Конспект познавательно-речевого досуга для детей старшей группы компенсирующей направленности "Нас ждет осенний лес"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Проводится в игровой досуговой форме путешествия в лес. На протяжении занятия дети выполняют различные задания на закрепление знаний по темам "Лес", "Грибы", ""Ягоды".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.6 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ Детский сад комбинированной направленности №7
г. Сосновоборска
КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНО- РЕЧЕВОГО
ДОСУГА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Нас ждёт осенний лес»
Составила и провела:
Лопатина Лариса Леонидовна
воспитатель I квалификационной категории
группы компенсирующей направленности.
2018г
Цель:
Развитие в занимательной досуговой форме речевой деятельности детей.
Задачи:
Образовательные:
- Актуализация и расширение словаря по темам «Лес», «Грибы», «Ягоды».
- Развитие координации речи с движением, умение инсценировать.
- Развитие тонкой моторики, тактильных ощущений, речевого дыхания, силы голоса, логического мышления.
- Упражнение в умении образовывать относительные прилагательные.
Развивающие:
- Развивать познавательный интерес детей, их внимание и память;
- развивать интерес к выполнению заданий.
Воспитательные:
- воспитывать у детей бережное отношение к природе
- развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.
Здоровьесберегающие:
- создание эмоционального комфорта и психологической безопасности, доброжелательных отношений, навыков сотрудничества.
Интеграция образовательных областей: здоровье, познание, развитие речи, социализация.
Оборудование:
Слайдовая презентация. Листочки из картона для дорожки. Аудиозапись «Звуки осеннего леса». Конверт с письмом и заданиями от Осени. Грецкие орехи на каждого ребёнка по одному, корзина для лесовика. Конверты для разрезных картинок, разрезные картинки с изображением грибов. Листья деревьев на каждого ребёнка. Схемы пословиц.
Методические приёмы:
Загадки, беседа, рассматривание иллюстраций, подбор графических схем (моделирование). Лексико-грамматические упражнения, сюрпризный момент.
Ход проведения досуга:
Организационный момент – развитие слухового внимания и логического мышления.
Ребята, сегодня я получила письмо. Хотите узнать от кого? Отгадайте загадку.
Несу я урожаи,
Птиц к югу отправляю,
Деревья укрываю,
Но не касаюсь ёлочек и сосен,
Кто я такая?
Воспитатель: Да, ребята, это письмо от осени.
Воспитатель: Сегодня мы отправимся за лесными дарами. Отгадайте, что вы увидите? Загадываю загадки:
-Весной веселят, летом холодят, осенью питают. Зимой согревают.-1 слайд
-В лесу под ёлкой крошки – только шапки да ножки. 2 слайд
- Бусы красные висят, 3 слайд
Из кустов на нас глядят,
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи
После каждой отгаданной загадки на проекторе появляется картинка-отгадка.
Воспитатель: Где можно встретить все эти предметы?
Дети: В лесу.
На проекторе изображение леса. Слышны лесные звуки. 4 слайд.
Воспитатель: Давайте туда отправимся. Чтобы попасть в лес, нужно пройти по осенним листочкам и не сбиться с пути.
Включается музыка (аудиозапись «Лесные звуки»). Ребята идут по осенним листочкам, разложенным змейкой на полу.
Беседа: Вот мы и пришли в осенний лес.
Упражнение «Вдохни свежий воздух» - дифференцирование ротового и носового выдоха
Воспитатель: Вот мы и в лесу. Вдохните чистый лесной воздух. Вдох через нос, выдох через рот - 3 раза.
Упражнение «Вой ветра» - развитие силы голоса.
Воспитатель: Вы слышите звуки леса в лесу? Покажите, как он дует.
Дети: в-в-В-В-в-в… На одном выдохе – усиление и ослабление звука.
Воспитатель: Как хорошо в лесу. А зачем люди ходят в лес?
Дети: ………….
Воспитатель: Давайте сейчас послушаем лес и определим его звуки. Закроем глаза, так лучше слушать и слышать.
Открываем. Ребята, кто что услышал?
