Конспект открытой образовательной деятельности по формирование фонематического восприятия и звукопроизношения с элементами грамоты на тему: «Звуки: «А, У, И, П». (старшая группа для детей с ТНР)
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Костенкова Валерия Александровна

Конспект открытой образовательной деятельности по формирование фонематического восприятия и звукопроизношения с элементами грамоты на тему:

«Звуки: «А, У, И, П».

(старшая группа для детей с ТНР)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение детский сад комбинированного вида № 2 город Ставрополь.

Конспект открытой образовательной деятельности по формирование фонематического восприятия и звукопроизношения с элементами грамоты на тему:

«Звуки: «А, У, И, П».

(старшая группа для детей с ТНР)

Подготовила: учитель - логопед группы  № 7

                              Костенкова Валерия Александровна

                                              г. Ставрополь, 2022г

         Тема: «Звуки А, У, И, П»

Цель: закрепить навыки различения и правильного произношения звуков, развивать фонематический слух, формировать навыки анализа и синтеза, учить согласовывать притяжательные местоимения с именами существительными, развивать память, внимание, мышление.

Задачи:

  1. Формировать навыки различения и произношения звуков [А,У,И, П] в слогах, словах, фразах. Уточнить артикуляцию, дать характеристику.
  2. Формировать представление о твердости – мягкости, глухости – звонкости согласных.
  3. Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза.
  4. Закреплять умение определять позицию звука в слове.
  5. Развивать фонематическое восприятие, зрительного гнозиса, конструктивного праксиса, навыки ориентировки на плоскости, тонкой и общей моторики, координации движений, творческого воображения, подражательности.
  6. Воспитывать взаимопонимания, доброжелательность, самостоятельность инициативность и ответственность.

            Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое, речевое, художественно-эстетическое.

Форма взаимодействия: совместная с взрослым, совместная со сверстниками, самостоятельная.

Методы и приемы: словесный, метод игрового моделирования, организация проблемной ситуации.

Предполагаемый результат:

- Дети проявляют любознательность, активно используют новые звуки в  речи.

- Дети с удовольствием включается в совместную деятельность воспитателем, сверстниками и с интересом участвуют в обсуждении.

-Дети способны договариваться, сопереживать, радуются успехам сверстников.

- Дети с помощью речи выражают свои мысли, умозаключения, делают выводы.

Создание развивающей предметно-пространственной среды для организации и проведения образовательной деятельности:

письмо от Деда Мороза, снег из ваты,  карточки с картинками на звуки «А,У,И,П», зеркала, медальки.

 Предварительная работа: Повторение подвижного упражнения «Здравствуй, правя рука, здравствуй левая рука».

Ход образовательной деятельности:

1.Организационный.

Логопед: 

Дети проходят в кабинет и становятся в круг.

Приветствие:

Здравствуй правая рука, протягиваем вперёд,

Здравствуй левая рука, протягиваем вперёд,

Здравствуй друг-

берёмся одной рукой с соседом,

Здравствуй друг-

берёмся другой рукой,

Здравствуй, наш веселый  круг-

качаем руками.

2.Мотивационный.

Логопед:

 Ребята, сегодня немного необычный день,  необычный из-за того, что пришло письмо от Деда Мороза. (Показ конверта). Логопед открывает конверт и достает письмо. Читает письмо.

Ребята, давайте покажем, что мы умеем делать, чему еще хотим научиться. Дед Мороз в конверте прислал нам какие-то задания.

Пройдем к столам, посмотрим первое задание.

3.Образовательный.

Логопед: Достает первое задание из конверта.

Ребята Дед Мороз спрашивает, знаете ли вы, что такое звук?

Дети: Да, звук мы слышим и говорим.

Логопед: С какими звуками вы уже познакомились?

Дети: «А, У, И, П».

Логопед: Скажите пожалуйста «А,У,И» – это какие звуки?

Дети: Гласные.

Логопед: Почему эти звуки называются гласными?

Дети: Гласные звуки можно петь, воздушная струя не встречает препятствий.

Логопед: А звук «П», какой это звук?

Дети: Согласный.

Логопед: Прекрасно, а почему?

Дети: Звук «П» нельзя пропеть, воздушная струя встречает препятствие, губы зажимаются и не пускают воздушную струю.

Логопед: Отлично! Давайте вспомним, какой звук «П» (дети произносят характеристику вместе с педагогом)- согласный, может быть твердым или мягким, может быть звонким или глухим,  а чтобы узнать глухой или звонкий, что нужно сделать?

Дети: Нужно положить руку на горлышко и послушать, если горлышко звенит, значит, звук звонкий, а если молчит, значит, глухой.

Логопед: Молодцы, давайте положим ручку на горлышко, произнесем звук «П» и послушаем, что мы с вами услышали?

Дети: Звук «П», глухой.

Логопед: Ребята, скажите, пожалуйста, вы поняли, на какую тему Дед Мороз нам  прислал задания. С чем будут связанны остальные задания от Деда Мороза?

Дети: Будем говорить о звуках «А,У,И,П».

Логопед расставляет зеркала.

