Методическая разработка для детей по основам грамоты «Вместе со сказкой» для дошкольников
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Создание условий для обучения основам грамоты путём приобщения к сказкам.
Приобщение детей к высокохудожественной литературе.
Привитие интереса к театральной деятельности.
Обогащение знаний детей о прочитанных сказках,
Воспитание любви к русским народным сказкам и их героям, с авторскими сказками, мультипликационными героями, сказочниками.
Дать первичные географические представления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_dlya_detey_po_osnovam_gramoty.docx | 28.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка для детей по основам грамоты
«Вместе со сказкой» для дошкольников
Тип проекта: творчески – информационный, обучающий, игровой.
Участники проекта: воспитатели, дети, родители
Цель проекта:
Создание условий для обучения основам грамоты путём приобщения к сказкам.
Приобщение детей к высокохудожественной литературе.
Привитие интереса к театральной деятельности.
Обогащение знаний детей о прочитанных сказках,
Воспитание любви к русским народным сказкам и их героям, с авторскими сказками, мультипликационными героями, сказочниками.
Дать первичные географические представления.
Обучение грамоте
Месяц | Неделя | Тема | Задачи | |
сентябрь | 1-я | Вводное занятие. Звук, буква. | Познакомить учащихся с понятиями: Звук, буква. | Знакомство с картой. Материки. Северный и Южный полюс. Океаны. Моря. |
2-я | Гласный звук [А], буква А. | Познакомить с новым звуком [А], понятием «гласный звук». Учить выделять звук из ряда гласных звуков, закрепить навыки четкого произношения звука [А]. Научить печатать заглавную букву А. | К. Чуковский «Айболит» Л. Аксаков «Аленький цветочек» Авторская сказка. Россия. | |
октябрь | 1-я | Гласный звук [У], буква У. | Закреплять умение выделять звук из ряда гласных звуков, закрепить навыки четкого произношения звука [У], учить определять место данного звука в словах. Научить печатать букву У. Учить составлять и читать слияния АУ, УА. Познакомить с понятием «Слово». | мультфильм про медвежонка Умку
|
2-я | Гласный звук [И], буква И. | Закреплять умение выделять звук из ряда гласных звуков, выделять начальный ударный гласный, закрепить навыки четкого произношения звука [И], учить определять место данного звука в словах. Научить печатать букву У. Учить составлять и читать слияния ИА. | «Иван – царевич и Серый волк» (герой- Иван – Царевич); «Сивка – Бурка» (герой - Иван – дурак) П. Ершов «Конёк – Горбунок» (герой - Иван – дурак). Русская народная сказка. | |
3-я | Гласный звук [О], буква О. | Познакомить с новым звуком [О]. - Закрепить умение выделять звук из ряда гласных звуков, закрепить навыки четкого произношения звука [О], учить определять место данного звука в словах. Научить печатать букву О. Учить составлять и читать слияния ИА, ОА, ИО, УА, ИУ. | А.Милн /Б. Заходер «Винни-Пух» (герой Ослик). Г.Х. Андерсен «Оле-Лукойе». Сказочник. Европа: Дания. | |
4-я | Гласный звук [Ы], буква Ы. | Закреплять умение выделять звук из ряда гласных звуков, закрепить навыки четкого произношения звука [Ы], учить определять место данного звука в словах. Научить печатать букву О. Учить составлять и читать слияния ИЫ, ОА, ИЫ, УА, ИЫ. Формировать умение подбирать слова на заданный звук. | Знакомство со странами Европы. | |
ноябрь | 1-я | Согласные звуки [М]-[М’], буква М. | Познакомить с понятием «согласный звук». Закрепить навыки произношения и различения звуков [М] - [МЬ] в слогах, словах. Познакомить с понятием «звонкий» звук. Формировать умение определять места звука в слове. Учить выделять звуки [М]-[М’] в начале слова. Познакомить с символами согласных звуков. Научить печатать букву М. познакомить с понятиями «Твёрдый \мягкий согласный звук». | « Маша и Медведь» (Мультфильм); «Муха Цокотуха», «Мойдодыр» К.Чуковский «Книга Джунглей» Р. Киплинг. Индия. Англия. |
