Методические аспекты обучения «первоначальным основам грамоты» в соответствии с программой «Развитие
консультация по обучению грамоте
Методический материал по первоначальным основам грамоты, по программе "Развитие".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chast_1.pptx | 1.92 МБ |
chast_2.pptx | 1.52 МБ |
chast_3.pptx | 768.61 КБ |
chast_4.pptx | 1.7 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Звуковая сторона речи приводит к развитию умственных способностей. Дети учатся моделировать как отдельные познавательные единицы (слоги, звуки, слова), так и речевой поток в целом (предложения). Проводиться звуковой анализ слов, делим предложения на слова и составляем их из слов и букв. Сравниваем модели слов по звуковому составу слова, подбираем слова к заданной модели.
Л О Ознакомление со знаковой системой языка ведет к пониманию некоторых закономерностей родного языка, формированию основ грамотности. Программа строится на материале методики, созданной Д.Б. Элькониным и Л.Е Жуковой. В процессе подготовки руки к письму , сначала овладевают произвольными движениями кистей и пальцев рук, затем при ознакомлении с элементами письменной речи, графическими умениями. Дети моделируют речь принятыми в культуре русского языка знаками.
Программа в МЛАДШЕЙ ГРУППЕ включает два раздела: -фонетико-фонематическая речь (знакомят со звуками окружающего мира, звукоподражания) и развитие движений и кистей и пальцев рук (подражание, копирование животных: зайчиков, птичек, черепах, бабочек и т.д )
Средняя группа. В средней группе используют различные модели измерения протяженности слов и овладение действия подбора слов заданной слоговой структуры . Способы послогового деления: Прохлопывание Прошагивание Простукивание Пропрыгивание Использование заместителей
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В средней группе дети могут управлять своими руками, координировать движения, действовать синхронно обеими руками. Словесное сопровождение движений создает эмоциональное отношение ребенка к изображаемому.
рр Старшая группа. Развитие фонематической стороны речи: вводиться термин «слог» и графическая запись слогового деления. Продолжают интонационно выделять заданные звуки, вычленять звуки в словах. Способы послогового деления: Использование заместителей Запись слоговой структуры слова графически Игра «Телеграф» Определение количества слогов заместителями Графическая запись ______ _______ _______ Слова со смыслоразличительной функцией звука даются в стихотворном контексте: «На пожелтевшую траву, роняет лев (лес) свою листву.
Л О Освоение действия звукового анализа слов. ЗАС (звуковой анализ слова) – последовательное вычленение всех звуков в слове по порядку, моделирование на картинках-схемах звукового состава слов различной структуры с помощью фишек определенных цветов, выполняющих роль заместителей. Картинка-схема – изображение предмета, название которого будет разбираться по звукам, с последовательным рядом клеточек, равных количеству звуков данного слова, и фишки, обозначающие звуки. Средства ЗАС: схема звукового состава слова; Фишки Интонационное выделение звуков.
Л О Этапы работы над ЗАС: 1 этап: произнесение слова с интонационным выделением первого слова, называние звука изолированно. 2 этап: обозначение этого звука фишкой нейтрального цвета (ставится в первую клеточку графической схемы, состоящей из трех клеточек). 3 этап: читается слово с указкой и интонационно выделяется второй звук слова, указка задерживается под второй клеточкой синхронно с этим произносится второй звук. 4 этап: читается слово с указкой и интонационно выделяется на фоне слитного произнесения слова третий звук слова – указка задерживается под третьей клеточкой и синхронно с этим звуком произносится громче, четче всех других звуков.
Л О
о Этапы моделирования в старшей группе (материализация звуков фишками и схемой звукового состава слова): 1этап: разбор трехзвуковых слов. Детям даются фишки одного нейтрального цвета (серого) цвета без различения звуков на гласные и согласные. 2 этап: введение гласных звуков. Модель меняется – гласные звуки обозначаются красными фишками на фоне прежних серых. 3 этап: введение согласных звуков и их дифференциация на твердые и мягкие согласные.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
о Этапы моделирования в старшей группе (материализация звуков фишками и схемой звукового состава слова): 1этап: разбор трехзвуковых слов. Детям даются фишки одного нейтрального цвета (серого) цвета без различения звуков на гласные и согласные. 2 этап: введение гласных звуков. Модель меняется – гласные звуки обозначаются красными фишками на фоне прежних серых. 3 этап: введение согласных звуков и их дифференциация на твердые и мягкие согласные.
