Дидактические игры, направленные на формирование фонематического восприятия, языковой догадки, навыков звукового анализа и синтеза
консультация по логопедии

Половая Евгения Евгеньевна

Предварительный просмотр:

Игра 1. Назвать предметы одним обобщающим словом.

Корова, коза, лошадь, свинья, овца (домашние животные)

Понедельник, вторник, среда, четверг (дни недели)

Лиса, волк, медведь, лось, заяц (дикие животные)

Свекла, морковь, репа, лук, редис (овощи)

Ромашка, мак, колокольчик, одуванчик, тюльпан (цветы)

Бабочка, жук, комар, кузнечик, муравей (насекомые)

День, ночь, утро, вечер, полночь, полдень (части суток)

Скворец, ласточка, соловей, грач, кукушка (перелетные птицы)

Груши, яблоки, персики, слива, мандарин (фрукты)

Ботинки, валенки, туфли, тапки, сапоги (обувь)

Игра 2. «Назови первый звук в слове»

Цель: выработка навыка определения первого звука в слове.

Ход игры: взрослый называет слово, ребенок должен выделить голосом первый звук в слове и назвать его именно так, как звук звучит в слове. Например: кот – в слове «кот» первый звук [к], кит – в слове «кит» первый звук [к,], сад – в слове «сад» первый звук [c], сено – в слове «сено» первый звук [c,] и т.д. В качестве усложнения можно попросить ребенка охарактеризовать этот звук (гласный-согласный, мягкий –твердый), а так же назвать последний звук в слове.

Игра 3 «Первый - последний». 

Цель: развитие фонематического слуха, формирование умений выделять первый и последний звук в слове.

Ребенок называет первый звук, в названии картинки, а родитель называет последний звук в этом слове.

Игра 4. «Подбери словечко»

Цель: учить подбирать слово с заданным звуком.

Ход игры: взрослый просит подобрать слово с заданным звуком, ребенок называет одно или несколько слов. Например: «Назови мне слово со звуком [ш] – школа, карандаш, мишура. «Назови мне слово со звуком [б,] – бинт, ребенок, белка. В качестве усложнения можно попросить назвать слова с заданным звуком в определенной позиции (вначале, середине и конце слова). Например: «Назови мне слово со звуком С в начале слова» – самолет, сом, след, сумка и т.д.

Игра 5. «Поймай звук»

Цель: выработка навыка выделения заданного звука в звуковом ряду.

Ход игры: взрослый предлагает выполнить определенное действие, когда ребенок услышит заданный звук среди других произносимых

взрослым звуков. Например: «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [a] далее взрослый медленно и четко произносит: О, А, К, У. А, Б, Л, О, А и т.д.

Игра 6. «Замени звук»

Цель: выработка навыка синтеза слогов по заданному принципу.

Ход игры: взрослый предлагает заменить определенный звук на заданный и произнести получившийся слог. Например: «Замени А на О» далее взрослый медленно и четко произносит слог КА, ребенок «в уме» меняет А на О и произносит КО, ЗА – ЗО, ЛА – ЛО и т.д.

Игра 7. «Большой или маленький»

Цель: измерение протяженности слова; деление слова на слоги.

Ход игры: взрослый предлагает сравнить каких-либо животных или предметы, значительно отличающихся размерами, названия этих животных или предметов также должны отличаться по протяженности, но наоборот. Например: «Кто больше слон или цыпленок? (ответ ребенка). А теперь давай узнаем, какое слово больше «слон» или «цыпленок». Ребенок прохлопывает слова. Один хлопок на один слог слова.

Игра 8. «Доскажи словечко». 

Цель игры: выработать языковую догадку, назвать как можно больше вариантов слов. Взрослый называет первый слог слова, а ребенок (родитель) называет продолжение слова.

Например:

СА – НКИ,                 РА – КЕТА,

- ПОГИ                 - БОТА

- ХАР                 - ДУГА

- МОЛЕТ                 - НА

- ЛО                         - НЕЦ

- Д                         - К

Игра 9. «Исправь ошибки». 

Цель: развить слуховое внимание. Задание: взрослый читает стихотворение, намеренно делая ошибки в словах. Детям (родителям) нужно правильно назвать слова.

Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

- Там ползет зеленый лук

С длинными усами (жук).

Закричал охотник: «Ой!

Двери гонятся за мной!» (звери).

Тает снег, течет ручей,

На ветвях полно врачей (грачей).

На поляне весной

Вырос зуб молодой (дуб).

На глазах у детворы

Крысу красят маляры (крышу).

Тащил мышонок в норку

Огромную хлебную горку (корку).

У печки с удочкой сижу

От рыбы глаз я не свожу (речки).

И тд.

С уважением коллектив

МБДОУ «Детский сад №25

«Лесная полянка»»

Муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 25 «Лесная полянка»

Дидактические игры, направленные на формирование фонематического восприятия, языковой догадки, навыков звукового анализа и синтеза

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/092d/0003d9bc-651dbae8/hello_html_2f1569ba.jpg

Прокопьевск, 2019


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения для совершенствования фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников

Все игры и упражнения для развития навыков звукового анализа должны содержать как можно больше слов с изучаемым звуком, среди которых могут быть и малознакомые детям (например: авокадо, айва, ут...

Этапы работы по развитию фонематического восприятия и формированию навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с речевой патологией.

Этапы работы по развитию фонематического восприятия и формированию навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с речевой патологией....

консультация для родителей Т.А. Ткаченко «Использование специальной зрительной символики в работе детей с ОНР при формировании фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза"

Как учить дошкольника грамоте, не вступая в противоречия с задачами и методами школьного обучения, о том  какими знаниями, умениями и навыками должны владеть мы «родители», для того, ...

Вместе с мамой, вместе с папой.(Технология Ткаченко Т.А. "Использование специальной зрительной символики в работе детей с ОНР при формировании фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза, зрительного восприятия.

Четкое произнесение звука.Артикуляционная гимнастика Выделение начального ударного гласного Выделение звука на слух из ряда гласныхВыделение звука на слух из состава слова Употребление ...

Игры и упражнения для совершенствования фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников

Уважаемые воспитатели! Цель данного материала содержит в отборе слов заданным звуком. определение позиции звука в слове, определение звука в определенной позиции в слове, а также прлный звуковой анали...