Конспект образовательной деятельности по формированию художественного восприятия и эстетического вкуса для детей подготовительной группы на тему: "Литературная игра по произведениям Н. Носова"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме
Образовательная деятельность построена в виде литературной игры по произведениям Н. Носова, с применением игровой социо-игровой технологии, обеспечивающей деятельностный подход в обучении на занятии.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
МБДОУ детский сад комбинированного вида №1 «Светлячок»
г. Александровск-Сахалинский
Конспект образовательной деятельности
по формированию художественного восприятия и эстетического вкуса
для детей подготовительной группы
на тему: «Литературная игра по произведениям Н. Носова»
с применением социо-игровой технологии
Выполнили:
Вайсят Ирина Александровна,
воспитатель МБДОУ детского сада
комбинированного вида №1 «Светлячок» и
Кутузова Лидия Викторовна
воспитатель МБДОУ детского сада
комбинированного вида №1 «Светлячок»,
г. Александровск-Сахалинский
Адрес: ул. Смирных ,26
Телефон: 8(42434)50-59
e-mail: mbousvetlachok@list.ru
Южно-Сахалинск
2015
Тема: «Литературная игра по произведениям Н. Носова»
(с применением социо-игровой технологии, обеспечивающей деятельностный подход в обучении на занятии).
Цель: обобщить и систематизировать знания воспитанников о произведениях и творчестве Н.Н Носова.
Программные задачи:
Образовательные:
- Обогащать читательский опыт дошкольников, продолжать знакомить с произведениями детского писателя Н. Н. Носова.
- Способствовать углублению и дифференциации читательских интересов детей путем создания игровых ситуации, ситуации морального выбора, творческих заданий по придумыванию диалогов и монологов, обсуждение самостоятельной театральной деятельности.
- Создавать условия для реализации потребности детей в общении со сверстниками по поводу литературных произведений.
- Формировать умение активно взаимодействовать со сверстниками в микро группе, участвовать в совместных играх, умение совместно со сверстниками обсуждать, доказывать, высказывать свое мнение, а так же учитывать интересы и чувства других, радоваться успехам других детей.
- Обеспечивать возможность проявления детьми самостоятельности и творчества в разных видах художественно- творческой деятельности на основе литературных произведений.
- Совершенствовать умение отражать результаты восприятия литературных текстов в разных видах художественно-речевой деятельности (сочинение, рассуждение) и изобразительной деятельности (рисование, аппликация).
Воспитательные:
- Воспитывать ценностное отношение к художественной литературе, как виду искусства.
- Приобщать дошкольников к социально- нравственным ценностям
Развивающие задачи:
- В процессе ознакомления с произведениями Н.Н. Носова развивать способности творчески воспринимать реальную действительность и особенности её отражения в художественном произведении.
- Развивать эмоциональную отзывчивость по отношению к содержанию литературного произведения.
- Развивать фонематический слух, выразительность речи, воображение.
Интеграция образовательных областей:
Художественно - эстетическое развитие и социально - коммуникативное развитие.
Формы организации совместной познавательной деятельности на занятии: «Решение ситуации морального выбора», «Ситуации общения и взаимодействия», «Игровые ситуации», «Ситуативный разговор с детьми», «Коллекционирование», «Работа в микро группах по 3-4 человека».
Оборудование:
Выставка книг Н.Н Носова, портрет писателя, набор предметов для работы в микро группах (одежда для ряженья, картины, иллюстрации по произведением Н.Н Носова; ватман для коллажа, материалы для художественной деятельности (карандаши, фломастеры, клей, ножницы, линейки, простые карандаши, салфетки)).
Предварительная работа:
Чтение рассказов – Н. Носова: «На горке», «Фантазеры», «Живая шляпа», «Заплатка», «Огурцы», «Карасик», «Дружок», «Огородники», просмотр мультфильма « Приключение Незнайки и его друзей» и чтение отрывков «Приключение Незнайки в Солнечном городе», «Незнайка на Луне», экскурсия в детскую библиотеку, прослушивание рассказов Н. Носова в аудиозаписи ,просмотр мультимедийной Презентации о творчестве писателя.
