Конспект образовательной деятельности по формированию художественного восприятия и эстетического вкуса для детей подготовительной группы на тему: "Литературная игра по произведениям Н. Носова"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Вайсят Ирина Александровна

Образовательная деятельность построена в виде литературной игры по произведениям Н. Носова, с применением игровой социо-игровой технологии, обеспечивающей деятельностный подход в обучении на занятии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

МБДОУ детский сад комбинированного вида №1 «Светлячок»

г. Александровск-Сахалинский

Конспект образовательной деятельности

по формированию художественного восприятия и эстетического вкуса

для детей подготовительной группы

на тему: «Литературная игра по произведениям  Н. Носова»

с применением социо-игровой технологии

Выполнили:

Вайсят Ирина Александровна,

воспитатель МБДОУ детского сада

 комбинированного вида №1 «Светлячок» и

Кутузова Лидия Викторовна

воспитатель МБДОУ детского сада

комбинированного вида №1 «Светлячок»,

г. Александровск-Сахалинский

Адрес: ул. Смирных ,26

Телефон: 8(42434)50-59

e-mail: mbousvetlachok@list.ru

Южно-Сахалинск

2015

Тема: «Литературная игра по произведениям Н. Носова»

(с применением социо-игровой технологии, обеспечивающей деятельностный  подход в  обучении на занятии).

Цель: обобщить и систематизировать знания воспитанников о произведениях и творчестве Н.Н Носова.

Программные задачи:

Образовательные:

  • Обогащать читательский опыт дошкольников, продолжать знакомить с произведениями детского писателя Н. Н. Носова.
  • Способствовать углублению и дифференциации читательских интересов детей путем создания игровых ситуации, ситуации морального выбора, творческих заданий по придумыванию диалогов и монологов, обсуждение самостоятельной театральной деятельности.
  • Создавать условия для реализации потребности детей в общении со сверстниками по поводу литературных произведений.
  • Формировать умение активно взаимодействовать со сверстниками в микро группе, участвовать в совместных играх, умение  совместно со сверстниками обсуждать, доказывать, высказывать свое мнение, а так же учитывать интересы и чувства других, радоваться успехам других детей.
  • Обеспечивать возможность проявления детьми самостоятельности и творчества в разных видах художественно- творческой деятельности на основе литературных произведений.
  • Совершенствовать умение отражать результаты восприятия литературных текстов в разных видах художественно-речевой деятельности (сочинение, рассуждение) и изобразительной деятельности (рисование, аппликация).

Воспитательные:

  • Воспитывать ценностное отношение к художественной литературе, как виду искусства.
  • Приобщать дошкольников к социально- нравственным ценностям

    Развивающие задачи:

  • В процессе ознакомления с произведениями Н.Н. Носова развивать способности творчески воспринимать реальную действительность и особенности её отражения в художественном произведении.
  • Развивать эмоциональную отзывчивость по отношению к содержанию литературного произведения.
  • Развивать фонематический слух, выразительность речи, воображение.

Интеграция образовательных областей:

Художественно - эстетическое развитие и социально - коммуникативное развитие.

Формы организации совместной познавательной деятельности на занятии: «Решение ситуации морального выбора», «Ситуации общения и взаимодействия», «Игровые ситуации», «Ситуативный разговор с детьми», «Коллекционирование», «Работа в микро группах по 3-4 человека».

Оборудование:

Выставка книг Н.Н Носова, портрет писателя, набор предметов для работы в микро группах (одежда для ряженья, картины, иллюстрации по произведением Н.Н Носова; ватман для коллажа, материалы для художественной деятельности (карандаши, фломастеры, клей, ножницы, линейки, простые карандаши, салфетки)).

Предварительная работа:

Чтение рассказов – Н. Носова: «На горке», «Фантазеры», «Живая шляпа», «Заплатка», «Огурцы», «Карасик», «Дружок», «Огородники», просмотр мультфильма « Приключение Незнайки и его друзей» и чтение отрывков «Приключение Незнайки в Солнечном городе», «Незнайка на Луне»,  экскурсия в детскую библиотеку, прослушивание рассказов Н. Носова в аудиозаписи ,просмотр мультимедийной  Презентации о творчестве писателя.

