Конспект по обучению грамоте. Звук [Й] и буква Й
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Бастрыкина Юлия Владимировна

Тема: Звук[Й]. Буква Й

Цели: расширение представления о букве Й и звуке [Й’]

Задачи: уточнение различий между фонемой и графемой; обогащение опыта чтения слогов, различение оптически сходных букв; развитие артикуляции, мимики; совершенствование умения производить сложный звуковой и слоговой анализ слов; развитие грамматического строя речи, умения составлять словосочетания по опорным словам; развитие связной речи, расширение словарного запаса; воспитание прилежности и работоспособности во время выполнения самостоятельных заданий.

Наглядность:

-обозначение звука [Й];

-прописи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_j.docx20.33 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте.

Тема: Звук[Й]. Буква Й

Цели: расширение представления о букве Й и звуке [Й’]

Задачи:  уточнение различий между фонемой и графемой; обогащение опыта чтения слогов, различение оптически сходных букв; развитие артикуляции, мимики; совершенствование умения производить сложный звуковой и слоговой анализ слов; развитие грамматического строя речи, умения составлять словосочетания по опорным словам; развитие связной речи, расширение словарного запаса; воспитание прилежности и работоспособности во время выполнения самостоятельных заданий.

Наглядность:

-        обозначение звука [Й’];

-        прописи.

Ход занятия

I. Организационный момент

- Какую букву вы узнали на прошлом занятии?

- Какие звуки она обозначает?

- Чем отличаются звуки [Ф] и [Ф’]?

- Как Ёжик проучил мальчика Филю?

История про Ёжика, Лисёнка и Мудрую Сову.

Выйдя из кафе, игрушки отправились гулять дальше. Дорога привела их к реке, посреди которой на островке стоял домик. От обоих берегов реки к островку тянулись мостики, по одному из которых и пошли наши путешественники.

Они постучали в дверь домика, но им никто не ответил. Игрушки немного подождали, и уже собрались было отправиться обратно, как в воздухе раздался странный звук: «Й-Й-Й». И тотчас, откуда ни возьмись, перед ними появился зайчик.

«Ты откуда взялся?» - удивился Ёжик. «Я перепрыгнул с другого берега», - ответил зайчик и пригласил друзей к себе в гости. Он рассказал, что зовут его Айк и он готовится к соревнованию прыгунов, а для этого тренируется, прыгая со своего островка то на один берег, то на другой .После этого зайчик Айк несколько раз  перепрыгнул с острова на берег, чтобы показать своим гостям, каких  успехов он добился.

Лисёнку так понравилось, как прыгает зайчик, что он тоже решил попробовать себя в прыжках, а заодно и удивить своих друзей.

 Надо сказать, что Лисёнок не только их удивил, но и ужасно напугал, потому что когда разбежался и прыгнул, то угодил прямёхонько в  воду. Сильное течение реки тут же понесло Лисёнка на середину. Хорошо, что зайчик Айк оказался не только хорошим прыгуном, но и отличным пловцом. Он-то и выловил Лисёнка и доставил его на другой берег.

-        С каким звуком прыгает зайчик?

-        Сегодня мы поговорим о звуке [Й’]

II. .Введение в игровую ситуацию

- Какая часть языка (передняя, средняя или задняя) движется при произнесении звука [Й’]? (Средняя.)

— Дайте характеристику звуку [Й’]

— Почему вы решили, что звук [Й’] - мягкий согласный?

—        Хочу обратить ваше внимание на то, что звук [Й’] - особый согласный звук. Не зря его домик находится на островке между берегом согласных и берегом гласных звуков. Но о том, с кем дружит этот звук, вы узнаете на следующем занятии.

—        Выложите слоги: [АЙ]-[ОЙ]-[УЙ]-[ЭЙ]—[ЫЙ]-[ИЙ].

 2. Мотивационная игра

 Подбор слов на заданный звук.

—        Давайте с вами поиграем ,я загадываю, а вы отгадываете о ком и о чём идёт речь. Если вы подберёте правильный ответ, то в ваших словах будет звук [Й’].

—        Крошечная девочка, которая жила в цветке. (Дюймовочка.)

—        Кто похитил Царевну-лягушку у Ивана Царевича? (Кощей Бес- смертный.)

—        Как зовут мальчика, который ничего не знает? (Незнайка.)

—        Как называют мальчика, который ничего не хочет делать? (Лентяй.)

—        Плохие школьные отметки - это... (двойка и тройка).

—        Птица, которая хорошо поёт, - ... (соловей, канарейка), умеет говорить - ... (попугай), морская белая птица - ... (чайка).

—        Кто обедал в зоопарке у зверей? (Воробей.)

—        Городской транспорт - ... (троллейбус, трамвай).

—        Какие слова вы называли?

III. 3. Затруднение в игровой ситуации        

 — Фишкой, какого цвета обозначается звук [Й]?

 — Выложите с помощью букв слово трамвай

2. Физкультминутка.

ЗАЙКА

Ну-ка, зайка, поскачи, поскачи,             Отдохнул? Теперь вставай,

Лапкой, лапкой постучи, постучи.             Прыгать снова начинай!

Ты на травку упади, упади,                    Быстро к ёлочке беги

Полежи и отдохни, отдохни.                    И скорее нас скачи.

(Дети имитируют движения зайчика.)

IV.        .Самостоятельное применение «нового» в других игровых ситуациях

Игра «Как сказать правильно?»

        Превращения слов.

—        Выложите с помощью звуковых обозначений слово ман-ка. «Превратите» это слово в слово май-ка.

—        Какой слог надо убрать, чтобы получился весенний месяц? (КА)

          Знакомство буквой Й

—        Это буква «И краткое». Какой согласный звук она обозначает?

—        Каким цветом вы заштрихуете букву Й?

—        На какую букву она похожа? (На И.)

—        Чем от неё отличается?

Букву Й зовут «И кратким». Й как  И в твоей тетрадке. Чтобы Й не путать с И, Сверху галочку пиши.

(В. Степанов)

 Прочитайте слоги.

 Работа в прописях

Рефлексия

Молодцы! Ребята, вы отлично поработали сегодня.

- Что было самым интересным на занятии?

 - Что было самым трудным?

V.  Итог занятия:

Что вы узнали о звуке [Й’]?

-        Какой буквой он обозначается?

-        Назовите слова со звуком [Й’].

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект организации непосредственно образовательной деятельности развитие речи в подготовительной группе ( обучение грамоте) "Звуки [к-кь], буква К к "

Данный конспект поможет вам познакомить  детейс графическим образом буквы К,  научить определять место звуков [к-кь]  в слове, а так же прожолжать  развивать внимание, память, мышл...

Конспект по обучению грамоте "Звук и буква ы"

Конспект открытого занятия в соответствии с ФГОС по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР...

Конспект по обучению грамоте "Звук и буква Ё"

Конспект для детей старшего дошкольного возраста по обучению грамоте "Звук и буква Ё"...

Конспект по обучению грамоте "Звук [Т], буква Т"

Конспект по обучению грамоте "Звук [Т], буква Т"...

Конспект НОД по обучению грамоте "Звуки С, Сь. Буква С"

В данном материале представлены приёмы ознакомления дошкольников со звуками и буквами, которые их обозначают....

Конспект по обучению грамоте «Звук «Ш» и буква «Ш»

Согласный звук [ш], буква Ш. Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы. Цель: автоматизация звука Ш в речи, знакомство с буквой Ш....