2-я | Согласные звуки [Н]-[Н’], буква Н. | Закрепить навыки произношения и различения звуков [Н] - [НЬ] в слогах, словах. Учить определять место звука в слове, составлять звуковые схемы слов: МАМА, НИНА. Познакомить с правилом, что имена пишем с большой буквы. Научить печатать букву Н. Познакомить с понятием «предложение». | Н. Носов «Приключения Незнайки»; Сельма Лагерлёф. «Чудесные приключения Нильса с дикими гусями»; анг. н. с. «Три поросёнка». | |
3-я | Согласные звуки [Х]-[Х’], буква Х. | Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [Х], [ХЬ] в слогах, в словах. Чтение слогов и слов. Научить печатать букву Н. Формировать умение подбирать слова, начинающиеся с заданного звука, составлять слоги из данных звуков и анализировать слоги. Знакомим с понятием «Глухой» согласный. | Р.Н.С. «Крошечка Хаврошечка»; Мультфильм «Приключения Хомы». | |
4-я | Согласные звуки [К]-[К’], буква К. | Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [К], [КЬ] в слогах, в словах. Формировать умение узнавать все пройденные буквы, читать слоги и слова с ними. Продолжать учить выполнять звуковой анализ 3х,4х-звуковых слов. Учить конструировать и трансформировать пройденные буквы. Научить печатать букву К. Учить определять место звука в слове, составлять звуковые схемы слов: КОНИ, ХОМА |
Ш. Перро «красная Шапочка», «Кот в сапогах»; р.н.с. «Колобок» р.н.с. "Царевна лягушка Кощей бессмертный" "Иван-царевич и Серый Волк». Франция, |
декабрь | 1-я | Согласные звуки [Т]-[Т’], буква Т. | Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [Т], [ТЬ] в слогах, в словах. .Формировать умение узнавать все пройденные буквы, читать слоги и слова с ними. Научить печатать букву Т. Учить делить детей слова на слоги. Знакомим с правилом: сколько в слове гласных, столько и слогов. | А. Толстой «Золотой ключик» (герой: Тартила). Р.н.с. «Теремок» |
2-я | Согласные звуки [П]-[П’], буква П. | Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [П], [ПЬ] в слогах, в словах. Закреплять умение дифференцировать звуки. Чтение слогов и слов. Учить определять место звука в слове, составлять звуковые схемы слов: ПОНИ, ПАУК. Научить печатать букву П. | Карло Коллоди "Прилючения Пиноккио. История деревянной куклы»; Э. Успенский "Дядя Федор, Пес и Кот", Дж. Барри «Питер Пен». | |
3-я | Согласные звуки [В]-[В’], буква В. | Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [В], [ВЬ] в слогах, в словах. Закреплять умение дифференцировать звуки. Учить определять место звука в слове, составлять звуковые схемы слов: КИВИ, ТЫКВА. Научить печатать букву В. Продолжаем учить делить слова на слоги. | А. Милн « Винни Пух и все, все, все»; р. н. с. «Варвара краса – Длинная коса»; «Царевна Лягушка» (герой: Василиса Прекрасная) | |
4-я | Согласные звуки [Г]-[Г’], буква Г. | Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [Г], [ГЬ] в слогах, в словах. Научить печатать букву Г Закреплять умение дифференцировать мягкие и твердые согласные. Деление слов на слоги. Продолжаем выполнять звуко – слоговой анализ слогов и слов. | Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья». Братья Гримм «Белоснежка» (герои – гномы) Г. Х. Андерсен «Снежная королева» (героиня Герда Германия | |
январь | 2-я | «Согласные звуки [К]-[Г], [К’]-[Г’], буквы К-Г». | Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [Г]- [К], [ГЬ]- [КЬ], в слогах, в словах. Закреплять умение дифференцировать мягкие и твердые согласные. Деление слов на слоги. Продолжаем выполнять звуко – слоговой анализ слогов и слов. | А. Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше»; -серия мультфильмов про попугая Кешу Швеция. |
3-я | «Закрепление знаний . Буквы К-Г-Х». | Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [Х], [К], [Г], в слогах, в словах. Чтение слогов и слов. | Герои книжки и герои мультфильмов. | |
