Конспект по обучению грамоте "Звуки [р,рь] и буква Р"
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Якимова Екатерина Сергеевна

Ознакомление со звуками [р,рь] и буквой Р. Совершенствование навыков слогового и звукового анализа и синтеза. Совершенствование навыка чтения слогов, слов, предложений с новой буквой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuki_rr_i_bukva_r.docx16.64 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект на тему: Звуки [р], [рь] и буква Р.

Образовательные задачи: Ознакомление со звуками [р,рь] и буквой Р.  Совершенствование навыка слогового и звукового анализа и синтеза. Совершенствование чтения слогов, слов, предложений с новой буквой.  Профилактика нарушения письменной речи.

Развивающие задачи: Развитие речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного внимания и восприятия, мышления, тонкой и общей моторики.

Воспитательные задачи: Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.

Оборудование: Магнитная доска, контейнер с чечевицей, мелкие игрушки, флажки, буквари, рабочие тетради по числу детей, фишки.

Ход занятия

  1. Организационный момент. Совершенствование навыков звукового анализа слов. Объяснение темы занятия.

Педагог: Рассмотрите картинки, вспомните названия изображенных на них птиц, внимательно слушайте меня. Сначала сядут те дети, в названиях птиц у которых есть звук [л]

Дети: Лебедь, галка, голубь, клест

Педагог: Теперь сядут те ети, в названиях цветов у которых есть звук [ль]

Дети: Лилия

Педагог: Молодцы! Сегодня мы познакомимся с новой буквой и звуками, которые она обозначает, будем играть и читать.

  1. Работа по букварю. Знакомство с буквой Р. Совершенствование навыка чтения. Закрепление представлений о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных.

Педагог: Откройте буквари. Сегодня вы видите новую букву Р. Почему под ней нарисовано два кружка: синий и зеленый?

Дети: Потому что обозначает два звука.

Педагог: Правильно. Теперь положите руку на горлышко, произнесите по очереди эти звуки. Определите они глухие или звонкие согласные?

Дети: Звонкие

Педагог: Верно. Вставьте вместо точек букву Р.

Дети: Рак, рукав, грозы, рука, жираф, крабы, роза, герой, графин, перо, сурок, кружка, роща, парус, брошка, рыба, сорока, фрукты, шары, комары, пружины

Педагог: Молодцы! Рассмотрите и назовите картинки, определите место звука в слове.

Дети: рак – начало слова, роза – начало слова,

Мухомор – конец слова, морж – середина слова, топор – конец слова, карандаш – середина слова.

Педагог: Верно! Дополните предложения словами из столбика справа.

Дети: В сахарнице лежит сахар.

Рая чистит картошку и морковку.

У Маруси яркий сарафан.

Морж выловил в проруби крупную рыбу.

На шляпку мухомора сел комар.

Подруги рисовали разноцветными карандашами.

Мама пьет чай из фарфоровой кружки.

Папа острым топором нарубил гору дров.

У Ромы катер с мотором.

Румяные яблоки лежат в корзине.

Педагог: Здорово! Вы большие молодцы! Вставьте нужный слог РА или РЯ так, чтобы получилось слово.

Дети: Буря, Нора, Заря, Гиря, Дыра, Моря, Игра, Фара.

Педагог: Молодцы! Прочитайте рассказ «Русалочка» и расскажите, о чем он.

Дети: Красивая и добрая Русалочка живет в сказочном море, которое переливается всеми цветами радуги. У морской принцессы много друзей: крабы, морские коньки, разноцветные рыбки. И даже грозная мурена рада общению с ней. Все морские жители очень любят добрую и приветливую Русалочку. Даже водоросли машут Русалочке своими листочками, а кораллы распускают яркие цветы.

Педагог: Очень здорово! Вы большие молодцы!

  1. Подвижная игра «Птичьи пятнашки». Координация речи с движением.

Педагог:

Стриж летает по-над кручей.

Галки стаей – ниже тучи,

Два грача по пашне ходят,

Червяков в земле находят.

Страшный ястреб вдруг мелькнул,

Тенью птичек он спугнул.

Раз, два, три!

Птиц лови!

  1. Работа в тетради. Развитие тонкой моторики.

Педагог: Что вы видите в верхней части страницы?

Дети: Розу, ромашку и букву Р.

Педагог: Подумайте, каким карандашом вы раскрасите букву Р.

Дети выполняют задание.

Педагог: Напишем все вместе букву Р. Сначала я пишу палочку сверху вниз. Потом справа от нее вверху я пишу полукруг. Напишите у себя в тетради.

  1. Упражнение «Закрась квадрат». Развитие фонематических представлений.

Педагог: Что нарисовано в верхней части страницы?

Дети: Груша, рама, топор.

Педагог: Возьмите синий карандаш и закрасьте в каждой полоске под картинкой квадрат, соответствующий месту звука [р] в названии картинки.

Дети выполняют задание.

  1. Упражнение «Составь схему». Совершенствование навыка звукового анализа слов.

Педагог: Как называется этот цветок?

Дети: Это крокус

Педагог: Произнесите слово еще раз и выполните его звуковой анализ, выложите звуковую схему слова.

  1. Окончание занятия. Оценка работы детей.

Педагог: Что мы с вами сегодня делали? Что нового узнали? Какие слова запомнили с новым звуком?

  1. Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ Тема: «Звук и буква [с]».

КОНСПЕКТУРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ Тема: «Звук и буква [с]»....

Конспект по обучению грамоте. Звук [Й] и буква Й

Тема: Звук[Й]. Буква ЙЦели: расширение представления о букве Й и звуке [Й’]Задачи: уточнение различий между фонемой и графемой; обогащение опыта чтения слогов, различение оптически сходных ...

Конспект по Обучению грамоте в подготовительной группе. Буква "Я"

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Я» Цель: Обозначать правильно буквы Я звуками. Задачи: Формировать у детей понятие, что сочетание звуков [й ...

Конспект по Обучению грамоте в подготовительной группе. Буква «Я»

Конспект занятия для подготовительной группы...

Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе. Буква «Я»

Задачи:—    дать детям понятие о букве Я;—  Ознакомление с графическим образом буквы Я;—  Четкое произнесение и характеристика звука {Йа}—  Соверш...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте " Путешествие в страну букв : буква К " в средней группе

Занятие посвящено знакомству с буквой К и звуком К, закреплению правильного произношения звуков К твердого и К мягкого, понятия "согласный" и " гласный" звук, определению места зву...