Конспект итоговой непосредственно-образовательной деятельности по развитию фонематического восприятия и формированию лексико-грамматических категорий «В стране добрых дел» (старшая группа компенсирующей направленности с ЗПР)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Конспект даст возможность грамотно построить работу по развитию и формированию лексико - грамматических категорий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
формирование лексико - грамматических категорий | 19.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 23 «Улыбка» г. Феодосии Республики Крым»
Конспект
итоговой непосредственно-образовательной деятельности по развитию фонематического восприятия и формированию лексико-грамматических категорий
«В стране добрых дел»
(старшая группа компенсирующей направленности с ЗПР)
Разработала
учитель-логопед: Воробьева
Людмила Владимировна
Дата проведения: 25 мая 2016 г.
г. Феодосия
2016 г.
Цели: развитие основных познавательных процессов-зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения. Способствовать проявлению эмпатий (быть добрым, отзывчивым).
Обогащать лексику эпитетами, словами – антонимами. Активизировать мыслительную и речевую деятельность детей по темам «Птицы», «Цветы», «Насекомые».
Обогащать лексико-грамматический строй речи:
-согласование прилагательных с существительными в роде, числе; употребление предлогов «на», «за»;
-образование единственного и множественного числа имен существительных;
-окончания слов во множественном числе;
-использование в речи союза «потому что»;
-умение грамматически верно оформлять предложения;
-использование в речи местоимений: он, она, ты, я.
Совершенствование навыков связной речи (мелодико-интонационная сторона речи, темп, ритм речи, речевое дыхание).
Развивать фонематическое восприятие. Закреплять понятия: гласные звуки, согласные твердые и мягкие звуки, буквы, звуко - буквенный, слоговой анализ и синтез слова муха. Четкое произношение звуков [с], [з], [ч], [ш], [ж], [р] изолированно, в словах, речи. Выделять звук [о] в начале слов, звук [к] – в конце слов.
Развивать мелкую моторику пальцев рук (самомассаж).
Актуализация словаря: ласковое, звонкоголосая, теплолюбивая, добрый.
Оборудование: Песочный человек, картинки-символы звуков [а], [у], [и], [о], [э], [ы], [м], [н], [п], [т], [ф], [х], [к], кассы букв, картинки: солнышко, осы, ослик, овощи, цветы, дятел, сорока, ласточка, воробей, белка; картинки к игре «Что бывает желтым?», таз с водой и рыбками, трубочки, стаканчики с водой.
Ход НОД
Оргмомент. Дети с логопедом на ковре, в кругу. Считалка: «Раз, два, три, четыре, пять начинаем мы играть!». Проводится игра «Надувайся пузырь…», в ходе которой выясняется, на что похож наш круг?» (На помидор, на апельсин, на глобус и т.д.). Цель: использование в речи предлога «на».
Логопед предлагает детям представить себе, как солнышко просыпается, светит и что тогда происходит в природе. Дети сжали пальцы левой руки в кулак – «солнышко спит». Логопед: «Встало солнышко с утра, в детский сад идти пора» (кулачок поднимается вверх, пальцы разжимаются - «солнышко проснулось»). Дети указательным пальцем правой руки выполняют упражнение – поглаживание каждого пальца левой руки, сопровождая движения с речью: «Солнышко лучами гладит нас, ласкает. Солнце, как и мама – лишь одно бывает». Цель: самомассаж пальцев рук. Выясняется, что солнышко ласковое, доброе, теплое и т.д.
Логопед: Дети, проснулся и комарик, он звенит звонко, громко и долго: «Ззз…» (на выдохе); жук жужжит: «Жжж…»; кузнечик поет: «Ч-ч-ч…»; змейка шипит тихо: «Шшш…»; ёжик фыркает: «Ф-ф-ф…». Цель: индивидуальная работа по произношению этих звуков, понятия: долго, кратко, тихо, громко.
Логопед: Проснулся и наш язычок; дети с логопедом выполняют артикуляционные упражнения: «Змейка», «Часики», «Чистим зубки», «Лошадка», «Качели», «Футбол».
Логопед предлагает детям отправиться в страну Добрых дел на велосипедах. Выполняется упражнение «Насос», проводится индивидуальная работа с каждым ребенком по произношению твердого звука [с]. По пути дети встречают Песочного человека, он просит помочь ему разобраться, что за картинки оставили дети, играя на песке. Дети предлагает помощь. Выясняется, что картинки – это звуки: [а], [у], [и], [о], [э], [ы], дети их пропевают, делают вывод, что это гласные, певучие звуки, обозначены красным цветом. Дети произносят звуки: [м], [н], [п], [т], [ф], [х], [к], делают вывод, что это твердые согласные звуки, обозначены синим цветом. Произносят мягкие звуки: [мь], [нь], [пь], [ть], [фь], [хь], [кь], они обозначены зеленым цветом. Проводится игра «Будь внимателен», в ходе которой логопед называет гласный, твердый и мягкий звуки, а дети поднимают квадратик необходимого цвета, обосновывая свой выбор, употребляя в речи союз «потому что». Цель: закрепление понятий – гласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки.
