежности».

5. Разучивание физкультминутки.

Материалы и оборудование

1. Школьные принадлежности:  карандаш, тетрадь, ручка, пенал, книга.

2. Портфель, рогатка, утюг, подушка.

3. Колокольчик.

4. Карточки с примерами по количеству детей.

5. Мяч.

6. Карточки с правилами поведения в школе по количеству детей.

7. Шнурок.

8. Мультимедийное оборудование.

9. Презентация

10. Музыкальный проигрыватель.

Ход

- Ребята, я знаю, что очень скоро вы пойдёте в 1 класс! В школе вы узнаете еще много нового и интересного, многому вы сможете научиться! Ребята, а вы по детскому саду будете скучать?

- У меня в руках волшебные нитки. Сейчас мы с вами будем передавать его друг другу и рассказывать, почему вы любите детский сад (Я люблю детский сад, потому что в нем весело).

- Как много хорошего вы сказали о своем детском саде и вашей группе, и все ваши воспоминания сплелись в этом клубочке. Давайте мы его с вами подарим вашим воспитателям (А.В. и Е.В.), чтобы они никогда вас не забывали.

- Ой, ребята, нам пришло видео сообщение. Посмотрим?

На экране Баба Яга. «Здравствуйте, ребята! Услыхала я, что вы в школу собираетесь! У меня есть внучка Ягулька, толковая такая! Бестолковая!

Ей уж не 15 лет… А ума - то нет, как нет. Вот и решила я ее тоже в школу отправить, уму-разуму учиться. Да вот боюсь, пропадет она там без меня, потому что ничего про школу-то не знает! Ребята, помоги ей, пожалуйста, узнать побольше про школу».

- Ребята, ну что поможем Ягульке? А как мы сможем ей помочь?

- Сегодня я вам предлагаю вам поиграть в школу и проверить, хорошо ли вы к ней готовы, а заодно и Ягульке все о ней расскажем. А, кстати, где она?

Входит Ягулька, тащит рюкзак

Фу ты, батюшки, устала.

Наконец-то прискакала!

Логопед:

- Здравствуй, Ягулька!

Ягулька:

- Здрасьте! Я про время позабыла, чуть урок не пропустила!

- Ничего страшного, мы только начинаем. Я вижу, ты уже готова к школе…

Ягулька:

- Да, я и портфель уж собрала, взяла все необходимое. Вот смотрите… (начинает выкладывать предметы на стол: рогатка, утюг, подушка).

Логопед:

- Ребята, как выдумаете, все эти предметы нужны в школе?

Дети: 

- Нет.

Логопед:

- А что нам может понадобиться в школе? (Ручка, тетрадь, книга).

- А как мы все эти предметы можем назвать одним словом? (Школьные принадлежности).

Ягулька:

- А где ж их взять-то… (ответы детей).

Логопед:

- Ребята, я предлагаю вам отгадать загадки, за каждый правильный ответ вы получите один предмет, который пригодится  Ягульке в школе.

Если ты его отточишь,

Нарисуешь, все, что хочешь.

Солнце, море, горы, пляж.

Что же это?...КАРАНДАШ

То я в клетку, то в линейку,

Написать на мне сумей-ка.

Можешь и нарисовать.

Что такое я? …ТЕТРАДЬ

Я с собой её ношу,

Всё, что нужно, напишу.

Замечательная штучка

Самопишущая… (Ручка)

Он для ручек домом стал.

Называется… (Пенал)


У сосны и ёлки листики – иголки.

А на каких листочках растут слова и строчки?

Ягулька: Ой, спасибо вам, ребята, я и не знала, что именно эти предметы мне понадобятся!

Логопед: Молодцы, ребята, вот мы с вами и собрали все школьные принадлежности, которые помогут Ягульке хорошо учиться.

А сейчас слушайте еще одну загадку

Он кричит: «На перемену

Торопитесь непременно.

А теперь вам на урок!» —

Сообщает нам… (Звонок)

Логопед (звенит в колокольчик):

- Ребята и Ягулька, начинается урок, присаживайтесь на свои места. Начинается первый урок математики

- На этом уроке мы с вами будем считать школьные принадлежности, которые нам пригодятся в школе.

Счет по карточкам (ответ каждого ребёнка)

5+1 (6карандашей)

5+1 (6 ручек)

6+1 (7 резинок)

5+1 (6 линеек)

5+1  (5 книг)

3+1 (4 кисточки)

4+1 (5 точилок).

6+1 (7 пеналов)

Ягулька дергает впереди сидящего ребенка и просит помочь решить пример

5+1  (6 тетрадей) Ягульке

Ягулька: Зачем мне столько много, ведь  руки всего две. Я как это все в школу понесу?

