Рабочая программа коррекционно - развивающей работы с детьми 3-4 лет по развитию речи и профилактике логопедических нарушений «Слово на ладошках»
рабочая программа по логопедии (младшая группа)

Богатырева Анастасия Владимировна

Тематическая направленность и организационная вариативность программы занятий способствуют формированию устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживают положительное эмоциональное отношение детей к логоритмическим упражнениям, а, значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_slovo_na_ladoshkah.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

НЕФТЕЮГАНСКОЕ РАЙОННОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Центр развития ребенка - детский сад «Родничок»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно - развивающей работы

с детьми 3-4 лет по развитию речи и профилактике логопедических нарушений «Слово на ладошках»

Руководитель: Богатырева Анастасия Владимировна

г.п. Пойковский 2016г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Логоритмические занятия основаны на тесной связи слова, движения и музыки. Они включат в себя пальчиковые, речевые, музыкально - двигательные и коммуникативные игры, упражнения для развития крупной и мелкой моторики, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы, дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма. Работа по созданию ритмического строя речи в основном принадлежит играм, которые созданы на основе стихотворного текста. Такие игры учат детей координировать движения со словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей. Занятия ведутся по программе М.Ю. Картушиной.

Занятия проводятся во вторую половину дня. Продолжительность занятия 15 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Регулярное проведение логоритмических занятий способствует быстрому развитию речи и музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.

Направленность программы: Тематическая направленность и организационная вариативность программы занятий способствуют формированию устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживают положительное эмоциональное отношение детей к логоритмическим упражнениям, а, значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.

Новизна и актуальность с каждым годом, по наблюдению педагогов, в детском саду растет количество детей с различными речевыми патологиями. Современная ситуация в системе образования, в которой происходит изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, его гуманизацию и индивидуализацию в подходах к решению проблем конкретного ребенка, побуждает педагогов и специалистов к созданию новых моделей, поиску новых форм и технологий специализированной помощи детям, имеющим проблемы в психофизическом развитии, воспитании, общении и поведении. Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребёнка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма. Перед специалистами, работающими с детьми с речевыми нарушениями, стоит задача поиска наиболее эффективных методов формирования произносительных возможностей, сохранения и укрепления физического здоровья дошкольников, создания такой артикуляционной базы, которая обеспечивала бы наиболее успешное овладение навыками нормативного произношения.

Цель программы - преодоление речевого нарушения у детей путём развития воспитания и коррекции двигательной сферы через музыкально-логоритмические занятия.

Задачи программы:

образовательные:

  • формировать двигательные умения и навыки,
  • развивать пространственные представления;
  • развивать координацию, переключаемость движений;
  • знакомить с метроритмикой;

воспитательные.

  • воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность,
  • формировать способность восприятия музыкальных образов и умение ритмично и выразительно двигаться в соответствии сданным образом,
  • совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма;

коррекционные:

  • развивать речевое дыхание,
  • развивать артикуляционный аппарат;
  • развивать фонематическое восприятие;
  • развивать грамматический строй и связную речь;
  • формировать и развивать слуховое и зрительное внимание и память.

Содержание дополнительной образовательной программы и отличительные особенности:

Содержание данной программы охватывает широкий круг деятельности детей дошкольного возраста, что позволяет уже на раннем этапе дошкольного детства в большей мере начать формирование у детей целостного представления о музыке, развитии речи, физическом развитии, ритме, танцах, о здоровье, развитии коммуникативных способностей.

Срок реализации 1 год.

Формы занятий

Занятие групповое. Формой проведения логоритмических занятий является игра. Исключительная ценность использования игровой деятельности как средства коррекции личности ребенка с нарушением речи, заключается в том, что в игре развивается способность творческого воображения - базиса различных видов искусства, происходит освоение и осознание ребенком действительности.

При составлении занятий по логопедической ритмике также учитываются следующие дидактические принципы: активность, сознательность, научность, наглядность, доступность, поэтапное повышение требований, индивидуальный подход к каждому ребенку.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

О положительной динамике, достигнутой в ходе коррекционно- развивающего процесса средствами логопедической ритмики свидетельствуют, следующие показатели к концу учебного года:

Вторая младшая группа:

  1. Ритмично двигается в соответствии с характером музыки.
  2. Координирует свои движения с партнёром.
  3. Двигается, не напрягая руки и ноги.
  4. Поёт протяжно, подвижно, передавая характер музыки
  5. Поёт с инструментальным сопровождением и с помощью взрослого.