Проводится игра «Какой звук первый в словах»: овощи, ослик, осы, обувь. Дети делают вывод, что первый звук в словах – [о]. Проводится игра «Какой звук последний в словах»: замок, теремок, паук? (Звук [к]).
Детям предлагается игра «Наоборот»: логопед называют твердый звук, а дети наоборот – мягкий звук.
Логопед предлагает детям загадки о буквах: п, ж, у, с, ф. Делает с детьми вывод, что звуки мы слышим и произносим, а буквы видим, читаем.
Физминутка: игра на релаксацию с помощью рук и речи «Мы играем на гармошке» …
Логопед: Какое слово спряталось за звуками: [м], [у], [х], [а]? (Муха) Работа с кассами букв. Проводится звуко – буквенный, слоговой анализ слова муха: четыре звука, четыре буквы, два слога (му ха), прохлопывание, проговаривание слова с ударением. Назначение слова: муха – это вредное насекомое.
Логопед предлагает детям посмотреть в бинокль, выполняется упражнение с помощью пальцев рук «Бинокль». Дети увидели лягушку, на ковре проводится логоритмическое упражнение, игра «Вот лягушка по дорожке скачет, вытянувши ножки. Увидала комара, закричала: «Ква'-ква-ква!» Цель: выделение первого ударного слова, обрабатывание силы голоса.
Логопед предлагает детям игру «Что бывает желтым?» (Желтый банан, желтая груша, желтое ведро, желтые розы и т.д.). Цель: словоизменение. Проводится игра: «Ладошки вниз, ладошки вверх, а теперь их на бочок и зажали в кулачок, постучали: тук-тук-тук». Цель: речь с движением пальцев рук, логоритмика.
Логопед предлагает игру «Скажи наоборот», цель: подбор слов с противоположным значением (добрый – злой, вверху – внизу, тихо – громко и т.д.) Упражнения для щек: «Толстячок, худышка».
Проводится игра на обобщение, исключение, в ходе которой дети делают вывод, что дятел, ласточка, сорока, воробей – это птицы. Ласточка звонкоголосая, теплолюбивая.
Физминутка: на ковре дети выполняют упражнение «Заведи мотор», индивидуальная работа по произношению звука [р р р] изолированно. Логопед предлагает игры с использованием пальцев рук и речи: «Лодочка», «Пароход» (гудит долго: [ы ы ы]; понятия: тихо, громко, долго, кратко).
Логопед обращает внимание на таз с водой и рыбками. Проводится игра с использованием пальцев рук и речи: «Рыбки весело резвятся в теплой, чистенькой воде, то сожмутся, разожмутся, то зароются в песке». За столами логопед предлагает детям сделать бурю на море. Проводится игра «Буря» (дети дуют в трубочки на выдохе).
Логопед предлагает детям помочь Песочному человеку в играх: «Один – много», цель: окончания слов во множественном числе (один тюльпан – много тюльпанов, одна бабочка – много бабочек); «Где сидит бабочка?», цель: использование предлога «на» (Бабочка сидит на розе и т.д.).
Логопед: Ребята, вы молодцы, помогли Песочному человеку. Делайте и дальше добрые дела на радость людям и себе. А быть добрым никогда не поздно!
На ковре проводится игра «Дай мне руку, друг, что справа, дай мне руку, друг, что слева. Вместе мы одна семья: он, она и ты, и я!» Дети дарят свои улыбки друг другу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и обогащению словаря в старшей группе детей с ОНР с использованием мультимедийного оборудования.
Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР...
Непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи «В гости к бабушке Матрёне»
Задачи.Образовательные:1. Учить образовывать и употреблять существительные родительного падежа в единственном и множественном числе. 2. Закреплять навык образования множественного числа существит...
Конспект коррекционно-развивающей деятельности по формированию лексико-грамматического строя речи и связной речи в старшей группе для детей с ОНР.Тема: «Какая бывает Весна?»
Цель: Уточнить и расширить знания детей по теме «Весна», активизировать словарь детей по данной теме.Коррекционно-образовательные задачи:- Закрепить знание весенних месяцев, ве...
Этапы работы по развитию фонематического восприятия и формированию навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с речевой патологией.
Этапы работы по развитию фонематического восприятия и формированию навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с речевой патологией....
Занятие по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи в старшей группе компенсирующей направленности Тема: «Продукты питания»
Цель: закрепление знаний и словаря по теме.Коррекционно - образовательные задачи: закрепить и активизировать знания детей по теме «Продукты питания». Закрепить знания о классифик...
Конспект лексико – грамматического занятия с использованием здоровьесберегающих технологий в старшей группе компенсирующей направленности по лексической теме «Дикие животные»
Занятие разработано для детей старшего возраста (5-6 лет) с общим недоразвитием речи (ОНР). На данном занятии используются упражнения по здоровьесбережению и следующих здоровьес...
Организованная образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи «В гости к бабушке Матрёне»
Организованная образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями р...