Ход образовательной деятельности

Звучит музыка «Книжка, с Днем рождения!»

Ритуал начала занятия:

Педагог предлагает детям встать   в круг и рассказать и показать всем  вместе стихотворение с движениями:

Давайте знакомые книжки откроем,

И снова пойдем от страницы к странице

Всегда ведь приятно с любимым героем

Опять повстречаться

Сильней подружиться

Неважно, что с книжкой знакомы давно мы,

Пускай и с героем отлично знакомы.

И чем там закончится - тоже известно,

Хорошие книжки всегда интересны.

Дети показывают отрытые ладошки

Дети шагают на месте

Дети показывают мимикой, движением своего любимого героя

Дети здороваются за руку с соседом слева

Дети обнимаются с соседом слева

            Шагают на месте

дети шагают на месте

Дети показывают отрытые ладошки, и дети показывают кулачок с большим пальцем вверх

Беседа с детьми (ситуативный разговор):

Воспитатель:

Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить?

(о книгах)

А кто пишет книги? (писатели)

А каких детских писателей вы знаете? Назовите фамилии.

А книги какого писателя мы с вами читали на этой неделе? (Н.Носов)

Воспитатель предлагает детям вспомнить произведения и героев книг Н.Носова     необычным способом - поиграть в игру «Волшебная палочка». 

(Дети стоят в кругу или сидят на стульях в кругу воспитатель вместе с ними)

Правила игры:

«Волшебная палочка» (ручка, карандаш и др.) передаётся в произвольном порядке, передача сопровождается речью по заранее заданному заказу-правилу.

Варианты: 

-передающий называет произведение Н. Носова, принимающий – персонаж из этого произведения.

Если принимающий не ответил, «палочка» возвращается в исходное положение или меняет принимающего. Дети договариваются об условии передачи:

-глядеть друг другу в глаза

-вставать, если согласны с высказыванием принимающего

-передающий выбирается один на всех, палочка возвращается ему

Воспитатель:

Ребята, вот мы и вспомнили произведения Н.Носова и ваших любимых героев из книг этого замечательного детского писателя.

(Демонстрация портрета Н. Носова)

Воспитатель:

 Ребята, предлагаю вам отгадать загадку:

Коротышка озорной

В черной шляпе голубой

Неумейка и зазнайка

И зовут его …..(«Незнайка»)

Вопросы к детям:

1.Как называется произведение Н. Носова, где главный герой Незнайка?

(«Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне»).

2.А что сказали друзья Незнайки про его стихи?

(Друзья сказали, что у него не стихи, а какие-то дразнилки).

Мотивация на деятельность:

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру и научиться подбирать рифму к слову - Игра «Придумай рифму к началу стихотворения».

Воспитатель объясняет правила игры:

Я начну читать стихотворения Н. Носова из книги «В траве сидел кузнечик», а вы продолжайте.

(Дети по очереди и желанию находят рифму к стихотворению)

  (после правильно подобранной рифмы, на экране появляется иллюстрация к стихотворению):

  • Пулька по лесу гулял

И медведя повстречал.

Целый день дрожал от страха-

Мало ел и громко….(плакал)

  • Взяли теста мы кадушку,

Изготовили ватрушку,

Кто ватрушку эту ел,

Сразу очень ……(поумнел).

  • Лишь не ел ватрушки Знайка-

Стал он глупый, как Незнайка.

Но за книжки он засел-

Скоро снова …..(поумнел).

Пусть узнают все детишки,

Что читать полезно….(книжки).

  • Есть у нас один поэтик,

Называют его….(Цветик).

Сочиняет он стихи.

А стихи-то !.....(Хи-хи,хи).

  • Вышел Пончик на прогулку,

Зашагал по переулку.

Вдруг на встречу во весь дух

На него летит….(петух).

Пончик только рот раскрыл,

Петуха вмиг…..( проглотил),

А потом часов до двух

Кукарекал, как ….(петух).

  • Торопыжка искупался,

Голышом с реки….(примчался).

