Сценарий логопедического досуга для детей старших групп компенсирующей направленности
материал по логопедии (старшая группа)
Сценарий логопедического досуга для детей старших групп компенсирующей направленности
«Международный день родного языка»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
den_rodnogo_yazyka.docx | 82.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий логопедического досуга для детей старших групп компенсирующей направленности
«Дюймовочка 1», «Дюймовочка 2»
«Международный день родного языка»
Составила: учитель-логопед Шатохина Е.Ю.
Международный день родного языка достаточно молодой праздник – отмечается каждый год с февраля 2000 года с целью привлечения внимания к родному языку. Это актуально уже в дошкольном возрасте, особенно у детей, имеющих нарушения речи.
Цель: Познакомить детей с «Международным днем родного языка». Воспитывать уважение и любовь к родному языку.
Задачи:
- Формировать понятие «родной язык», воспитывать у детей интерес к родному языку.
- Упражнять детей в придумывании родственных слов.
- Обогащать речь детей пословицами, поговорками.
- Через участие в досуге помочь детям раскрепоститься, приобрести опыт публичных выступлений, обогатить воспитанников новыми эмоциями, доставить удовольствие.
- Развивать выразительность речи через театрализованную деятельность.
- Формировать интегративные качества: любознательность, активность, самостоятельность.
Оборудование: слайдовая презентация «День родного языка», проектор, ларец с книгами, атрибуты для игр.
Речевой материал: родной язык, залатай, спозаранку, давеча, горница, вприкуску, снег – снеговик – снежинки – снегоход; русские народные пословицы и поговорки.
Предварительная работа: просмотр мультфильма: «Домовёнок Кузя», чтение и обсуждение русских народных пословиц и поговорок, разучивание стихотворений.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Дети под музыку входят в зал, садятся на стульчики.
Дети:
Есть у каждого язык,
Что родной навеки,
Без родного языка
Нету человека!
Мы поём им, говорим,
С самого рожденья,
И к родному языку
Есть большое рвенье.
Ведущий: Здравствуйте ребята, и дорогие гости. Когда мы используем в своей речи слова - друзья, наша речь становится точной, яркой, выразительной, интересной. А что нам помогает общаться? (язык). В феврале каждый год, в нашей стране отмечается Международный день родного языка.
Ребёнок:
День родного языка,
Отмечает вся земля,
В этот день календаря
Мы желаем вам друзья:
Удачи да везенья!
Успехов и веселья!
На земном шаре существует очень много языков.
Ребята, это наша планета, она называется – Земля (показ на экране). На Земле живут люди разных национальностей и говорят они на разных языках.
Например, вот здесь страна Франция (показ на экране). Там живут французы и говорят они на французском языке.
А вот здесь страна Китай (показ на экране). Живут там китайцы, там говорят люди на китайском языке.
А в Англии живут англичане, и они разговаривают на английском языке.
Слайд 3.
А это наша страна - Россия (показ на экране). Россия очень большая страна.
Здесь проживают люди разных национальностей и у каждого народа есть свой родной язык. Ещё когда вы только родились и были совсем маленькими, ваши мамочки напевали вам колыбельные песни на вашем родном языке. А как вы понимаете, что такое родной язык? (на котором мы говорим). А на каком языке мы разговариваем? (на русском) Родной язык – это тот язык, на котором говорят наши мамы, папы, бабушки и дедушки. Без языка не существовал бы мир. Как рыба не может жить без воды, так человек не может существовать без языка.
В международный день родного языка все языки признаются равными, потому что каждый из них уникальным образом отвечает предназначению человека, и каждый представляет живое наследие, к которому мы должны серьезно относиться и оберегать. Родной язык надо знать и беречь.
Богат и красив наш русский язык. В нём столько слов, с помощью которых мы можем составлять рассказы, сочинять стихи и просто общаться!
Русский язык – один из самых древних языков в мире и назывался он: язык Руссов или Старославянский язык. Из тех древних веков дошли до нас слова мудрёные, непонятные – вот о них мы сегодня с вами и поговорим.
Артикуляционная гимнастика:
Ребята, наши язычки не привыкли проговаривать старинные слова, а, чтобы им было легко, давайте с вами сделаем гимнастику.
Проснулся язычок спозаранку (очень рано), потянулся, выглянул на улицу. | «Иголочка» |
Посмотрел на часы и подумал: «Вставать, однако, пора!» | «Часики» |
Давеча (недавно) с маляром договаривались, потолок в горнице (комнате) покрасить. А вот и сам маляр пришёл: сделали дело – можно и гулять смело! | «Маляр» |
Запрягли они лошадку, да поехали кататься. | «Лошадки» |
По дороге домой купили вкусного варенья. | «Вкусное варенье» |
А дома налили чай в красивые чашечки и стали пить его вприкуску с вареньем. | «Чашечка» |
Молодцы, ребята! Размяли наши язычки, теперь нам легко будет проговаривать каждое слово. Я хочу предложить вам послушать старинные слова и попробовать отгадать, что они обозначают.
Игра: «Послушай и отгадай»
- Алтын – три копейки.
- Балакать – говорить, болтать, молоть чепуху.
- Ватажиться – вести знакомство, знать друг друга, общаться друг с другом.
- Ветошь – тряпки, обрывки тканей для мытья чего-то.
- Горка – этажерка в форме пирамиды для дорогой посуды.
- Душегрейка – тёплая короткая кофта или стёганка, со сборками сзади.
- Жалейка – дудочка из ивовой коры.
- Кныш – хлеб, испеченный из пшеничной муки, который едят горячим.
- Мурава – трава, муравчатый – поросший травой.
- Перст – палец.
- Рушник – вышитое полотенце.
