Конспект познавательно-речевого досуга для детей старшей группы компенсирующей направленности "Нас ждет осенний лес"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Лопатина Лариса Леонидовна

Конспект предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Проводится в игровой досуговой форме путешествия в лес. На протяжении занятия дети выполняют различные задания на закрепление знаний по темам "Лес", "Грибы", ""Ягоды".

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАДОУ Детский сад комбинированной направленности №7

г. Сосновоборска

КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНО- РЕЧЕВОГО

ДОСУГА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

 КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«Нас ждёт осенний лес»

Составила и провела:

              Лопатина Лариса Леонидовна
                                     воспитатель I квалификационной категории

                                    группы компенсирующей направленности.

2018г

Цель:

Развитие в занимательной досуговой форме речевой деятельности детей.

Задачи:

Образовательные:

- Актуализация и расширение словаря по темам «Лес», «Грибы», «Ягоды».

- Развитие координации речи с движением, умение инсценировать.

- Развитие тонкой моторики, тактильных ощущений, речевого дыхания, силы голоса, логического мышления.

- Упражнение в умении образовывать относительные прилагательные.

Развивающие:

- Развивать познавательный интерес детей, их внимание и память;

- развивать интерес к выполнению заданий.

Воспитательные:

- воспитывать у детей бережное отношение к природе

- развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.

Здоровьесберегающие:

- создание эмоционального комфорта и психологической безопасности, доброжелательных отношений, навыков сотрудничества.

Интеграция образовательных областей: здоровье, познание, развитие речи, социализация.

Оборудование:

Слайдовая презентация. Листочки из картона для дорожки. Аудиозапись «Звуки осеннего леса». Конверт с письмом и заданиями от Осени. Грецкие орехи на каждого ребёнка по одному, корзина для лесовика. Конверты для разрезных картинок, разрезные картинки с изображением грибов. Листья деревьев на каждого ребёнка. Схемы пословиц.

Методические приёмы:

Загадки, беседа, рассматривание иллюстраций, подбор графических схем (моделирование). Лексико-грамматические упражнения, сюрпризный момент.

Ход проведения досуга:

Организационный момент – развитие слухового внимания и логического мышления.

Ребята, сегодня я получила письмо. Хотите узнать от кого? Отгадайте загадку.

Несу я урожаи,

 Птиц к югу отправляю,

Деревья укрываю,

Но не касаюсь ёлочек и сосен,

Кто я такая?

Воспитатель: Да, ребята, это письмо от осени.

Воспитатель: Сегодня мы отправимся за лесными дарами. Отгадайте, что вы увидите? Загадываю загадки:

-Весной веселят, летом холодят, осенью питают. Зимой согревают.-1 слайд

-В лесу под ёлкой крошки – только шапки да ножки.                           2 слайд

- Бусы красные висят,                                                                                3 слайд

 Из кустов на нас глядят,

 Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи                                                                              

После каждой отгаданной загадки на проекторе появляется картинка-отгадка.

Воспитатель: Где можно встретить все эти предметы?

Дети: В лесу.

 На проекторе изображение леса. Слышны  лесные звуки.                   4 слайд.

Воспитатель: Давайте туда отправимся. Чтобы попасть в лес, нужно пройти по осенним листочкам и не сбиться с пути.

Включается музыка (аудиозапись «Лесные звуки»). Ребята идут по осенним листочкам, разложенным змейкой на полу.

Беседа: Вот мы и пришли в осенний лес.

Упражнение «Вдохни свежий воздух» - дифференцирование ротового и носового выдоха

Воспитатель: Вот мы и в лесу. Вдохните чистый лесной воздух. Вдох через нос, выдох через рот - 3 раза.

Упражнение «Вой ветра» - развитие силы голоса.

Воспитатель: Вы слышите звуки леса в лесу? Покажите, как он дует.

Дети: в-в-В-В-в-в… На одном выдохе – усиление и ослабление звука.

Воспитатель: Как хорошо в лесу. А зачем люди ходят в лес?

Дети: ………….

Воспитатель: Давайте сейчас послушаем лес и определим его звуки. Закроем глаза, так лучше слушать и слышать.

