Использование современных нетрадиционных технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения речи.
учебно-методическое пособие по логопедии (старшая группа) на тему
Авторские пособия «Логопедические игры на липучках».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_na_lipuchkah.docx | 837.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование современных нетрадиционных технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения речи.
«Существовала некогда пословица,
Что дети не живут, а жить готовятся.
Но вряд ли в жизни пригодится тот,
Кто жить, готовясь, в детстве не живёт».
С.Я. Маршак
В современных социально-экономических условиях развития общества перед педагогикой стоят задачи поиска наиболее оптимальных систем обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. В рамках введения ФГОС ДО приоритетной задачей становится решение этих проблем с помощью современных игровых технологий. Игра как форма деятельности способствует гармоничному развитию у ребенка психических процессов, личностных качеств, интеллекта.
Интеллектуальное развитие старших дошкольников средствами развивающих игр реализуется с учетом принципа интеграции образовательных областей, содержание которых направлено на комплексное развитие дошкольников. Образовательная область «Познавательное развитие» является стержнем в развивающих играх и интегрируется с такими образовательными областями, как: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
На современном этапе поиск новых форм и методов образовательной работы с детьми – один из актуальных вопросов педагогики. Учитывая подлинный интерес ребенка к нетрадиционным методам работы, силу их воздействия на интеллектуальное, эмоциональное, нравственное развитие дошкольника, очевидна эффективность использования нетрадиционных технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением речи.
Задачи, решение которых наиболее продуктивно с использованием нетрадиционных развивающих игр, можно условно разделить на три группы:
Коррекционно-образовательные задачи:
- Развитие всех компонентов речи;
- Развитие фонематических процессов;
- Работа над артикуляцией, автоматизацией, дифференциацией нарушаемых звуков, введением их в свободную речь;
- Совершенствование слоговой структуры слова;
- Уточнение структуры предложения;
- Совершенствование связности высказывания (построение распространенных предложений, совершенствование диалогической речи и умения пересказывать и рассказывать);
- Закрепление навыков чтения, счета.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- Воспитание положительных личностных качеств (доброта, выдержка, ответственность, любовь к природе, гуманность и т.п.), формирование культурного поведения;
- Формирование трудолюбия, целеустремленности в работе, творческой активности и инициативности;
- Привитие интереса к занятиям и воспитание потребности в знаниях.
Коррекционно-развивающие задачи:
- Коррекция и развитие зрительного восприятия, свойств внимания, долговременной памяти;
- Развитие мыслительных операций и воображения;
- Формирование умений прослеживать, понимать причинно-следственные связи и на их основе делать простейшие умозаключения;
- Коррекция эмоционально-волевой сферы ребенка;
- Обогащение представлений об окружающем мире, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира;
- Развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики.
Развитие ребенка во всех его проявлениях неразрывно связано с речью. Ребенку с нарушениями речи необходимо своевременно оказать помощь, предупредить негативизм, дать возможность освоить программу. Но как это сделать, чтобы не навредить ребенку, чтобы ему было интересно, занимательно? В настоящее время в продаже имеется большое количество пособий для автоматизации поставленных звуков в словах, словосочетаниях, предложениях. Но иногда, дети испытывают на этом этапе значительные трудности, в силу возраста или индивидуальных особенностей развития, а учитывая специфику логопедической работы очень трудно удержать ребенка на одном месте и добиться от него многократного повторения одного и того же звука до его автоматизации. Чтобы решить эту задачу и превратить однообразную и монотонную работу по закреплению произношения звука в интересную игру, приходиться придумывать разнообразные способы, чтобы заинтересовать ребенка игровыми сюжетами, приемами, и желательно каждый раз новыми.
Для достижения качественно более высокого уровня результатов коррекционной работы были созданы авторские пособия «Логопедические игры на липучках»: «Домашние животные»: * «Помоги мамам найти своих детенышей», *«Какую пользу приносит человеку животное?», *«Кто? Что ест?», «Ёлка»: *«Наряди ёлку елочными игрушками», *«Найди ошибку (шишки на ёлке)», *«Снегири прилетели», «Я вижу … (бинокль)», «Собери бусы», «Рыбки в аквариуме», «Болото», «Дорога», «Развесь флажки», «Насекомые в траве», «Огород». Немаловажную роль при проведении коррекционно-логопедических занятий играет полифункциональная предметно-развивающая среда. Мобильность, трансформация и вариативность пособий достигается тем, что детали крепятся на липучках (Velcro), одно основное полотно приспособлено для нескольких игр, например, «Найди ошибку (шишки на ёлке)», «Наряди ёлку ёлочными игрушками», «Снегири на ёлке» и др. Пособия красочные, привлекательны для детей. С целью практичного использования – заламинированны.
Несомненно, игровые технологии так и остаются «инновационными» в системе российского образования, со временем лишь видоизменяясь и трансформируясь. Игровая мотивация превалирует над учебной, но на ее базе формируется готовность к обучению в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СУ – ДЖОК терапия в коррекционно – логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста имеющими нарушения речи
Презентация для специалистов ДОУ занимающихся с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи....
Использование новых форм взаимодействия с родителями в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения зрения
Данный проект нацелен на изменение самой философии взаимодействия детского сада и семьи: с одной стороны, ДОУ становится учреждением комплексной поддержки и содействия развития родительской компе...
Использование нетрадиционных методов в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением речи и зрения
В данной статье представлен обзор нетрадиционных методов обучения, которые доказали свою эффективность в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением речи и зрен...
"Использование метода проектирования в работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи в условиях логопункта"
quot;Использование метода проектирования в работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи в условиях логопункта"...
3. План самообразования: "Использование приема мнемотехники при заучивании стихотворений и скороговорок с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения речи" на 2021-2023 уч.г
Мнемотехника - система приемов и методов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, развитие связной...
Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи
В консультации рассказано о применении нетрадиционных техник рисования в старшей речевой группе детского сада...
Педагогический проект «Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи»
Данный проект представляет собой новый инновационный подход внедрения инновационной технологии – кинезиологии и направлен на оказание коррекционно-развивающей логопедической...