Логопед: Показывает конверт со вторым заданием. А вот и второе задание, Дед Мороз просит угадать звук, но  называть звук я не буду, я его покажу, а вы потом посмотрите в свои зеркала, так же беззвучно произнесете и скажите,  какой звук нам загадал Дед Мороз. Когда дети называли звук, логопед спрашивает, какой это звук и почему?

Логопед: Вы молодцы, справились. Дед  Мороз присылает не только задания, он прислал нам игру, пойдемте на коврик и посмотрим, что за игра.

Игра: Снегопад.

Логопед: Посмотрите ребята, что за игру нам прислал Дедушка Мороз, (достает из конверта вату) ребята посмотрите на что похоже?

Дети: На вату.

Логопед: Хорошо, а вата, на что похожа?

Дети: На снег.

Логопед: Вот сейчас мы с вами устроим снегопад. Носиком вдыхаем и сильно, сильно подуем на нашу снежинку. Вам понравилась игра? Ой, ребята, посмотрите на шкаф, там что-то лежит, ой кажется это письмо с очередным заданием.

У каждого ребенка заранее разложены конверты  с картинками.

Логопед: Пройдем к столам, нам нужно решить очередное задание. Откройте конверт и достаньте то, что там лежит. А задание вот какое, вы достали картинки из конвертов, у вас на столе лежат картинки и четыре полоски, на первую полоску положите картинки, которые начинаются на звук А, на вторую на звук У, на третью на звук И, на четвертую на звук П. Дети выполняют задание.

Логопед: Ребята вы отлично справились, давайте вместе посмотрим на наши звуковые дорожки. (Обговариваем картинки, и на какой звук они начинаются).  Ребята, а помните, мы говорили с вами о том, что звук в слове  живет где? (Ответ детей). А где живет звук «А» в наших картинках?, звук «У», и.т.д.  Правильно, молодцы.

Логопед: Пройдемте на коврик, там еще одно увлекательное задание от нашего волшебника

Игра с мячом: Мой, моя, мои, мое».

Логопед: А давайте мы с вами поиграем в игру. Вспоминайте свои картинки, которые мы с вами раскладывали,  скажите, пожалуйста, про, что можно сказать мой, моя, мое, мои?

Дети: Мой апельсин, моя иголка. И.т.д.

Логопед: Отлично, давайте разомнемся немного.

Физминутка:

Мы с вами будем превращаться в разных животных, только делать будем это быстро. Мы с вами тоже станем волшебниками.  Когда я скажу аист, вы должны стать на одну ножку и махать руками, когда скажу улитка, вы должны сложить из пальчиков рожки и двигаться, как улитка, утка, будем ходить  вперевалочку, акула, будем плыть, как акула. Это задание на внимательность, буду говорить сначала медленно, а затем быстро. Готовы? Тогда начинаем.

  • Аист – стоять на одной ноге и махать крыльями;
  • Утка – ходить вперевалочку;
  • Улитка – двумя указательными пальцами показать «рожки»;
  • Акула – показать плавательные движения.

Логопед:  Ребята, мы с вами справились со всеми заданиями Деда Мороза, он за нами внимательно наблюдал, оставил нам еще один конверт с медальками, посмотрите какие они красивые.

Рефлексия:

Дети, вы сегодня молодцы, замечательно справились со всеми заданиями, а для кого мы старались, выполняли все задания?

Дети: Для Деда Мороза.

Логопед: Ребята, вам понравились задания, которые приготовил Дедушка Мороз?

Дети: Ответы детей.

Логопед: А, что больше всего понравилось? А, что давалось сложнее всего?

Логопед: Спасибо большое за вашу работу и внимание! Раздаю медальки.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира с учетом НРК и использованием УМК по изучению татарского языка в старшей группе Тема: «Что мы Родиной зовем?»

Цель: Воспитание патриотических чувств – любви к Родине, интереса к изучению татарского языка, уважения к символике России, Татарстана. Задачи: 1. Дать детям представление, что такое страна, Роди...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с использованием ТРИЗ-технологий по теме «Щенячий патруль» для детей старшего дошкольного возраста

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с использованием ТРИЗ-технологий  по теме «Щенячий патруль» для детей ст...

Конспекты образовательной деятельности по формированию фонематического восприятия и произносительных навыков. Тема "Звук А"

Коррекционно - образовательная деятельность по формированию фонематического восприятия и произносительных навыков во 2 младшей группе. Тема "Звук "А"...

Конспект образовательной деятельности по формированию фонематического восприятия и произносительных навыков. Тема "Звук У"

Коррекционно - образовательная деятельность по формированию фонематического восприятия и произносительных навыков. Тема "Звук "У"...

Конспект образовательной деятельности по формированию фонематического восприятия и произносительных навыков. Тема "Звук Б"

Коррекционно - образовательная деятельность по формированию фонематического восприятия и произносительных навыков. Тема "Звук "Б"...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи. Тема «Наше тело. Предметы личной гигиены.» (подготовительная группа)

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи.Тема «Наше тело. Предметы личной гигиены.» ...

Семинар-практикум для родителей " Совершенствование фонематического восприятия и подготовка к обучению грамоте посредством организации предметно-пространственной развивающей среды в старшей группе"

Фонематическое восприятие по праву является основой всей речевой системы, ведь его развитие предшествует другим видам речевой деятельности, а именно устной речи, письму и чтению. Нарушенное взаимодейс...