Способы проверки знаний, умений и навыков детей

1. Вводная диагностика - октябрь.

2. Итоговая диагностика - апрель.

Образовательная деятельность

Каждое занятие проводится по единой лексической теме в игровой форме. Структура занятия: подготовительная, основная и заключительная части.

Подготовительная часть длится 2-5 минут. Используются вводные упражнения, которые дают установку на разнообразный темп движения с помощью музыки, упражнения, направленные на тренировку внимания, памяти, координации движений, регулировку мышечного тонуса.

Основная часть занимает 8-12 минут, включает в себя слушание музыки для снятия эмоционального и мышечного напряжения, пение, игру на детских музыкальных инструментах, подвижные и малоподвижные игры, а также следующие виды упражнений:

  • на развитие дыхания, голоса, артикуляции;
  • на развитие внимания;
  • регулирующие мышечный тонус;
  • счётные упражнения;
  • формирующие чувство музыкального размера;
  • на развитие чувства темпа и ритма;
  • на развитие координации движения;
  • на координацию речи с движением;
  • на координацию пения сдвижением;
  • на развитие речевых и мимических движений.

Заключительная часть занимает 2-5 минут. В неё входят упражнения на восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, релаксационные упражнения.

Логоритмическое занятие включает в себя следующие элементы:

  • артикуляционную (логопедическую) гимнастику;
  • чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;
  • пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики;
  • упражнения под музыку на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно - двигательного и координационного тренинга;
  • вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него;
  • песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти;
  • музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами, развивающие чувство ритма;
  • музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;
  • коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмоциональности, позитивного самоощущения;
  • упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.

Содержание разделов занятия по логопедической ритмике

  1. Музицирование - это выражение своего активного отношения к музыкальному искусству в реальном звучании.
  1. Вокальное музицирование предполагает приведение голосового аппарата в рабочее состояние, настройку слуха и внимания, знакомство с возможностями человеческого голоса. В этот раздел вошли игры с голосовым аппаратом, звукоподражательные игры с 4 пением, фонопедические упражнения, песенный фольклор, пение с движением и тональным аккомпанементом.
  2. Инструментальное музицирование является основой формирования ритмических навыков игры на различных музыкальных инструментах и их заместителях. В раздел включены игры с инструментами, звучащими предметами, ритмодекламации с инструментами, озвучивание текста по графическим знакам, партитуре, ритмическое и мелодическое сопровождение литературных текстов.
  1. Речедвигательные игры и упражнения предполагают развитие координационно-регулирующих функций речи и движения. Они развивают дыхательную систему, все виды моторики, устанавливают ассоциации между выразительными движениями и персонажами сказок, стихов, драматизаций.

2.1. Игровой массаж и пальчиковая гимнастика. Игровой массаж служит для снятия излишнего мышечного тонуса, утомления, умственного напряжения. Раздел включает игры и игровые упражнения, выполняемые руками, а также с использованием различных предметов в образно-игровой форме. Пальчиковая гимнастика является основой для развития мелкой моторики и координации движений рук и пальцев с речью.

  1. Дыхательно-артикуляторный тренинг. Игры и игровые упражнения этого раздела используются на каждом занятии и являются основой для формирования неречевого и речевого дыхания, артикуляционной базы звуков. Дыхательно-артикуляционный тренинг проводится сначала изолированно, затем включается в ролевые ситуации. Упражнения выполняются под счет, с музыкальным сопровождением, с опорой на дирижерский жест и образец педагога.
  2. Речевые игры и ролевые стихи являются основой для развития просодических компонентов речи: ритмичности, мелодики, интонационной выразительности, кроме того, они оказывают благоприятное воздействие на состояние вербальной памяти и продуктивности запоминания.

Важность их использования на занятиях по логопедической ритмике объясняется тесной взаимосвязью в развитии музыкального и речевого слуха, так как речь и музыка имеют единую интонационную природу

3. Танцевально-ритмические упражнения являются основой для развития чувства ритма и двигательных способностей, позволяющих свободно и красиво выполнять согласованные с музыкой движения, задания и игры (в том числе, подвижные). Способность активно переживать музыку и тонко чувствовать эмоциональную выразительность временного хода (ритма) музыкального произведения - понятие динамическое, следовательно,' развиваема при «стороннем» воздействии.

