Конспект по Обучению грамоте в подготовительной группе. Буква «Я»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Конспект занятия для подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_obucheniyu_gramote.docx20.33 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по Обучению грамоте в подготовительной группе. Буква «Я»

Задачи.

  • Ознакомление с графическим образом буквы Я;
  • Четкое произнесение и характеристика звука {Йа}
  • Совершенствование навыков звуко – слогового анализа и синтеза;
  • Определение позиции звука в слове;
  • Закрепление представлений о мягкости  согласных;

Оборудование: предметные картинки с буквой Я.

Ход занятия

Логопед: Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

Дети : здороваются

Логопед:

 Мы гостей сегодня ждали

И с волнением встречали

Не судите очень строго,

Ведь учились мы немного.

Логопед:

Ребята  какое у вас настроение? Прикоснитесь друг к другу ладошками и подарите  чувство уверенности в том, что сегодня  у нас всё получится. Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь нашим гостям . И с улыбкой на лице начнём занятие.

Организационный момент:  

 Сейчас проведём гимнастику не для язычка , а для ума. Внимательно слушайте вопрос, кто знает ответ  поднимайте руки.

Логопед:

Учитель наказал ученика. Кто провинился? Собаку  укусила оса. Кто кусался?

Мама зовёт дочку домой. Кто дома? Кто на улице? Петю ударил Ваня. Кто драчун? Володю ждёт Лена. Кто задержался?

Итак, ребята мы продолжаем с вами путешествие по большой и интересной стране в которой живут звуки и буквы. Мы уже много с вами изучили букв и звуков. Что такое буквы? Что такое звуки?

Дети: Звуки мы слышим и говорим, а буквы мы пишем и видим.

Логопед: Молодцы ребята.

Сегодня сопровождать наше путешествие будет… Узнаете если внимательно послушаете загадку.

Логопед:

Эта старушка не любит детей

Часто пугают ей малышей.

У бабушки есть костяная  нога,

Зовут же старушку….. (Баба Яга)

Логопед : Баба Яга приготовила загадки.

  1. Круглое, румяное,

Я росту на ветке:

Любят меня взрослые

И маленькие детки.  (яблоко)

  1. Если б не было его,

Не сказал бы ничего. (язык)

  1. Может и разбиться,

Может и свариться.

Если хочешь, в птицу

Может превратиться. (яйцо)  

  1. Бегает среди камней,

Не угонишься за ней.

Ухватил за хвост, но – ах-

Удрала , а хвост в руках  (ящерица)

Логопед : молодцы ребята справились с заданием, отгадали загадки. А теперь ответьте на такой вопрос, какая же буква объединяет все эти слова?

     Дети: буква  {Я}

Логопед: Сколько элементов у буквы Я.Назовите их.

Логопед: Правильно . Одной длинной палочки , полукруга, и коротенькой палочки.

Логопед: Буква{ Я}  самая большая хвастунишка. Только и повторяет Я-Я-Я.

Вот как гордо ножка отставлена у буквы Я. (Пишет на мольберте)

Логопед: Ребята эта буква  ещё и хитрая. Послушайте  историю.

Логопед: В одном домике жили буква ( А,У,Э,О) Какие это буквы? (гласные). Характеристику гласных букв (их можно петь, тянуть). Вот как –то вечерком уселись буквы на лужайке возле домика и стали петь. А-А О-О У-У Э-Э; Давайте вместе споём. Дети проговаривают звуки, поют.

А в это время мимо их домика проходила буква ( Й) услышала как поют буквы и ей тоже захотелось научиться петь. Научите меня петь, сказала буква (Й). Хорошо сказали буквы. Вставай к нам. И к букве (Й) встала (А) и стали они петь  ЙА---Я; ЙА---Я.

Логопед : ребята давайте вместе потренируемся.  Дети повторяют Й-А; Й-А;   Й+А=Я. Попробуйте отгадать , какие звуки спрятала в себе (Я)

Что вы слышите дети  (Я);  буква Я   спрятала в себе целых два звука . (Й) и (А). Вот почему назвала её хитрой. Эту букву можно петь, значит буква (Я) гласная;

  1. Основная часть. Слова с буквой Я.

Логопед: Игра «Скажи ласково»: НА-НЯ, Са -…, ТА-…, ЛА-, КА-..;

Игра «Поймай звук в ладошки»  Дети хлопают в ладоши, услышав звук {Йа}среди гласных звуков: 0-я-ы-э-я-и-я-…

Игра «Да - нет» Дети говорят ДА» если в слове есть звук (Я); и «нет», если этот звук  в слове отсутствует: яблоко, цапля, кошка, моряк, яйца, роза, якорь, огурец, ящерица, арбуз.

Игра «Измени слово». Изменить слово так, чтобы в нём появился звук (Я): утёнок -утята, котенок- котята, козлёнок- козлята, лисёнок -лисята, телёнок- телята, львёнок- львята, поросёнок- поросята.

Логопед: определим где находится Я в начале середин, конце слова

Слова: якорь, моряк, маяк, ящик, яхта, ящерица, знамя, моляр.

Пальчиковую гимнастику.

Пальцы дружная семья

Друг без друга им нельзя

Вот большой, а это средний

Безымянный и последний

Наш мизинчик малышок

Указательный забыли

Чтобы пальцы дружно жили

Будем их соединять

И движенья выполнять

Мы рога козы покажем

И про зайку не забудем

Ушками водит мы будем

Чтобы четко говорить

Надо с пальцами дружить.

Логопед: Ребята напомните мне буква Я какая гласная или согласная? (Ответы детей)

Логопед: Правильно гласная, поэтому какой возьмёте карандаш?

Дети: Красного цвета. Откройте тетради на последней странице и закрасьте букву Я

Физкультминутка.

Занимались мы, устали,
А потом мы дружно встали.
Ручками похлопали - раз, два, три.
Ножками потопали - раз, два, три.
Сели, встали, встали, сели
И друг друга не задели.
Мы немножко отдохнем
И занятие начнем. (Садятся)

Логопед: Дети выложите буквы из конверта и разложите их на три кучки.

Логопед : Посмотрите на картинку. Что это?  ЯМА. Выложим слово Я-М-А

Логопед: Разделим слова на слоги: Прохлопаем Я-МА. Сколько раз хлопнули? (можно другой приём Сколько раз подбородок ударился о ладошку)

Сколько в этом слове  букв? Назовите их.

Логопед:  {Я} из каких звуков состоит   Йа;  (Й) – это какой звук .Даём характеристику. Согласный мягкий  какой кружок берём – зелёный.( А)- это гласный звук, мы его обозначаем красным кружком, помещаем под  букву Я.( М)- какой звук твёрдый звонкий кружок какого цвета берём (синего); ( А) какой звук –гласный ,кружок какого цвета берём(красного) посчитаем сколько звуков в слове ЯМА-  4 звука, а букв сколько? Почему 4 звука?

Дети: Буква (Я) состоит из двух звуков

Логопед: Есть такое правило Буква { Я } обозначает два звука в начале слова и после гласного  и один звук после согласного.

Итог занятия

Логопед:  С какой буквой вы познакомились ?

Дети :С буквой { Я }

Логопед: Что вы узнали про букву { Я }?

Дети : Что она состоит из двух звуков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе."БУКВА -Ь-"

Цель:познакомить с буквой -Ь-, научить читать слова с -Ь- в форме сказки....

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Ё»

1.     Знакомство с буквой Ё.2.     Воспроизведение слоговых рядов.3.     Выделение начальной буквы Ё в словах.4.     Ро...

Конспект НОД (обучение грамоте) в подготовительной группе по теме: «Звуки [Б], [Б’]. Буква «Б».

Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы (6 – 7 лет) по теме ««Звуки  [Б], [Б’]. Буква «Б».      ...

Конспект по Обучению грамоте в подготовительной группе. Буква "Я"

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Я» Цель: Обозначать правильно буквы Я звуками. Задачи: Формировать у детей понятие, что сочетание звуков [й ...

Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе. Буква «Я»

Задачи:—    дать детям понятие о букве Я;—  Ознакомление с графическим образом буквы Я;—  Четкое произнесение и характеристика звука {Йа}—  Соверш...