Ход образовательной деятельности
Звучит музыка «Книжка, с Днем рождения!»
Ритуал начала занятия:
Педагог предлагает детям встать в круг и рассказать и показать всем вместе стихотворение с движениями:
Давайте знакомые книжки откроем, И снова пойдем от страницы к странице Всегда ведь приятно с любимым героем Опять повстречаться Сильней подружиться Неважно, что с книжкой знакомы давно мы, Пускай и с героем отлично знакомы. И чем там закончится - тоже известно, Хорошие книжки всегда интересны. | Дети показывают отрытые ладошки Дети шагают на месте Дети показывают мимикой, движением своего любимого героя Дети здороваются за руку с соседом слева Дети обнимаются с соседом слева Шагают на месте дети шагают на месте Дети показывают отрытые ладошки, и дети показывают кулачок с большим пальцем вверх |
Беседа с детьми (ситуативный разговор):
Воспитатель:
Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить?
(о книгах)
А кто пишет книги? (писатели)
А каких детских писателей вы знаете? Назовите фамилии.
А книги какого писателя мы с вами читали на этой неделе? (Н.Носов)
Воспитатель предлагает детям вспомнить произведения и героев книг Н.Носова необычным способом - поиграть в игру «Волшебная палочка».
(Дети стоят в кругу или сидят на стульях в кругу воспитатель вместе с ними)
Правила игры:
«Волшебная палочка» (ручка, карандаш и др.) передаётся в произвольном порядке, передача сопровождается речью по заранее заданному заказу-правилу.
Варианты:
-передающий называет произведение Н. Носова, принимающий – персонаж из этого произведения.
Если принимающий не ответил, «палочка» возвращается в исходное положение или меняет принимающего. Дети договариваются об условии передачи:
-глядеть друг другу в глаза
-вставать, если согласны с высказыванием принимающего
-передающий выбирается один на всех, палочка возвращается ему
Воспитатель:
Ребята, вот мы и вспомнили произведения Н.Носова и ваших любимых героев из книг этого замечательного детского писателя.
(Демонстрация портрета Н. Носова)
Воспитатель:
Ребята, предлагаю вам отгадать загадку:
Коротышка озорной
В черной шляпе голубой
Неумейка и зазнайка
И зовут его …..(«Незнайка»)
Вопросы к детям:
1.Как называется произведение Н. Носова, где главный герой Незнайка?
(«Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне»).
2.А что сказали друзья Незнайки про его стихи?
(Друзья сказали, что у него не стихи, а какие-то дразнилки).
Мотивация на деятельность:
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру и научиться подбирать рифму к слову - Игра «Придумай рифму к началу стихотворения».
Воспитатель объясняет правила игры:
Я начну читать стихотворения Н. Носова из книги «В траве сидел кузнечик», а вы продолжайте.
(Дети по очереди и желанию находят рифму к стихотворению)
(после правильно подобранной рифмы, на экране появляется иллюстрация к стихотворению):
- Пулька по лесу гулял
И медведя повстречал.
Целый день дрожал от страха-
Мало ел и громко….(плакал)
- Взяли теста мы кадушку,
Изготовили ватрушку,
Кто ватрушку эту ел,
Сразу очень ……(поумнел).
- Лишь не ел ватрушки Знайка-
Стал он глупый, как Незнайка.
Но за книжки он засел-
Скоро снова …..(поумнел).
Пусть узнают все детишки,
Что читать полезно….(книжки).
- Есть у нас один поэтик,
Называют его….(Цветик).
Сочиняет он стихи.
А стихи-то !.....(Хи-хи,хи).
- Вышел Пончик на прогулку,
Зашагал по переулку.
Вдруг на встречу во весь дух
На него летит….(петух).
Пончик только рот раскрыл,
Петуха вмиг…..( проглотил),
А потом часов до двух
Кукарекал, как ….(петух).
- Торопыжка искупался,
Голышом с реки….(примчался).
Пообедать так спешил,
что одеться….(позабыл).
- Снарядившись на охоту,
Вышел Пулька за ворота.
Вдруг навстречу ему волк-
На него зубами щёлк!