Дети: ………………….
Воспитатель: Вот как нас встретил лес – зашумел, зашуршал, загудел.
- Посмотрите сколько опавших листочков в лесу. Давайте присядем на этот осенний ковёр. А зачем деревья сбрасывают листву?
Дети: деревья готовятся к зиме.
Воспитатель: Да, сбрасывая листву, деревья защищают себя. А ещё дерево всё лето с усердием запасает в стволах и на ветках крахмал, который при морозе превращается в сахар, вот этим веществом и питается дерево всю зиму.
Воспитатель: Ребята, в конверте ещё что-то лежит. Какие-то карточки. Это Осень предлагает нам поиграть в игру «Знатоки природы». А вы любите играть?
Физкультминутка.
Вначале проведём разминку.
Раз и два повернись, вновь по лесу ты пройдись.
Три, четыре - приседай, быстро ноги разминай.
Ветер по лесу летал, ветер листики считал:
Лист кленовый, лист дубовый, лист берёзовый
Резной, лист осины, лист рябины – вот какой
Букет лесной.
Воспитаталь: Перейдём к заданию на карточках. Задание называется «Отгадай загадку» 5 слайд
В лесу всегда порядок. Кто ухаживает за лесом? Дети: Лесник.
Как назвать доброго сказочного героя, живущего в лесу? - Лесовик.
А сказочное чудище, которое старается делать всё, чтобы путники заблудились? - Леший
Летел пан, на воду пал. Сам не тонет и воды не мутит. Лист
Летит без крыльев и поёт, прохожих задевает. Одним проходу
не даёт, других он подгоняет. Ветер
В тучах прячется, во мгле, только ноги на земле Дождь
Игра в кругу «ДА или НЕТ»
Я буду задавать вопросы, если ответ «да» надо хлопнуть в ладоши, если «нет», положить руки на пояс.
Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучи солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Морозы осенью бывают?
Ну а птицы гнёзда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать – куртки, шапки надевать?
Молодцы. Справились с 2 заданиями.
Присаживайтесь на сои места.
Упражнение «Подбери слова» - активизация и расширение словаря
Воспитатель: Чем богат лес осенью?
Дети: Грибами, ягодами, орехами, целебными травами. 6 слайд
Воспитатель: Что происходит осенью с листьями деревьев?
Дети: Листья желтеют, краснеют, опадают, облетают, осыпаются, сохнут.
Воспитатель: Какие листья в лесу?
Дети: Осенние, красные, разноцветные, жёлтые, коричневые, оранжевые, овальные, круглые, легкие, сухие.
Упражнение «С какого дерева листик?»- образование относительных прилагательных
Педагог: В лесу много разных деревьев. На какие 2 вида делятся все деревья?
Дети: Лиственные и хвойные. 7 слайд
Воспитатель: Соберите листочки и скажите, с каких деревьев они упали и как называются.
Воспитатель: Откуда упал твой лист?
1й ребёнок: Мой листик упал с берёзы, он берёзовый.
2й ребёнок: Я поднял тополиный листик, он упал с тополя и т. д.
Упражнение «Листья» - развитие координации речи с движением
Листья осенние тихо кружатся, Дети кружатся на носочках,
руки в стороны
Листья нам под ноги тихо ложатся Приседают, движения руками
И под ногами шуршат, шелестят, вправо, влево
Будто опять закружиться хотят. Поднимаются, кружатся.
Упражнение «Орешки» - развитие тактильных ощущений, тонкой моторики
8 слайд
Воспитатель: Положите листья под ёлочку. Вас встречает белочка. Она принесла для вас орешки. (появление белочки на проекторе)
Дети берут по одному орешку из корзинки.
Педагог: Возьмите орешки. Давайте поиграем с ними.
Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех.
По ладошке покатаем
Силу пальчиков узнаем.
Упражнение «Сравни ягоды» - Закрепление умения сравнивать ягоды. Упражнение в подборе слов, противоположных по значению.
На видео -проекторе появляются картинки-схемы земляники и малины.
