Конспект ООД с детьми 6-7 лет «Комфортная температура воды в жизни животных» (Лексическая тема: «Животные севера», «Животные жарких стран»)
план-конспект урока по окружающему миру (подготовительная группа)

Логинова Елена Викторовна

Целью образовательной деятельности на тему «Комфортная температура воды в жизни животных» является формирование представлений о том, какая температура воды является комфортной для животных севера и жарких стран.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект ООД по познавательно – исследовательскому развитию.

Тема: «Температура»

ИОО: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».

Задачи:

- Продолжать формировать умение самостоятельно находить информацию о различных способах изменения температуры воды, не меняя её состояния через способы решения проблемной ситуации;

- Закрепить принцип работы термометра, его многообразие ( водный, уличный, медицинский, датчик температур цифровой лаборатории);

- Продолжать упражнять в навыках работы по алгоритму решения проблемной ситуации;

- Закреплять умение пользоваться датчиком цифровой лаборатории

( Познавательное развитие)

- Развивать   диалогическую  речь,  способность самостоятельно задавать интересующий вопрос;

- Развивать наблюдательность детей, их умение анализировать, сравнивать,

обобщать, устанавливать  причинно — следственные зависимости и делать

выводы. (Речевое развитие)

- Воспитывать желание интересоваться явлениями окружающего мира;

- Воспитывать  усидчивость;  интерес  и  способность  работать  в  группах,

коллективе, проявлять терпение и дослушивать ответы товарищей до конца.

(социально – коммуникативное развитие)

Материалы и оборудование: проектор,  цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», датчик температуры, две емкости с теплой(45 градусов) и холодной водой, водные термометры, лист исследования для фиксирования результатов, термометры (водный, медицинский: ртутный и электронный, уличный, комнатный), планшеты, листы исследований, карандаши, 4 набора  картинок для алгоритма «Чудесное превращение воды»,  два стакана с водой комнатной температуры, 4 картонных термометра, термос с горячей водой, лед на тарелке, стакан.

Источники ООД: авторская разработка .

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Продуктивная

Практическая работа: «Использование термометров», составление алгоритма: «Чудесные превращения воды»,

Познавательно-исследовательская

Проблемные ситуации, Эксперимент «Способы измерения температуры воды», опыт: «Измени состояние воды, не меняя её состояния».

Двигательная

Передвижение детей по группе.

Коммуникативная

Организационный момент,  беседа, исследовательская  беседа: «Виды термометров».

Логика  образовательной деятельности:

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Ожидаемые результаты

  1. Организационный момент. Беседа.

- Ребята, мы с вами снова в нашей лаборатории маленьких волшебников. Как вы думаете ,что мы с вами будем исследовать сегодня? Посмотрите на столы. Что вы видите?

- Какие бывают температуры?

- Температуру кого или чего можно измерить? 

Дети в фартуках подходят к столу с термометрами.

Отвечают на вопросы полными предложениями. Самостоятельно выдвигают версии объекта исследования.

-  Мы видим термометры, ими измеряют температуру. Сегодня мы будем исследовать температуру.

- Температуры бывают высокие и низкие. Плюсовые и минусовые.

- Можно измерить температуру воды, воздуха в комнате, воздуха на улице, тела человека, почвы и т.д..

  1. Проблемная ситуация.

Эксперимент «Способы измерения температуры воды»

Материалы: две емкости с теплой(45 градусов) и холодной водой, водные термометры. цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», датчик температуры, лист исследования для фиксирования результатов.

- В этих двух емкостях вода, скажите какими способами можно узнать температуру воды в каждой емкости?

- Как вы думаете безопасно определять температуру, опуская руку в воду?

Влад повесь пожалуйста, картинки на доску.

- Давайте же, определим температуру воды в этих емкостях разными безопасными способами.

- Кирилл и Соня Т. предлагаю вам измерять  температуру воды с помощью термометра. Возьмите необходимые термометры.

- Влад и Женя можете измерять температуру воды с помощью датчика .

- Соня Г. и Яша давайте будете определять температуру, прикасаясь к емкости.

- Соня Б. и Арина помогут нам записывать результаты.

- Ребята, какой можно сделать вывод?

-Какими способами более точно можно измерить температуру воды?

Дети подходят к столу с ёмкостями.

Выдвигают версии, анализируют.

Один из детей выставляет карточки с изображениями способов измерения температуры.

Дети берут водные термометры, измеряют температуру воды в каждой емкости и сообщают значение Соне Б. и Арине.

С помощью датчика один измеряет температуру, другой  следит за  температурой и сообщает результат  Соне Б. и Арине.

