Лексическая тема: «Животный мир морей, океанов, озер и рек»
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)

Хлебникова Маргарита Ивановна

Взаимосвязь учителя - логопеда  и  воспитателей  в  старшей  группе  для  детей  с ТНР.

Материал  разработан  на  5 дней  недели.  В  него включены  задания  на  развитие  лексико - грамматических  категорий,  на  развитие  общей  и  мелкой  моторики,  на  зрительно - моторную  координацию  и  логическое  мышление.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский  сад № 15»

Взаимосвязь  учителя – логопеда и воспитателей.

старшая  группа  компенсирующей  направленности для  детей  с  ТНР

автор – составитель: Хлебникова Маргарита Ивановна

учитель – логопед первой  квалификационной  категории

Лексическая тема:   «Животный мир морей, океанов,  озер и рек»

 

П/Г «Рыбки»

Пять маленьких рыбок играли в реке,   - сжимают и разжимают кулаки

Лежало большое бревно на песке,         - соединяют сжатые  кулаки

И рыбка сказала: «Нырять здесь легко!»  - показывают рыбку правой рукой

Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко».     – показывают рыбку левой рукой

А третья сказала: «Мне хочется спать!»   - показывают рыбку соединив  2 ладони

Четвертая стала чуть-чуть замерзать.      – показывают рыбку  правой  рукой

А пятая крикнула: «Здесь крокодил!        - показывают рыбку  левой  рукой

Плывите скорее, чтоб не проглотил».       – показывают открытый рот – ладошками.

И/У « Морские  рыбки»

рыбки резвятся          - бегают  врассыпную
в воде кружатся         - кружатся
Весело ныряют,         - приседают и встают
Пузыри пускают,      - вращают руками,  согнутыми в локтях
Друг дружку догоняют! – бегут друг за другом

                                             

Игра  с  массажным мячом  «Футбол  ежом»

Играть в футбол морским ежом  - перекидывают мяч из одной руки в другую

Решили окунишки,                       - катают мяч вперед - назад

И скоро стали решетом                - сжимают и разжимают  мяч  в правой ладошке

Их новые штанишки.                   - сжимают и разжимают  мяч  в левой ладошке

За эти милые дела                         - трут мячом по правой  ладошке

Их дома трепка бы ждала.           - трут мячом по левой  ладошке

Но рыба добрая – игла                 - сжимают и разжимают  мяч  в правой ладошке

Зашить штанишки помогла.        - сжимают и разжимают  мяч  в  левой ладошке

Развитие  межполушарного  взаимодействия

«Рыбки - камни – водоросли».

«рыбки» — ладошки  на  ребре
https://images.freeimages.com/images/large-previews/17a/hand-in-action-aiming-5-1431434.jpg

«камни» — ладошки в кулачках

https://yt3.ggpht.com/a/AGF-l7-B6sg88g36kYhYnGthrp14rJKU7ahgRo96_w=s800-c-k-c0xffffffff-no-rj-mo
«водоросли» — ладошки  вверх – пальцы  растопырены

https://i.pinimg.com/736x/a7/d6/39/a7d639ea35c553270dd85cee356ed349.jpg

Лексическая тема:   «Животный мир морей, океанов,  озер и рек»

понедельник                  

словарь существительных:, щука, сом, карась, ерш, окунь, икра, мальки, чешуя, жабры, плавники , крючок, удочка, морская звезда, медуза, морской конёк, морской котик, кит, тюлень, акула, скат, дельфин, краб, хвост, плавники, названия речных, морских и озёрных рыб.

Игры и упражнения:

«Назови  ласково»  с  мячом

- ерш – ершик

- сом -…..                        - щука -….                            - медуза -…        - плавник -…….

- пескарь -..                     - карась -…                           - плотва -….       – хвост -…..

- звезда -….                     - дельфин -…                       - мурена -….       – чешуя -…..

- черепаха -….                – осьминог-….                     – краб -….  и  т.д.

«Возьми  картинку»  картинки  расположены  на  магнитной  доске.  

Задания детям

- возьми картинку в  нижнем левом углу,  кого  ты  взял

-//-//-//- между …. и…..

-//-//-//-  под….
-//-//-//-  над…

-//-//-//-  слева  от…

-//-//-//-  справа  от…   и  т.д.

«У  меня  нет..»  с картинками

Ребята  по  очереди  выгладывают картинки  и  говорят: у меня нет…., но  есть…

«1-3»

- 1 ерш – 3 ерша

- 1 сом - 3…..                        - 1щука - 3….                   - 1 медуза - 3…        

-1 пескарь - 3..                     – 1 карась - 3…                 - 1 плотва - 3….       –1  хвост - 3…..

- 1звезда - 3….                     - 1дельфин- 3…                - 1 мурена - 3….     – 1чешуйка - 3…..

- 1 черепаха - 3….                – 1осьминог- 3….            – 1 краб -  3 ….  и  т.д.

3. Развитие  мелкой  моторики.

«Нарисуй волны и раскрась»

https://i.pinimg.com/736x/3e/ff/e9/3effe9b1b90481ece94eb831d9a8d627.jpg

Лексическая тема:   «Животный мир морей, океанов,  озер и рек»

вторник

словарь  прилагательных: хитрая, большая, маленькая, осторожная, быстрая, ловкая,   пугливая, голодная, короткий, длинный, рыбий, морской, речной, морской, хищные, рыбий, китовый.

Игры и упражнения:

«Какой,  какая,  какие?»

- обитатель моря – морской,  а  обитатели  морей  какие ? – морские

- рыба  речная,  а  рыбы -….

- акула  большая,  а  акулы -…

- плавник спинной,  а  плавники -…

- пескарь  трусливый,  а  пескари-..

- щука  голодная,  а  щуки-…

- щупальце  длинное,  а  щупальца-…  и  т.д.

 «Скажи  наоборот»

- акула  большая,  а  карась - ….

- карп  сытый,  а  щука  -…

- краб  пугливый,  а  дельфин-…

- хвост  длинный,  а  плавник -….

- акула  морская,  а  щука -…

- дельфин  красивый,  а  акула-…   и  т.д.

«Он – они»  с  мячом

- морской лев -  …    морские львы

- добрый кашалот - …

- черный краб - …  

- серый дельфин - …

- морской конёк -…

- морской ёж - …

- ядовитая медуза - …

- морская змея - …   и  т.д.

2. Развитие  зрительно – моторной  координации

Лабиринт

  https://thumbs.dreamstime.com/b/%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D1%83%D0%B1%D0%B0%D1%8F-%D1%87%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BF%D0%B0%D1%85%D0%B0-%D0%BC%D0%BE%D1%80%D1%8F-%D0%BB%D0%B0%D0%B1%D0%B8%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B0-25154516.jpg https://i.pinimg.com/736x/3f/3b/d2/3f3bd24c52cb0e9f093ee4d36f4bef43.jpg

Лексическая тема:   «Животный мир морей, океанов,  озер и рек»

среда

словарь глаголов: плавать, нырять, питаться, нападать, охотиться, защищаться, прятаться,  ловить, плескаться, охотиться.

Игры и упражнения:

«Он делает – они делают»

- рыба  плавает,  а  рыбы  что  делают? – плавают

- акула  нападает,  а  акулы ….

- дельфин  ныряет,  а  дельфины ….

- рак  пятится  назад,  а  раки…

- карась  прячется,  а  караси….

- щука  охотится,  а  щуки….

- осьминог  всплывает,  а  осьминоги….

- лещ  плещется,  а  лещи….  и  т.д.

«Что  умеют  делать …»

- рыба  может  плавать, нырять, прятаться,  всплывать  и  т.д.

- акула…..

- осьминоги  …  

- рыбак-…..и  т.д.

2. Развитие  логического  мышления.

«Что  лишнее?»      

- ерш – сом – акула 

- дельфин – кит – щука 

- акула – скат – дельфинчик 

https://i.pinimg.com/236x/3e/19/32/3e1932a535543cd8ac508de3eeae8884.jpg    https://i.pinimg.com/originals/8e/d1/48/8ed148b0022d4e2e75977d2c34e739f7.jpg     https://mama-print.ru/files/article_1/Artboard%2016.jpg

3. Развитие  мелкой  моторики

«Штриховка»

https://novamett.ru/images/bumaga/shablon/shaf01/plate01_thumb.jpg     https://i.pinimg.com/736x/c2/1d/32/c21d32d46a404abe0bfba874ed870f1c.jpg

Лексическая тема:   «Животный мир морей, океанов,  озер и рек»

четверг

Игры и упражнения:

«Сколько  рыб  мы  увидали..»

Мы видали много рыб –
не одного окуня, а …..много  окуней
не одну щуку, а …
не одного карася, а … 

не  одного  дельфина,  а ….

не одного  кальмара,  а…..

не  одну  акулу,  а….

не одну  медузу,  а…  и  т.д

« Жадина»  с  мячом

- ерш – мой

- сом -…..                        - щуки -….                            - медуза -…        

- пескарь -..                     - карась -…                           - плотва -….      

- дельфины-…                - мурена -….                         – чешуя -…..

- черепаха -….                – осьминог-….                     – крабы -….

- плавник -…….              – хвост -…..                         - звезды -….                     и  т.д.

«У  рыбы – у рыбки»

- у рыбы хвост,  а  у  рыбки хвостик

- у рыбы зубы,  а у рыбки..

- у рыбы плавники,  а  у  рыбки…

- у рыбы глаза,  а  у рыбки..

- у рыбы  рот,  а  у  рыбки…

- у рыбы  брюхо,  а  у  рыбки…

- у рыбы  спина,  а  у  рыбки…

«Поймай  словечко» хлопать на слова,   относящиеся  к  обитателям  в воды.

- рыбы – кошки – слон – карась – щука – водоросли – река – собака – лес – дельфин – дерево – трава – акула – осьминог – море – цветы – жираф – черепаха – кит – медуза и.т.д

3. Развитие  зрительного  восприятия

«Найди  тень»

https://pandia.ru/text/80/287/images/image006_20.gif    http://062013.imgbb.ru/community/32/321019/3c784523134d36a57e172413f52ca7c4.jpg     https://i.pinimg.com/736x/24/91/07/2491071e4b18440ca5d10a5743b66107.jpg

Лексическая тема:   «Животный мир морей, океанов,  озер и рек»

пятница

1. Игры и упражнения:

«Доскажи  словечко»

- карась уплывает,  а  щука догоняет

- краб  прячется,  а  осьминог…

- камбала  лежит,  а  медуза …

- кит  погружается,  а  дельфин…

- щука  плывет  вправо,  а  карась….

«Измени  словечко»

- плывущий  дельфин,  что  делает? – плывет

- уплывающий  карась- …..

- погружающийся  кит -…

- всплывающая  акула -….

- лежащая  камбала -….

- охотившаяся  акула -…  и  т.д.

«Зачем?»  составление предложений  с  союзом – чтобы-

- зачем  акуле  острые  зубы?  – чтобы было легче  охотиться.

- зачем крабу  клешни -….

- зачем осьминогу  щупальца -…

- зачем медузе  щупальца -…

- зачем  морскому  ежу  колючки -…  и  т.д.

2. Развитие  произносительных  навыков.

Чистоговорки.

АН – АН – АН - глубокий океан

НА – НА – НА – обитатели морского дна

ВЕ – ВЕ – ВЕ - рыбы плавают в воде

НЕ – НЕ – НЕ - осьминог на дне

ЛЮ – ЛЮ – ЛЮ - рыбу я ловлю

ТА – ТА – ТА - под водою красота

ОГИ – ОГИ – ОГИ - большие осьминоги

АК – АК – АК - проползает рак

ТЫ – ТЫ – ТЫ – огромные киты

ФИНЫ – ФИНЫ – ФИНЫ – гладкие дельфины

УЛА – УЛА – УЛА – зубастая акула

УЛЫ – УЛЫ – УЛЫ – опасные акулы

АБА – АБА – АБА – я увидел краба

НЯ – НЯ – НЯ – у краба есть клешня

3. Развитие  связной  речи.

Рассказывание  и ответы  на  вопросы.

https://97.caduk.ru/images/ryibyi2.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД с детьми 6-7 лет «Комфортная температура воды в жизни животных» (Лексическая тема: «Животные севера», «Животные жарких стран»)

Целью образовательной деятельности на тему «Комфортная температура воды в жизни животных» является формирование представлений о том, какая температура воды является комфортной для животных...

КОНСПЕКТ совместной подгрупповой деятельности учителя – логопеда с детьми 6-7 лет с тяжёлыми нарушениями речи Лексическая тема: «Животный мир морей и океанов».

Крнспект занятия совместной подгрупповой деятельности учителя-логопеда с детьми 6-7 лет с тяжёлыми нарушениями речи...

Игры в совместной деятельности педагога и детей с ТНР по лексической теме "Подводный мир морей и океанов" с использованием мини робота Bee - bot "Пчелка".

В методической разработке представлен вариант игрового поля для робота "Пчелка" и дидактические игры, используемые при изучении с детьми с ТНР лексической темы "Подводный мир морей и ок...

календарное планирование по теме "Рыбы морей, океанов, озер, аквариумов".

Календарное планирование по теме "Рыбы морей, океаноов, озер, аквариумов"...

Игры в совместной деятельности педагога и детей с ТНР по лексической теме "Подводный мир морей и океанов" с использованием мини робота Bee - bot "Умная Пчела".

В методической разработке представлен вариант игрового поля для робота "Умная Пчела" и дидактические игры, используемые при изучении с детьми с ТНР лексических тем "Наша Армия" и ...

Рекомендации для родителей детей старшего дошкольного возраста по лексической теме "Животный мир морей и океанов. Аквариумные и пресноводные рыбы"

Рекомендации для родителей детей старшего дошкольного возраста по лексической теме "Животный мир морей и океанов. Аквариумные и пресноводные рыбы"...