Конспект занятия с заикающимися дошкольниками на этапе ограничения речи с использованием цветотерапии "Путешествие в страну желтого цвета"
план-конспект урока по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)
Конспект занятия с заикающимися дошкольниками "Путешествие в страну желтого цвета"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie.doc | 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО МЕРОПРИЯТИЯ
Тема занятия: «Путешествие в желтую страну»
(Развитие плавности речи и и лексико-грамматических категорий на этапе ограничения речи)
Форма проведения: организованная образовательная деятельность
Возрастная группа: разновозрастная группа компенсирующей направленности
Подготовила: Словохотова Лариса Геннадьевна логопед высшей квалификационной категории |
2019 г.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое».
Возрастная группа: разновозрастная группа компенсирующей направленности для детей с заиканием
Тема: Развитие плавности речи и лексико-грамматических категорий на этапе ограничения речи («Путешествие в желтую страну»)
Цель: создание условий, способствующих развитию лексико-грамматических категорий и плавности речи у заикающихся дошкольников на этапе ограничения речи.
Задачи:
Образовательные.
Способствовать:
- обогащению словаря: подбору наиболее точных глаголов и прилагательных, подбору родственных слов с общей частью «желт» или «жёлт».
- упражнению в согласовании прилагательных, обозначающих цвет, с существительными в роде, числе и падеже;
- развитию фразовой речи при ответах на вопросы и умению свободно, легко и плавно излагать свои мысли.
- расширению представления детей о желтом цвете, развитию способности тонко чувствовать цвет и умения подбирать адекватные прилагательные для его описания;
Развивающие:
Способствовать:
- формированию умения длительно и плавно выдыхать;
- развитию двигательной координации, воображения, внимания, усидчивости, мелкой моторики рук, расслаблению рук по контрасту с напряжением;
- развитию чувства ритма, колорита, световосприятия;
- развитию слухового и зрительного внимания, устранению синкинезии;
- развитию творческих способностей, фантазии;
- проявлению наблюдательности, развитию эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
Воспитательные:
- поддерживать желание проявлять чувство доброжелательности, поощрять умение пользоваться правилами плавной речи, умение воспринимать красоту окружающего мира.
Словарная работа: тропинка, зарделись, желтизна.
Материалы и оборудование: предметы желтого цвета: листья и цветы из бумаги, игрушки, флажок, шарик, брусок, «солнце» из бумаги, пуговицы, карандаш, пластилин, свеча, ведерко, фонарь и др.; бескозырки, макет корабля, «цветик-семицветик» из бумаги, «Бортовой журнал» на каждого ребёнка.
Методы и приемы: сюрпризный момент, игра, художественное слово, беседа, вопросы, напоминания, указание, поощрение.
Предварительная работа: игры и занятия по цветотерапии (Путешествие в страну цвета, Путешествие в красную страну) демонстрация картинок, обозначающих разные цвета, чтение сказки «О том, как появился разноцветный мир», изучение «Законов плавной и красивой речи», оформление «Бортового журнала», разучивание с детьми стихотворений.
