Новая лексика Существительные: морская звезда, медуза, морской конёк, морской котик, кит, тюлень, акула, скат, дельфин, кораллы, краб, рифы, хвост, плавники, колючки; названия речных, морских и озёрных рыб. Глаголы: плавать, нырять, питаться, нападать, охотиться, защищаться, растопыривать (колючки), прятаться. Прилагательные: глубоководный, морской, хищные, рыбный, рыбий, китовый. Игра «Какое слово не подходит?» Цели: развивать слуховое внимание; формировать грамматический строй речи, словообразование; учить подбору родственных слов. Ход игры. Воспитатель предлагает детям внимательно прослушать ряд слов, назвать лишнее слово в ряду и объяснить свой выбор. Например: кит, китовый, кот, китёнок; дельфин, дельфиний, дельфинарий, планетарий; рыба, рыбак, рыбий, рубить, рыбное; море, морской, моряк, марка, приморский; Затем дети сами подбирают родственные слова к данным. Игра «Четвёртый лишний» Цель: развивать слуховое внимание, слуховую память, логическое мышление. Ход игры. Воспитатель произносит ряд слов. Ребёнок запоминает слова, повторяет их за воспитателем и называет, какое слово лишнее и почему. Например: Скат, водоросли, акула, морской конёк. —Лишнее слово «водоросли», потому что оно называет растение, а все остальные слова — названия морских животных. Щука, акула, кит, дельфин. —Лишнее слово щука, потому что оно называет речную рыбу, а все остальные слова — названия морских животных. Игра «Сосчитай-ка» Цели: формировать грамматический строй речи, учить согласованию числительного с существительным в роде, числе и падеже. Ход игры. Игра проводится с мячом по кругу. Воспитатель начинает счёт, дети продолжают (от 1 до 10). Например: Один скат, два ската, три ската... десять скатов. Слова: кит, акула, медуза и т. п. Затем воспитатель усложняет задание, предложив детям считать, кого нет. Например: Нет одной акулы, нет двух акул... Можно предложить посчитать, «с кем мы встретились». Например: Я встретил одного кита, я встретил двух китов... Игра «Составь слово из слогов». Цели: развивать слуховое внимание, совершенствовать навык слогового синтеза. Ход игры. Воспитатель сообщает детям, что слова «размыло морской водой» и остались только слоги. Дети прослушивают ряд слогов и составляют из них слова. Например: ДУ-ЗА-МЕ — медуза КУ-А-ЛА — акула БА-РЫ — рыба ЛЕНЬ-ТЮ — тюлень ФИН-ДЕЛЬ — дельфин ПА-ЧЕ-РЕ-ХА — черепаха Игра «Какие буквы спрятались?» Цели: развивать зрительное и слуховое внимание, формировать грамматический строй речи, учить правильному употреблению существительных в творительном падеже единственного числа с предлогом «за», совершенствовать навык чтения, закреплять навыки звукового анализа и синтеза, активизировать словарь по теме «Животный мир морей и океанов». Ход игры. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинку и ответить на вопрос «Какие буквы спрятались?» Ребёнок называет буквы, которые спрятались за морскими животными, отвечая при этом полным предложением. Например: За дельфином спряталась буква /О (и т. д.). Воспитатель просит назвать маленькое слово-предлог, которое понадобилось, чтобы ответить на поставленный вопрос («за»). Уточняет смысл этого предлога, соотносит с графической схемой. Затем воспитатель просит детей угадать, какое слово задумано, называя при этом последовательно морских животных. Дети называют слово. В конце игры воспитатель просит детей нарисовать животных, названия которых они прочитали, и составить их звуковые схемы (под нарисованными картинками). Тексты для пересказа МОРСКОЙ КОНЁК Морской конёк живёт у берега среди морской травы. Зацепится за травинку хвостом и качается: взад-вперёд, взад- вперёд, вместе с прибоем. Как осветит солнце морскую траву, станет она зелёная, и морской конёк станет зелёным. Солнце зайдёт, травы будут коричневые, и конёк сделается коричневым. Ни за что его не разглядишь среди водорослей и травы морской. По Г. Снегирёву Вопросы: Где живёт морской конёк? За что цепляется хвостом морской конёк? Зачем? Как маскируется морской конёк? Г. Снегирёв
|