- Черевички – женские башмачки на каблучках и с острым носом.
Ведущий: Сегодня на нашем празднике мы узнаем о представителях разных народов.
Под музыку в зал заходит воспитатель в русском костюме:
Гостья из России: Здравствуйте! Богат и красив наш русский язык! В нём столько слов, это родной язык Пушкина, Толстого, Гоголя, чьи сказки мы с вами часто читаем. Любите свою Родину, свой язык, свой народ!
В день родного языка, Вам его хранить желаю. Чтобы речь была легка,
Бранных слов, не повторяя,
Говорите хорошо -
Слово доброе приятно!
Для того язык пришел,
Чтоб на нем общаться внятно.
Ведущий: Ребята, назовите пословицы и поговорки, в которых речь идёт о языке.
Дети:
- Язык до Киева доведёт.
- Язык без костей, что хочет, то и лопочет.
- Язык мой - враг мой.
- Языком не спеши – спеши делом.
- Слушай больше, а говори меньше.
Гостья из России: А сейчас давайте поиграем.
Русская народная игра «Гори, гори ясно».
Ведущий: Ребята, у русского народа много не только игр, но и песен. Сейчас мы исполним хоровод.
Гостья из России: В России русский язык является языком межнационального общения. Но есть ещё и язык международного общения - английский. В любой стране мира изучают и знают английский язык, куда бы вы ни поехали в путешествие, английский язык ваш главный помощник.
Под музыку входит гостья из Англии, приветствует детей: Хеллоу! Предлагает поиграть с детьми в английскую игру:
«Давайте все делать, как я» (озвученная, фонограмма плюс)
Дети:
Языков так в мире много,
Всех нам даже не познать.
Очень важно в этой жизни
О родном не забывать.
Гостья из России: Предлагаю поиграть!
Игра «Скажи наоборот»
Я буду говорить вам различные словосочетания, а вы скажите наоборот, то есть противоположное словосочетание по смыслу.
Большой дом — маленький дом.
Широкий ремень — узкий ремень.
Толстый шарф — тонкий шарф.
Горячий чай — холодный чай/напиток/сок.
Длинный ремень — короткий ремень.
Высокий забор — низкий забор.
Громкий плач — тихий плач/звук.
Веселый ребенок — грустный ребенок.
Птицы летят далеко — птицы летят близко.
Идет вперед — идет назад.
Гостья из Англии: А я приготовила для вас интересный конкурс.
Конкурс — «Многозначные слова». Ребята, посмотрите, что изображено? Лук — растение и лук — оружие. Как называется слово, которое обозначает разные предметы? (многозначное слово). На столах разложены картинки, встаньте в круг. Когда будет звучать музыка, вы бежите, как музыка заканчивается — берите картинку, найдите свою пару и объясните свой выбор, например, коса — прическа у девочки, коса — предмет, чтобы косить траву. Задание понятно? Тогда музыка!
Ведущий: Дорогие гостьи, а ещё наши ребята знают буквы, и могут составлять слова.
Игра «Собери слово».
Гостья из России: Молодцы, а я в моём ларце подарочки вам припасла.
- Кто много читает, тот много знает.
- Книга мала, да ума придала.
- Книги читать, скуки не знать.
- Книга – лучший подарок.
– Получайте подарки – книги из моего волшебного ларца. Дома их с мамами читайте и ума набирайтесь!
Гостья из Англии: Дорогие ребята! Любите и берегите родной язык, говорите правильно и красиво, не засоряйте речь грубыми и бессмысленными словами.
Любой язык по-своему велик,
Бесценное наследство вековое.
Так берегите свой родной язык,
Как самое на свете дорогое.
Ведущий:
Подошел к концу наш праздник. Ребята, как он назывался? (международный день родного языка)
Дети разных наций весело живут,
друг друга очень любят, в обиду не дают.
Ведь, правда, друзья, хорошо всем на свете,
Когда на планете дружат все дети?
Давайте за руки друг друга возьмем,
И потанцуем на шаре земном!
Флешмоб под песню «Я-ты-он-она».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательно-речевого досуга для детей старшей группы компенсирующей направленности "Нас ждет осенний лес"
Конспект предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Проводится в игровой досуговой форме путешествия в лес. На протяжении занятия дети выполняют различные задания на закрепление знаний по т...
Итоговое логопедическое занятие для детей старшей группы компенсирующей направленности
В данном занятии представлены задания на закрепление и повторение изученного в течение года учебного материала. Всё занятие проходит в виде путешествия в поисках клада. Кладом по итогу являются ...
Рекомендации для родителей детей старшей группы компенсирующей направленности «Вкусные логопедические игры»
Сегодня мы с Вами попробуем разобраться, как обучать и развивать ребенка естественным образом в привычной домашней обстановке....
Конспект логопедического развлечения для детей старшей группы компенсирующей направленности тема «В гостях у Лешего»
Конспект логопедического развлечения для детей старшей группы компенсирующей направленности тема «В гостях у Лешего»...
Сценарий тематического досуга для детей подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)
Сценарий тематического досуга для детей подготовительной группы...
Конспект логопедического занятия для детей старшей группы компенсирующей направленности с ТНР. Тема «Лето. Насекомые»
Задачи:Образовательные: Закрепить знания детей о насекомых; уточнять названия, внешние признаки, их строение; образовывать уменьшительно-ласкательную форму сущ-ых; согласовывать существите...
Сценарий квест – игры для детей старшей группы компенсирующей направленности «Помоги Незнайке»
Квест проводится поэтапно в нескольких помещениях ДОУ: игровая комната, сенсорная комната, спортзал. С помощью различных игр и упражнений воспитатель, учитель-логопед, инструктор по физической культур...