4-я | Согласные звуки [Б]-[Б’], буква Б. | Знакомство со звуками -Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [Б], [БЬ]. Научить печатать букву Б. Учить дифференцировать твёрдые, мягкие согласные. Закреплять умение выделять звуки в начале, середине и в конце слова. | А. Толстой «Золотой ключик» Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов» (герой: Белоснежка). | |
февраль | 1-я | Контрольное занятие «Согласные звуки [П]-[Б], [П’]- [Б’], буквы П-Б». | Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков развивать фонематический слух; Продолжаем формировать умение составлять полную звуковую схему слов типа: БАНАН, БИНТ. Закреплять умение дифференцировать мягкие и твердые согласные. | Р.н.с. «Гуси-лебеди»; «Марья Маревна»; «Поди туда, не знаю куда и найди то, не знаю что»; (герой Баба Яга) |
2-я | Согласные звуки [Д]-[Д’], буква Д. | Закрепить навыки правильного произношения звуков [Д], [ДЬ] в слогах, в словах. Закреплять умение дифференцировать мягкие и твердые согласные. Деление слов на слоги. Продолжаем формировать умение составлять полную звуковую схему слов типа: ДЫМОК, ДОМИК. Научить печатать букву Д. | Т. Александрова «Домовёнок Кузька»; | |
3-я | Контрольное занятие «Согласные звуки [Д]-[Т], [Д’]- [Т’], буквы Д, Т». | Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков развивать фонематический слух; Продолжаем формировать умение составлять полную звуковую схему слов типа: Дима, Тима. Закреплять умение дифференцировать звонкие, глухие согласные. Слоговой анализ, синтез. | Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»; | |
4-я | Буква Е. | Артикуляция, звучание, отнесение к гласным. Делить слова на слоги. Проводить звуковой анализ слов. Учить писать печатную букву, используя образец. Конструирование букв из различного материала. Повторить тему: «Предложение». | М.ф. «Крошка Енот»; р.н.с. «По щучьему велению». |
Согласные звуки [ф]-[Ф’], буква Ф. | Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [Ф], [ФЬ] в слогах, в словах. Закреплять умение дифференцировать звуки. Чтение слогов и слов. Продолжаем формировать умение составлять полную звуковую схему слов типа: ФИЛИН, КОФЕ. Научить печатать букву Ф. | К. Чуковского "Федорино горе" (герои – Федора), А. Линдгрен "Карлсон, который живет на крыше" (герой – Фрекен Бок), | ||
март | 1-я | «Согласные звуки [Ф]-[В], [Ф’]- [В’], буквы Ф, В». | Дифференцировать звонкие – глухие звуки. Чтение отдельных слов и коротких предложений. Закрепить умение давать характеристику звуку. | мультфильм про поросёнка Фунтик . |
2-я | Согласные звуки [С]-[С’], буква С. | Закрепить навыки четкого и правильного произношения звуков [с], [сЬ], в слогах, в словах, упражнять в дифференциации данных звуков. Находить место звука в слове, составлять полную звуко-буквенную схему, упражнять в дифференциации данных звуков. Научить печатать букву С. | Г. Х. Андерсен «Снежная Королева», «Свинопас»; Р.н.с. «Сивка Бурка» «Снегурочка»; (герой – Соловей – разбойник); | |
3-я | Согласный звук [Й’], буква Й. | Чтение прямых, обратных слогов, слов. Закрепить навыки правильного произношения звуков [Й] в слогах, в словах; развивать фонематический слух; учить определять позицию звука в словах. Составлять звуко-буквенную схему слов: МАЙКА, БОЙ. Научить печатать букву Й. | Закрепление понятий «авторская» и «народная» сказка. | |
4-я | Согласные звуки [З]-[З’], буква З. | Закрепить навыки четкого и правильного произношения звуков [З], [ЗЬ], в слогах, в словах, упражнять в дифференциации данных звуков. Упражнять в звуко-слоговом анализе слов. Ребусы. Научить печатать букву З. | Ш. Перро «Золушка»; А.С.Пушкин «Сказка о золотой рыбке», « Золотой петушок»; былина «Добрыня и Змей»; К.Эрбена (чех.) «Златовласка». Чехия | |
апрель | 1-я | Согласные звуки [С]-[С’], буква С. «Согласные звуки [С]-[З], [С’]-[З’], буквы С-З». | Учить находить в словах слог с заданным звуком. Продолжать учить делить слова на слоги, - Развивать навык чтения слогов, предложений. Дифференцировать звонкие – глухие звуки. | М/Ф «Смешарики». |
