Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе. Буква Щ.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Шоломович Татьяна Ярославна

Конспект  Звук и Буква Щ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_obucheniyu_gramote_na_15_maya.docx213.28 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе

Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе познавательной деятельности

«Согласный звук щ, буква Щ, щ»

Задачи:

  • Создать условия для побуждения детей к речевой активности, умению выражать свои мысли;
  • Создать условия для развития умения инициировать диалог, включаться и поддерживать разговор, выбирать стиль общения;
  • Создать условия для формирования умения понимать учебную задачу и выполнять ее;
  • Создать условия для взаимодействия друг с другом, умение работать в микро-группах, воспитывать навыки сотрудничества на занятии, самостоятельность инициативность;
  • Закреплять звук [щ] и букву Щ, формировать умения находить эту букву в трёх позициях, упражнять в умении подбирать слова на заданный звук в различных позициях, прививать желание к самостоятельному выполнению индивидуальных заданий, любовь к чтению, воспитывать усидчивость.

Материал: листы с заданиями, ручки, простые и цветные карандаши по количеству детей, картинка птицы - щегол, картинка – кот, плакат со слогами и картинками.

Ход образовательной деятельности:

Организация рабочего пространства

Деятельность взрослого

Деятельность детей

Вводная часть (организационный и мотивационный момент)

1. Организационный момент: Воспитатель предлагает детям пройти в группу и встать у доски.

- Ребята, Сегодня к нам в гости прилетел щегол.

- А где живет щегол? (ответы детей) В лесу.

Щегол спрятал буквы в дупле дерева, а маленький жучок залез туда и погрыз буквы. Пожалуйста, угадайте, какие буквы написаны на доске.

https://kssovushka.ru/uploads/images/16443%D0%9F1.%D0%91.2017.1-1.png

Дети определяют буквы и дописывают недостающие элементы.

Основная часть

- Ребята, послушайте сказку о букве Щ.

  Жила-была буква Щ. Щебетунья ещё та. Все она что-то щебетала и щебетала, особенно своим друзьям, щеглу Щепке и щенку Щедрику. Без друзей буква Щ себя не представляла. Так бывает в жизни. Кто-то любит быть один, а кто-то всегда в компании друзей.

Но вот однажды щенок Щедрик уехал к своей бабушке, старой собаке, которая жила за Щербатым лесом. А щегол Щепка улетел по своим делам. И осталась буква Щ одна.

И впору бы ей затосковать, но увидела она птицу, название которой она не помнила. Но что-то ей подсказывало, что это своя, родная летунья, и имя её, начинается, на букву Щ.
Птица имела вытянутый, немного изогнутый клюв, длинные крылья и короткие ноги. Ее наряд был пестрым: в нем преобладали синие, зелёные и жёлтые тона. Щеголиха – да и только!

- Как называется эта птица? (ответы детей) Щеголиха

 

- Найдите, пожалуйста, все слова со звуком [Щ]? (ответы детей)

- Дайте, пожалуйста, характеристику звуку [Щ] (ответы детей)

Воздушная струя встречает препятствие, значит звук согласный, горлышко не дрожит -  звук глухой и всегда мягкий.

Отгадывание загадок.

- Ребята, а вы умеете отгадывать загадки? (ответы детей)  

- Тогда попробуйте отгадать вот такие загадки:

Звонким лаем разбудил, 
Одеяло утащил, 
И подушку уволок, 
Разыгравшийся …(ответы детей) (Щенок)

Я у Хомки - хомяка брал вчера уроки,
Как получше набивать угощеньем... (ответы детей) (Щеки)

Хвостом виляет,

Зубаста, а не лает (ответы детей) (Щука)

Он пока что не подрос, 
Подрастёт и будет пёс. 
Его голос как звонок. 
Это маленький …(ответы детей) (Щенок)

Вроде ёжика на вид, 
Но не просит пищи. 
По одежде пробежит, 
И одежда станет чище (ответы детей) (Щётка)

Я бел, как мел,
На зубы сел.
Подожду-ка тётку
Я зубную ….(ответы детей) (Щётка)

А теперь возьмите счетные палочки и выложите ими букву, на которую начинаются все загадки.