  1. Игрогимнастика позволяет чувствовать и развивать определенные группы мышц, регулировать мышечный тонус, а также включает необходимые игры и упражнения для развития координации, пространственной ориентировки, осознания схемы собственного тела.
  2. Игроритмика - это двигательные и ритмические комплексы, выполняемые под музыку. Каждая танцевально-ритмическая композиция имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершенность.

При исполнении ритмических комплексов используются звуковые жесты тела (хлопки, шлепки, щелчки пальцами, притопывания). Временная организация игр и упражнений поддерживается счетом, музыкой, стихотворными текстами. Для игрового оформления заданий часто используются погремушки, трещотки, камешки, ракушки, , кубики.

  1. Эмоционально-волевой тренинг. Раздел включает игры и игровые упражнения, имеющие своей целью невербальное и вербальное выражение основных эмоций (радости, печали, удивления, страха, злости, интереса, горя, спокойствия).

Являясь недирективным видом деятельности, эмоционально-волевой тренинг направлен, в первую очередь, на развитие сенситивных способностей (эмпатии, коммуникативных навыков)_и позитивной самооценки, путем вовлечения ребенка в общую игровую деятельность.

Для коррекции «внутреннего образа», исправления ошибочного представления о себе подбираются такие упражнения, при выполнении которых ребенок не боится выражать любые свои чувства, не стесняется возражать, импровизирует и взаимодействует с коллективом. Достижение эмоционального раскрепощения, открытости происходит через эмоциональную разминку. Этюды на развитие мимики, пантомимики, вокальной мимики пополняют опыт экспрессивного реагирования. Релаксационные упражнения снимают мышечное напряжение и позволяют контролировать деструктивные эмоции и действия, овладеть навыками саморегуляции. Параллельно развиваются коммуникативная и регулирующая функции речи.

Календарно-тематический план занятий по логоритмике во второй младшей группе

Месяц

№ занятия

Название занятия

Октябрь

1

2

3

4

Осенние листья

Осень в лесу

Веселый огород

Дудочка

Ноябрь

5

6

7

8

Солнышко и дождик

Тучка

Прогулка

Грибной дождик

Декабрь

9

10

11

12

Мы игрушки приглашаем

Новогодний праздник в лесу

Украшаем елочку

Новый год

Январь

13

14

15

Зимняя царица

Рукавичка

Снеговик

Февраль

16

17

18

19

У бабушки в гостях

Как снеговики солнце искали

Армейская карусель

Колобок

Март

20

21

22

23

Как цыплята солнце будили

В гости к нам пришли матрешки

Весенняя капель

Прилетайте, птицы!

Апрель

24

25

26

27

Утренние лучи

Петушок и его семья

Птичий базар

Космическое путешествие

Формы отчёта - итоговые занятия, раз в полгода.

Список используемой литературы:

  1. М. Ю. Картушина «Логоритмика для малышей»; 3-4 года,4-5 лет,5-6 лет;
  2. Лукина Н.А., Сарычева И.Ф. Логоритмические занятия с детьми раннего возраста (2—3 года);
  3. Е.С. Анищенкова «Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников»;
  4. Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий. Первый год обучения. М.: ТЦ Сфера, 2009.
  5. Бабушкина РЛ. Грасюк, И.В. Дислякова, О.М. «Логоритмика - занятие или игра?»;
  6. О.А. Новиковская «Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях»;
  7. Е.М. Тимофеева, Е.И. Чернова «Пальчиковые шаги»;
  8. Е.М. Тимофеева, Е.И. Чернова «Пальчиковая гимнастика»;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа коррекционно-развивающей деятельности в логопедической группе для детей с системным нарушением речи "Ромашка"

Программа «Ромашка» составлена для ведения в логопедических группах коррекционно-воспитательной работы, направленной на: Ø  Развитие психических процессов, общей и мелкой моторикиØ  Обс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно - развивающей работы с детьми 4-5, 5-6 лет по развитию речи и профилактике логопедических нарушений «Волшебные звуки»

Данная коррекционно-развивающая программа разработана в целях оказания логопедической помощи в первую очередь дошкольникам, имеющим нарушение звукопроизношения с фонетическими и фонематическими наруше...