Пообедать так спешил,

что одеться….(позабыл).

  • Снарядившись на охоту,

Вышел Пулька за ворота.

Вдруг навстречу ему волк-

На него зубами щёлк!

Пулька от него бежать,

Мигом прыгнул под …(кровать),

А потом взглянул в окошко:

Оказалось - это….(кошка)

  • Растеряйка утром встал,

Целый час штаны …(искал).

Заглянул он под кровать,

Там штанишек …(не видать).

Посмотрел под стул, под стол,

Но штанов там …(не нашёл).

Он взобрался на буфет-

Там штанишек тоже …(нет).

Он искал во всех углах,

А штаны-то …(на ногах!)

Оказалось, лёг он спать,

Позабыв штанишки…(снять).

  • Гунька раз играл с огнём-

Загорелся Гунькин…(дом).

Бежит Кнопочка с блином,

Накрывает Гунькин…(дом).

Пых! Пух! Блин распух,

И пожар тотчас….(потух).

В доме мебель вся сгорела,

И кровать не …(уцелела).

На крылечке Гунька спит,

Сверху листиком…(накрыт).

Воспитатель предлагает детям поиграть и для этого разделиться на микро группы по признаку: «Кто живет на одинаковых этажах».

(Дети самостоятельно делятся на микро группы. Педагог предлагает им разместиться для работы в любом уголке группы. Педагог специально (чтобы дети могли двигаться во время выполнения задания и общаться с детьми другой микро группы, если это понадобиться им),в середине группы на одном  столе размещает все необходимые материалы для работы детей, карточки с заданиями ,элементы костюмов, и др .)

Воспитатель предлагает детям выполнить задание «Живая картинка» в микро группах.

Объяснение правил игры:

1.Собрать разрезную иллюстрацию.

2.Определить название произведения Н.Носова.

3.Нарядиться в героев данного произведения и движением, и мимикой показать сценку другой микро группе, чтобы они узнали и назвали героя и произведение.

Перед работой дети вспоминают правила работы в микро группе.

Вопрос к детям:

Внимательно прослушайте стихотворение В. Лунина и скажите, чего не бывает на свете, о том, чем говорит мальчик в стихотворении?

 Чтобы лучше запомнить используйте прием зарисовки картинки или схемы.

Выразительное чтение стихотворение.

Поверьте!

Поверьте, я видел на свете немало:
Я видел, как время назад побежало,
Я видел собаку с кошачьим хвостом,
Я видел, как мышка гналась за котом,
Но надо признаться еще не встречал
Я тигра, который совсем не рычал!

Я видел, как нес муравей бегемота,
Я видел огромное море компота,
Я видел бананы на ветке сосны,
Я видел дома высотой до луны.
Но надо признаться еще не встречал
Я тигра, который совсем не рычал!

Я видел жирафа, носившего шляпу,
Я видел ребенка, учившего папу,
Я видел, как плакал резиновый слон,
Я видел растущий на облаке клен.
Но, надо признаться, еще не встречал
Я тигра, который совсем не рычал!

После прочтения стихотворения выслушиваются ответы детей

Ситуативная беседа с детьми:

Воспитатель:

Ребята, скажите, как можно назвать мальчика, о котором говориться в стихотворении «Поверьте!» (Мечтатель, выдумщик, фантазер).

Пояснение педагога:

 Фантазеры-это люди, которые любят мечтать, фантазировать, т.е выдумывать что-нибудь неправдоподобное, ненужное, невозможное.

Вопросы:

Скажите ребята, а у писателя Н. Носова есть рассказ, про таких ребят? Как он называется? (Фантазеры»)

Кто главный герой этого рассказа? Как их звали?

Воспитатель предлагает детям разделиться на микро группы по признаку: «Кто живет на одной улице».

Воспитатель предлагает решить в микро группах ситуацию морального выбора:

Ребята, как вы думаете, что лучше? Фантазировать как Мишутка и Стасик из рассказа «Фантазеры», или обманывать, как Игорь и почему?

Задание микро группам:

Давайте в каждой микро группе вы порассуждаете на этот вопрос, и выскажите свою точку зрения на эту ситуацию.

