Конспект по обучению грамоте "Звуки [р,рь] и буква Р"
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Ознакомление со звуками [р,рь] и буквой Р. Совершенствование навыков слогового и звукового анализа и синтеза. Совершенствование навыка чтения слогов, слов, предложений с новой буквой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuki_rr_i_bukva_r.docx | 16.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект на тему: Звуки [р], [рь] и буква Р.
Образовательные задачи: Ознакомление со звуками [р,рь] и буквой Р. Совершенствование навыка слогового и звукового анализа и синтеза. Совершенствование чтения слогов, слов, предложений с новой буквой. Профилактика нарушения письменной речи.
Развивающие задачи: Развитие речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного внимания и восприятия, мышления, тонкой и общей моторики.
Воспитательные задачи: Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.
Оборудование: Магнитная доска, контейнер с чечевицей, мелкие игрушки, флажки, буквари, рабочие тетради по числу детей, фишки.
Ход занятия
- Организационный момент. Совершенствование навыков звукового анализа слов. Объяснение темы занятия.
Педагог: Рассмотрите картинки, вспомните названия изображенных на них птиц, внимательно слушайте меня. Сначала сядут те дети, в названиях птиц у которых есть звук [л]
Дети: Лебедь, галка, голубь, клест
Педагог: Теперь сядут те ети, в названиях цветов у которых есть звук [ль]
Дети: Лилия
Педагог: Молодцы! Сегодня мы познакомимся с новой буквой и звуками, которые она обозначает, будем играть и читать.
- Работа по букварю. Знакомство с буквой Р. Совершенствование навыка чтения. Закрепление представлений о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных.
Педагог: Откройте буквари. Сегодня вы видите новую букву Р. Почему под ней нарисовано два кружка: синий и зеленый?
Дети: Потому что обозначает два звука.
Педагог: Правильно. Теперь положите руку на горлышко, произнесите по очереди эти звуки. Определите они глухие или звонкие согласные?
Дети: Звонкие
Педагог: Верно. Вставьте вместо точек букву Р.
Дети: Рак, рукав, грозы, рука, жираф, крабы, роза, герой, графин, перо, сурок, кружка, роща, парус, брошка, рыба, сорока, фрукты, шары, комары, пружины
Педагог: Молодцы! Рассмотрите и назовите картинки, определите место звука в слове.
Дети: рак – начало слова, роза – начало слова,
Мухомор – конец слова, морж – середина слова, топор – конец слова, карандаш – середина слова.
Педагог: Верно! Дополните предложения словами из столбика справа.
Дети: В сахарнице лежит сахар.
Рая чистит картошку и морковку.
У Маруси яркий сарафан.
Морж выловил в проруби крупную рыбу.
На шляпку мухомора сел комар.
Подруги рисовали разноцветными карандашами.
Мама пьет чай из фарфоровой кружки.
Папа острым топором нарубил гору дров.
У Ромы катер с мотором.
Румяные яблоки лежат в корзине.
Педагог: Здорово! Вы большие молодцы! Вставьте нужный слог РА или РЯ так, чтобы получилось слово.
Дети: Буря, Нора, Заря, Гиря, Дыра, Моря, Игра, Фара.
Педагог: Молодцы! Прочитайте рассказ «Русалочка» и расскажите, о чем он.
Дети: Красивая и добрая Русалочка живет в сказочном море, которое переливается всеми цветами радуги. У морской принцессы много друзей: крабы, морские коньки, разноцветные рыбки. И даже грозная мурена рада общению с ней. Все морские жители очень любят добрую и приветливую Русалочку. Даже водоросли машут Русалочке своими листочками, а кораллы распускают яркие цветы.
Педагог: Очень здорово! Вы большие молодцы!
- Подвижная игра «Птичьи пятнашки». Координация речи с движением.
Педагог:
Стриж летает по-над кручей.
Галки стаей – ниже тучи,
Два грача по пашне ходят,
Червяков в земле находят.
Страшный ястреб вдруг мелькнул,
Тенью птичек он спугнул.
Раз, два, три!
Птиц лови!
- Работа в тетради. Развитие тонкой моторики.
Педагог: Что вы видите в верхней части страницы?
Дети: Розу, ромашку и букву Р.
Педагог: Подумайте, каким карандашом вы раскрасите букву Р.
Дети выполняют задание.
Педагог: Напишем все вместе букву Р. Сначала я пишу палочку сверху вниз. Потом справа от нее вверху я пишу полукруг. Напишите у себя в тетради.
- Упражнение «Закрась квадрат». Развитие фонематических представлений.
Педагог: Что нарисовано в верхней части страницы?
Дети: Груша, рама, топор.
Педагог: Возьмите синий карандаш и закрасьте в каждой полоске под картинкой квадрат, соответствующий месту звука [р] в названии картинки.
Дети выполняют задание.
- Упражнение «Составь схему». Совершенствование навыка звукового анализа слов.
Педагог: Как называется этот цветок?
Дети: Это крокус
Педагог: Произнесите слово еще раз и выполните его звуковой анализ, выложите звуковую схему слова.
- Окончание занятия. Оценка работы детей.
Педагог: Что мы с вами сегодня делали? Что нового узнали? Какие слова запомнили с новым звуком?
- Рефлексия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ Тема: «Звук и буква [с]».
КОНСПЕКТУРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ Тема: «Звук и буква [с]»....
Конспект по обучению грамоте. Звук [Й] и буква Й
Тема: Звук[Й]. Буква ЙЦели: расширение представления о букве Й и звуке [Й’]Задачи: уточнение различий между фонемой и графемой; обогащение опыта чтения слогов, различение оптически сходных ...
Конспект по Обучению грамоте в подготовительной группе. Буква "Я"
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Я» Цель: Обозначать правильно буквы Я звуками. Задачи: Формировать у детей понятие, что сочетание звуков [й ...
Конспект по Обучению грамоте в подготовительной группе. Буква «Я»
Конспект занятия для подготовительной группы...
Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе. Буква Щ.
Конспект Звук и Буква Щ....
Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе. Буква «Я»
Задачи:— дать детям понятие о букве Я;— Ознакомление с графическим образом буквы Я;— Четкое произнесение и характеристика звука {Йа}— Соверш...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте " Путешествие в страну букв : буква К " в средней группе
Занятие посвящено знакомству с буквой К и звуком К, закреплению правильного произношения звуков К твердого и К мягкого, понятия "согласный" и " гласный" звук, определению места зву...