Конспекты образовательной деятельности по формированию фонематического восприятия и произносительных навыков. Тема "Звук А"
план-конспект занятия по логопедии (младшая группа)

Коррекционно - образовательная деятельность по формированию фонематического восприятия и произносительных навыков во 2 младшей группе. Тема "Звук "А"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Звук «А»

Цель: Формирование фонематического восприятия и произносительных навыков.

Задачи:

1. Закрепить с детьми артикуляцию звука «А».

2. Формировать длительность речевого выдоха.

3. Учить давать полный ответ на поставленный вопрос.

4. Учить элементам диалогической речи.

5. Развивать внимание, память, мелкую и артикуляторную моторику.

6. Воспитывать навыки культуры поведения.

 Оборудование: куклы - мальчик и девочка, птенчик — кукла бибабо, предметные картинки.

НОД

ИДП

  1. Организационный этап.

— К нам прилетел маленький птенчик. Он хочет научиться произносить звук «А». Давайте научим его.

  1. Коррекционно – развивающий этап.

  1.Артикуляционная гимнастика

- открыть широко рот — удержать открытым - закрыть;

- показать длинный язык — удержать позу - убрать;

- язык бегает вправо-влево;

- показать зубы;

- улыбка (произносить «И»);

- трубочка (произносить «У»).

Учить Юлю, Алину выполнять упражнения

2.Дыхательная гимнастика

  • «Птичка»: помахать руками. как  птичка машет крыльями. На вдохе (вдох через нос, не поднимая плеч) поднять руки вверх, на выдохе опустить.

Формировать длительность речевого выдоха

3.Пальчиковая гимнастика «Птенчики»

Показать пальчиками клювики правой рукой, левой рукой, обеими руками (по 5 раз). Когда птенчики открываю т клювики, они произносят звук «А».

Развивать мелкую моторику у Юли (пассивное выполнение упражнений)

4.Упражнение «Накорми птенчика»

Изобразить, как насыпают крошки, и поклевать их «клювиками». 

5. Игра «Измени свой голосок»

 — Вспомните, когда мы качали куклу, какую песенку мы ей пели? («А-а-а»)

 — Спойте эту песенку громко.

 — Спойте эту песенку тихо.

 Выполнить хором и индивидуально.

Учить контролировать силу голоса Настю

6.Упражнение «Что у кого»

— Посмотрите, кто к нам пришел. Это Аня, это Алик. (Куклы здороваются с детьми, дети им отвечают.) 

— Аня и Алик принесли нам картинки. Они учатся правильно произносить звук «А».

Посмотрите и скажите:

 — Что у Ани? (У Ани аист.)

 — Что у Алика? (У Алика автобус.)

 И т.д.

Побуждать Дашу, Настю давать полный ответ на поставленный вопрос

  1. Итоговый этап.

Дети прощаются с Аней и Аликом

- Пока, Аня! Пока, Алик!

Похвалить детей.

Литература:

1.Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Я учусь говорить. Формирование фонематического восприятия и звукопроизношения у детей 3-4 лет. – М.: Издательство «СКРИПТОРИЙ 2003», 2017. – 96 с.

2. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Конспекты логопедических занятий в детском саду для детей 3-4 лет с ОНР (1-й уровень речевого развития). - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2019. — 232с.

Тема: «Звук «А» (продолжение)

Цель: Формирование фонематического восприятия и произносительных навыков.

Задачи:

1. Закрепить артикуляцию и произнесение звука «А».

2. Формировать просодическую сторону речи.

3. Формировать длительность речевого выдоха.

4. Формировать элементы диалогической речи.

5. Развивать внимание, память, артикуляторную и мелкую моторику кистей рук.

6. Воспитывать навыки культуры поведения.

Оборудование: кукла Аня, предметные картинки.

НОД

ИДП

  1. Организационный этап.

Сообщить детям, что к ним в гости пришла кукла Аня.

Предложить поздороваться с куклой.

  1. Коррекционно – развивающий этап.

Игра «Вкусный пирожок»

Аня шла, шла, шла,

Пирожок нашла.

Нашим деткам принесла.

 — Давайте понюхаем пирожок и скажем (произнести хором и индивидуально каждую фразу):

 - Ах! - Ах! Ах! — Ах! Ах! Ах!