9 слайд
Воспитатель: в лесу растут ягоды. Рассмотрите их, найдите отличия.
1й ребёнок: Земляника растёт низко к земле, а малина высоко.
2й ребёнок: Земляника мелкая, а малина- крупная.
3й ребёнок: У земляники стебель гладкий, а у малины – колючий.
4й ребёнок: У земляники листья мелкие, а у малины – крупные.
Упражнение «Собери гриб из частей» 10 слайд
Под музыку появляется Лесовик-ребёнок, приветствует всех детей.
Лесовик: У меня в волшебной корзине рассыпанные части грибов, я не могу понять, что это за грибы. Помогите мне, соберите и назовите их.
Дети, разбившись на 2 команды, на ковре собирают из частей грибы.
Воспитатель: Расскажите, какие грибы вы собрали?
Дети: Мы собрали подберёзовик. У нас получился боровик. Мы выложили лисичку.
Упражнение «Угадай пословицу по схеме» - развитие умения читать схематические изображения, понимать смысл пословиц.
Лесовик: Хочу с вами поиграть. Вы знаете много пословиц о лесе? Угадайте по схеме пословицы (предлагаются схемы пословиц)
Ребёнок выбирает схему, выставляет на мольберт, повторяет пословицу.
Не всякий гриб в кузовок кладут.
Собирай по ягодке – наберёшь кузовок.
Музыкальная подвижная игра «Грибы» - закрепление навыков инсценирования песен
Лесовик: Я превращаю вас в грибы. Давайте потанцуем.
Дети надевают шляпы-грибы и становятся в рассыпную.
Мы грибы Антошки, Вани
И Серёжки,
Вверх растём, стараемся,
К солнцу поднимаемся.
Дождиком умылись мы,
Листиком прикрылись мы
Сосчитай-ка до пяти
И попробуй нас найти.
Вверх растём и вширь растём,
Хорошеем с каждым днём.
На полянке в ранний час
Начинаем перепляс!
Итог – закрепление положительного эмоционального фона досуга.
Лесовик: Вы замечательно справились с моими заданиями, я приготовил для вас сюрприз. Лесовик отдаёт педагогу корзинку с угощением и прощается.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/15/picture-668073-1442350308.jpg)
Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшей группы компенсирующей направленности на тему: «На улицах нашего города»
С помощью различных видов деятельности и игр закрепляются правила дорожного движения для пешеходов, названия транспорта, развиваются слуховое внимание, общая и мелкая моторика, связная речь....
План-конспект совместной деятельности педагога и детей старшей группы компенсирующей направленности (общее недоразвитие речи) по формированию лексико-грамматических средств языка Тема: «Зимующие птицы» («Предлог НА»)
План-конспект непосредственной образовательной деятельности по теме "Зимующие птицы" ("Предлог НА"), разработа для детей старшей группы (5-6 лет) компенсирующей направленности....
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/15/picture-668073-1442350308.jpg)
Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшей группы компенсирующей направленности на тему: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»
Организованная образовательная деятельность для детей старшей логопедической группы с ОНР о дружбе. В ходе ООД решаются коррекционно - образовательные, коррекционно - развивающие и коррекционно ...
Конспект совместной деятельности педагога и детей старшей группы компенсирующей направленности «Петушок, петушок золотой гребешок…»
Оптимальной формой сотрудничества педагога и детей является совместная партнерская деятельность. Она реализуется через организацию различных видов детской деятельности, направленна на решение образова...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/14/picture-380851-1389708542.jpg)
Сценарий логопедического досуга для детей старших групп компенсирующей направленности
Сценарий логопедического досуга для детей старших групп компенсирующей направленности«Международный день родного языка»...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/12/picture-1354036-1634052777.jpg)
Конспект познавательно-речевой непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по теме: "Осень"
Конспект познавательно-речевой непосредственно-образовательной деятельности в старшей группеТема: «Осень»Программное содержание:Коррекционно-образовательные цели:Закрепить знания об основн...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/28/picture-1180973-1572258120.jpg)
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию "Весенние капели" в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи
Представляю Вашему вниманию конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми ...