Лексическая тема: «Животный мир морей, океанов, озер и рек»
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)
Взаимосвязь учителя - логопеда и воспитателей в старшей группе для детей с ТНР.
Материал разработан на 5 дней недели. В него включены задания на развитие лексико - грамматических категорий, на развитие общей и мелкой моторики, на зрительно - моторную координацию и логическое мышление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Взаимосвязь учителя - логопеда с воспитателями старшей группы для детей с ТНР | 341.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад № 15»
Взаимосвязь учителя – логопеда и воспитателей.
старшая группа компенсирующей направленности для детей с ТНР
автор – составитель: Хлебникова Маргарита Ивановна
учитель – логопед первой квалификационной категории
Лексическая тема: «Животный мир морей, океанов, озер и рек»
П/Г «Рыбки»
Пять маленьких рыбок играли в реке, - сжимают и разжимают кулаки
Лежало большое бревно на песке, - соединяют сжатые кулаки
И рыбка сказала: «Нырять здесь легко!» - показывают рыбку правой рукой
Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко». – показывают рыбку левой рукой
А третья сказала: «Мне хочется спать!» - показывают рыбку соединив 2 ладони
Четвертая стала чуть-чуть замерзать. – показывают рыбку правой рукой
А пятая крикнула: «Здесь крокодил! - показывают рыбку левой рукой
Плывите скорее, чтоб не проглотил». – показывают открытый рот – ладошками.
И/У « Морские рыбки»
рыбки резвятся - бегают врассыпную
в воде кружатся - кружатся
Весело ныряют, - приседают и встают
Пузыри пускают, - вращают руками, согнутыми в локтях
Друг дружку догоняют! – бегут друг за другом
Игра с массажным мячом «Футбол ежом»
Играть в футбол морским ежом - перекидывают мяч из одной руки в другую
Решили окунишки, - катают мяч вперед - назад
И скоро стали решетом - сжимают и разжимают мяч в правой ладошке
Их новые штанишки. - сжимают и разжимают мяч в левой ладошке
За эти милые дела - трут мячом по правой ладошке
Их дома трепка бы ждала. - трут мячом по левой ладошке
Но рыба добрая – игла - сжимают и разжимают мяч в правой ладошке
Зашить штанишки помогла. - сжимают и разжимают мяч в левой ладошке
Развитие межполушарного взаимодействия
«Рыбки - камни – водоросли».
«рыбки» — ладошки на ребре
«камни» — ладошки в кулачках
«водоросли» — ладошки вверх – пальцы растопырены
Лексическая тема: «Животный мир морей, океанов, озер и рек»
понедельник
словарь существительных:, щука, сом, карась, ерш, окунь, икра, мальки, чешуя, жабры, плавники , крючок, удочка, морская звезда, медуза, морской конёк, морской котик, кит, тюлень, акула, скат, дельфин, краб, хвост, плавники, названия речных, морских и озёрных рыб.
Игры и упражнения:
«Назови ласково» с мячом
- ерш – ершик
- сом -….. - щука -…. - медуза -… - плавник -…….
- пескарь -.. - карась -… - плотва -…. – хвост -…..
- звезда -…. - дельфин -… - мурена -…. – чешуя -…..
- черепаха -…. – осьминог-…. – краб -…. и т.д.
«Возьми картинку» картинки расположены на магнитной доске.
Задания детям
- возьми картинку в нижнем левом углу, кого ты взял
-//-//-//- между …. и…..
-//-//-//- под….
-//-//-//- над…
-//-//-//- слева от…
-//-//-//- справа от… и т.д.
«У меня нет..» с картинками
Ребята по очереди выгладывают картинки и говорят: у меня нет…., но есть…
«1-3»
- 1 ерш – 3 ерша
- 1 сом - 3….. - 1щука - 3…. - 1 медуза - 3…
-1 пескарь - 3.. – 1 карась - 3… - 1 плотва - 3…. –1 хвост - 3…..
- 1звезда - 3…. - 1дельфин- 3… - 1 мурена - 3…. – 1чешуйка - 3…..
- 1 черепаха - 3…. – 1осьминог- 3…. – 1 краб - 3 …. и т.д.
3. Развитие мелкой моторики.
«Нарисуй волны и раскрась»
Лексическая тема: «Животный мир морей, океанов, озер и рек»
вторник
словарь прилагательных: хитрая, большая, маленькая, осторожная, быстрая, ловкая, пугливая, голодная, короткий, длинный, рыбий, морской, речной, морской, хищные, рыбий, китовый.
Игры и упражнения:
«Какой, какая, какие?»
- обитатель моря – морской, а обитатели морей какие ? – морские
- рыба речная, а рыбы -….
- акула большая, а акулы -…
- плавник спинной, а плавники -…
- пескарь трусливый, а пескари-..
- щука голодная, а щуки-…
- щупальце длинное, а щупальца-… и т.д.
«Скажи наоборот»
- акула большая, а карась - ….
- карп сытый, а щука -…
- краб пугливый, а дельфин-…
- хвост длинный, а плавник -….
- акула морская, а щука -…
- дельфин красивый, а акула-… и т.д.
«Он – они» с мячом
- морской лев - … морские львы
- добрый кашалот - …
- черный краб - …
- серый дельфин - …
- морской конёк -…
- морской ёж - …
- ядовитая медуза - …
- морская змея - … и т.д.
2. Развитие зрительно – моторной координации
Лабиринт
Лексическая тема: «Животный мир морей, океанов, озер и рек»
среда
словарь глаголов: плавать, нырять, питаться, нападать, охотиться, защищаться, прятаться, ловить, плескаться, охотиться.
Игры и упражнения:
«Он делает – они делают»
- рыба плавает, а рыбы что делают? – плавают
- акула нападает, а акулы ….
- дельфин ныряет, а дельфины ….
- рак пятится назад, а раки…
- карась прячется, а караси….
- щука охотится, а щуки….
- осьминог всплывает, а осьминоги….
- лещ плещется, а лещи…. и т.д.
«Что умеют делать …»
- рыба может плавать, нырять, прятаться, всплывать и т.д.
- акула…..
- осьминоги …
- рыбак-…..и т.д.
2. Развитие логического мышления.
«Что лишнее?»
- ерш – сом – акула
- дельфин – кит – щука
- акула – скат – дельфинчик
3. Развитие мелкой моторики
«Штриховка»
Лексическая тема: «Животный мир морей, океанов, озер и рек»
четверг
Игры и упражнения:
«Сколько рыб мы увидали..»
Мы видали много рыб –
не одного окуня, а …..много окуней
не одну щуку, а …
не одного карася, а …
не одного дельфина, а ….
не одного кальмара, а…..
не одну акулу, а….
не одну медузу, а… и т.д
« Жадина» с мячом
- ерш – мой
- сом -….. - щуки -…. - медуза -…
- пескарь -.. - карась -… - плотва -….
- дельфины-… - мурена -…. – чешуя -…..
- черепаха -…. – осьминог-…. – крабы -….
- плавник -……. – хвост -….. - звезды -…. и т.д.
«У рыбы – у рыбки»
- у рыбы хвост, а у рыбки хвостик
- у рыбы зубы, а у рыбки..
- у рыбы плавники, а у рыбки…
- у рыбы глаза, а у рыбки..
- у рыбы рот, а у рыбки…
- у рыбы брюхо, а у рыбки…
- у рыбы спина, а у рыбки…
«Поймай словечко» хлопать на слова, относящиеся к обитателям в воды.
- рыбы – кошки – слон – карась – щука – водоросли – река – собака – лес – дельфин – дерево – трава – акула – осьминог – море – цветы – жираф – черепаха – кит – медуза и.т.д
3. Развитие зрительного восприятия
«Найди тень»
Лексическая тема: «Животный мир морей, океанов, озер и рек»
пятница
1. Игры и упражнения:
«Доскажи словечко»
- карась уплывает, а щука догоняет
- краб прячется, а осьминог…
- камбала лежит, а медуза …
- кит погружается, а дельфин…
- щука плывет вправо, а карась….
«Измени словечко»
- плывущий дельфин, что делает? – плывет
- уплывающий карась- …..
- погружающийся кит -…
- всплывающая акула -….
- лежащая камбала -….
- охотившаяся акула -… и т.д.
«Зачем?» составление предложений с союзом – чтобы-
- зачем акуле острые зубы? – чтобы было легче охотиться.
- зачем крабу клешни -….
- зачем осьминогу щупальца -…
- зачем медузе щупальца -…
- зачем морскому ежу колючки -… и т.д.
2. Развитие произносительных навыков.
Чистоговорки.
АН – АН – АН - глубокий океан
НА – НА – НА – обитатели морского дна
ВЕ – ВЕ – ВЕ - рыбы плавают в воде
НЕ – НЕ – НЕ - осьминог на дне
ЛЮ – ЛЮ – ЛЮ - рыбу я ловлю
ТА – ТА – ТА - под водою красота
ОГИ – ОГИ – ОГИ - большие осьминоги
АК – АК – АК - проползает рак
ТЫ – ТЫ – ТЫ – огромные киты
ФИНЫ – ФИНЫ – ФИНЫ – гладкие дельфины
УЛА – УЛА – УЛА – зубастая акула
УЛЫ – УЛЫ – УЛЫ – опасные акулы
АБА – АБА – АБА – я увидел краба
НЯ – НЯ – НЯ – у краба есть клешня
3. Развитие связной речи.
Рассказывание и ответы на вопросы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лексическая тема "Животный мир морей и океанов"
Консультация...
Конспект ООД с детьми 6-7 лет «Комфортная температура воды в жизни животных» (Лексическая тема: «Животные севера», «Животные жарких стран»)
Целью образовательной деятельности на тему «Комфортная температура воды в жизни животных» является формирование представлений о том, какая температура воды является комфортной для животных...
КОНСПЕКТ совместной подгрупповой деятельности учителя – логопеда с детьми 6-7 лет с тяжёлыми нарушениями речи Лексическая тема: «Животный мир морей и океанов».
Крнспект занятия совместной подгрупповой деятельности учителя-логопеда с детьми 6-7 лет с тяжёлыми нарушениями речи...
Игры в совместной деятельности педагога и детей с ТНР по лексической теме "Подводный мир морей и океанов" с использованием мини робота Bee - bot "Пчелка".
В методической разработке представлен вариант игрового поля для робота "Пчелка" и дидактические игры, используемые при изучении с детьми с ТНР лексической темы "Подводный мир морей и ок...
календарное планирование по теме "Рыбы морей, океанов, озер, аквариумов".
Календарное планирование по теме "Рыбы морей, океаноов, озер, аквариумов"...
Игры в совместной деятельности педагога и детей с ТНР по лексической теме "Подводный мир морей и океанов" с использованием мини робота Bee - bot "Умная Пчела".
В методической разработке представлен вариант игрового поля для робота "Умная Пчела" и дидактические игры, используемые при изучении с детьми с ТНР лексических тем "Наша Армия" и ...
Рекомендации для родителей детей старшего дошкольного возраста по лексической теме "Животный мир морей и океанов. Аквариумные и пресноводные рыбы"
Рекомендации для родителей детей старшего дошкольного возраста по лексической теме "Животный мир морей и океанов. Аквариумные и пресноводные рыбы"...