Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи на тему: «Школа. Школьные принадлежности».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе
по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи
на тему: «Школа. Школьные принадлежности».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе
по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи
на тему: «Школа. Школьные принадлежности».
Цель: создание условий для совершенствования лексико-грамматического строя речи по теме «Школа. Школьные принадлежности».
Задачи:
I. Коррекционно-образовательные:
1. Расширять и уточнять словарь по теме «Школа. Школьные принадлежности»
2. Упражнять в правильном образовании существительных с уменьшительно-ласкательным значением через игру с мячом.
3. Упражнять в правильном согласовании имени существительного с числительным.
4. Закреплять навык подбора антонимов.
5. Совершенствовать навык подбора родственных слов к слову «школа».
6. Обогащать и расширять знаний детей о правилах поведения, об этикете в школе.
II. Коррекционно-развивающие:
Развивать у детей:
- речевую активность, диалогическую речь через вопросы – ответы в беседе.
- зрительное и слуховое внимание.
- мышление, коммуникативные способности, осуществлять контроль над автоматизацией поставленных звуков в речи.
- умение согласовывать речь с движением через выполнение игровых упражнений.
III. Коррекционно-воспитательные:
1. Формировать у детей навыки сотрудничества, самоконтроля, доброжелательности, отзывчивости.
2. Воспитывать умение работать и играть в коллективе.
Предварительная работа
1. Рассматривание предметных картинок с изображением школьных приндлежностей.
2. Беседа о школе, о правилах поведения в ней.
3. Дидактические игры: «Скажи ласково», «Какой? Какая? Какое?», «Отгадай предмет по описанию».
4. Отгадывание загадок на тему «Школа. Школьные принадлежности».
5. Разучивание физкультминутки.
Материалы и оборудование
1. Школьные принадлежности: карандаш, тетрадь, ручка, пенал, книга.
2. Портфель, рогатка, утюг, подушка.
3. Колокольчик.
4. Карточки с примерами по количеству детей.
5. Мяч.
6. Карточки с правилами поведения в школе по количеству детей.
7. Шнурок.
8. Мультимедийное оборудование.
9. Презентация
10. Музыкальный проигрыватель.
Ход
- Ребята, я знаю, что очень скоро вы пойдёте в 1 класс! В школе вы узнаете еще много нового и интересного, многому вы сможете научиться! Ребята, а вы по детскому саду будете скучать?
- У меня в руках волшебные нитки. Сейчас мы с вами будем передавать его друг другу и рассказывать, почему вы любите детский сад (Я люблю детский сад, потому что в нем весело).
- Как много хорошего вы сказали о своем детском саде и вашей группе, и все ваши воспоминания сплелись в этом клубочке. Давайте мы его с вами подарим вашим воспитателям (А.В. и Е.В.), чтобы они никогда вас не забывали.
- Ой, ребята, нам пришло видео сообщение. Посмотрим?
На экране Баба Яга. «Здравствуйте, ребята! Услыхала я, что вы в школу собираетесь! У меня есть внучка Ягулька, толковая такая! Бестолковая!
Ей уж не 15 лет… А ума - то нет, как нет. Вот и решила я ее тоже в школу отправить, уму-разуму учиться. Да вот боюсь, пропадет она там без меня, потому что ничего про школу-то не знает! Ребята, помоги ей, пожалуйста, узнать побольше про школу».
- Ребята, ну что поможем Ягульке? А как мы сможем ей помочь?
- Сегодня я вам предлагаю вам поиграть в школу и проверить, хорошо ли вы к ней готовы, а заодно и Ягульке все о ней расскажем. А, кстати, где она?
Входит Ягулька, тащит рюкзак
Фу ты, батюшки, устала.
Наконец-то прискакала!
Логопед:
- Здравствуй, Ягулька!
Ягулька:
- Здрасьте! Я про время позабыла, чуть урок не пропустила!