Пулька от него бежать,
Мигом прыгнул под …(кровать),
А потом взглянул в окошко:
Оказалось - это….(кошка)
- Растеряйка утром встал,
Целый час штаны …(искал).
Заглянул он под кровать,
Там штанишек …(не видать).
Посмотрел под стул, под стол,
Но штанов там …(не нашёл).
Он взобрался на буфет-
Там штанишек тоже …(нет).
Он искал во всех углах,
А штаны-то …(на ногах!)
Оказалось, лёг он спать,
Позабыв штанишки…(снять).
- Гунька раз играл с огнём-
Загорелся Гунькин…(дом).
Бежит Кнопочка с блином,
Накрывает Гунькин…(дом).
Пых! Пух! Блин распух,
И пожар тотчас….(потух).
В доме мебель вся сгорела,
И кровать не …(уцелела).
На крылечке Гунька спит,
Сверху листиком…(накрыт).
Воспитатель предлагает детям поиграть и для этого разделиться на микро группы по признаку: «Кто живет на одинаковых этажах».
(Дети самостоятельно делятся на микро группы. Педагог предлагает им разместиться для работы в любом уголке группы. Педагог специально (чтобы дети могли двигаться во время выполнения задания и общаться с детьми другой микро группы, если это понадобиться им),в середине группы на одном столе размещает все необходимые материалы для работы детей, карточки с заданиями ,элементы костюмов, и др .)
Воспитатель предлагает детям выполнить задание «Живая картинка» в микро группах.
Объяснение правил игры:
1.Собрать разрезную иллюстрацию.
2.Определить название произведения Н.Носова.
3.Нарядиться в героев данного произведения и движением, и мимикой показать сценку другой микро группе, чтобы они узнали и назвали героя и произведение.
Перед работой дети вспоминают правила работы в микро группе.
Вопрос к детям:
Внимательно прослушайте стихотворение В. Лунина и скажите, чего не бывает на свете, о том, чем говорит мальчик в стихотворении?
Чтобы лучше запомнить используйте прием зарисовки картинки или схемы.
Выразительное чтение стихотворение.
Поверьте!
Поверьте, я видел на свете немало:
Я видел, как время назад побежало,
Я видел собаку с кошачьим хвостом,
Я видел, как мышка гналась за котом,
Но надо признаться еще не встречал
Я тигра, который совсем не рычал!
Я видел, как нес муравей бегемота,
Я видел огромное море компота,
Я видел бананы на ветке сосны,
Я видел дома высотой до луны.
Но надо признаться еще не встречал
Я тигра, который совсем не рычал!
Я видел жирафа, носившего шляпу,
Я видел ребенка, учившего папу,
Я видел, как плакал резиновый слон,
Я видел растущий на облаке клен.
Но, надо признаться, еще не встречал
Я тигра, который совсем не рычал!
После прочтения стихотворения выслушиваются ответы детей
Ситуативная беседа с детьми:
Воспитатель:
Ребята, скажите, как можно назвать мальчика, о котором говориться в стихотворении «Поверьте!» (Мечтатель, выдумщик, фантазер).
Пояснение педагога:
Фантазеры-это люди, которые любят мечтать, фантазировать, т.е выдумывать что-нибудь неправдоподобное, ненужное, невозможное.
Вопросы:
Скажите ребята, а у писателя Н. Носова есть рассказ, про таких ребят? Как он называется? (Фантазеры»)
Кто главный герой этого рассказа? Как их звали?
Воспитатель предлагает детям разделиться на микро группы по признаку: «Кто живет на одной улице».
Воспитатель предлагает решить в микро группах ситуацию морального выбора:
Ребята, как вы думаете, что лучше? Фантазировать как Мишутка и Стасик из рассказа «Фантазеры», или обманывать, как Игорь и почему?
Задание микро группам:
Давайте в каждой микро группе вы порассуждаете на этот вопрос, и выскажите свою точку зрения на эту ситуацию.
(После того, как выступит каждая микро-группа, детям предлагается следующе задание.)
Педагог предлагается игра - задание «Небывалый случай».