Дети на ощупь определяют температуру и сообщают результат Соне Б. и Арине.

Записывают результаты в таблицу на мольберте.

Отвечают на вопросы. Делают вывод.

Развивита наблюдательность детей, их умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать  причинно — следственные зависимости и делать выводы. Умеют пользоваться датчиком цифровой лаборатории

- С помощью термометра, потрогать рукой, прикоснуться к стенкам емкости,

- Это опасно, вода может быть очень горячей и можно обжечься.

- Температура воды в первой емкости 10 градусов.

- Температура воды во второй емкости 35 градусов.

- Температура воды 1 емкости 12 градусов.

- 2 емкости 36 градусов.

- В первой ёмкости вода холодная, во второй  -горячая.

- В первой емкости вода холодная во второй – теплая.

- С помощью термометра и датчика. Да, правильно. Термометр и датчик – это специальные приборы для измерения температуры.

  1. Исследовательская  беседа:

«Виды термометров»

- На столе у нас много термометров для чего они нужны?

- Расскажите, пожалуйста.

Отвечают на вопросы воспитателя.

По одному берут любой термометр и рассказывают его назначение.

.

Знают принцип работы термометра, его многообразие ( водный, уличный, медицинский, датчик температур цифровой лаборатории).

- Это термометр уличный. Он нужен ,чтобы измерять температуру воздуха на улице.

- Это термометр комнатный.

Для измерения температуры в комнате.

- Это термометр медицинский ртутный. Необходим  для измерения температуры тела. Он опасный может разбиться. Ртуть ядовитое вещество.

- Это медицинский электронный термометр, безопасный. Им могут пользоваться дети.

  1.  Практическая работа:

«Использование термометров»

Материалы: термометры, планшеты, листы исследований, карандаши.   

- Давайте проверим, как работают термометры. Измерьте и запишите температуру в комнате, на улице, температуру тела. Выберите себе пару, возьмите планшеты.

- Температуру чего вы будете измерять? (вопрос каждой паре)

- Приступайте к измерениям.

- Температуру чего вы измеряли, и какие результаты?

Делятся на 4 команды. Берут планшеты . Выбирают объект измерения. Один из детей определяет температуру, другой записывает результат. В карту исследований.

Умеют самостоятельно определять значения температуры и записывать их.

- Мы измеряли температуру воздуха в комнате. Температура в комнате 23 градуса.

И т. д..

  1. Гимнастика для глаз.

Ах, как  много наблюдали

И глаза наши устали.

(поморгать)

Посмотрите все в окно, (посмотреть)

Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх)

Мы глаза сейчас закроем,

(закрывают глаза)

В группе радугу построим,

Вверх по радуге пойдем,

(посмотреть по дуге вверх- вправо, вверх- влево)

Вправо, влево повернём.

А потом скатимся вниз,

(посмотреть вниз)

Жмурься сильно, но держись.

(зажмурить сильно глаза и поморгать ими)

Выполняют гимнастику для глаз согласно инструкции воспитателя.

  1. Составление алгоритма

«Чудесные превращения воды»

Материалы: 4 набора  картинок для алгоритма «чудесное превращение воды»

- Ребята, вы знаете три состояния воды.

- Предлагаю игру «Чудесные превращения воды». На столе перед вами лежать карточки. Одному из вас предстоит собрать алгоритм превращения воды в пар, другому в лед.  Приступайте.

Соня Т. и Кирилл предлагаю вам составить алгоритм на доске.

 

- Скажи, пожалуйста, как происходит превращение воды из жидкого состояния в пар?

- Как превращается вода в лед?

- Какой вывод можно сделать?

- Состояние воды зависит от температуры? ( При изменении температуры меняется состояние воды?)

Сидя на ковре, отвечают на вопросы.

Проходят за столы.

На каждом столе  лежат карточки для составления алгоритма.   Дети играют в парах.

Один составляет алгоритм превращения воды в пар, другой в лед.

Яша отвечает на вопрос.

Женя отвечает.

Умеют выкладывать  алгоритм для  решения проблемной ситуации.

Развивиты наблюдательность детей, их умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать  

причинно — следственные зависимости и делать выводы.

- Жидкое,  твердое, газообразное.

- Температура повышается , при температуре 100 градусов вода закипает и превращается в пар.

- При нуле градусов вода замерзает и превращается в лед.

Вывод: Состояние воды зависит от температуры.

  1. Проблемная ситуация.

Опыт: «Измени состояние воды, не меняя её состояния» Работа в цифровой лаборатории «Температура».