Организационный момент Цель: создание условий, способствующих ненавязчивому введению детей в образовательную деятельность, установлению контакта, положительной мотивации к предстоящей деятельности. Задачи: 1. привлечь детей к предстоящей совместной деятельности; 2. способствовать активизации детей; | ||||
Деятельность детей | Деятельность педагога | Примечание | ||
Дети по мере окончания игр готовятся к занятию, охотно и добровольно включаются в общую подготовку, из интереса к происходящему. (убирают игрушки, переобувают обувь, берут свои бескозырки т.д.) Идут в музыкальный зал. Дети рассаживаются на стулья «на палубе корабля». Отвечают на вопросы педагога, самостоятельно делают выводы и умозаключения. У детей создана мотивация к предстоящей деятельности. | Для организации внимания детей и установления эмоционального контакта за 10 минут до мероприятия педагог привлекает внимание детей, напоминает о предстоящем занятии, о том, что их ждет необычное путешествие, плавание на далёкий остров в незнакомую страну. Педагог поощряет желание и умение детей действовать дружно, помогать друг другу. Напоминает о необходимости сменить обувь (обуть чешки), взять бескозырки. Вместе с детьми идет в музыкальный зал. Педагог и дети подходят к дверям музыкального зала, заходят внутрь и рассаживаются на стулья. Педагог предлагает детям вспомнить, в каких странах они уже побывали. Поощряет умение детей говорить плавно, задает детям вопросы, следит за грамотностью, плавностью речи и полнотой (допустимой на данном этапе) ответа. Активизирует детей индивидуальными обращениями, похвалой. Задает вопросы: В каких цветных странах мы с вами уже побывали? Сколько законов плавной речи мы изучили и записали в наши «Бортовые журналы»? Как называется первый закон красивой плавной речи? Какое стихотворение мы к нему выучили? Как называется второй закон? Как он звучит в рифмованных строках? Педагог надевает «капитанскую фуражку», сообщает детям, что сегодня они познакомятся с третьим законом плавной и красивой речи, поплывут на корабле на далекий остров в желтую страну, а капитаном будет сам педагог. Предлагает детям надеть бескозырки и отправиться в путешествие к далекой желтой стране, привлекая детей к предстоящей совместной деятельности. | Макет корабля и стулья для детей и педагога. Беседа: о цветных странах, законах плавной и красивой речи | ||
Основная часть Цель: создание условий, способствующих развитию лексико-грамматических категорий и плавности речи у заикающихся дошкольников на этапе ограничения речи. Задачи:
развитию творческих способностей, фантазии; проявлению наблюдательности, развитию эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
| ||||
Деятельность детей | Деятельность педагога | Примечание | ||
Музыкальный зал разделён на две части: «Плывущий корабль», «Страна желтого цвета». | ||||
Дети сидят на стульях на «корабле». Делают артикуляционную и дыхательную гимнастики. Вступают в диалог с педагогом, отвечают на вопросы, делают выводы. Дети хором проговаривают слова: «Лети, лети, лепесток..» Переходят в следующую часть зала. Дети приветствуют гостей. Рассматривают желтые игрушки, предметы, задают вопросы, непринужденно общаются друг с другом и педагогом. Дети слушают рассказ педагога о цвете и историю о желтом зайчонке. Дети замечают ошибки и сразу исправляют их. Дети называют желтые овощи и фрукты Дети называют, каких желтых цветов много растет в желтой стране.
Дети соединяют обе руки ладонями внутрь от кончиков пальцев до локтей, а затем разъединяют только ладони, максимально отводя их в стороны Дети считают бабочек на своих цветах и сообщают, у кого сколько их, стараясь говорить плавно и соблюдать правильное согласование слов в предложении. Дети выполняют движения, проговаривая слова стихотворения. Дети отвечают на вопросы педагога, стараясь контролировать плавность речи. Дети читают заранее разученные стихотворения. Дети вступают в диалог, отвечают на вопросы логопеда, стараясь вспомнить все слова и говорить плавно. Дети вспоминают и называют родственные слова с общей частью «желт» Дети дуют на свои ладони длительно, плавно, ощущая прохладу воздуха. Дети внимательно слушают стих, отгадывают и договаривают слово. Пристально смотрят на огонек в фонаре, а затем по сигналу логопеда поворачивают голову вправо, не отводя взора от огня, медленно возвращают голову в исходное положение. То же выполняется в левую сторону. Двигается только голова, взгляд остается на пламени огня. Дети вступают в диалог с логопедом, отвечая на вопросы. Дети хором произносят слова: Лети, лети, лепесток… Вели перенести нас на корабль. | Педагог предлагает детям, пока они «плывут», сделать артикуляционную и дыхательную гимнастики, чтобы говорить плавно, красиво и правильно. По окончанию гимнастик логопед предлагает сократить плавание по бурному морю. Какой волшебный цветок нам поможет быстро оказаться на далеком острове? Какого цвета лепесток мы должны оторвать, чтобы оказаться в желтой стране? Какие слова мы должны сказать? Использует художественное слово: «Лети, лети лепесток, через запад на восток Через север, через юг, возвращайся, сделав круг, Лишь коснешься ты земли, быть по- моему вели: Вели перенести нас в Желтую страну. Педагог предлагает детям хором проговорить слова и оказаться в желтой стране. «Страна желтого цвета». Логопед обращает внимание детей на гостей, находящихся в зале. Проводит беседу об этикете. Педагог предлагает посмотреть на «жителей желтой страны» (игрушки и предметы желтого цвета) и назвать их. Задает вопросы: 1. Вам нравится желтый цвет? 2. Он кажется вам теплым или холодным? 3.Радостным или грустным? 4. Подвижным или спокойным? 5. Мягким или жестким? 6. Какими еще словами мы можем описать его, какой он? (Радостный, весёлый, красивый, горячий, жаркий, теплый, легкий…) Педагог рассказывает о желтом цвете, его оттенках и свойствах. Рассказывает детям историю о появившемся в желтой стране желтом зайчонке и всех его новых друзьях Предлагает выслушать очень внимательно. Сообщает о том, как назвал своих друзей зайчонок, намеренно нарушая согласование слов.(Желтое дерево, желтая машина, желтый платье, желтый карандаш, желтая клубок, желтые кошка, желтая цветок).
Логопед предлагает детям рассказать зайчонку, какие желтые овощи и фрукты растут в желтой стране. Напоминает о правилах плавной речи.(желтая репа, брюква, тыква, перец, лук, помидор, лимон, яблоко, груша, банан) Предлагает отпустить зайчонка к друзьям и продолжить путешествие дальше. Сообщает, что в желтой стране растут и желтые цветы, и спрашивает детей, много каких желтых цветов. Напоминает, что цветы нужно называть со словом «много». Логопед говорит детям о том, что над цветами порхали желтые бабочки и предлагает показать, как они порхали. Педагог сообщает, что упражнение нужно выполнять под счет «один-два, один-два» медленно, с натяжением в мышцах рук. Предлагает потрясти кистями и расслабить руки, когда устали. Логопед рассказывает детям, что некоторые бабочки садились на цветы отдохнуть. Выдает каждому ребенку цветок с наклеенными бабочками и предлагает детям посчитать их. Просит детей отвечать предложениями плавно, дает образец ответа (На моем цветке сидят четыре желтые бабочки. И т.д.) Педагог спрашивает детей, не устали ли они и предлагает немного передохнуть. Желтая песенка Педагог предлагает высказать предположения о том, какое время года можно назвать желтым? Почему? Призывает детей говорить плавно. Предлагает почитать осенние стихи. Педагог беседует с детьми о содержании каждого стихотворения. Напоминает о необходимости говорить плавно, красиво. «Посмотрите, машет желтою косынкой…» Вопросы:
«Осень на опушке краски разводила…» Вопросы:
«Осень. По утрам морозы» Вопросы:
«Листопад, листопад, листья желтые летят…» Вопросы и задание:
Логопед сообщает детям, что в стихах, которые они прочитали и послушали, часто встречались слова с общей частью «желт» или «желт». Поясняет, что это родственные слова. Просит назвать все родственные слова, которые дети могут вспомнить. Логопед просит ответить на вопросы:
Педагог просит детей представить, что их ладони – это листья, и просит подуть на них длительно и плавно, ощущая прохладу воздуха. Следит за тем, чтобы дышали «животом», не поднимали на вдохе плечи и не раздували на выдохе щёки. Логопед просит детей отгадать и договорить словечко: Освещают ночь огнем, Было, чтоб светло, как днем. От зари и до зари Светят ярко….(фонари). Рассказывает, что раньше в фонарях горел настоящий огонь и что огонь часто называют «маленьким солнышком». Предлагает детям потренировать свои глазки, посмотреть на огонек в его фонарике. Включает фонарик. Дает инструкцию, что двигаться должна только голова, взгляд всегда остается на пламени свечи. Педагог сообщает детям, что желтое путешествие подходит к концу, и пора возвращаться на корабль, чтобы вовремя вернуться в детский сад. Спрашивает: Какой лепесток из волшебного цветка мы выберем, чтобы вернуться в детский сад? Какого цвета детский сад, как вы думаете? Педагог просит детей произнести «волшебные» слова, чтобы оказаться на корабле, плывущем домой. | Артикуляционная и дыхательная гимнастика. Беседа: «Цветик-семиветик» Беседа о желтом цвете. Рассказ о свойствах желтого цвета. Практическая деятельность. Упражнения в согласовании прилагательных, обозначающих цвет, с существительными в роде, числе и падеже. Активизация словаря и закрепление знаний детей об окружающем мире (овощах, фруктах, цветах). Упражнение на расслабление рук по контрасту с напряжением Упражнение на развитие согласования слов в предложении, тренировка плавности речи в предложениях. Физминутка «Желтая песенка» (на развитие речи с движениями) Чтение детьми заранее разученных стихотворений. Тренировка плавности речи в ритмизированной форме.
Беседа о содержании стихотворений. Упражнение на обогащение словаря, развитие умения подбирать родственные слова. Упражнение на активизацию и обогащение глагольного словаря. Упражнение на формирование умения длительно и плавно выдыхать, развитие тактильных ощущений. Упражнение «Договори словечко» Упражнение на развитие зрительного внимания, устранение синкинезий. Упражнение на тренировку плавности речи в её диалогической форме. | ||
Заключительная часть Цель: подведение итогов. Задачи: 1. учить детей обобщать и делать выводы; 2. развивать желание делиться своими впечатлениями | ||||
Деятельность детей | Деятельность педагога | Примечания | ||
Дети свободно выражают свои мысли, чувства, делятся своими впечатлениями, аргументируют свою точку зрения. Прощаются с гостями. | Педагог побуждает детей к обсуждению, выделению главного. Спрашивает, понравилось ли детям заниматься с предметами желтого цвета? Какое упражнение понравилось им более всего, что показалось трудным, что было самым интересным для них. Спрашивает, запомнили они, что означает желтый цвет, как он нам помогает. Как называется третий закон плавной речи, как он звучит в стихах. Педагог отмечает, что у детей и дальше будет возможность путешествовать по разноцветным странам и изучать законы плавной и красивой речи. Педагог просит детей попрощаться с гостями, предлагает взять бортовые журналы и пойти в группу. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ, НАПРАВЛЕННОГО НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЛЕКСИКО – ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА)
В занятии использованы схемы приставочных глаголов, разработанные Т. С. Ткаченко. Занятие может проводиться осенью при изучении темы или весной (в случае 1 года коррекции детей с ТНР)....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи с использованием технологии ТРИЗ.
Цель: учить выстраивать логические цепочки, развивать умение находить нестандартные подходы к решению задачЗадачи: развивать внимание память, мышление, научить детей задавать сильные вопросы, на...
Конспект логопедического занятия с заикающимися детьми на этапе отраженной речи
Подгрупповое занятие с детьми с заиканием на этапе отраженной речи учителя- логопеда Василив Александры МихайловныЛексическая тема: «Зима. Признаки зимы. Зимующие птицы»Цель: коррекция заикания на эта...
Конспект занятия для первой младшей группы по развитию речи с использованием малых форм фольклора
Конспект занятия для первой младшей группы по развитию речи с использованием малых форм фольклора...
Конспект занятия в старшей группе с общим недоразвитием речи с использованием мнемотехники по теме «Путешествие в страну знаний»
Конспект занятия в старшей группе с общим недоразвитием речи с использованием мнемотехники по теме «Путешествие в страну знаний»...
Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие» для детей младшей группы «Путешествие в страну ярких цветов»
В воспитаниние детей дошкольного возраста неободимо проводить обучение в игровой форме. В данной работе представлена возможность проведения рабочего процесса в увлекательной форме....
Конспект занятия для детей средней группы по развитию речи с использованием пальчиковых игр.
Конспект занятия для детей средней группы по развитию речи с использованием пальчиковых игр....