Конспект по обучению грамоте. Звук [Й] и буква Й
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
Тема: Звук[Й]. Буква Й
Цели: расширение представления о букве Й и звуке [Й’]
Задачи: уточнение различий между фонемой и графемой; обогащение опыта чтения слогов, различение оптически сходных букв; развитие артикуляции, мимики; совершенствование умения производить сложный звуковой и слоговой анализ слов; развитие грамматического строя речи, умения составлять словосочетания по опорным словам; развитие связной речи, расширение словарного запаса; воспитание прилежности и работоспособности во время выполнения самостоятельных заданий.
Наглядность:
-обозначение звука [Й’];
-прописи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_j.docx | 20.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по обучению грамоте.
Тема: Звук[Й]. Буква Й
Цели: расширение представления о букве Й и звуке [Й’]
Задачи: уточнение различий между фонемой и графемой; обогащение опыта чтения слогов, различение оптически сходных букв; развитие артикуляции, мимики; совершенствование умения производить сложный звуковой и слоговой анализ слов; развитие грамматического строя речи, умения составлять словосочетания по опорным словам; развитие связной речи, расширение словарного запаса; воспитание прилежности и работоспособности во время выполнения самостоятельных заданий.
Наглядность:
- обозначение звука [Й’];
- прописи.
Ход занятия
I. Организационный момент
- Какую букву вы узнали на прошлом занятии?
- Какие звуки она обозначает?
- Чем отличаются звуки [Ф] и [Ф’]?
- Как Ёжик проучил мальчика Филю?
История про Ёжика, Лисёнка и Мудрую Сову.
Выйдя из кафе, игрушки отправились гулять дальше. Дорога привела их к реке, посреди которой на островке стоял домик. От обоих берегов реки к островку тянулись мостики, по одному из которых и пошли наши путешественники.
Они постучали в дверь домика, но им никто не ответил. Игрушки немного подождали, и уже собрались было отправиться обратно, как в воздухе раздался странный звук: «Й-Й-Й». И тотчас, откуда ни возьмись, перед ними появился зайчик.
«Ты откуда взялся?» - удивился Ёжик. «Я перепрыгнул с другого берега», - ответил зайчик и пригласил друзей к себе в гости. Он рассказал, что зовут его Айк и он готовится к соревнованию прыгунов, а для этого тренируется, прыгая со своего островка то на один берег, то на другой .После этого зайчик Айк несколько раз перепрыгнул с острова на берег, чтобы показать своим гостям, каких успехов он добился.
Лисёнку так понравилось, как прыгает зайчик, что он тоже решил попробовать себя в прыжках, а заодно и удивить своих друзей.
Надо сказать, что Лисёнок не только их удивил, но и ужасно напугал, потому что когда разбежался и прыгнул, то угодил прямёхонько в воду. Сильное течение реки тут же понесло Лисёнка на середину. Хорошо, что зайчик Айк оказался не только хорошим прыгуном, но и отличным пловцом. Он-то и выловил Лисёнка и доставил его на другой берег.
- С каким звуком прыгает зайчик?
- Сегодня мы поговорим о звуке [Й’]
II. .Введение в игровую ситуацию
- Какая часть языка (передняя, средняя или задняя) движется при произнесении звука [Й’]? (Средняя.)
— Дайте характеристику звуку [Й’]
— Почему вы решили, что звук [Й’] - мягкий согласный?
— Хочу обратить ваше внимание на то, что звук [Й’] - особый согласный звук. Не зря его домик находится на островке между берегом согласных и берегом гласных звуков. Но о том, с кем дружит этот звук, вы узнаете на следующем занятии.
— Выложите слоги: [АЙ]-[ОЙ]-[УЙ]-[ЭЙ]—[ЫЙ]-[ИЙ].
2. Мотивационная игра
Подбор слов на заданный звук.
— Давайте с вами поиграем ,я загадываю, а вы отгадываете о ком и о чём идёт речь. Если вы подберёте правильный ответ, то в ваших словах будет звук [Й’].
— Крошечная девочка, которая жила в цветке. (Дюймовочка.)
— Кто похитил Царевну-лягушку у Ивана Царевича? (Кощей Бес- смертный.)
— Как зовут мальчика, который ничего не знает? (Незнайка.)
— Как называют мальчика, который ничего не хочет делать? (Лентяй.)
— Плохие школьные отметки - это... (двойка и тройка).
— Птица, которая хорошо поёт, - ... (соловей, канарейка), умеет говорить - ... (попугай), морская белая птица - ... (чайка).
— Кто обедал в зоопарке у зверей? (Воробей.)
— Городской транспорт - ... (троллейбус, трамвай).
— Какие слова вы называли?
III. 3. Затруднение в игровой ситуации
— Фишкой, какого цвета обозначается звук [Й]?
— Выложите с помощью букв слово трамвай
2. Физкультминутка.
ЗАЙКА
Ну-ка, зайка, поскачи, поскачи, Отдохнул? Теперь вставай,
Лапкой, лапкой постучи, постучи. Прыгать снова начинай!
Ты на травку упади, упади, Быстро к ёлочке беги
Полежи и отдохни, отдохни. И скорее нас скачи.
(Дети имитируют движения зайчика.)
IV. .Самостоятельное применение «нового» в других игровых ситуациях
Игра «Как сказать правильно?»
Превращения слов.
— Выложите с помощью звуковых обозначений слово ман-ка. «Превратите» это слово в слово май-ка.
— Какой слог надо убрать, чтобы получился весенний месяц? (КА)
Знакомство буквой Й
— Это буква «И краткое». Какой согласный звук она обозначает?
— Каким цветом вы заштрихуете букву Й?
— На какую букву она похожа? (На И.)
— Чем от неё отличается?
Букву Й зовут «И кратким». Й как И в твоей тетрадке. Чтобы Й не путать с И, Сверху галочку пиши.
(В. Степанов)
Прочитайте слоги.
Работа в прописях
Рефлексия
Молодцы! Ребята, вы отлично поработали сегодня.
- Что было самым интересным на занятии?
- Что было самым трудным?
V. Итог занятия:
Что вы узнали о звуке [Й’]?
- Какой буквой он обозначается?
- Назовите слова со звуком [Й’].
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект организации непосредственно образовательной деятельности развитие речи в подготовительной группе ( обучение грамоте) "Звуки [к-кь], буква К к "
Данный конспект поможет вам познакомить детейс графическим образом буквы К, научить определять место звуков [к-кь] в слове, а так же прожолжать развивать внимание, память, мышл...
Конспект по обучению грамоте "Звук и буква ы"
Конспект открытого занятия в соответствии с ФГОС по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР...
Конспект по обучению грамоте "Звук и буква Ё"
Конспект для детей старшего дошкольного возраста по обучению грамоте "Звук и буква Ё"...
Конспект НОД по обучению грамоте «Звуки [т]-[т’]. Буква Т»
Рекомендовано воспитателям ДОУ....
Конспект по обучению грамоте "Звук [Т], буква Т"
Конспект по обучению грамоте "Звук [Т], буква Т"...
Конспект НОД по обучению грамоте "Звуки С, Сь. Буква С"
В данном материале представлены приёмы ознакомления дошкольников со звуками и буквами, которые их обозначают....
Конспект по обучению грамоте «Звук «Ш» и буква «Ш»
Согласный звук [ш], буква Ш. Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы. Цель: автоматизация звука Ш в речи, знакомство с буквой Ш....