- Молодцы! На уроке математики не только решают примеры, но сравнивают разные предметы. Ребята, как вы думаете, вы справитесь с этим заданием? Тогда внимание на экран. Я предлагаю вам сравнить предметы:

1. Линейка длинная, а карандаш..

2. Книга толстая, а тетрадь…

3. Эта тетрадь чистая, а эта …

4. Портфель тяжелый, а альбом….

5. Желтый карандаш острый, а красный…

6. Отличник веселый, а двоечник…

7. Этот учебник новый, а тот …

8. Пенал большой, а резинка …

9. Пять хорошая оценка, а два…

Звенит колокольчик.

Перемена:

Раз, два, три, раз, два, три — 
(движение по кругу спортивным шагом)
В гости в школу мы пришли.
На носочки мы встаём — 
(ходьба на носках)
И растём, растём, растём — руки 
(медленное поднимание рук вверх)
Мы встаём и приседаем — 
(дети поочерёдно приседают и встают)
И нисколько не устанем.
Мы немножко подрастём — 
(наклоны туловища влево — вправо)
В школу с радостью пойдём —
(все шагаю по кругу).

Скоро в школу мы  пойдём,

И портфель с собой возьмём.

В школе будем мы читать,

Будем ручками писать.

Физкультурой заниматься,

На «отлично» все стараться!

Звенит колокольчик на урок грамоты.

Логопед:

- Ребята, начинается урок грамоты. Посмотрите внимательно на доску  - перед вами ребус. Вам нужно по первым звукам каждого слова, прочесть зашифрованное слово. (ШКОЛА). А сейчас подберите родственные слова к слову «школа».

Школа – школьник, школьница, дошкольники, пришкольный участок, школьная столовая.

Ягулька: Да-а-а! Есть у вас чему учиться,

Можно только подивиться! (Чешет затылок, вздыхает)

Перемена

- На перемене я предлагаю вам поиграть с мячом в игру. Я называю слово — предмет и кидаю одному из вас мяч. Поймавший мяч, называет это слово ласково.
Краски-…,  карандаш-, тетрадь-, книга-, линейка-, пенал-, кисть-, резинка-, , скрепка -, кнопка

Логопед:

- Ну а сейчас,  ребята и наша дорогая Ягулька, у нас урок Этикета.

- А вы знаете, что такое этикет?

Этикет – это правила поведения, например,  в школе, за столом, в общественных местах.

Вот ты, Ягулька, сегодня на наших уроках соблюдала правила этикета?

Ягулька:

- Конечно, я вот нарядная пришла – в школу!

Логопед:

- Ребята, а вы знаете правила поведения в школе? Тогда давайте расскажем нашей Ягульке, что же она делала неправильно.

Дети подходят к столу, берут картинку и рассказывают, логопед сшивает их в книжечку.

Логопед:

- Вот такая памятка с правилами поведения в школе у нас получилась. Мы ее тебе Ягулька подарим, чтобы ты никогда их не забывала.

Ягулька:

- Так я теперь точно лучшей ученицей буду. Спасибо вам, ребята, побегу бабулю Ягулю обрадую.

Логопед:

- Ребята, как вы думаете, мы помогли Ягульке узнать много нового о школе? Кто вспомнит, как мы ей помогали? (Ответы детей) Правильно. А какая из игр вам больше всего понравилась? (Ответы детей). А что бы вы хотели повторить?

- Молодцы, ребята! Вы справились со всеми заданиями, показали готовность к школе, помогли Ягульке. У нее теперь есть все необходимые принадлежности для учебы, но самое главное – это знания, которые она получила сегодня на нашем занятии и желание учиться.

— Сегодня мы с вами играли в школу. Я благодарю вас за помощь, вы настоящие друзья, многому научились и можете смело идти в школу, и я искренне верю, что вы будете учиться только на четыре и пять. На этом наше занятие заканчивается, скажите нашим гостям «До свидания».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ФФН по лексической теме "Одежда и обувь"

Цель: Развитие связной речиЗадачи:упражнять детей в образовании относительных прилагательных;упражнять детей в правильном образовании форм родительного падежа множественного числа;упражнять в правильн...

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи на тему: «Путешествие в страну умных игр» для детей подготовительного к школе возраста

Конспект НОДпо формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи на тему: «Путешествие в страну умных игр» для детей подготовительного к школе возраста...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств и развитию связной речи на теме: "Мой город Саранск"

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств и развитию связной речи на тему: "Мой город Саранск"...

Конспект познавательно-речевого занятия, разработан на основе адаптированной методики по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи у детей 6-7 лет с ОНР Т.А. Ткаченко. Тема: «Пуговичная история»

Конспект  познавательно-речевого занятия, разработан на основе адаптированной методики по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи у детей 6-7 лет с ОНР  Т.А...