(дети выполняют задание)

Определение места звука [Щ] в словах с использованием звукового домика.

- Посмотрите на картинки, определите место звук [Щ] в слове, и поместите их в нужное окошечко нашего звукового домика.

(дети рассматривают предметные картинки и определяют место звука [Щ] в словах)

Картинки: щетка, плащ, щука, щит, щавель.

Повторение буквы Щ.

- Ребята, посмотрите, щегол принес нам букву. Давайте ее рассмотрим и повторим, из каких элементов она состоит.

(дети рассматривают букву Щ, обсуждают из каких элементов она состоит и на что похожа)

Нахождение буквы Щ в художественных книжках.

Прописывание буквы Щ в воздухе.

Чтение слогов.

Чтение слогов и соотнесение слогов с картинками, название которых начинается с выбранного слога.

-  Ребята, перед вами плакат. Выбирайте слог, читайте его и находите картинки, названия которых начинаются с данного слога.

(ответы детей)

- Ребята, у буквы Щ есть свои правила, которые вы должны запомнить, когда будете писать слова.

Ча и Ща пиши с буквой А   например в слове щ...вель нужно вставить букву Я или А?  (ответы детей)

Чу и Щу пиши с буквой У  например в слове щ..ка нужно вставить букву Ю или У? (ответы детей)

Если в слове щЁтка слышится звук о, то писать нужно Ё, а не О!

Постарайтесь запомнить эти правила и не допускайте ошибок.

Физкультминутка «Щегленок» (дети самостоятельно сопровождают текс движениями, какие считают нужными)

Щеглёнок выпал из гнезда,

Ему теперь грозит беда:

Котище чёрный рыщет,

Птенцов и птичек ищет.

Щеглёнка видит черный кот,

К нему, мурлыча, он идет,

Ступает очень мягко

По травке каждой лапкой…

Щеглёнок помощи не ждет

И от отчаянья – в полет…

И вот удача – высота

Спасла щегленка от кота.

Образование существительных с помощью суффикса – ищ

- Ой, дети, посмотрите, кто охотится на нашего щегла? (Картинка: кот охотится за щеглом).

(ответы детей)  Кот

- Нет, это не кот, а огромный котище! И у него не зубы, а огромные …(ответы детей)   Зубищи

- Не глаза, а…(ответы детей)  Глазищи

- Не лапы, а …(ответы детей)  Лапищи.

- Не усы, а…(ответы детей)  Усищи.

- Давайте поможем щеглу и прогоним кота.

- Кричите: «Щщщщ»

(дети прогоняют кота)

Практическая работа на индивидуальных листах.

Заключительная часть

- Ребята, чем мы сегодня занимались?

- Дети, о каком звуке мы сегодня говорили на занятии?

- Как выглядит буква Щ, нарисуйте ее пальчиком в воздухе.

- Какая птичка была с нами на занятии?

- А как вы думаете, почему эта птичка прилетала к нам сегодня?

- Мне понравилось, как вы все дружно, активно работали, молодцы, всем спасибо!

Практические задания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе."БУКВА -Ь-"

Цель:познакомить с буквой -Ь-, научить читать слова с -Ь- в форме сказки....

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Ё»

1.     Знакомство с буквой Ё.2.     Воспроизведение слоговых рядов.3.     Выделение начальной буквы Ё в словах.4.     Ро...

Конспект НОД (обучение грамоте) в подготовительной группе по теме: «Звуки [Б], [Б’]. Буква «Б».

Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы (6 – 7 лет) по теме ««Звуки  [Б], [Б’]. Буква «Б».      ...

Конспект по Обучению грамоте в подготовительной группе. Буква "Я"

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Я» Цель: Обозначать правильно буквы Я звуками. Задачи: Формировать у детей понятие, что сочетание звуков [й ...

Конспект по Обучению грамоте в подготовительной группе. Буква «Я»

Конспект занятия для подготовительной группы...

Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе. Буква «Я»

Задачи:—    дать детям понятие о букве Я;—  Ознакомление с графическим образом буквы Я;—  Четкое произнесение и характеристика звука {Йа}—  Соверш...