КОНСПЕКТ совместной подгрупповой деятельности учителя – логопеда с детьми 6-7 лет с тяжёлыми нарушениями речи Лексическая тема: «Животный мир морей и океанов».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Гончарова Марина Владимировна

Крнспект занятия совместной подгрупповой деятельности учителя-логопеда с детьми 6-7 лет с тяжёлыми нарушениями речи 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_s_ispolzovaniem_logoskazki.docx31.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное  образовательное учреждение

«Детский  сад  №4 «Светлячок» г. Сальска.

КОНСПЕКТ

совместной подгрупповой деятельности учителя – логопеда

  с детьми 6-7 лет

с тяжёлыми нарушениями речи

Лексическая тема: «Животный мир морей и океанов».

    Учитель-логопед: Гончарова М.В.

2023г.

Тема: Сказка «Приключения морских обитателей»

Цель: формирование лексико-грамматических средств языка по теме   «Животный мир морей и океанов».

Коррекционно-обучающие задачи. 

1.Уточнение словаря по теме животный мир морей и океанов.

2. Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными в роде, числе, падеже).

3. Совершенствование звукового и слогового анализа слов, навыка чтения.

3. Автоматизация правильного произношения сонорных звуков.

Коррекционно-развивающие задачи. 

1.Развитие фонематического восприятия, физиологического и речевого дыхания, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации движений.

Коррекционно-воспитательные задачи. 

1.Воспитание навыков сотрудничества на занятии, активности, инициативности, самостоятельности.

Оборудование. Пособие «Морские обитатели». Контейнер с песком. Плоскостные изображения морских обитателей, в названии которых есть сонорные звуки, презентация «Жители моря и океана»;

Предварительная работа:

- чтение «морских сказок» С.Сахарного, рассказа «Добрая раковина» С. Воронина;

- разучивание стихов о морских животных;

- разучивание чистоговорки «Скалярия»;

- подвижная игра «Летучая рыба»;

- разучивание физкультминутки «Хитрый краб»;

- Виртуальная экскурсия  в океанариум «Животный мир морей и океанов;

- рассматривание картинок из альбомов «Живая природа»;

- изготовление рыбок способом «оригами»;

- разучивание пальчиковой гимнастики «Подводный мир»;

 Ход занятия

Логопед приглашает детей в группу, слышны звуки морского прибоя, крики чаек.

Логопед: Мы с вами оказались на берегу моря. Садитесь прямо на морские камни. Что мы слышим, сидя на берегу моря?

Дети: мы слышим шум прибоя, шелест морской гальки, крики чаек, шум ветра.

Логопед: Ребята, посмотрите, морские волны прибили к берегу бутылку. Хотите знать, что там?

Дети: Да

 Логопед: Это записка. Давайте прочитаем её.

«Дорогие ребята, мне нужна ваша помощь. Я хочу попасть на затонувший корабль и отыскать сундук с сокровищами. Краб Рома.»

Логопед: Ребята, поможем крабу Роме?

Дети: Да

Логопед: А на чём можно опуститься на глубину моря?        

Дети: На подводной лодке.

Логопед: Правильно, на морское дно можно опуститься на подводной лодке.

Ребята, но настоящая подводная лодка ведь не поместится в нашей группе, что же будем делать?

 - Отлично, мы с вами её представим и построим из предметов находящихся в группе.

(Строим подводную лодку из шнура, выстраиваем стульчики в полукруг)

 Логопед: Занимаем свои места и погружаемся на морское дно.

Включается шум моря

Упражнение «Поиграй с рыбкой». 

Логопед: А пока мы с вами погружаемся, давайте оденем водолазные костюмы и сделаем дыхательную гимнастику.

Расположите рыбку перед собой. Сделайте глубокий вдох носом, выдох через сложенные трубочкой губы, следите, чтобы не надувались щеки и не поднимались плечи.

Логопед: Ребята, мы готовы и я предлагаю вам прогуляться по морскому дну.

На дне морском, среди водорослей и коралловых рифов жил-был маленький краб Рома, который любил путешествовать по морскому дну. Где нередко находил интересные предметы, попавшие на морское дно с поверхности. Но больше всего на свете Рома мечтал побывать на затонувшем корабле и найти сундук с сокровищами. Но одному страшно отправляться на корабль. Для храбрости он решил позвать с собой морского конька Бориса, который тоже любил приключения. Он сразу согласился составить компанию другу. Они отправились прямо к кораблю и по пути встретили морских обитателей (краба, скумбрию, осьминога, дельфина).

Логопед: Посмотрите, сколько морских обитателей вокруг, давайте их сосчитаем. (картинки-презентации).

Игра «Сосчитай-ка!». 

Дети: 1 акула,3 акулы, 5 акул

Логопед: Молодцы!

Логопед: Молодцы, морским обитателям очень понравилось, как вы правильно справились с заданием.

Логопед: И они предлагают вместе с рыбкой выполнить артикуляционную гимнастику.

Артикуляционная гимнастика

Наша сказка продолжается.

Логопед: Когда морские обитатели уплыли, Боря и Рома продолжили свой путь. Вдруг они увидели чьи – то тени. Давайте узнаем, кому они принадлежат. Найдём изображение морского обитателя и расскажем о нём.

Упражнение «На морском дне». 

Логопед: Ребята, подойдите к планшету с песком, найдите и опишите его.

Дети: Это осьминог. У него восемь щупалец и он может менять окраску.

Это кит, он самый большой обитатель моря.

Это морская звезда, она похожа на обычную красную звезду.

Это медуза, она прозрачная и гладкая.

Это акула, самый опасный хищник морей.

Это краб, у него очень сильные клешни.

(Дети выполняют задание).