2-я | Согласные звуки [л]-[Л’], буква Л. | Закрепить навыки четкого и правильного произношения звуков [л], [ЛЬ], в слогах, в словах, упражнять в дифференциации данных звуков. Упражнять в звуко-слоговом анализе слов. Ребусы. Научить печатать букву Л. Составлять предложение из данных слов. | м/ф про кота Леопольда, Лунтика. Р.н.с. «Царевна Лягушка», «Леший». | |
3-я | Согласный звук [Ш], буква Ш. | Закрепить произношение звука Ш, развивать умение делить слова на слоги; закреплять умение выделять звуки в начале, середине и в конце слова. Научить печатать букву Ш. Обратить внимание на то, что звук [Ш] всегда твердый. Деление слов на слоги. Звуко – слоговой анализ слогов и слов. | Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья» (герой – Шапокляк); | |
4-я | «Согласные звуки [С]-[Ш], [Ш]- [С’], буквы С-Ш». | Дифференцировать звуки (ш-с). Деление слов на слоги. Звуко – слоговой анализ слогов и слов типа: СУШКА. | «Дядя Фёдор, Кот и Пёс» (Шарик) Былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник» |
май | 1-я | Согласные звуки [Р]-[Р’], буква Р. Контрольное занятие «Согласные звуки [Р]-[Л], [Р’]- [Л’], буквы Р-Л». | Дифференцировать звуки по твердости – мягкости. Совершенствовать навыки чтения слогов, слов. Чтение отдельных слов и коротких предложений. Закрепить умение давать характеристику звуку. Научить печатать букву Р. | Братья Гримм «Рапунцель». Киплинг «Рикки-тикки-тавви». Г.Х.Андерсен «Русалочка» М/ф «Рапунцель» Р.н.с. «Репка». |
2-я | Согласный звук [Ж], буква Ж. Контрольное занятие «Согласные звуки [Ш]-[Ж], [Ж]-[З], буквы Ш-Ж-З». | Закрепить навыки различения и правильного произношения звука [Ж] в слогах, в словах. Деление слов на слоги. Звуко – слоговой анализ слогов и слов. Научить печатать букву Ж. | П.П. Ершов «Конек-горбунок» (герой – Жар Птица) Р.н.с. «Жар-птица и Василиса-царевна» «Сказка о Царевиче, Жар - Птице и Сером волке». А. Н.Толстой "Жар-птица" | |
3-я | Игротека. | Проведение речевых игр. | ||
4-я | Итоговое занятие. | «Приключение со сказкой» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Карточки по обучению грамоте"
Карточки с красочными картинками по обучению дошкольников грамоте в условиях логопункта для детей с ФФН. Используются на занятиях по обучению грамоте, развития звуковой культуры речи и для выполнения ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ХУДОЖЕСТВЕННО-РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ «СОЧИНИ СКАЗКУ»
Технология ТРИЗ в занятиях по развитию речи у дошкольников...
Методическая разработка "Диагностирование педагогов - основа эффективной методической деятельности в ДОУ" (диагностический инструментарий для педагогов)
Проблема диагностики педагогической деятельности воспитателей чрезвычайно актуальна, значима для совершенствования как самого воспитательно-образовательного процесса, так и непрерывного повышения уров...
Методическая разработка "Деловая игра к педагогическому совету по теме "Подготовка дошкольников к обучению грамоте".
Методическая разработка "Деловая игра к педагогическому совету по теме "Подготовка дошкольников к обучению грамоте"....
Методические аспекты обучения «первоначальным основам грамоты» в соответствии с программой «Развитие
Методический материал по первоначальным основам грамоты, по программе "Развитие"....
Методическая разработка. ПЕрспективное планирование по теме: "Воспитание нравственных качеств личности дошкольника через сказку" для подготовительной группы
Воспитывать настойчивость и упорство в труде, скромность и дружелюбие. Учить детей ценить старательность, скромность и не принимать хвастливость «»Если зазнается, без друзей останется&raqu...
Методическая разработка: "Кави" (Кукушка) Сценарий театрализованной деятельности по сказкам коренных народов ханты и манси (подготовительная группа) методическая разработка (подготовительная группа)
Сказка на земле, как и вода, проходит быстро. Тысячи и тысячи лет позади, ушло очень много поколений людей, но они оставили самое ценное – сказки. Каждая бабушка, каждый дедушка знают это и расс...