Открываем. Ребята, кто что услышал?

Дети: ………………….

Воспитатель: Вот как нас встретил лес – зашумел, зашуршал, загудел.

- Посмотрите сколько опавших листочков в лесу. Давайте присядем на этот осенний ковёр. А зачем деревья сбрасывают листву?

Дети: деревья готовятся к зиме.

Воспитатель: Да, сбрасывая листву, деревья защищают себя. А ещё дерево всё лето с усердием запасает в стволах и на ветках крахмал, который при морозе превращается в сахар, вот этим веществом и питается дерево всю зиму.

Воспитатель: Ребята, в конверте ещё что-то лежит. Какие-то карточки. Это Осень предлагает нам поиграть в игру «Знатоки природы». А вы любите играть?

Физкультминутка.

Вначале проведём разминку.

 Раз и два повернись, вновь по лесу ты пройдись.

Три, четыре -  приседай, быстро ноги разминай.

Ветер по лесу летал, ветер листики считал:

Лист кленовый, лист дубовый, лист берёзовый

Резной, лист осины, лист рябины – вот какой

Букет лесной.

Воспитаталь: Перейдём к заданию на карточках. Задание называется «Отгадай загадку»                                                                                                   5 слайд

В лесу всегда порядок. Кто ухаживает за лесом?                   Дети: Лесник.   

Как назвать доброго сказочного героя, живущего в лесу? -            Лесовик.

А сказочное чудище, которое старается делать всё, чтобы путники заблудились?                                                                                       - Леший

Летел пан, на воду пал. Сам не тонет и воды не мутит.                   Лист

Летит без крыльев и поёт, прохожих задевает. Одним проходу

не даёт, других он подгоняет.                                                              Ветер

В тучах прячется, во мгле, только ноги на земле                              Дождь

Игра в кругу «ДА или НЕТ»

Я буду задавать вопросы, если ответ «да» надо хлопнуть в ладоши, если «нет», положить руки на пояс.

Осенью цветут цветы?

Осенью растут грибы?

Тучи солнце закрывают?

Колючий ветер прилетает?

Морозы осенью бывают?

Ну а птицы гнёзда вьют?

А букашки прилетают?

Звери норки закрывают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто-часто льют дожди?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну а что же надо делать – куртки, шапки надевать?

Молодцы. Справились с 2 заданиями.

Присаживайтесь на сои места.

Упражнение «Подбери слова» - активизация и расширение словаря

Воспитатель: Чем богат лес осенью?

Дети: Грибами, ягодами, орехами, целебными травами.                6 слайд

Воспитатель: Что происходит осенью с листьями деревьев?

Дети: Листья желтеют, краснеют, опадают, облетают, осыпаются, сохнут.

Воспитатель: Какие листья в лесу?                                                          

Дети: Осенние, красные, разноцветные, жёлтые, коричневые, оранжевые, овальные, круглые, легкие, сухие.

Упражнение «С какого дерева листик?»- образование относительных прилагательных

Педагог: В лесу много разных деревьев. На какие 2 вида делятся все деревья?

Дети: Лиственные и хвойные.                                                     7 слайд

Воспитатель: Соберите листочки и скажите, с каких деревьев они упали и как называются.

Воспитатель: Откуда упал твой лист?

1й ребёнок: Мой листик упал с берёзы, он берёзовый.

2й ребёнок: Я поднял тополиный листик, он упал с тополя и т. д.

Упражнение «Листья» - развитие координации речи с движением

Листья осенние тихо кружатся,                   Дети кружатся на носочках,

                                                                         руки в стороны

Листья нам под ноги тихо ложатся             Приседают, движения руками

И под ногами шуршат, шелестят,                вправо, влево

Будто опять закружиться хотят.                   Поднимаются, кружатся.

Упражнение «Орешки» - развитие тактильных ощущений, тонкой моторики

                                                                                      8 слайд

Воспитатель: Положите листья под ёлочку. Вас встречает белочка. Она принесла для вас орешки. (появление белочки на проекторе)

Дети берут по одному орешку из корзинки.

Педагог: Возьмите орешки. Давайте поиграем с ними.

Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех.

По ладошке покатаем

Силу пальчиков узнаем.

Упражнение «Сравни ягоды» - Закрепление умения сравнивать ягоды. Упражнение в подборе слов, противоположных по значению.

На видео -проекторе появляются картинки-схемы земляники и малины.

                                                                                                9 слайд

Воспитатель: в лесу растут ягоды. Рассмотрите их, найдите отличия.

1й ребёнок: Земляника растёт низко к земле, а малина высоко.

2й ребёнок: Земляника мелкая, а малина- крупная.

3й ребёнок: У земляники стебель гладкий, а у малины – колючий.

4й ребёнок: У земляники листья мелкие, а у малины – крупные.

Упражнение «Собери гриб из частей»                       10 слайд

Под музыку появляется Лесовик-ребёнок, приветствует всех детей.

Лесовик: У меня в волшебной корзине рассыпанные части грибов, я не могу понять, что это за грибы. Помогите мне, соберите и назовите их.

Дети, разбившись на 2 команды, на ковре собирают из частей грибы.

Воспитатель: Расскажите, какие грибы вы собрали?

Дети: Мы собрали подберёзовик. У нас получился боровик. Мы выложили лисичку.

Упражнение «Угадай пословицу по схеме» - развитие умения читать схематические изображения, понимать смысл пословиц.

Лесовик: Хочу с вами поиграть. Вы знаете много пословиц о лесе? Угадайте по схеме пословицы (предлагаются схемы пословиц)

Ребёнок выбирает схему, выставляет на мольберт, повторяет пословицу.

Не всякий гриб в кузовок кладут.

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок.

Музыкальная подвижная игра «Грибы» - закрепление навыков инсценирования песен

Лесовик: Я превращаю вас в грибы. Давайте потанцуем.

Дети надевают шляпы-грибы и становятся в рассыпную.

Мы грибы Антошки, Вани

И Серёжки,

Вверх растём, стараемся,

К солнцу поднимаемся.

Дождиком умылись мы,

Листиком прикрылись мы

Сосчитай-ка до пяти

И попробуй нас найти.

Вверх растём и вширь растём,

Хорошеем с каждым днём.

На полянке в ранний час

Начинаем перепляс!

Итог – закрепление положительного эмоционального фона досуга.

Лесовик: Вы замечательно справились с моими заданиями, я приготовил для вас сюрприз. Лесовик отдаёт педагогу корзинку с угощением и прощается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшей группы компенсирующей направленности на тему: «На улицах нашего города»

С помощью различных видов деятельности и игр закрепляются правила дорожного движения для пешеходов, названия транспорта, развиваются слуховое внимание, общая и мелкая моторика, связная речь....

План-конспект совместной деятельности педагога и детей старшей группы компенсирующей направленности (общее недоразвитие речи) по формированию лексико-грамматических средств языка Тема: «Зимующие птицы» («Предлог НА»)

План-конспект непосредственной образовательной деятельности по теме "Зимующие птицы" ("Предлог НА"), разработа для детей старшей группы (5-6 лет) компенсирующей направленности....

Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшей группы компенсирующей направленности на тему: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»

Организованная образовательная деятельность  для детей старшей логопедической группы с ОНР о дружбе. В ходе ООД решаются коррекционно - образовательные, коррекционно - развивающие и коррекционно ...

Конспект совместной деятельности педагога и детей старшей группы компенсирующей направленности «Петушок, петушок золотой гребешок…»

Оптимальной формой сотрудничества педагога и детей является совместная партнерская деятельность. Она реализуется через организацию различных видов детской деятельности, направленна на решение образова...

Сценарий логопедического досуга для детей старших групп компенсирующей направленности

Сценарий логопедического досуга для детей старших групп компенсирующей направленности«Международный день родного языка»...

Конспект познавательно-речевой непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по теме: "Осень"

Конспект познавательно-речевой непосредственно-образовательной деятельности в старшей группеТема: «Осень»Программное содержание:Коррекционно-образовательные цели:Закрепить знания об основн...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию "Весенние капели" в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи

Представляю Вашему вниманию конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми ...