Методическая разработка "Диагностирование педагогов - основа эффективной методической деятельности в ДОУ" (диагностический инструментарий для педагогов)
методическая разработка на тему
Проблема диагностики педагогической деятельности воспитателей чрезвычайно актуальна, значима для совершенствования как самого воспитательно-образовательного процесса, так и непрерывного повышения уровня квалификации воспитателей, для более полного и эффективного удовлетворения их профессиональных запросов в системе методической работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostirovanie_pedagogov_-_osnova_effektivnoy_metodicheskoy_deyatelnostiv_dou.doc | 795.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностирование педагогов – основа эффективной
методической деятельности в ДОУ
Проблема диагностики педагогической деятельности воспитателей чрезвычайно актуальна, значима для совершенствования как самого воспитательно-образовательного процесса, так и непрерывного повышения уровня квалификации воспитателей, для более полного и эффективного удовлетворения их профессиональных запросов в системе методической работы. В настоящее время углубленно этой проблемой занимаются Марус О.В., Кочелаевская Т.М., Скороходова Л.В., Ульцова О.М., Горбачевская Н.Н. и др.
Педагогическая диагностика, как система методов и средств изучения профессионального уровня воспитателя, создаёт основу для выявления затруднений в работе, способствует глубокому осознанию своих знаний, умений, способностей и поиску новых, оптимальных методов и приёмов. Диагностика позволяет определить те сильные стороны в деятельности и личности воспитателя, на которые можно опираться и которые необходимо развивать в индивидуальном стиле педагогической деятельности.
Педагогическая диагностика обеспечивает научный подход к организации работы с кадрами, их профессиональному развитию. Проведение диагностик педагогической деятельности, общения, стилей педагогического взаимодействия и пр., а особенно самодиагностик направлено на овладение каждым воспитателем навыками самоанализа, самооценки и самоконтроля. Педагогическая диагностика позволяет распознать основные профессиональные и личностные особенности воспитателей и тем самым влияет на качество организации работы в ДОУ. Основными объектами педагогической диагностики, по мнению Марус О.В., являются: воспитанность и обученность личности; сформированность интегративных качеств; поведение и деятельность воспитанников; разнообразное влияние внешнего окружения; возможности и особенности семейного и общественного воспитания, их педагогической характеристики; содержание и эффективность педагогической деятельности (отсюда формируется функция педагогической диагностики); функции обратной связи (по результатам диагностики проводится анализ достижения целей деятельности, выясняются причины неудач); функция педагогической коррекции (по данным диагностики качества работы воспитателей и воспитанников намечаются меры по исправлению деятельности); функция мотивации и стимулирования (педагогическая диагностика позволяет производить дифференцированную оплату труда, более адекватно применять внешние стимулы, повышает уровень личной ответственности и личностной мотивации); функция контроля (позволяет производить оперативный контроль за ходом воспитательно-образовательного процесса, так как содержит информацию его состояния).
Можно сделать вывод, что педагогическая диагностика призвана ответить на следующие вопросы: что и зачем изучать при рассмотрении воспитательно-образовательного процесса, по каким показателям это делать, какими методами пользоваться, при каких условиях диагностика органически вливается в учебно-воспитательный процесс, даёт возможность научить педагогов самоконтролю и самопознанию.
Ценность применения диагностики в процессе самосовершенствования личности и деятельности педагога состоит в том, что она способствует выявлению недостатков, помогает наметить конкретные пути к их устранению, а также выявляет сильные стороны педагога, на которые он может опираться в дальнейшей работе. Диагностика вносит конкретность в деятельность каждого педагога, нацеливает его на решение практических задач, ориентированных на оптимизацию учебно-воспитательного процесса. В функциях педагогической диагностики Кочелаевская Т.М. отмечает следующие задачи: определить воспитательный потенциал педагогического коллектива; установить реальные условия при воспитании различных категорий детей (трудных, одарённых, больных и т.д.); выработать единые педагогические позиции, повысить эффективность воспитательных влияний на основе объективного представления о детях в данной группе; выработать единые педагогические требования; способствовать развитию самосознания и личной ответственности воспитателей и воспитанников; выявление личностных качеств педагога, влияющих на воспитательно-образовательный процесс; выявление положительных и отрицательных сторон педагога; разработка критериев эффективности работы; фиксация профессионально необходимого уровня знаний и умений педагога.
Марус О.В. определяет принципы научного подхода к подготовке и реализации педагогической диагностики: целенаправленность, адресность, учёт результатов педагогической диагностики в дальнейшей деятельности, изучение конкретного педагога во взаимосвязи с педагогическим коллективом, соответствие диагностических процедур современным достижениям педагогической науки и практики, системность и непрерывность личности и деятельности педагога. Таким образом, можно сделать вывод, что педагогическая диагностика призвана решать ряд важнейших задач совершенствования воспитательно-образовательного процесса. Важным представляется тот факт, что педагогическая диагностика кроме своих специфических функций выполняет также и ряд других функций. Поэтому можно сказать, что ей принадлежит одна из ведущих ролей в воспитательно-образовательном процессе.
Диагностика призвана определять разумное сочетание нового и старого в работе педагога. Кроме того необходимо выявлять знания педагогов типичных черт, возрастных психологических характеристик, индивидуальных особенностей своих воспитанников. Это позволяет широко использовать коллективные, групповые и индивидуальные методы работы с детьми и их родителями.
Кочелаевская Т.М. выделяет требования к анализу работы педагога. Во-первых, всякие факты, полученные при анализе его работы, должны быть осмыслены, приведены к определённой идее, из которой потом вытекают рекомендации. Во-вторых, всегда важно выявить соотношение между затраченными педагогическими усилиями и полученными результатами, которые иногда достигаются за счёт дополнительных занятий, перегрузок, домашних заданий. В-третьих, изучается воспитательное воздействие педагога, зрелость его мастерства. В-четвёртых, важно выявить способности педагога к самоанализу и самооценке совместной деятельности, поскольку от этого зависит рост его педагогического мастерства, отношение к критике в свой адрес, требовательность к своей работе.
Исследователями (Марус О.В., Близнецова В.С., Львова Т.Г.) выявляются четыре основных направления диагностики работы педагога: 1. рациональное использование опыта, традиционных методик; 2. овладение новыми технологиями, методами и приёмами педагогической деятельности; 3. разумное сочетание их при раскрытии конкретного содержания материала; 4. существование обратной связи по самоанализу, самооценки.
Из всего вышеизложенного следует, что педагогическая диагностика является своеобразным мерилом, определяющим творческую деятельность воспитателя, а также его деятельность в плане саморазвития и самовоспитания.
Список литературы
1. Близнецова В.С. Руководство проектной деятельностью педагогов ДОУ // Справочник старшего воспитателя. – 2009. №9. – С. 33-40.
2. Львова Л.Т. Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ // Справочник старшего воспитателя. – 2008. №11. – С. 10-18.
3. Ратанова Н.Я. Психологическое сопровождение инновационной деятельности педагогов // Справочник старшего воспитателя. – 2009. №4.- С. 27-31.
4. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. – М., 2009.
5. Ульцова О.М., Горбачевская Н.Н., Терехова А.Н. Педагогическая диагностика – основа конструирования воспитателем ДОУ педагогического процесса. – М., 2010.
Диагностический
инструментарий
для педагогов (методики)
Содержание
- Оценочная шкала самоанализа педагогического мастерства (проявление профессиональных качеств воспитателя, проявление организационно-методических умений, проявление личностных особенностей, внешние проявления, проявление творческих способностей и педагогической инициативы).
- Выявление способностей педагогов к развитию.
- Выявление факторов, стимулирующих и препятствующих развитию педагогов.
- Анкета «Психологический климат в коллективе».
- Анкета для педагогов по составлению годового плана.
- Анкета для воспитателя (современные подходы в организации методического кабинета)
- Анкета для воспитателей по использованию ИКТ-компетентности.
- Оценка психологического климата в педагогическом коллективе. «Ваше мнение» (М.В.Корепанова).
- Диагностика удовлетворенности педагогов работой образовательного учреждения. (Е.Н. Степанов).
- Диагностирование профессиональных затруднений, развития профессиональной компетентности педагогов.
- Анкета, выявляющая «Уровень мотивации у педагогов для участия в методической работе в ДОУ».
- Анкета для педагогов « Расскажи о себе»
- Анкета молодого специалиста.
- Диагностический проект «Оценка здоровьесберегающей среды в ДОУ».
- Изучение профессионального мастерства педагогов по методике И.Ю.Соколовой.
- Анкета – анализ выполнения педагогами годового плана методической работы
- Карта роста педагогического мастерства(участие педагогов в методической работе ДОУ).
- Анкета «Стиль педагогического общения»
- Картограмма оценок педагогического мастерства воспитателя и детей на занятии.
- План самообразования педагогов и т.д.
Анкета № 1 - Оценочная шкала самоанализа педагогического мастерства
Ф.И.О. воспитателя
№ п/п | Перечень профессиональных и личностных качеств и умений | Степень выраженности (отметить знаком «+») | |||||
Высо кая | Доста точная | Сред няя | Сла бая | Отсут ствует | |||
1. Проявление профессиональных качеств воспитателя | |||||||
1. | Владеет основами необходимых знаний и умений согласно нормативным документам (программе обучения, положению о дошкольном учреждении, концепции дошкольного воспитания). | ||||||
2. | Владеет умением планировать и оценивать уровень развития детей | ||||||
3. | Владеет педагогической техникой:
| ||||||
4. | Владеет специальными умениями:
| ||||||
5. | Использует в работе ТСО и ИКТ | ||||||
6. | Умеет организовать детей на занятиях и в свободной деятельности | ||||||
7. | Любит и уважает детей, проявляет к ним большой интерес, умеет сотрудничать | ||||||
8. | Владеет умением видеть и понимать внутренний мир ребенка | ||||||
9. | Проявляет творчество в деятельности и интерес к работе | ||||||
2. Проявление организационно-методических умений | |||||||
10. | Использование в работе новейших, передовых, новаторских методик | ||||||
11. | Умение приобщать детей к творческой деятельности | ||||||
12. | Умение снять напряжение и утомление детей, создать спокойную атмосферу в группе | ||||||
13. | Желание помочь каждому ребенку проявить себя | ||||||
14. | Заинтересованность в успехах детей, результатах педагогической деятельности в целом | ||||||
15. | Видение важности совместной работы с родителями | ||||||
16. | Желание поделиться опытом с коллегами, своевременно прийти на помощь к ним | ||||||
17. | Самообразование и самовоспитание | ||||||
3. Проявление личностных особенностей | |||||||
18. | Добросовестность | ||||||
19. | Такт | ||||||
20. | Требовательность к себе | ||||||
21. | Гуманность | ||||||
22. | Эмпатия | ||||||
23. | Рефлексия | ||||||
24. | Оптимизм | ||||||
25. | Организованность | ||||||
26. | Инициативность | ||||||
27. | Терпение, выдержка | ||||||
28. | Владеет силой убеждения, авторитетом | ||||||
4. Внешние проявления | |||||||
29. | Культура речи, выразительность дикции, жестов | ||||||
30. | Профессиональная и общая эрудиция | ||||||
31. | Манера поведения | ||||||
32. | Опрятный внешний вид | ||||||
5. Проявление творческих способностей и педагогической инициативы | |||||||
33 | Активная общественная деятельность (ДОУ, район, республика) | ||||||
34 | Педагогическая нагрузка (творческая группа, педагогические клубы, руководство МО и т.д.) | ||||||
35 | Обобщение опыта через СМИ | ||||||
36 | Активное участие в конкурсах разного уровня (ДОУ, район, республика, РФ, международные) | ||||||
37 | Активное взаимодействие с социальными институтами разного уровня | ||||||
38 | Проблемная тема для аттестации: | ||||||
39 | Проблемы: |
Подпись
Анкета № 2 - для выявления способностей педагогов к развитию (Белая К.Ю.)
Отвечая на вопросы анкеты, поставьте, пожалуйста, баллы, соответствующие вашему мнению:
Оцените по 5-балльной шкале приведенные ниже утверждения:
1 – не соответствует действительности;
2 – скорее не соответствует;
3 – и да, и нет;
4 – скорее соответствует, чем нет;
5 – если данное утверждение полностью соответствует Вашему мнению.
Утверждения | Оценка |
Я стремлюсь изучить себя | |
Я оставляю время для развития, как бы ни был занят делами | |
Возникающие препятствия стимулируют мою активность | |
Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя | |
Я рефлексирую свою деятельность, выделяя для этого специальное время | |
Я анализирую свои чувства и опыт | |
Я много читаю | |
Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам на разного рода методических мероприятий внутри образовательного учреждения и за его пределами | |
Постоянно самостоятельно изучаю новинки методической литературы | |
Я стремлюсь быть более открытым человеком | |
Я верю в свои возможности | |
Стремлюсь быть более открытым человеком | |
Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди | |
Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты | |
Я получаю удовольствие от освоения нового | |
Возрастающая ответственность при внедрении инноваций не пугает меня | |
Возрастающая ответственность при внедрении инноваций помогает мне мобилизоваться |
Интерпретация результатов
Подсчитайте общее количество баллов:
От 15 до 35 – Вы находитесь в стадии остановившегося развития;
От 36 до 54 – у Вас отсутствует сложившаяся система развития;
- и более – Вы активно реализуете свои потребности в саморазвитии.
Анкета № 3 – для выявления факторов,
стимулирующих и препятствующих развитию педагогов
Оцените, пожалуйста, применительно к себе перечисленные ниже факторы по 5 – балльной шкале:
5 – да (препятствует или стимулирует)
4 – скорее да, чем нет
3 – и да и нет
2 – скорее нет
1 – нет
Препятствующие факторы:
1. Собственная инерция
2. Разочарование из-за имевшихся ранее неудач
3. Отсутствие поддержки и помощи в этом вопросе со стороны руководителей
4. Враждебность окружающих (зависть, ревность и т. д.), плохо воспринимающих в вас перемены и стремление к лучшему
5. Состояние здоровья
6. Недостаток времени
7. Ограниченные ресурсы, стесненные жизненные обстоятельства
Стимулирующие факторы:
1. Методическая работа в д/у
2. Обучение на курсах
3. Пример и влияние коллег
4. Пример и влияние руководителей
5. Организация труда в д/у
6. Внимание к этой проблеме руководителей
7. Доверие
8. Новизна деятельности, условия работы и возможность экспериментирования
9. Занятия самообразованием
10. Интерес к работе
11. Возрастающая ответственность
12. Возможность получения признания в коллективе.
В результате обработки анкет выявляются три категории педагогов, данные о которых заносятся в соответствующую графу таблицы. Оцененные факторы ранжируются с помощью показателей среднего балла и также заносятся в таблицу. Коэффициент развития (Кр) вычисляется по формуле: Кр= Кфакт.: Кмах, где Кфакт. – суммарное число баллов, проставленных в анкете, а Кмах - максимально возможное количество баллов в анкетах.
Обучение, развитие и саморазвитие педагога
(итоговая таблица)
№ п/п | Способность педагога к саморазвитию | Ф.И.О. педагога | Стимулирующие факторы | Препятствующие факторы | Система мер |
1 | Активное развитие | ||||
2 | Несложившееся развитие | ||||
3 | Остановившееся развитие |
(Из программы, разработанной Н.В. Немовой)
Анкета № 4 - для педагогов ДОУ «Психологический климат в коллективе»
Уважаемые коллеги!
Просим Вас отметить каждый пункт данной анкеты соответствующей оценкой:
1 – совершенно не удовлетворены;
2 – скорее не удовлетворены;
3 - трудно сказать;
4 – скорее удовлетворены;
5 – полностью удовлетворены.
В какой степени Вы удовлетворены | Оценка |
Вашей работой в данном образовательном учреждении | |
Вашими взаимоотношениями с коллегами (дружбой, товариществом и др.) | |
Заботой администрации об удовлетворении Ваших нужд | |
Готовностью коллег оказать помощь в работе | |
Настроением в коллективе (его жизнерадостностью, оптимизмом и т.д.) | |
Культурой и интеллектуальной атмосферой в коллективе | |
Тем, в какой мере администрация прислушивается к Вашим замечаниям и предложениям, касающимся работы образовательного учреждения | |
Культурно-массовыми мероприятиями, совместным отдыхом | |
Тем, насколько доброжелательно и объективно оценивается Ваша работа | |
Отношение коллектива к работе | |
Организованностью и порядком в работе | |
Творческой атмосферой в коллективе | |
Вашими взаимоотношениями с руководителем | |
Вашими взаимоотношениями со старшим воспитателем | |
Согласованностью и единством действий педагогов | |
Тем, насколько рационально используются Ваши силы и время на работе | |
Учебно-материальной базой | |
Материально-технической базой | |
Отсутствием «показухи» и формализма на работе | |
Заработной платой |
Анкета № 6 - для воспитателя (современные подходы в организации методического кабинета)
Ф.И.О воспитателя:_______________________________________________________________________
1. Как часто вы пользуетесь материалами методкабинета? (нужное подчеркнуть)
а) часто
б) скорее редко
в) почти не пользуюсь
2. Удобно ли, на ваш взгляд, расположена литература (наглядные пособия и т.д.) в методкабинете?
а) неудобно, трудно найти сразу, что нужно
б) недостаточно точно обозначены разделы
в) удобно
3. По каким разделам вы пользуетесь материалом больше всего?
4. По каким образовательным областям требуется дополнить материал и какой? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.Что бы вы изменили в размещении материала? ____________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.Удобно ли, на ваш взгляд, график работы методического кабинета?___________________________
7. Нужен ли методкабинет в ныне существующем виде в нашем саду?___________________________
8. Каким, на ваш взгляд, должен быть методкабинет в ДОУ?___________________________________
9. Достаточно ли, на Ваш взгляд, оснащен методкабинет наглядными (да, нет) и дидактическими материалами?___________________________________________________________________________
10. Способствует ли данные условия для организации труда наших педагогов, для роста педагогического мастерства?____________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
11. Замечаете ли Вы постоянно действующие выставки в методкабинете? ________________________
Соответствуют ли они Вашим потребностям и интересам?_____________________________________
12. Соответствует ли книжный фонд Вашим профессиональным запросам и интересам?____________
13. Что бы Вы предложили по обновлению содержания методического кабинета?_________________
Спасибо!
Анкета № 7 - для воспитателей по использованию ИКТ
- Как часто Вы используете информационно-компьютерные технологии (нужное подчеркнуть)
- ежедневно;
- 1 раз в неделю;
- 1-2 раза в месяц;
- 1-2 раза в квартал;
- другое (укажите)
- Владеете ли Вы навыками работы в программе Microsoft Office Word?
не владею | |
начинающий пользователь | |
уверенный пользователь | |
продвинутый пользователь |
- Владеете ли Вы навыками работы в данной программе? (нужное подчеркнуть)
- размер, шрифт;
- создание и редактирование текстового документа;
- набор и редактирование текстового документа;
- абзацные отступы и интервалы;
- создание и форматирование таблиц;
- вставка рисунка;
- заливка, фон, рамки;
- нумерация страниц, печать готового документа.
- Другое
- Владеете ли Вы навыками работы в программе Microsoft Office Excel?
не владею | |
начинающий пользователь | |
уверенный пользователь | |
продвинутый пользователь |
5.Владеете ли Вы навыками работы в данной программе? (нужное подчеркнуть)
- диаграммы;
- таблицы;
- кроссворды;
- другое.
6.Владеете ли вы навыками работы в программе Microsoft Office Power Point?
не владею | |
начинающий пользователь | |
уверенный пользователь | |
продвинутый пользователь |
7. С какой целью используете данную программу? Для презентации, наглядности
_______________________________________________________________________________
8. Данную программу применяете для работы
с детьми | |
с педагогами | |
с родителями | |
другое |
9. Владеете ли вы навыками работы в данной программе? (нужное подчеркнуть)
- создание слайда с диаграммой и таблицей;
- вставка в слайд рисунков и анимации при демонстрации;
- создание управляющих кнопок;
- сохранение и подготовка презентации к демонстрации;
- вставка видео;
- накладывание звуков
- другое
10.Владеете ли вы навыками работы в программе Microsoft Office Publisher?
не владею | |
начинающий пользователь | |
уверенный пользователь | |
продвинутый пользователь |
11. Данную программу применяете для работы
с детьми | |
с педагогами | |
с родителями | |
другое |
12.Владеете ли Вы навыками работы в данной программе? (нужное подчеркнуть)
- календари;
- открытки;
- визитки;
- плакаты;
- дипломы;
- другое
13.Укажите, что именно создано в ДОУ? (презентации, фильмы, сопроводительные смотры, другое) __________________________________________________________________________________________
- Есть ли доступ в Интернет?
в ДОУ | в кабинете заведующего | |
в другом доступе | ||
дома |
15.Отметьте в таблице, какой тариф у вашего интернета?
Лимитный | в ДОУ | |
дома | ||
Безлимитный | в ДОУ | |
дома |
16.Как часто Вы пользуетесь интернетом?
- ежедневно;
- 1 раз в неделю;
- 1-2 раза в месяц;
- 1-2 раза в квартал;
- другое (укажите).
17.Для чего используете интернет?
- для получения информации (новости, гороскоп, прогноз погоды и др.)
- для педагогической деятельности;
- для общения в социальных сетях;
- для развлечений;
- другое.
18. Есть ли электронная почта?
ДОУ | |
Ваша личная |
19. Умеете ли Вы создавать электронную почту? (e-mail)
Да ; Нет
20.Есть ли опыт создания сайта?
Да; Нет
21. Работали ли Вы с конструкторами сайтов? (да, нет, частично, могу поделится опытом - нужное подчеркнуть)
конструктор школьных сайтов | |
narod | |
ucoz | |
другое |
- Хотите ли Вы научиться самостоятельно создавать сайт? Да; Нет
- Имеете ли Вы опыт участия в on-line конференциях? Да; Нет
Анкета № 8 - Оценка психологического климата в педагогическом коллективе
«Ваше мнение» (М.В.Корепанова)
Цель: оценить социально-психологический климат, сформированность группы как коллектива.
Субъект: педагоги специалисты ДОУ
Задание: оцените, пожалуйста, как проявляется перечисленные свойства психологического климата в нашем коллективе и после каждого вопроса поставить знаки «+» если это свойство проявляется, а если нет, то «-«.
1. Преобладает бодрый жизнерадостный тон настроения.
2.Доброжелательность в отношениях, взаимные симпатии.
3 В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение.
4. Членам коллектива нравится вместе проводить время, участвовать в совместной деятельности.
5. Успехи или неудачи коллег вызывают сопереживание, искреннее участие всех членов коллектива.
6. С уважением относимся к мнению друг друга.
7. Достижения и неудачи коллектива переживаются как свои собственные.
8. В трудные для коллектива минуты происходит эмоциональное единение: «один за всех и все за одного».
9. Чувство гордости за коллектив, если его отмечает руководитель.
10 Коллектив активен, полон энергии.
11К похвалам и поощрениям коллектива здесь относится равнодушно.
12. Проявляют безразличие к более тесному общению выражают отрицательное отношение к совместной деятельности.
13. Успехи или неудачи коллег оставляют равнодушными или вызывают зависть, злорадство.
14.Достижения и неудачи коллектива не находят отклика у членов коллектива.
15.Каждый считает свое мнение главным, нетерпим к мнению коллег.
16. Совместные дела увлекают всех, велико желание работать коллективно.
17. В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, поддерживают слабых, выступают в их защиту.
18.Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает о своих интересах.
19. В трудные минуты коллектив «раскисает», возникают ссоры, растерянность, взаимные обвинения.
Спасибо!
Анкета № 9 - диагностика удовлетворенности педагогов работой ДОУ
«Ваше мнение»
Цель: определить степень удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в ДОУ и своим положением в нем.
Субъект: педагоги и специалисты ДОУ №
Цифры означают следующие ответы: 3-согласен, 2 –частично не согласен; 1-не согласен;
Поставьте после каждого вопроса соответствующие цифры.
- Я удовлетворена своей нагрузкой-
- Меня устраивает график работы-
- Мое рабочее время благодаря собственным усилиям и действиям администрации тратится рационально-
- Меня устраивает работа методического кабинета и мое участие в ней-
- У меня существует реальная возможность повышать свое профессиональное мастерство, проявлять творчество и стараюсь ее реализовать-
- Мои достижения и успехи замечаются администрацией и педагогами ДОУ-
- Мне нравится, что в ДОУ идет научно-методический поиск-
- Мне кажется, что администрация справедливо оценивает результаты моей работы –
- Я ощущаю доброжелательное отношение к себе со стороны администрации-
- Я комфортно чувствую себя в среде воспитанников-
- Я ощущаю в работе поддержку своих коллег-
- Мне нравится моя группа, оборудование и условия работы в ней –
- Меня устраивает сложившийся нравственно-психологический климат в ДОУ –
- На мой взгляд, созданная в ДОУ система научно-методического обеспечения способствует повышению моего профессионального мастерства –
- Я довольна размером заработной платы и своевременностью ее выплаты -
Спасибо!
Анкета № 10 - диагностирование профессиональных затруднений, развития профессиональной компетентности педагогов
№ | Ф.И.О. | Долж. | Пед. стаж | Кате- гория | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | Проблемы |
1. 2. 3. 4. 5 6 7 8 9 10 11 12 13 | ||||||||||||||||||
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ:
■ МОГУ ПОДЕЛИТЬСЯ ОПЫТОМ
● ПРОБЛЕМА РЕШАЕТСЯ
♦ ТРЕБУЕТСЯ ПОМОЩЬ
Анкета № 11, выявляющая уровень мотивации у педагогов
для участия в методической работе в ДОУ
Просим Вас отметить каждый пункт данной анкеты соответствующей оценкой:
5 – да
4- нет
3 - трудно сказать;
2- всегда
1 - иногда
1. Стремлюсь изучать свои возможности и способности-
2. Стараюсь заниматься самообразованием, как бы ни было много работы и домашних дел-
3. Возникающие препятствия стимулируют мою активность-
4. Ищу способы обратной связи на занятиях, так как это помогает мне узнать и оценить себя
как педагога-
5. Анализирую свою деятельность, выделяя для этого специальное время-
6. Анализирую свои чувства и поступки во время занятий-
7. Читаю много специальной литературы по интересующим меня проблемам-
8. Верю в свои возможности-
9. Стремлюсь к открытости и коммуникабельности в отношениях-
10. Осознаю влияние, которое оказывают на меня окружающие люди-
11. Широко дискутирую со своими коллегами по интересующим меня вопросам-
12. Стремлюсь управлять своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты-
13. Получаю удовлетворение от освоения нового-
14. Возрастающая ответственность не пугает меня-
15. Положительно отнесусь к своему продвижению по работе-
Анкета № 12 - для педагогов
- Каким должен быть современный воспитатель?
- Какие педагогические технологии Вы считаете наиболее актуальными?
- Как создать в группе атмосферу, способствующую формированию добрых чувств?
- Какие виды наказания вы применяете к детям?
- Какими бы Вы хотели видеть своих воспитанников в будущем?
Анкета № 13 - МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА
- Почему Вы выбрали профессию воспитателя? Чем она для Вас привлекательна?
______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
- Как Вы оцениваете различные стороны своей профессиональной подготовки?
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
- С какими трудностями Вы столкнулись в работе? В какой помощи Вы больше всего нуждаетесь?
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
- Как Вы оцениваете свои взаимоотношения с педагогическим коллективом?
_______________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
- Какие задачи Вы ставите перед собой в ближайшее время?
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
- Каковы Ваши профессиональные планы на будущее?
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
- Если бы Вам представилась возможность вновь выбрать профессию, стали бы Вы воспитателем?
____________________________________________________________________
- Что Вас привлекает в работе коллектива(нужное подчеркнуть)
- новизна деятельности; условия работы;
- возможность экспериментирования;
- пример и влияние коллег и руководителя;
- организация труда;
- доверие;
- возможность профессионального роста.
Другое___________________________________________________________
__________________________________________________________________
- Что Вам хотелось бы изменить?
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Спасибо!
Анкета № 14- Диагностический проект «Оценка здоровьесберегающей среды в ДОУ»
Первый блок. Охрана жизни и здоровья детей.
№ п/п | Вопросы для изучения | Положительные стороны | Недостатки | Рекомендации |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Создание условий в группе для охраны жизни и здоровья детей | ||||
1 | Закреплена ли мебель, оборудование, их целостность | |||
2 | Состояние потолка, полов, фрамуг | |||
3 | Освещенность помещений, состояние электропроводки | |||
4 | Состояние пособий для занятий (кисти, ножницы и др.) | |||
5 | Подбор растений, состояние аквариума, оборудования для труда | |||
Состояние участка | ||||
1 | Санитарное состояние участка, его освещенность | |||
2 | Безопасность проведения прогулки | |||
3 | Состояние оборудования участка | |||
4 | Содержание и состояние выносного материала | |||
Содержание работы по укреплению здоровья детей | ||||
1 | Выполнение режима дня. Соответствие режима дня сезону и возрасту детей | |||
2 | Утренняя гимнастика. Оценка комплекса гигиенических упражнений | |||
3 | Гигиенические требования (одежда, обувь) | |||
4 | Закаливающие процедуры (соответствие сезону, возрасту, их эффективность) | |||
5 | Прогулка (двигательный режим, занятость детей) | |||
6 | Оздоравливающий эффект | |||
Организация деятельности детей в течение дня | ||||
1 | Раздача и прием пищи в группах | |||
2 | Проведение утренней гимнастики, физкультурных занятий, состояние оборудования | |||
3 | Выход детей на прогулку, приход с прогулки | |||
4 | Проведение закаливания, состояние оборудования | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
5 | Состояние одежды, обуви детей. Наличие на одежде опасных предметов (значки и т.д.) | |||
6 | Работа с родителями, заведующим, воспитателями по охране жизни и здоровья детей | |||
Организация питания | ||||
1 | Гигиеническая обстановка: - санитарное состояние - проветривание - размещение столовой мебели - выполнение режима питания | |||
2 | Сервировка стола: - учет требований сервировки - соответствие мебели росту детей - эстетика - оценка деятельности дежурных | |||
3 | Согласованность в работе воспитателя и помощника воспитателя, их руководство организацией питания: - подготовка детей к приему пищи - организация гигиенических процедур - внешний вид детей, настроение и общение - обстановка в группе во время приема пищи - навыки пользования столовыми приборами (вилка, ложка, нож) - культура поведения за столом - врачебные назначения по индивидуальному питанию и их выполнение - вносимость изменений в рацион питания с учетом потребностей организма, аппетита детей и состояния их здоровья | |||
4 | Общение воспитателя с детьми во время приема пищи: - умение преподнести блюдо - обращается ли внимание на вкусовые качества пищи, внешний вид - обучение правилам поведения за столом | |||
Целесообразность использования физкультминуток | ||||
1 | С какой целью проводится физкультминутка: - предупреждение, снятие усталости - активизация умственной деятельности | |||
2 | Хорошо ли дети знакомы с упражнениями физкультминутки | |||
3 | Достаточно ли времени для проведения физкультминутки | |||
4 | Эмоционален ли ребенок во время проведения физкультминутки | |||
5 | Снимает ли физкультминутака -усталость - мышечное напряжение | |||
6 | Создание интереса | |||
7 | Привлечение детей | |||
Содержание прогулки | ||||
1 | Порядок одевания и раздевания детей, навыки по возрасту | |||
2 | Наличие выносного материала | |||
3 | Двигательный режим детей на прогулке |
Второй блок.
Эмоциональное благополучие участников ВОП
- Методика изучения самооценки дошкольников О.В.Хухлаева 1998г.
- Диагностика эмоционального благополучия ребенка в детском саду Е.В.Кучеровой
- Определение самооценки воспитателя Т.С.Кабаченко
Третий блок.
Изучение стиля взаимодействия педагога с детьми и родителями.
- Срез «Как и зачем обращаются дети к воспитателю»
- Тест «Несуществующее животное»
- Анкетирование «Определение модели взаимодействия воспитателя с детьми»
- Самоанализ «Взаимодействие педагогов с родителями»
Четвертый блок.
Оценка комфортности среды ДОУ.
- Наблюдение за деятельностью детей
- Беседа с детьми «Где тебе больше всего нравится играть»
- Анализ режима дня, нагрузки, предметно-развивающей среды
Анкета № 15 - Изучение профессионального мастерства педагогов по методике И. Ю. Соколовой
Оценочная шкала: 5 — проявляется постоянно; 4 — проявляется в большинстве случаев; З — не выражено достаточно определенно; 2 проявляется очень редко; 1 — не проявляется совсем.
1. Активная педагогическая позиция | |
1. Убежденность в общественной значимости и правильности выбора педагогической профессии, наличие системы педагогических принципов и гуманистических ценностных ориентаций, реализуемой в процессе развивающего взаимодействия с детьми |
|
2. Активность в защите интересов детей и оказание им помощи |
|
3. Способность самостоятельно принимать решения в различных ситуациях обучения, воспитания, жизни детей и нести за них ответственность |
|
ИТОГО: |
|
2. Интересы и духовные потребности | |
1.Познавательные потребности и активность |
|
2.Разносторонность интересов и духовных потребностей (интерес к музыке, искусству, литературе, истории и т. д.) |
|
3. Потребность в красоте, чувство гармонии |
|
4. Наличие любимого дела, сформированность творческого отношения к нему |
|
5. Автономия внутреннего мира, цельность |
|
ИТОГО: |
|
3. Профессионально-нравственные качества | |
1.Милосердие, способность к состраданию, сопереживанию, готовность оказать помощь детям и взрослым |
|
2.Понимание ценности человеческой жизни и этапа дошкольного детства в развитии ребенка, стремление защищать и охранять детство |
|
3.Общительность, чувство юмора |
|
4.Справедливость и требовательность, принципиальность и объективность |
|
ИТОГО: |
|
4. Профессионально-личностные качества | |
1.Интерес к профессии педагога, потребность в работе с детьми |
|
2.Отношение к ребенку как к главной ценности |
|
3.Потребность в достижении воспитательный целей, вера в их достижимость |
|
4.Убежденность в необходимости передавать детям социальный опыт, в приоритетности целей воспитания над целями обучения |
|
5.Понимание тезиса: обучение ведет за собой развитие, умение выстраивать образовательную траекторию ребенка |
|
6.Умение ставить цели, планировать воспитательно-образовательную работу с каждым ребенком и целым детским коллективом |
|
7.Умение определять конкретные учебно-воспитательным задачи, исходя из общей цели воспитания и обучения с учетом: а) возрастных и индивидуальных особенностей детей; б) уровня воспитанности группы и отдельных детей; в) условий семейного воспитания |
|
8.Умение подбирать методы воспитания и обучения и гибко их сочетать |
|
9.Умение проектировать конечный результат воспитательно-образовательной работы на полугодие, год |
|
10. Умение планировать средства и этап педагогической деятельности по достижению конечного результата |
|
11. Умение осуществлять рефлексию процесса и результатов воспитательно- воспитательной работы с детьми |
|
ИТОГО: |
|
5.Обобщенные профессиональные знания и умения |
|
1.Теоретические (знание целей, принципов, содержания и форм педагогической деятельности и закономерностей формирования и развития личности ребенка) |
|
2.Методические (знание основ методики воспитания и обучения) |
|
3.Технологические (знание способов и приемов воспитания и обучения, развивающего взаимодействия) |
|
ИТОГО: |
|
6. Информационные умения | |
1.Умение отбирать содержание необходимой информации, анализировать и систематизировать ее |
|
2.Умение сформировать отношение к тому, о чем идет речь, умение придать личностный смысл получаемой |
|
3.Умение излагать материал логично, доступно, выразительно |
|
4.Умение творчески перерабатывать необходимую информацию |
|
5.Умение использовать информационные и компьютерные технологии в ходе организации воспитательно образовательной работы с детьми и их родителями, коллегами |
|
ИТОГО: |
|
7. Умения педагогического анализа и самоанализа | |
1.Умение изучать группу и личность каждого ребенка, осуществлять диагностику развития детей |
|
2.Умение анализировать конкретные педагогические ситуации, оценивать деятельность детей и свою |
|
3.Умение анализировать полученные результаты в сопоставлении с исходным данными, определять эффективность воспитательных дел и мероприятий |
|
4.Умение на основе анализа достигнуты результатов выдвигать и обосновывать новые педагогические задачи |
|
5.Умение анализировать опыт других педагогов с целью переноса эффективных форм, методов и приемов в практику своей работы | |
ИТОГО : |
|
8. Организаторские умения | |||
1.Умение организовать самого себя, владеть собой в любой ситуации, управлять своими эмоциями |
| ||
2.Умение организовать отдельные виды воспитательно-образовательной работы: |
| ||
3.Умение организовать работу с родителями. |
| ||
4. Умение координировать свою деятельность со специалистами, администрацией, медицинским персоналом |
| ||
ИТОГО: | |||
9. Коммуникативные умения | |||
1. | Умение диагностировать свой стиль общения с ребенком |
| |
2. | Умение конструировать предстоящее общение с детьми |
| |
З. | Умение вступать в деловой контакт с каждым ребенком и группой детей, умение слушать ребенка и вызывать доверие у детей |
| |
4. | Умение осуществлять индивидуальный подход к ребенку, создавать ему зону коммуникативного успеха |
| |
5. | Умение организовать общение не от себя, а от детей, при этом управляя инициативой в общении |
| |
6. | Умение отказаться от воздействия и перейти к взаимодействию, сотрудничать с детьми, формировать чувство сопереживания и сопричастия к совместно деятельности |
| |
7. | Умение всегда быть терпеливым, корректным во взаимоотношениях с родителями, коллегами, администрацией |
| |
| ИТОГО: |
|
10. Умения педагогической техники | |
1.Умение владеть голосом, придавать ему различные интонации, владеть жестами, мимикой, придавать своему лицу необходимое выражение |
|
2.Умение транслировать собственную расположенность к детям, дружественность, создать атмосферу комфортности своим воспитанникам |
|
3.Умение предъявлять разумные требования к ребенку и обеспечивать условия их осуществления, умение заинтересовать, вдохновить |
|
4.Умение применять поощрения и наказания в их разумном сочетании, стимулировать положительные проявления в поступках детей |
|
5.Умение замечать и понимать процессы, которые происходят в детском коллективе. Умение анализировать ситуацию с позиции ребенка и принимать решение в его пользу |
|
ИТОГО: |
|
11. Прикладные умения | |
1. Умения художественного творчества: пение, танец, рисование, работа с тканью, художественный труд, лепка, аппликация, вязание, шитье |
|
2. Технические умения: умение организовать детское экспериментирование, проведение физических опытов, увлечь детей фотографированием, киносъемкой |
|
З. Умения в области взаимодействия с флорой и фауной: цветоводство, садоводство, ландшафтный дизайн, работа с объектами животного мира, создание экологической тропинки и др. |
|
4. Двигательные и спортивные умения, умение организовывать подвижные, |
|
ИТОГО: |
|
12. Творческие умения | |
1. Умение самостоятельно осмысливать педагогические проблемы и оригинально решать педагогические задачи |
|
2. Умение создавать в воспитательно-образовательной работе педагогические ситуации, способствующие развитию ребенка и детского коллектива |
|
3. Умение разрабатывать средства, применять способы и приемы обучения и воспитания, отличные от традиционных |
|
4. Умения подбирать традиционные и нетрадиционные методы и формы развивающего взаимодействия с родителями воспитанников |
|
5. Умение разрабатывать и обобщать опыт своей педагогической деятельности в виде авторских методик и технологий |
|
ИТОГО: |
|
13. Отношение к педагогическому труду | ||
1.Отношение к педагогическому труду как к главному делу в жизни, способность к самоотдаче в педагогической работе |
| |
2.Добросовестное, ответственное отношение |
| |
3.Педагогический такт, выдержка, терпение |
| |
4.Умение правильно воспринимать и учитывать критику |
| |
5.Увлеченность и удовлетворенность собственной педагогической деятельностью |
| |
ИТОГО: |
Анкета № 16 - Анализ выполнения педагогами МБДОУ «Детский сад №______»
годового плана методической работы
за 20_____- 20______ учебный год (самоанализ)
Ф.И.О. | Должн. | Создание условий в группе | Работа в методическом кабинете | |||||||||||
Дидак. материал | Развив. среда | Коррекц. работа | Сюжетно-рол.игры | Дидак. игры | Подвижные игры | Театрал. деят-ть | Планирование | Наглядн.материалы | Ознак. с лит-ой | Подготовка материалов по обмену опытом | Изготовление пособий | Участие в методических мероприятиях | ||
Примечание:
++ - отлично
+ - хорошо
+/- - удовлетворительно
Выводы и предложения:
Анкета №16 - Самооценка воспитателем своих профессиональных умений и навыков.
Обозначения: балл «5» ставится, если знания и умения проявляются постоянно, имеют высокий уровень развития; «4» - знания и умения проявляются не постоянно, не всегда применяются; «3» - знания и умения достигают минимально необходимого уровня, не представляют из себя систему; «2» - знания и умения выражены слабо; «1» - знания и умения отсутствуют.
1. Умение правильно ставить перед собой цель
______________________________________
2. Способность к состраданию, сопереживанию
______________________________________
3. Педагогический такт выдержка, терпение
______________________________________
4. Артистичность, эмоциональность
______________________________________
5. Умения художественного творчества: пение, танец, рисование
______________________________________
6. Умение технического творчества: конструирование и моделирование
______________________________________
7. Умение быстро реагировать на неожиданно возникшую ситуацию
______________________________________
8. Умение организовывать работу с родителями
______________________________________
9. Стремление к самосовершенствованию и самообразованию
______________________________________
Анкета № 17 - «Стиль педагогического общения»
Внимательно прочитайте вопрос. Выберите наиболее предпочтительный вариант ответа.
1. Считаете ли вы, что ребёнок должен:
- делится с вами своими мыслями, чувствами
- говорит вам только то, что он сам захочет
- оставляет свои мысли и переживания при себе.
2. Если ребёнок взял у другого ребёнка без спроса игрушку, карандаш, то вы:
- доверительно с ним говорите и предоставите возможность самому принять решение
- дети сами разберутся в своих проблемах
- известите об этом всех детей и заставите вернуть взятое с извинениями
3. Подвижный, суетливый, иногда недисциплинированный ребёнок на занятии был сосредоточен, аккуратен и хорошо выполнил задание, как вы поступите:
- похвалите и всем детям покажете его работу
- проявите заинтересованность, выясните, почему так хорошо получилось сегодня
- скажете ему «всегда бы так занимался».
4. Ребёнок при входе в группу не поздоровался. Как вы поступите:
- заставите его поздороваться
- не обратите на него внимание
- сразу же вступите с ним в общение, не упоминая его промаха.
5. Дети спокойно занимаются. У вас есть свободная минута. Что вы предпочтёте делать:
- спокойно, не вмешиваясь, наблюдать, как они общаются и работают
- помочь, подсказать, сделать замечание
- заниматься своими делами (записи, подготовка)
6. Какая точка зрения кажется вам правильной:
- чувства, переживания ребёнка ещё поверхностны, быстро проходящие, и на них не стоит обращать внимания
- эмоции ребёнка, его переживания – это важные факторы, с их помощью можно эффективно обучать и воспитывать
- чувства ребёнка удивительны, переживания его значимы, к ним нужно относиться бережно, с большим тактом
7. Ваша исходная позиция в работе с детьми:
- ребёнок слаб, неразумен, неопытен, и только взрослый может и должен научить его и воспитать
- у ребёнка много возможностей для саморазвития, взрослый должен максимально повышать активность самого ребёнка
- ребёнок развивается неуправляемо, находится под влиянием наследственности и семьи, поэтому главная задача, чтобы он был здоров, накормлен, не нарушал дисциплины.
8. Как вы относитесь к активности ребёнка:
- положительно – без неё невозможно полноценное развитие
- отрицательно – она часто мешает целенаправленно и планово вести обучение и воспитание
- положительно, но только тогда, когда активность контролируется педагогом.
9. Ребёнок не захотел выполнять задание под предлогом, что он уже делал это дома, ваши действия:
- сказали бы «ну и не надо»
- заставили бы выполнить работу
- Предложили бы выполнить задание
10. Какая позиция, по-вашему, правильная:
- ребёнок должен быть благодарен взрослым за заботу о нём
- если ребёнок не осознаёт заботу взрослых о нём, не ценит, то это его дело, когда-нибудь пожалеет
- воспитатель должен быть благодарен детям за их доверие и любовь
Ответ | Число балов по номеру вопросов | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
a | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 |
b | 3 | 1 | 3 | 1 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 1 |
c | 1 | 2 | 1 | 3 | 1 | 3 | 1 | 2 | 3 | 3 |
ИТОГО: ____________
25-30 очков – тяготеет к демократическому стилю
20-24 очка – преобладает авторитарный стиль
10-19 очков – характерен либеральный стиль
Анкета № 18 – на определение удовлетворенности личности своим трудом
Удовлетворенность трудом является интегративным показателем, отражающим благополучие-неблагополучие положения личности в трудовом коллективе. Показатель содержит оценки интереса к выполняемой работе, удовлетворенности взаимоотношениями с коллегами, руководством, уровня притязаний в профессиональной деятельности и т.д.
Инструкция: внимательно прочтите каждое утверждение и оцените, насколько оно верно для Вас. Выберите один из предложенных вариантов ответа (а, б, в)
- То, чем я занимаюсь на работе, меня интересует:
а) да, б) отчасти, в) нет - За последние годы я добился успехов в своей профессии:
а) да, б) отчасти, в) нет - У меня сложились хорошие отношения с членами нашего коллектива:
а) да, б) не со всеми, в) нет - Удовлетворение, получаемое от работы, важнее, чем высокий заработок:
а) да, б) не всегда, в) нет - Занимаемое мной служебное положение не соответствует моим способностям:
а) да, б) отчасти, в) нет - В работе меня прежде всего привлекает возможность узнавать что-то новое:
а) да, б) отчасти, в) нет - С каждым годом я ощущаю, как растут мои профессиональные знания:
а) да, б) не уверен, в) нет - Люди, с которыми я работаю, уважают меня:
а) да, б) что-то среднее, в) нет - В жизни часто бывают ситуации, когда не удается выполнить всю возложенную на Вас работу:
а) да, б) среднее, в) нет - В последнее время руководство не раз выражало удовлетворение по поводу моей работы:
а) да, б) редко, в) нет - Работу, которую я выполняю, не может выполнить человек с более низкой квалификацией:
а) да, б) среднее, в) нет - Процесс работы доставляет мне удовольствие:
а) да, б) время от времени, в) нет - Меня не устраивает организация труда в нашем коллективе:
а) да, б) не совсем, в) нет - У меня часто бывают разногласия с коллегами по работе:
а) да, б) иногда, в) нет - Меня редко поощряют за работу:
а) да, б) иногда, в) нет - Даже если бы мне предложили более высокий заработок, я не сменил бы место работы:
а) да, б) может быть, в) нет - Мой непосредственный руководитель часто не понимает или не хочет понять меня:
а) да, б) иногда, в) нет - В нашем коллективе созданы благоприятные условия для труда:
а) да, б) не совсем, в) нет
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ:
Для получения общей оценки удовлетворенности своим трудом и её составляющих необходимо Ваши ответы перевести в баллы с помощью следующей таблицы:
Утверждения | Варианты ответов | ||
а | б | в | |
1 | 2 | 1 | 0 |
2 | 2 | 1 | 0 |
3 | 2 | 1 | 0 |
4 | 2 | 1 | 0 |
5 | 2 | 1 | 0 |
6 | 2 | 1 | 0 |
7 | 2 | 1 | 0 |
8 | 2 | 1 | 0 |
9 | 0 | 1 | 2 |
10 | 2 | 1 | 0 |
11 | 2 | 1 | 0 |
12 | 0 | 1 | 2 |
13 | 0 | 1 | 2 |
14 | 0 | 1 | 2 |
15 | 0 | 1 | 2 |
16 | 2 | 1 | 0 |
17 | 0 | 1 | 2 |
18 | 2 | 1 | 0 |
АНАЛИЗ: предложенный опросник позволяет оценить не только Вашу общую удовлетворенность своим трудом, но и рассмотреть её составляющие.
Составляющие удовлетворенности | Утверждения | Максимальный балл |
Интерес к работе | 1, 6, 12 | 6 |
Удовлетворенность достижениями в работе | 2, 7 | 4 |
Удовлетворенность взаимоотношениями с коллегами | 3, 8, 14 | 6 |
Удовлетворенность взаимоотношениями с руководством | 10, 15, 17 | 6 |
Уровень притязаний в профессиональной деятельности | 5, 11 | 4 |
Предпочтение выполняемой работы заработку | 4, 16 | 4 |
Удовлетворенность условиями труда | 13, 18 | 4 |
Профессиональная ответственность | 9 | 2 |
Общая удовлетворенность трудом | 1 – 18 | 36 |
Сопоставление полученных Вами баллов с максимальными позволит выявить основания возможной неудовлетворенности, а также сориентироваться в проблемах, которые до этого, может быть, Вами и не осознавались.
Анкета № 19 - Самооценка профессиональных качеств педагога
Инструкция:
Прочтите приведенные утверждения, уясните и оцените, в какой степени каждое из них соответствует Вашей профессиональной деятельности, по следующей шкале:
- Всегда проявляется.
- Очень часто.
- Часто.
- Не часто.
- Иногда.
- Редко.
- Никогда не проявляется.
На бланке поставьте точку или крестик на пересечении вертикальной линии номера утверждения и горизонтальной линии оценки. Затем соедините прямыми линиями все сделанные Вами отметки.
- Веду занятия с увлечением, забывая о прошедших и будущих обстоятельствах.
- В работе опираюсь, главным образом, на собственное мнение и опыт.
- Знаю и чувствую, что мне надо сделать для улучшения своей работы.
- Во время занятий сразу воспринимаю ситуацию и стараюсь найти нужное решение.
- Стараюсь четко продумывать свои действия, и как эти действия будут восприниматься детьми.
- Веду занятия строго по намеченному плану, отклоняясь от него при определенных обстоятельствах.
- Считаю все свои действия профессионально оправданными.
- Знаю себя и стремлюсь к самостоятельности в работе.
- Знаю и учитываю в работе физиологические и психологические особенности каждого ребенка.
- Стараюсь на занятиях и в общении обязательно сочетать игру, учение, движение и размышление.
- На занятиях и в общении могу сдержать проявление своих отрицательных эмоций.
- С любым ребенком могу сразу наладить хорошие взаимоотношения.
- Специально стремлюсь узнать что-то новое для своей работы.
- Для занятий хочется самостоятельно разработать и попробовать что-то новое.
Ф.И.О. (шифр)
Группа ____ Возраст ____ Стаж ____
Образование: ____ Дата исследования: «____»
Всегда | ||||||||||||||
Очень часто | ||||||||||||||
Часто | ||||||||||||||
Не часто | ||||||||||||||
Иногда | ||||||||||||||
Редко | ||||||||||||||
Никогда | ||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА:
- Ординарность - увлеченность.
- Зависимость – самостоятельность.
- Самоуверенность – самокритичность.
- Профессиональная ригидность – профессиональная гибкость.
- Экстрапунитивность – рефлексивность.
- Импровизация – стереотипность.
- Профессиональная неуверенность – профессиональное самосознание.
- Заниженная самооценка – высокая самооценка.
- Упрощенное понимание детей – глубокое понимание детей.
- Односторонний подход – целостный подход к детям.
- Самообладание – невыдержанность.
- Недостаточная коммуникативность – контактность.
- Удовлетворение знаниями – познавательные потребности.
Стандартный подход – творческая направленность.
АНКЕТА № 21- ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТ А В ДОУ
ИНОГДА ДА НЕТ
1. Я люблю свой д/с
2. Я люблю свою группу
3. Я согласна работать со своей напарницей
4. У меня хорошие взаимоотношения с администрацией
5. У меня хорошие взаимоотношения с коллективом
6. У меня хорошие взаимоотношения с родителями
7. Я с желанием хожу на работу
8. Мне нравится, когда нашу группу посещает старший воспитатель,
9. Мне нравится, когда нашу группу посещает заведующая ДОУ.
10. Я не поддерживаю конфликты в д/с
11. Я добрый и отзывчивый человек
12. Я всегда прихожу на помощь другим.
13. Я умею хранить тайны
14. Со мной интересно общаться.
Анкета - ОПРОСНИК № 22
1. Строгий воспитатель лучше, чем не строгий. ________________
2. Воспитатель – главная фигура, от него зависит успех и эффективность воспитательной
работы. __________
3.На занятиях, в ходе режимных моментов ребенок должен выполнять, что намечено воспитателем.
4. Послушание детей – заслуга педагога.___________
5. Ребенок подобен глине из него можно« лепить» все, что угодно. ______________
6. Ребенок должен выполнять все требования воспитателя. ________________
7. Основная цель воспитателя – реализовать требования про граммы воспитания и обучения
детей. ____________
8. Центральная задача учебно-воспитательной работы – вооружение детей знаниями, умениями, навыками _______________
9. Главное в работе педагога – добиться исполнительности детей. _____________
10.Воспитание – это, прежде всего требовательность к детям. _____________
11.Поощрать следует только те желания и инициативу детей, которые соответствуют
поставленным педагогом задачами. _____________
12. Хорошая дисциплина – залог успеха в воспитании и обучении. _____________
13. Наказание не лучшая форма воспитания, но она необходима. ______________
14. Деятельность детей находиться в постоянном контроле. ______________________
Полностью согласен – «5». Согласен в большей степенью, чем не согласен – «4» балла. Согласен и не согласен в равной степени – «3». В большей степени не согласен, чем согласен – « 2» балла.
Полностью не согласен – «1» балл.
Анкета № 23 - профессионального взаимодействия администрации и педагогов
- Кого из членов администрации ВЫ хотели бы пригласить на занятие?
2. Кого из коллег вы хотели бы пригласить к себе на занятие?
- с целью наставничества
- с целью анализа занятия
- с целью совершенствования своей работы
3. 0т кого вы ждете поддержки, когда у Вас возникает проблемы?
- методического характера
- психологического характера.
- педагогического характера
- проблемы общения
4.Каких знаний и умений Вам не хватает?
5. Находитесь ли Вы в конфликте:
- с кем-либо из администрации
-с кем-либо из коллег
-с кем-либо из сотрудников
6.Считаете ли ВЫ свой детский сад:
- прекрасным
-хорошим
- нормальным
-обычным
7.Микроклимат и ДОУ:
- спокойный
- конфликтный
- доброжелательный
- раздражающий
8. Есть ли в ДОУ
- асы педагоги
- отличные педагоги
- хорошие педагоги
- обычные педагоги
Анкета № 24 -АНАЛИЗ САМООБРАЗОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ
- Какие вопросы были взяты для изучения в ходе самообразования?
- Чей педагогический опыт изучался? Какая литература изучалась конкретно? (психологическая, педагогическая, научная и др.)
- Практические выводы после проработки конкретной темы (тезисы, доклады и.т.д.)
- Перечень вопросов, которые оказались трудными в процессе изучения литературы, опыта работы; что предстоит сделать.
Анкета №25 - ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ ВОСПИТАТЕЛЕЙ К ИННОВАЦИИЯМ И НОВОВВЕДЕНИЯМ
- Какие новшества Вы внесли в воспитательно-образовательный процесс за последние 1-3 года? Что заставило, побудило Вас это сделать? ______________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________
2. На решение какой проблемы они были направлены? ______________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Оцените результаты, достигнутые в обучении и воспитания с применением
новшеств:
- достигнуты лучшие результаты
- полученные результаты такие же, как прежние
- полученные результаты хуже предыдущих
- неизвестно
4. Какие изменения происходят в деятельности детей на знаниях и в повседневной жизни:
- становятся более активным
- усиливается их познавательная самостоятельность
- повышается уровень познавательного интереса
5. Что Вы ждете от участия в инновационной деятельности?
- лучших результатов своей работы
- личного удовлетворения своим трудом
- общественного, морального признания
- приоритетного положения
Анкета для педагогов № 26
- Какие положительные моменты в работе нашего д/с вы отмечаете?
- В чем заключаются отрицательные моменты? Как, по-вашему, их можно изменить?
- Какие проблемы необходимо включить в план работы на следующий учебный год?
- Укажите, в подготовке, каких вопросов вы могли бы принять участие?
- Направления педагогической работы, по которым существуют затруднения и необходима помощь.
6. Направления педагогической работы, по которым наработан интересный опыт и им можно поделиться с коллегами.
Карта роста педагогического мастерства МБДО «Детский сад ____»
№ | Ф.И.О. | Долж. | Образование | Кат. | 2008- 2009 | 2009- 2010 | 2010- 2011 | 2011- 2012 | Участие педагога в методической работе |
1 |
1. Выступление на педсовете 2. Участие в МО района, города 3. Показ педагог-ой деятельности 4. Представление опыта работы в ДОУ, публикации
5. Участие в семинаре, консультации, педчтении 6. Участие в смотрах- конкурсах 7. Участие в выставках и т.д. 8. Курсы ПК 9. Аттестация | ||||||||
2 | |||||||||
3 | |||||||||
4 | |||||||||
5 | |||||||||
6 | |||||||||
7 | |||||||||
8 | |||||||||
9 | |||||||||
10 | |||||||||
11 | |||||||||
12 | |||||||||
13 | |||||||||
14 | |||||||||
15 | |||||||||
16 | |||||||||
17 | |||||||||
18 | |||||||||
19 | |||||||||
20 | |||||||||
21 | |||||||||
22 | |||||||||
23 | |||||||||
24 | |||||||||
25 | |||||||||
26 | |||||||||
27 | |||||||||
28 | |||||||||
29 | |||||||||
30 | |||||||||
31 |
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГА МБДОУ»Детский сад № _______ (примерный образец)
_
лет ____________ ____________
(стаж работы) (образование) (категория)
Проблема | Тема | С какого времени рабо-тает над проблемой | Этап работы над проблемой | Имеющийся результат | Планируемый результат |
Повышение уровня правовой культуры родителей как условие правого воспитания дошкольников | Совместная работа ДОУ и семьи по формированию основ правого сознания дошколь-ников | 2007 | I | Изучение научно-методической литературы: 1. Реализация Конвенции о правах ребенка в ДОУ. 2. Правовое образование в ДОУ. 3. И т.д. | Составление перспективного плана работы с родителями. Изучение уровня правовой и педагогической компетентности родителей. Оформление информационных материалов по проблеме: консультации для родителей, педагогов, доклад на семинаре и т.д. |
II | Проведение мероприятий для родителей по плану. Организация работы с детьми по правовому воспитании. И т.д. | Показ открытых мероприятий. Разработка материалов для организации «Правовой школы». И т.д. | |||
III | Изучение правовой компетентности родителей; определение роли семьи в формировании правого сознания дошкольников. И т.д. | Обобщение опыта работы, оценка эффективности и т.д. |
1 этап — организационно-ознакомительный.
Включает в себя детальное изучение ситуации по выбранной проблеме, соответствующей научно-методической литературы, определение темы самообразования, составление плана работы, подготовка практического материала. Формы представления результата работы: консультации, доклады, наглядно-иллюстративный материал, перспективные планы, конспекты занятий, программы.
2 этап — основной.
Предполагает внедрение в работу подготовленного материала. Форма представления результата работы: проведение мероприятий по теме самообразования.
3 этап — заключительный.
Предполагает проведение диагностики с целью отслеживания результата работы, самоанализ педагогической деятельности, презентация и т.д.
По окончании каждого этапа проводится рефлексия (самоанализ).
Составлен: _____________________ Подпись ___________
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ
_____________________________________________________________________________________________
Ф.И.О.,должность
_____________________________________________________________________________________________
наименование ОУ по УСТАВУ
Начат:_____________
Образование___________________________________________________________________________________________
(наименование ОУ, год окончания)
Педагогический стаж__________________________________________________________________________
Профессиональная квалификация:_______________________________________________________________________
Квалификационная категория (год присвоения,№ приказа)___________________________________________
Курсы повышения квалификации, стажировки (какие,год)_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Методическая тема:____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
Раздел 1
Карта достижений педагогического работника в межаттестационный период
№ | Показатели | Индивидуальные показатели, их содержание | Дата | Подпись руководителя |
1. | Поощрения, награды, звания, ученая степень | |||
2. | Учебно-методическая работа (разработки ) | |||
3. | Проведение открытых уроков, занятий разного уровня | |||
4. | Представление педагогического опыта (творч.отчет, семинары,конференции и т.д.) | |||
5. | Участие в профессиональных конкурсах | |||
6. | Публикация опыта в изданиях | |||
7. | Участие воспитанников в конкурсах ,конференциях и т.д. | |||
8. | Участие в качестве эксперта: -при экспертизе методического материала и др. | |||
9. | Разработана(предметная программа, авторская программа) | |||
10. | Применение современных педагогических технологий (название, результаты) | |||
11. | Использование компьютерных технологий | |||
12. | Другие достижения |
Раздел №2. Оценка профессиональных знаний
Форма испытания | Дата | Рез-тат испытания (% или балл) | Решение о соответствии категории | Подписи экспертов | Подпись аттестуемого |
Раздел №3. Оценка профессиональных умений.
Показатели | Результат в % или баллах | Подписи экспертов или администрации |
1.Профессионализм -анализ посещенных занятий в межаттестационный период -открытые уроки в аттестационный период | ||
2.Результативность -контрольные срезы -показатели обученности за 3 года |
Профессиограмма педагогов
№ п/п | Ф.И.О. педагога | Знание педагога | Аналити- ческие умения | Проекти-ровачные умения | Конструк-тивные умения | Организа-ционные умения | Коммуни-кативыне умения | Личностные качества | Выводы |
1 | |||||||||
2 | |||||||||
3 | |||||||||
4 | |||||||||
5 |
В профессиограмме знания и умения педагогов оценивается на трех уровнях: самооценка, оценка заведующего и старшего воспитателя. Затем суммируются оценки по каждому пункту, и высчитывается общий балл.
Данные проводимого мониторинга в учреждении позволяют определить и общий уровень развития педагогического коллектива (общий показатель – 3,7), а также, на каком уровне находятся знания, умения, личностные качества педагогов.
Оценочные уровни:
2 балла – начальный уровень;
до 3 баллов – уровень ниже среднего;
от 3 до 3,5 баллов – средний уровень;
от 3,5 до 4 баллов – уровень выше среднего;
4 балла – высокий уровень.
Выводы:
Общий балл: 3,4
Начальный уровень – 0
Ниже среднего – 0
Средний уровень – 6 чел.
Выше среднего – 8 чел.
Высокий уровень –
Педагогический тренинг к педсовету
Ф.И.О. воспитателя | |
Возрастная группа | |
Формы работы, направленные на физическое развитие детей | Уровень педагогического мастерства (в баллах) |
Соблюдение санитарно-гигиенического режима, охраны труда и техники безопасности, противопожарного состояния | |
Физкультурные занятия | |
Утренняя гимнастика | |
Гимнастика пробуждения | |
Формирование к-г-н | |
Физкультминутки | |
Оздоровительные интегрированные занятия | |
Дыхательные упражнения | |
Гимнастика для глаз | |
Корригирующая гимнастика | |
Пальчиковая гимнастика | |
Самомассаж по Уманской(массаж биологически активных зон – для профилактики простудных заболеваний) | |
Психогимнастические (релаксационные) упражнения | |
Подвижные и спортивные игры | |
Прогулка | |
Физкультурные занятия на воздухе |
3 балла - хорошие знания, выполняется без затруднений
2 балла - недостаточно знаю, не всегда выполняется
1 балл - не выполняю ( указать причину)
Педагогический тренинг к педсовету
Ф.И.О. воспитателя | |
Возрастная группа | |
Формы работы, направленные на физическое развитие детей | Уровень педагогического мастерства (в баллах) |
Соблюдение санитарно-гигиенического режима, охраны труда и техники безопасности, противопожарного состояния | |
Физкультурные занятия | |
Утренняя гимнастика | |
Гимнастика пробуждения | |
Формирование к-г-н | |
Физкультминутки | |
Оздоровительные интегрированные занятия | |
Дыхательные упражнения | |
Гимнастика для глаз | |
Корригирующая гимнастика | |
Пальчиковая гимнастика | |
Самомассаж по Уманской(массаж биологически активных зон – для профилактики простудных заболеваний) | |
Психогимнастические (релаксационные) упражнения | |
Подвижные и спортивные игры | |
Прогулка | |
Физкультурные занятия на воздухе |
3 балла - хорошие знания, нет затруднений
2 балла - недостаточно знаю, не всегда выполняется
1 балл - не выполняю ( указать причину)
ОЦЕНКА ПЕДСОВЕТА №
МБДОУ «Детский сад №»
Тема:
Дата:
№ | Критерии анализа | Уровни оценки | ||
Высшая | Средняя | Низкая | ||
1. | Подготовка к педсовету | |||
2. | Актуальность педсовета | |||
3. | Выполнение решений предыдущего педсовета | |||
4. | Активность педагогов в обсуждении вопроса | |||
5. | Полезность данного педсовета | |||
6. | Оценка сообщения из опыта работы | |||
7. | Конкретность принятых решений |
1.Какая часть педсовета понравилась?
2.Что нового узнали?
3.Что необходимо было бы еще обсудить, ваши предложения?
1.
2.
3.
4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анкета для педагогов "Выявление эффективности методической работы за год"
Цель этой анкеты: выявить эффективность организации методической работы в учреждении, наметить перспективы проектирования плана методической работы на предстоящий год....
Методическая разработка диагностического инструментария по курсу "Синтез искусств" или "Путешествие в прекрасное" под редакцией О.А.Куревиной, Г.Е.Селезневой для детей 3-7 лет.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Музыкального руководителя МКДОУ Детский сад № 11 «Малышка»Дедниковой Натальи Сергеевны Пояснительная записка Программа "Синтез искус...
«Методический кабинет, как основа эффективной методической работы»
Материал предназначен для старших воспитателей ДОУ...
Статья МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ В РАМКАХ МОДЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
Представленная модель работы с педагогами реализуется в нашем дошкольном учреждении. Конечно, это только форма, каждый компонент которой должен «наполниться» конкретным содержанием в зависимости от сп...
Диаграммы, графики и другие документы, отражающие эффективность методической деятельности
Результаты методической деятельности по итогам мониторингов, проводимых организациейДинамика результатов методической деятельности по итогам мониторингов, проводимых организациейРезультаты метод...
мастер-класс Душевное равновесие педагога- основа успешной профессиональной деятельности
Размещен практический материал для снятия эмоционального профессионального напряжения педагогов....
Проект «Методическое сопровождение педагогов как эффективное средство реализации ФГОС дошкольного образования»
проект в рамках инновационной деятельности...