Правила игры:
Каждой команде сочинить «Небывалый случай» и рассказать другим командам (случай можно зарисовать с помощью схем и моделей, для удобства рассказывания).
После выступления каждой команды, дети из других команд высказывают свою точку зрения, о том, как вступила команд, что понравилось.
(После того, как выступит каждая микро-группа, детям предлагается следующе задание.)
Воспитатель предлагает детям еще раз разделиться на микро группы по признаку: «Количество слогов в имени».
Мотивация на деятельность.
Сегодня мы с вами путешествовали по страницам любимых книг Н. Носова. Эти книги стали для вас добрыми и умными друзьями. И чтобы у вас осталась память о нашем путешествии предлагаю создать коллекции «Любимые герои книг Н. Носова»
Воспитатель предлагает ребятам в микро группах создать из иллюстраций полюбившихся произведений Н. Носова свои коллекции на тему: «В волшебной стране героев Н.Н Носова», «Любимые герои книг Н .Носова». Дети выбирают нужные им для выполнения работы наборы картинок, предметов, инструментов и на листе ватмана предлагают свое выполнение работы полюбившегося им произведения.
После выполнения работы в микро группах дети размещают свои коллекции в любом месте групповой комнаты. Все дети их рассматривают, делятся впечатлениями. (Звучит спокойная музыка).
Литература:
1.Букатов В.М. Шишел -мышел, взял да вышел. Настольная книжка воспитателя по социо-игровым технологиям в старших и подготовительных группах детского сада с методическими разъяснениями, неожиданными подсказками и невыдуманными историями.-СПб: Образовательные проекты; М: НИИ школьных технологий,2008.-144с.
2.Детсво: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др.- СПб.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2011.-528 с.
3.Лунин В.В.Любимые стихи. -М.:АСТ-ПРЕСС,1997.-336с.:
4.Носов Н.Н.Тук-Тук-Тук и другие рассказы: рассказы/Н. Н. Носов. - М.: Издание И.П.Носова, РОСМЭН-ПРЕСС,2013.-64 с.: ил.-(Детская библиотека РОСЭН).
5.НосовН.Н. В траве сидел кузнечик: стихи и песенки /Н.Н.Носов.- М.: Издание И.П. Носова, РОСМЭН-ПРЕСС,2012.-64 с.: ил. - (Детская библиотека РОСЭН).
6.Т.И. Бабаева, Л.С. Римашевская «Как развивать взаимоотношения и сотрудничество дошкольников в детском саду» Игровые ситуации, игры, этюды, учебное пособие, Санкт-Петербург Издательство Детство-Пресс, 2012г.
Предварительный просмотр:
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие литературной речи, художественного восприятия и эстетического вкуса в старшей-подготовительной группе.
Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образц...
Конспект образовательной деятельности по рисованию на тему "Спасская башня кремля" для детей подготовительной группы.
Расширять знания детей о Москве – столице нашей России. Познакомить с историческим прошлым Москвы. Расширить знания детей о Кремле и его достопримечательностях. Формировать патриотические ...
Конспекты образовательной деятельности по формированию фонематического восприятия и произносительных навыков. Тема "Звук А"
Коррекционно - образовательная деятельность по формированию фонематического восприятия и произносительных навыков во 2 младшей группе. Тема "Звук "А"...
Конспект образовательной деятельности по формированию фонематического восприятия и произносительных навыков. Тема "Звук У"
Коррекционно - образовательная деятельность по формированию фонематического восприятия и произносительных навыков. Тема "Звук "У"...
Конспект образовательной деятельности по формированию фонематического восприятия и произносительных навыков. Тема "Звук Б"
Коррекционно - образовательная деятельность по формированию фонематического восприятия и произносительных навыков. Тема "Звук "Б"...
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (ознакомление с миром природы) для детей подготовительной группы № 9 на тему «Знакомство детей с животными жарких и холодных стран»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад № 293 городского округа город Уфа Республики Башкортостан...
Конспект образовательной деятельности по формированию ранней профориентации дошкольников "Экскурсия по Проспекту профессий" (подготовительная группа)
Знакомство с понятием "профессия", профессиональной деятельностью взрослых и разнообразием профессий....