- Ничего страшного, мы только начинаем. Я вижу, ты уже готова к школе…
Ягулька:
- Да, я и портфель уж собрала, взяла все необходимое. Вот смотрите… (начинает выкладывать предметы на стол: рогатка, утюг, подушка).
Логопед:
- Ребята, как выдумаете, все эти предметы нужны в школе?
Дети:
- Нет.
Логопед:
- А что нам может понадобиться в школе? (Ручка, тетрадь, книга).
- А как мы все эти предметы можем назвать одним словом? (Школьные принадлежности).
Ягулька:
- А где ж их взять-то… (ответы детей).
Логопед:
- Ребята, я предлагаю вам отгадать загадки, за каждый правильный ответ вы получите один предмет, который пригодится Ягульке в школе.
Если ты его отточишь,
Нарисуешь, все, что хочешь.
Солнце, море, горы, пляж.
Что же это?...КАРАНДАШ
То я в клетку, то в линейку,
Написать на мне сумей-ка.
Можешь и нарисовать.
Что такое я? …ТЕТРАДЬ
Я с собой её ношу,
Всё, что нужно, напишу.
Замечательная штучка
Самопишущая… (Ручка)
Он для ручек домом стал.
Называется… (Пенал)
У сосны и ёлки листики – иголки.
А на каких листочках растут слова и строчки?
Ягулька: Ой, спасибо вам, ребята, я и не знала, что именно эти предметы мне понадобятся!
Логопед: Молодцы, ребята, вот мы с вами и собрали все школьные принадлежности, которые помогут Ягульке хорошо учиться.
А сейчас слушайте еще одну загадку
Он кричит: «На перемену
Торопитесь непременно.
А теперь вам на урок!» —
Сообщает нам… (Звонок)
Логопед (звенит в колокольчик):
- Ребята и Ягулька, начинается урок, присаживайтесь на свои места. Начинается первый урок математики
- На этом уроке мы с вами будем считать школьные принадлежности, которые нам пригодятся в школе.
Счет по карточкам (ответ каждого ребёнка)
5+1 (6карандашей)
5+1 (6 ручек)
6+1 (7 резинок)
5+1 (6 линеек)
5+1 (5 книг)
3+1 (4 кисточки)
4+1 (5 точилок).
6+1 (7 пеналов)
Ягулька дергает впереди сидящего ребенка и просит помочь решить пример
5+1 (6 тетрадей) Ягульке
Ягулька: Зачем мне столько много, ведь руки всего две. Я как это все в школу понесу?
- Молодцы! На уроке математики не только решают примеры, но сравнивают разные предметы. Ребята, как вы думаете, вы справитесь с этим заданием? Тогда внимание на экран. Я предлагаю вам сравнить предметы:
1. Линейка длинная, а карандаш..
2. Книга толстая, а тетрадь…
3. Эта тетрадь чистая, а эта …
4. Портфель тяжелый, а альбом….
5. Желтый карандаш острый, а красный…
6. Отличник веселый, а двоечник…
7. Этот учебник новый, а тот …
8. Пенал большой, а резинка …
9. Пять хорошая оценка, а два…
Звенит колокольчик.
Перемена:
Раз, два, три, раз, два, три —
(движение по кругу спортивным шагом)
В гости в школу мы пришли.
На носочки мы встаём —
(ходьба на носках)
И растём, растём, растём — руки
(медленное поднимание рук вверх)
Мы встаём и приседаем —
(дети поочерёдно приседают и встают)
И нисколько не устанем.
Мы немножко подрастём —
(наклоны туловища влево — вправо)
В школу с радостью пойдём —
(все шагаю по кругу).
Скоро в школу мы пойдём,
И портфель с собой возьмём.
В школе будем мы читать,
Будем ручками писать.
Физкультурой заниматься,
На «отлично» все стараться!
Звенит колокольчик на урок грамоты.
