Использование нетрадиционных методов в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением речи и зрения
статья по логопедии (старшая группа) на тему

Прокофьева Лия Вячеславовна

В данной статье представлен обзор нетрадиционных методов обучения, которые доказали свою эффективность в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением речи и зрения.

Ключевые слова: нетрадиционные методы, коррекционно-развивающая работа, нарушение речи и зрения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kopycheva_prokofeva.docx18.06 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ  МЕТОДОВ

В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ И ЗРЕНИЯ

Е.В. Копычева, Л.В. Прокофьева

МБДОУ д/с №22 «Почемучка», г. Саяногорск

nliv13@mail.ru

Аннотация. В данной статье представлен обзор нетрадиционных методов обучения, которые доказали свою эффективность в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением речи и зрения.

Ключевые слова: нетрадиционные методы, коррекционно-развивающая работа, нарушение речи и зрения.

В коррекционно-развивающей деятельности  учителя-логопеда  с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ), все большее значение приобретают инновационные технологии. Их использование не отменяет традиционные, проверенные временем и практикой методы, но делает процесс коррекции речи более интересным, разнообразным, творческим.  И,  несомненно, способствует достижению максимально возможных успехов и индивидуальных достижений каждого ребенка [1].

В г. Саяногорске наш детский сад по-своему уникален, так как в компенсирующих группах обучаются дети, имеющие сочетанные нарушения речи и зрения. Особенности развития таких детей существенно влияют на выбор методов и приемов коррекционного воздействия, которое осуществляет учитель-логопед. В связи с этим несомненный интерес для нас представляет поиск наиболее эффективных методов развития речи детей с ОВЗ.

Прежде всего, стоит отметить, что в работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением речи и зрения, мы используем здоровьесберегающие технологии: дыхательную, пальчиковую и артикуляционную гимнастику, которая неразрывно связана с биоэнергопластикой. Активно применяем гимнастику для глаз, аурикулотерапию и Су-Джок терапию. Постоянно включаем в свою работу компьютерные игры и интерактивные развивающие папки – лэпбуки.

Наиболее перспективными, на наш взгляд, являются следующие методы коррекционной работы:

Аурикулотерапия – это лечебное воздействие на точки ушной раковины для улучшения эмоционального и физического состояния.  С детьми мы используем приемы самомассажа ушной раковины: надавливание, растирание, вращение, поглаживание, легкие удары.  Такой массаж не может нанести вреда детскому организму, невозможно  тонизировать организм выше нормы, даже если точка найдена на ухе неправильно, ее массаж просто является малоэффективным.

Также в своей работе мы используем комплекты Су-Джок: массажные шарики и колечки. Эффективность применения этого метода неоднократно доказывают исследования современных педагогов. Простота применения, универсальность и безопасность – все это позволяет использовать Су-Джок не только для работы в условиях детского сада, но и дома. Многие пальчиковые игры становятся интереснее, увлекательнее для детей, если мы прибавляем к их традиционному исполнению массажные шарики и колечки.

Песочная терапия уже давно используется в работе детских психологов. Игры с песком доступны и естественны для ребенка, но при всей их незатейливости обладают колоссальным значением для детской психики. Поэтому в  своей коррекционно-развивающей работе, мы тоже нашли им широкое применение для развития всех сторон речи:  лексического запаса, грамматики,  связной речи;  для обучения грамоте.

Используем песочную терапию и для развития диафрагмального дыхания (откапываем различные мелкие игрушки или разрушаем свои же постройки из песка с помощью воздушной струи), и для автоматизации поставленных звуков (например, одновременно произносим звук [р] и рисуем дорожку на песке от одного домика до другого), и для формирования слоговой структуры слова (оставляем след на песке на каждую часть слова: бе-ге-мот, сне-го-вик), и для развития фонематического слуха (если слышишь заданный звук – прячь руки в песок) и т.д.

К тому же ребенок играет с песком двумя руками одновременно, что естественным образом способствует развитию мелкой моторики не только ведущей руки, как, например, при работе карандашами. Можно печатать слова, превращать одни буквы в другие,  создавать различные узоры, ставить отпечатки различными предметами, одним словом все, что подскажет вам ваша фантазия.

Еще один инновационный метод, доказавший свою эффективность,  – это использование элементов литотерапии (от греческих слов lithos — «камень» и therapeia — «лечение»). Можно взять как природные камни, так и искусственные. Способов их применения неограниченное количество: выкладывание звукового анализа слов с помощью разноцветных камешков, «цветные звуки» (называние слов с мягким и твердым заданным звуком), «волшебный мешочек» (доставая из мешка красный, синий или зеленый камень, придумать соответственно слово на гласный звук, твердый согласный или мягкий), дифференциация звуков и пр. Можно выкладывать из цветных камней буквы, узоры с опорой на схему или по контуру, раскладывать их по цвету или форме. А если приклеить на камни мелкие предметные картинки, то это позволит использовать их для классификации по различным признакам. На листе бумаги, расчерченном  на большие клетки, можно проложить путь для щенка, используя камешки: одна клетка вверх, две вправо, три прямо и т.д. Такое упражнение способствует не только развитию речи, но и позволяет развивать зрительное восприятие,  содействует профилактике оптико-пространственных нарушений, что особенно важно для детей с нарушением зрения.

Лэпбук также является сравнительно новым методом обучения детей с ОВЗ. Он представляет собой интерактивную папку, которая включает в себя различные отсеки с играми, картинками. Применение лэпбуков безгранично: можно в игровой форме автоматизировать поставленный звук, поработать над связным высказыванием, закрепить пройденную тему, или, наоборот, в простой и интересной форме познакомить с новым материалом. В лэпбуки можно включать различные карточки с заданиями, виммельбухи, которые будут стимулировать не только речевую активность детей, но и развитие зрительного восприятия, творческого мышления и познавательного интереса.

Таким образом, анализируя все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что, используя на практике нетрадиционные методы работы,  учитель-логопед может сделать процесс коррекции речи и обучения детей привлекательным и по-настоящему современным. Перечисленные выше методы и технологии гармонично дополняют традиционные средства обучения, принятые в коррекционной педагогике, они эффективно и в простой форме способствуют осуществлению всего коррекционно-развивающего процесса в ДОУ.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Акименко, В.М. Новые логопедические технологии. Учебно-методическое пособие. – М: Феникс, 2009

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СУ – ДЖОК терапия в коррекционно – логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста имеющими нарушения речи

Презентация для специалистов ДОУ занимающихся  с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи....

Тема: «Взаимодействие учителя-логопеда и специалистов ДОУ с использованием игровых и театрализованных приемов в работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи».

В статье  «Взаимодействие  учителя-логопеда и специалистов ДОУ  с использованием игровых и театрализованных приемов в работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи» р...

"Использование метода проектирования в работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи в условиях логопункта"

quot;Использование метода проектирования в работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи в условиях логопункта"...

Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи

В консультации рассказано о применении нетрадиционных техник рисования в старшей речевой группе детского сада...

Семинар для воспитателей: «Логопедический игротренинг в работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи в процессе литотерапии»,

Литотерапия – (от греческого lithos – камень, terapia – терапия) – лечение с помощью натуральных камней, нетрадиционная методика, ставшая популярной в последнее время. В более ...