Логопед: Молодцы ребята, а наша сказка продолжается.

Плывя к затонувшему кораблю, краб Рома и морской конёк Борис встретили скалярию, она была очень грустная. Давайте с вами вспомним чистоговорку про скалярию и расскажем её, и ей станет немного веселей.

Дети сначала вместе, а потом по одному проговаривают чистоговорку.

Скалярия, как месяц

Серебряный, висит.

Загадочная рыба

И грустная на вид.

Вскоре друзья добрались до корабля, но никто не решался подплыть ближе. Друзьям всё же удалось преодолеть свой страх, и они оказались у трапа корабля. Давайте поможем Роме и Боре попасть на корабль.

Пальчиковая гимнастика «Подводный мир» с тактильными дорожками. 

Логопед: Возьмите морского обитателя, наденьте на пальчики и шагаем по трапу на корабль ( дети надевают на пальчики фигурки морских обитателей).

Посмотри скорей вокруг! (делают ладошку у лба «козырьком»)

Что ты видишь, милый друг? (приставляют пальцы колечками у глаз)

Здесь прозрачная вода (шагают пальчиками)

Плывёт морской конёк сюда. (волнообразные движении ладонями вперёд)

Вот медуза, вот кальмар (шагают пальчиками)

 А вот это – рыба шар. (шагают пальчиками)

А вот, расправив восемь ног, (шагают пальчиками)

Гостей встречает осьминог. (обнять себя руками)

Логопед(на экране появляется сундук с сокровищами)        

Ребята, а вот и сундук с сокровищами, а для того чтобы отыскать ключ, нужно составить звуковые схемы слов.

Логопед приглашает детей к доске магнитной. На доске закреплены слова-шифровки.

Логопед: подойдите к магнитной доске, посмотрите на слова и подумайте, Что это за слова, какие буквы в них потерялись. Вставьте эти буквы.

1-й ребёнок. Первое слово - скат, в нём не хватает буквы А

2-й ребёнок. Второе слово- краб. В нём не хватает буквы А, а буква Р обозначена синим кружком.

3- ребёнок. Третье слово –карп. В нём тоже пропущена буква А, а буква Р обозначена синим кружком.

Логопед: Молодцы! Вставьте недостающие буквы.

Дети вставляют недостающие буквы в слова.

Логопед: А какой из этих обитателей  не живёт в море?

Дети: В море не живёт карп. Он живёт в пруду.

Логопед убирает с доски карточки шифровки.

Логопед: Теперь пройдите (показать жестом), возьмите фишки и составьте звуковые схемы слов скат и краб.

Логопед: Сколько слогов в каждом из этих слов?

Дети: В словах по одному слогу, потому что они содержат по одному гласному звуку.

Логопед: Молодцы, справились с этим заданием и помогли Роме и Боре открыть сундук с сокровищами.

Логопед предлагает детям сложить фишки в контейнер и убирает их.

Логопед: Мечта Ромы и  Бори исполнилась. Мы помогли попасть им на затонувший корабль и найти сундук с сокровищами. В благодарность за помощь, друзья хотят поделиться с вами частью сокровищ.

 А нам пора возвращаться в детский сад. Занимаем места в подводной лодке.

Снимаем водолазные костюмы и покидаем подводную лодку.

музыка

Логопед: Вот в такой  интересной сказке мы сегодня с вами побывали.

Где происходили события  сказки?

Дети : На морском дне.

Логопед: Кто главные герои сказки?

Дети: Главные герои сказки морской конёк Борис и краб Рома.

Логопед: Какая заветная мечта была у них ?

Дети : Их заветная мечта- побывать на затонувшем корабле и найти сундук с сокровищами.

Логопед: А теперь давайте вспомним , кого герои сказки встретили во время путешествия?

Логопед:  Я скажу первое название морского обитателя. Олеся  повторит его и добавишь ещё одно. Саша повторит два названия и добавит третье и так далее.

Игра «Цепочки слов». 

Логопед: Морской конёк.

Ребёнок: Морской конёк, акула.

Логопед: Морской конёк, акула, медуза.

Ребёнок: Морской конёк, акула, медуза, краб.

Логопед: Морской конёк, акула, медуза, краб, кит.

Ребёнок: Морской конёк, акула, медуза, краб, кит, морская черепаха.

Рефлексия.

Ребята вы справились со всеми заданиями. Что вам понравилось на занятии? Какие трудности испытывали?

Логопед: В благодарность за помощь краб Рома и морской конёк Борис решили сделать вам подарок и преподнесли сундук с морскими сокровищами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ Совместной интегрированной деятельности учителя-логопеда, воспитателя по физкультуре и детей старшего дошкольного возраста «В мире животных»

КОНСПЕКТ Совместной интегрированной деятельностиучителя-логопеда, воспитателя по физкультуре и детей старшего дошкольного возраста«В мире животных»(по лексической теме «Дикие и домашние животные»...

«Наш общий дом» (моя экосемья) Конспект совместной образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми старшего возраста.

Организованно - образовательная деятнельность с детьми с использованием-технологии поисково- познавательной деятельности; -здоровьесберегающих технологий; -ИКТ (информационно - компьютерных ...

Совместная деятельность учителя логопеда с детьми старшей группы с тяжелым нарушением речи «Космическое путешествие»

Цель: Закреплять и обобщать  знания детей о космосе: солнечной системе, полётах в космос, профессии космонавта.Задачи:КоррекционныеСовершенствовать  навык  работы по закрытой картине, и...

Конспект совместной образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми подготовительной группы по лексической теме «Библиотека».

В данном конспекте высможете увидеть, как  происходит развитие связной речи детей и включение их в систему социальных отношений через познавательную деятельность....