Дошкольники в старшей группе открывают для себя «волшебные звуки». Вычленение гласных звуков. Пальчиковая игра-доказательство: 1. мизинец- звук можно пропеть (ребенок пропевает звук) 2.Безымянный палец- звук можно прокричать (пытается прокричать) 3. Средний палец- гласный звук можно сказать тихо (произносим тихо) 4.Указательный палец- звук можно тянуть (протянуть) при произношении; 5. Большой палец- произносим с открытым ртом и во рту нет преграды (не мешают ни губы, ни зубы, ни язык) МАК [ А ] ДОМ [ О ] ЛУК [ У ] КИТ [ И ]
Дифференциация твердых и мягких согласных звуков. Пальчиковая игра-доказательство: Этот звук нельзя пропеть. Нельзя прокричать Нельзя протянуть Сказать тихо Когда произносим звук воздух встречает преграду (губы, зубы, язык). Н е которые звуки можно протянуть, спеть (МММ), громко крикнуть ( ррр ) Р М Н Л Ж
Требования к картинке-схеме. 1. Картинка-схема должна быть проста. 2. Изображение может быть выполнено в черно-белом сочетании линий. 3. Цветовая гамма не обязательна. 4. Не должно быть тонирования фона картин. 5. На картинке не рекомендуется рисовать рамки, виньетки вокруг изображения. 6. Изображение слова-названия должно быть предельно просто и четко (дом, а не избушка; мак, а не букет; луна, а не месяц).
В старшей группе дети овладевают технической стороной письма и элементарными графическими умениями. Могут произвольно управлять кистями и пальцами рук.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Подготовительная группа. ПАМЯТКА. ЗАПОМНИ ! Ударение в слове падает только на гласный звук; Сколько в слове гласных, столько и слогов; Согласный звук один без гласного в слоге жить не может. В звуковой стороне речи дети составляют звуковые модели слов из цветных фишек-заместителей, состоящие из 3,4,5 звуков.
В подготовительной группе дети умеют делить речевой поток на предложения, предложения на отдельные слова, делают графическую запись, моделирующую последовательность слов в предложении. Анализ предложений, состоящих из 3-5 слов, включая предлоги и союзы, усваивают правила написания предложений. Знают заглавные и строчные буквы. Белка грызет орешки. (? !) (? !) Дети играют в снежки.
С Л А М Ознакомление детей со знаковой системой языка. Знакомят с буквами русского алфавита, принципом послогового чтения, составляют слова и предложения из букв азбуки. Этапы послогового чтения: Знакомство со всеми гласными буквами попарно: А-Я, О-Ё,У-Ю, Э-Е, Ы-И и их употребление после твердых и мягких согласных звуков. Работа со смешанными моделями слов, где дается ориентировка на гласную букву, чтение прямых слогов( ма , мя , мо,мё,мю , др. зависит от следующей за согласной гласной буквы) Затем изменяют слова, заменяя гласные буквы, где согл . б уквы представлены фишками серого цвета ( ЛУК- ЛЮК- ЛАК )
Л С А М Когда сформирован механизм чтения, детей продолжаем знакомить со знаковой системой языка: со всеми согласными буквами, образующие пары (М- м,мь ; Н- н,нь ; Р- р,рь , Г- г,гь ,… т.д ). Постепенно овладевают послоговым способом чтения. Дети способны овладеть пишущим инструментом, освоить конфигурацию печатных букв, осваивают графические элементы: обводят по контуру, штрихуют, копируют рисунки, фигуры. Подготовка руки к письму.
Л А М К концу подготовительной группы дети овладевают плавным и слитным способами чтения. Таким образом складывается весь комплекс готовности к письму: сочетание темпа и ритма речи с движениями рук и глаз.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ ! А С М Л Л
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» - курс подготовки на основе программы развития музыкальности у детей 2-7 года жизни.
Рабочая программа по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников представляет внутренний нормативный документ и является основным для оценки качества музыкального образовательного процесса в муниц...
Методическая разработка для детей по основам грамоты «Вместе со сказкой» для дошкольников
Создание условий для обучения основам грамоты путём приобщения к сказкам. Приобщение детей к высокохудожественной литературе. Привитие интереса к театральной деятельности. ...
Конспект НОД по основам первоначальной грамоты «Знакомство с термином «слово» по программе «Развитие» (старшая группа)
laquo;Знакомство с термином «слово»...
Методическая рекомендация по развитию у младших дошкольников звуковой стороны речи и ознакомлению их с основами грамоты посредством дидактических игр.
Методическая рекомендация по проведению дидактических игр "Подбери похожие слова", "У кого кто?".Данная рекомендация предназначена для педагогов дошкольных образовательных учрежден...
Рабочая программа по реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» - курс подготовки на основе программы развития музыкальности у детей 3-7 года жизни.
В дошкольной педагогике музыка рассматривается как ничем не заменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с которыми они встречаются в жизни....