Логопед:
- Ребята, начинается урок грамоты. Посмотрите внимательно на доску - перед вами ребус. Вам нужно по первым звукам каждого слова, прочесть зашифрованное слово. (ШКОЛА). А сейчас подберите родственные слова к слову «школа».
Школа – школьник, школьница, дошкольники, пришкольный участок, школьная столовая.
Ягулька: Да-а-а! Есть у вас чему учиться,
Можно только подивиться! (Чешет затылок, вздыхает)
Перемена
- На перемене я предлагаю вам поиграть с мячом в игру. Я называю слово — предмет и кидаю одному из вас мяч. Поймавший мяч, называет это слово ласково.
Краски-…, карандаш-, тетрадь-, книга-, линейка-, пенал-, кисть-, резинка-, , скрепка -, кнопка
Логопед:
- Ну а сейчас, ребята и наша дорогая Ягулька, у нас урок Этикета.
- А вы знаете, что такое этикет?
Этикет – это правила поведения, например, в школе, за столом, в общественных местах.
Вот ты, Ягулька, сегодня на наших уроках соблюдала правила этикета?
Ягулька:
- Конечно, я вот нарядная пришла – в школу!
Логопед:
- Ребята, а вы знаете правила поведения в школе? Тогда давайте расскажем нашей Ягульке, что же она делала неправильно.
Дети подходят к столу, берут картинку и рассказывают, логопед сшивает их в книжечку.
Логопед:
- Вот такая памятка с правилами поведения в школе у нас получилась. Мы ее тебе Ягулька подарим, чтобы ты никогда их не забывала.
Ягулька:
- Так я теперь точно лучшей ученицей буду. Спасибо вам, ребята, побегу бабулю Ягулю обрадую.
Логопед:
- Ребята, как вы думаете, мы помогли Ягульке узнать много нового о школе? Кто вспомнит, как мы ей помогали? (Ответы детей) Правильно. А какая из игр вам больше всего понравилась? (Ответы детей). А что бы вы хотели повторить?
- Молодцы, ребята! Вы справились со всеми заданиями, показали готовность к школе, помогли Ягульке. У нее теперь есть все необходимые принадлежности для учебы, но самое главное – это знания, которые она получила сегодня на нашем занятии и желание учиться.
— Сегодня мы с вами играли в школу. Я благодарю вас за помощь, вы настоящие друзья, многому научились и можете смело идти в школу, и я искренне верю, что вы будете учиться только на четыре и пять. На этом наше занятие заканчивается, скажите нашим гостям «До свидания».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгруппового занятия для детей с ОНР в подготовительной к школе группе по формированию лексико – грамматических категорий и развитию связной речи тема: рассказ М. М. Зощенко «Великие путешественники»
Приложение к презентации открытого занятия, посвящённого Всероссийскому открытому уроку чтения...
Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе по формированию лексико-грамматического строя языка и связной речи. Тема: «Профессии»
цель занятия - закрепить знания детей о профессиях....
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ФФН по лексической теме "Одежда и обувь"
Цель: Развитие связной речиЗадачи:упражнять детей в образовании относительных прилагательных;упражнять детей в правильном образовании форм родительного падежа множественного числа;упражнять в правильн...
Конспект НОД по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи на тему: «Путешествие в страну умных игр» для детей подготовительного к школе возраста
Конспект НОДпо формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи на тему: «Путешествие в страну умных игр» для детей подготовительного к школе возраста...
Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи Тема «Грибы»
Цели: расширение представления детей с ОНР о грибах, их строении, видах;развитие речи детей с ОНР &helli...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств и развитию связной речи на теме: "Мой город Саранск"
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств и развитию связной речи на тему: "Мой город Саранск"...
Конспект познавательно-речевого занятия, разработан на основе адаптированной методики по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи у детей 6-7 лет с ОНР Т.А. Ткаченко. Тема: «Пуговичная история»
Конспект познавательно-речевого занятия, разработан на основе адаптированной методики по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи у детей 6-7 лет с ОНР Т.А...