(После того, как выступит каждая микро-группа, детям предлагается следующе задание.)

Педагог предлагается игра - задание «Небывалый случай».

Правила игры:

Каждой команде сочинить «Небывалый случай» и рассказать другим командам (случай можно зарисовать с помощью схем и моделей, для удобства рассказывания).

После выступления каждой команды, дети из других команд высказывают свою точку зрения, о том, как вступила команд, что понравилось.

(После того, как выступит каждая микро-группа, детям предлагается следующе задание.)

Воспитатель предлагает детям еще раз разделиться на микро группы по признаку: «Количество слогов в имени».

Мотивация на деятельность.

Сегодня мы с вами путешествовали по страницам любимых книг Н. Носова. Эти книги стали для вас добрыми и умными друзьями. И чтобы у вас осталась память о нашем путешествии предлагаю создать коллекции «Любимые герои книг Н. Носова»

Воспитатель предлагает ребятам в микро группах создать из иллюстраций полюбившихся произведений Н. Носова свои коллекции на тему: «В волшебной стране героев   Н.Н Носова», «Любимые герои книг Н .Носова». Дети выбирают нужные им для выполнения работы наборы картинок, предметов, инструментов и на листе ватмана предлагают свое выполнение работы полюбившегося им произведения.

После выполнения работы в микро группах дети размещают свои коллекции в любом месте групповой комнаты. Все дети их рассматривают, делятся впечатлениями. (Звучит спокойная музыка).

Литература:

1.Букатов В.М. Шишел -мышел, взял да вышел. Настольная книжка воспитателя по социо-игровым технологиям в старших и подготовительных группах детского сада с методическими разъяснениями, неожиданными подсказками и невыдуманными историями.-СПб: Образовательные проекты; М: НИИ школьных технологий,2008.-144с.

2.Детсво: Примерная  основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др.- СПб.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2011.-528 с.

3.Лунин В.В.Любимые стихи. -М.:АСТ-ПРЕСС,1997.-336с.:

4.Носов Н.Н.Тук-Тук-Тук и другие рассказы: рассказы/Н. Н. Носов. - М.: Издание И.П.Носова, РОСМЭН-ПРЕСС,2013.-64 с.: ил.-(Детская библиотека РОСЭН).

5.НосовН.Н. В траве сидел кузнечик: стихи и песенки /Н.Н.Носов.- М.: Издание И.П. Носова, РОСМЭН-ПРЕСС,2012.-64 с.: ил. - (Детская библиотека РОСЭН).

6.Т.И. Бабаева, Л.С. Римашевская «Как развивать взаимоотношения и сотрудничество дошкольников в детском саду» Игровые ситуации, игры, этюды, учебное пособие, Санкт-Петербург Издательство Детство-Пресс, 2012г.



Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ №2


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие литературной речи, художественного восприятия и эстетического вкуса в старшей-подготовительной группе.

Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образц...

Конспект образовательной деятельности по рисованию на тему "Спасская башня кремля" для детей подготовительной группы.

Расширять знания  детей о Москве – столице нашей России. Познакомить с историческим прошлым Москвы. Расширить знания детей о Кремле и его достопримечательностях. Формировать патриотические ...

Конспекты образовательной деятельности по формированию фонематического восприятия и произносительных навыков. Тема "Звук А"

Коррекционно - образовательная деятельность по формированию фонематического восприятия и произносительных навыков во 2 младшей группе. Тема "Звук "А"...

Конспект образовательной деятельности по формированию фонематического восприятия и произносительных навыков. Тема "Звук У"

Коррекционно - образовательная деятельность по формированию фонематического восприятия и произносительных навыков. Тема "Звук "У"...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (ознакомление с миром природы) для детей подготовительной группы № 9 на тему «Знакомство детей с животными жарких и холодных стран»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад № 293 городского округа город Уфа Республики Башкортостан...

Конспект образовательной деятельности по формированию ранней профориентации дошкольников "Экскурсия по Проспекту профессий" (подготовительная группа)

Знакомство с понятием "профессия", профессиональной деятельностью взрослых и разнообразием профессий....