Материалы: цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии»,  датчик температуры, два стакана с водой комнатной температуры, 4 картонных термометра, термос с горячей водой, лед на тарелке, стакан.

- Значит, если мы меняем температуру, то и состояние воды будет меняться?

- Интересно, всегда ли это так?

При каких условиях изменив температуру воды, мы не изменим её состояния?

- Я вижу вы затрудняетесь ответить.

Предлагаю провести опыт. В этом  нам поможет Наураша.

- Давайте разделимся на две команды.

Одна команда будет понижать температуру, другая – повышать  температуру воды в стаканчиках.

- Соня Г. и Арина  будут измерять температуру. Чем вы это будете  делать?

- Остальные ребята наблюдают  за показаниями термометра на экране. И фиксируют эти показания на одном из термометров.

- Вашей команде необходимо повысить температуру воды в стакане.  С помощью чего это можно сделать?

- Где в нашей лаборатории можно взять горячую воду? (по необходимости воспитатель помогает детям)

Приступайте к опыту.

- Вашей команде необходимо понизить температуру в стакане с водой комнатной температурой.

С помощью чего это можно сделать?

Приступайте к опыту.

- Соня Г. измерь температуру в стакане. Ребята первой команды посмотрите на экран, изменилась ли температура воды? Зафиксируйте температуру на втором термометре, сравните показания термометров.

- Арина измерь температуру воды в  стакане своей команды. Ребята второй команды посмотрите на экран, изменилась ли температура воды? Зафиксируйте температуру на втором термометре, сравните показания термометров.

- Какой вывод можно сделать?

Подходят к столу на котором стоят два стакана с водой.

Делятся на две команды.

Соня Г. отвечает на вопрос.

Выполняют инструкцию воспитателя.

Выбирают способ повышения воды .

Подходят к термосу, наливают горячей воды в стакан, добавляют горячую воду в стакан с водой комнатной температуры.

Выбирают способ понижения воды.

Берут лед, добавляют его в стакан.

Выполняют инструкцию воспитателя.

Выполняют инструкцию воспитателя.

Сформировано  умение самостоятельно находить информацию о различных способах изменения температуры воды, не меняя её состояния через способы решения проблемной ситуации.

-  Для измерения воды в стакане я буду использовать датчик температуры «Божья коровка».

- Температура в обоих стаканах  20 градусов.

- Можно добавить горячей воды.

- Она находиться в термосе.

- Нужно добавить льда, холодной воды.

- Температура повысилась, была 20 градусов, стала 35. А состояние воды не изменилось.  Она осталась в жидком состоянии.

- Температура понизилась, была 20 градусов, стала 12. А состояние воды не изменилось.  Она осталась в жидком состоянии.

Вывод: - Вода осталась в жидком состоянии, но её температуру мы изменили.

  1. Рефлексия.

- Вот мы и закончили наши исследования и эксперименты.

Сколько интересных открытий мы сегодня сделали!

- Мы будем продолжать наши исследования и дальше.  А на сегодня спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия по теме "Животные Севера и Жарких стран" для детей подготовительной к школе группы с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи

Данный конспект позволить педагогу провести с детьми подготовительного к школе возраста увлекательное и познавательное занятие по теме "Животные Севера и Жарких стран". Занятие направлено на развитие ...

Календарное планирование Тема: ««Животные севера и жарких стран»

Календарное планирование воспитательно-образовательного процесс а в первой младшей группе....

Итоговое занятие по проекту «Путешествие по карте», включающему л\т «Животные наших лесов», «Животные Севера», «Животные жарких стран»

Итоговое мероприятие по проекту «Путешествие по карте», включающему л\т «Животные наших лесов», «Животные Севера», «Животные жарких стран»...

Планшет в приемную. Тема: «Животные Севера и жарких стран».

Предназначение: планшет подготовлен для размещения в приемной группы детского сада; материал содержит цели и задачи совместной образовательной деятельности по текущей теме недели, рекомендации для род...

Конспект открытого группового сбора в подготовительной группе по теме: «Животные севера и жарких стран».

Конспект открытого группового сбора в  подготовительной группепо теме: «Животные севера и жарких стран»....

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе на тему: "Животные Севера и жарких стран".

В данном конспекте НОД закрепляются знания детей о животных Севера и жарких стран (обогащается и активизируется словарь детей в названии этих животных, особенностях их места жительства, сходство и раз...

Конспект НОД по развитию речи для детей старшей группы по теме " Животные Севера и жарких стран"

Конспект НОД по развитию речи для детей старшей группы по теме «Животные Севера и жарких стран»Задачи:Образовательные:— систематизировать и закрепить знания о животных;&mda...