Артикуляционная гимнастика

- Стала Аня пирог раздавать, Стала деток угощать.

- На, Даша, пирог!

— Спасибо, Аня! И т.д.

После этого дети по инструкции и показу выполняют артикуляционную гимнастику (по 5 раз каждое упражнение):

Чтоб пирог откусить,

Надо рот большой открыть.

Вот так! (Создать и удержать позу)

Дети зубы показали.

 Как пирог мы все жевали?

И язык нам помогал

— Вот каким он длинным стал! (Создать и удержать позу)

Губы тоже не скучали –

Детям кушать помогали (улыбка - трубочка).

 

Ах, как вкусно, сладко было!

Нужно крошки все собрать,

Надо губы облизать. (Круговые движения языка)

Дети все салфетки взяли.

Дети губы вытирали.

Закреплять с Юлей артикуляцию и произнесение звука «А».

Физкультминутка.

А теперь возьмем мы крошки

И посыплем на дорожку.

(Дети изображают пальцами, как сыплют крошки. )

Стали птички подлетать,

Наши крошки клевать.

( Соединяют указательный и большой пальцы в «клюв», «клюют крошки».)

Птички полетели

Дети «летают», взмахивая руками.

И в гнездо все сели.

(Приседают на корточки).

Учить Настю, Вику, Алину выполнять движения по тексту

Игра «Измени свой голосок»

Хоровое и индивидуальное произнесение звука «А» по подражанию.

 — Аня за птичкой бежала и упала, громко плачет: «А-а-а!»

 — Не плачь, Аня! Аня успокоилась, песенку запела: «А-а-а». (Спеть звук обычным голосом.)

- Аня устала, спать захотела,

Мама ей песенку тихо запела: «А-а-а»

Аня утром рано встала,

 Очень громко закричала: «А-а-а!»

Тихо, Аня, не кричи,

Других деток не буди.

Тихо «А-а-а» произнеси.

Анечка гулять пошла,

Видит — птичка у крыльца.

Птичка тоненько поет,

Широко открыла рот: «А-а-а».

(Произнести тоненьким голосом.)

 

А в лесу гуляет мишка,

Косолапый шалунишка.

Низким голосом поет,

Широко открыл свой рот: «А-а-а».

(Произнести низким голосом.)

Формировать просодическую сторону речи у Алины

Игра «Подарки для Ани»

- Вот как Аня с нами играла. Давайте подарим ей картинки.

 Дети дают кукле картинки и говорят:

 — На, Аня, астры (альбом, автобус, арбуз, апельсин, аиста и т.д.).

  1. Заключительный этап.

- Мы хорошо поиграли с Аней. Научились слушать и произносить звук «А». Попрощайтесь с куклой:

- Пока, Аня!

Литература:

1.Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Я учусь говорить. Формирование фонематического восприятия и звукопроизношения у детей 3-4 лет. – М.: Издательство «СКРИПТОРИЙ 2003», 2017. – 96 с.

2. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Конспекты логопедических занятий в детском саду для детей 3-4 лет с ОНР (1-й уровень речевого развития). - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2019. — 232с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по формированию художественного восприятия и эстетического вкуса для детей подготовительной группы на тему: "Литературная игра по произведениям Н. Носова"

Образовательная деятельность построена в виде литературной игры по произведениям Н. Носова, с применением игровой социо-игровой технологии, обеспечивающей деятельностный подход в обучении на занятии....

Конспект образовательной деятельности по формированию фонематического восприятия и произносительных навыков. Тема "Звук У"

Коррекционно - образовательная деятельность по формированию фонематического восприятия и произносительных навыков. Тема "Звук "У"...

Конспект образовательной деятельности по формированию фонематического восприятия и произносительных навыков. Тема "Звук Б"

Коррекционно - образовательная деятельность по формированию фонематического восприятия и произносительных навыков. Тема "Звук "Б"...

Конспект открытой образовательной деятельности по формирование фонематического восприятия и звукопроизношения с элементами грамоты на тему: «Звуки: «А, У, И, П». (старшая группа для детей с ТНР)

Конспект открытой образовательной деятельности по формирование фонематического восприятия и звукопроизношения с элементами грамоты на тему:«Звуки: «А, У, И, П».(старшая группа для де...