КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ, НАПРАВЛЕННОГО НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЛЕКСИКО – ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА)
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
В занятии использованы схемы приставочных глаголов, разработанные Т. С. Ткаченко. Занятие может проводиться осенью при изучении темы или весной (в случае 1 года коррекции детей с ТНР).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perel.ptitsy.docx | 18.7 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ, НАПРАВЛЕННОГО НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
ЛЕКСИКО – ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ
(ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА)
ТЕМА: «Перелетные птицы»
ЦЕЛЬ: Совершенствовать лексико-грамматический строй речи.
ЗАДАЧИ: 1. Закрепить понятие «перелетные птицы» и названия перелетных птиц.
2. Учить образовывать приставочные глаголы от глагола «летать» с опорой на схемы.
3. Упражнять в составлении предложений с приставочными глаголами и названиями перелетных птиц.
- Развивать слуховое внимание.
ОБОРУДОВАНИЕ: картинки перелетных птиц (аист, цапля, журавль, гусь, утка, лебедь, ласточка, скворец, грач, соловей, жаворонок, трясогузка, стриж, кукушка, иволга), схемы приставочных глаголов (по Т.А. Ткаченко).
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Организация начала занятия.
«Входной билет» - назвать одну перелетную птицу.
2. Основная часть.
2.1. Закрепление понятия «перелетные птицы».
ЛОГОПЕД: Сейчас вы назвали перелетных птиц. А почему этих птиц называют перелетными?
ДЕТИ: Потому что эти птицы осенью улетают в теплые края, а весной возвращаются обратно к нам.
ЛОГОПЕД: Почему же они улетают осенью?
ДЕТИ: Потому что им не хватает корма. Они питаются насекомыми, рыбой, лягушками, червяками. А зимой этой пищи нет.
ЛОГОПЕД: Вы совершенно правы.
2.2. Закрепление названий перелетных птиц.
ЛОГОПЕД: Назовите, пожалуйста, перелетных птиц, которые питаются лягушками.
ДЕТИ: Аист, цапля, журавль.
Когда дети называют птиц, логопед выставляет на наборное полотно соответствующие картинки.
ЛОГОПЕД: Назовите перелетных птиц, для которых основной корм - рыба.
ДЕТИ: Гуси, утки, лебеди.
ЛОГОПЕД: Назовите перелетных птиц, которые питаются насекомыми и червями.
ДЕТИ: Грачи, скворцы, ласточки, стрижи, соловьи, жаворонки, трясогузки, иволги, кукушки.
ЛОГОПЕД: Ребята, а дятел тоже питается насекомыми и личинками. Почему он не улетает?
ДЕТИ: У дятла крепкий клюв, которым он выдалбливает корм из-под коры деревьев.
ЛОГОПЕД: Верно.
2.3. Физминутка. Развитие слухового внимания.
ЛОГОПЕД: Я предлагаю вам ненадолго превратиться в птиц и полетать. А я буду читать стихотворение, в котором перечисляются названия разных птиц. Но будут попадаться и другие слова - не названия птиц. Если вы услышите такое слово, присядете на корточки. Внимание! Полетели!
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи,
Аисты, вороны,
Галки, макароны.
Прилетели птицы:
Голуби, куницы,
Соловьи, ножи,
Лебеди, чижи,
Болтики, кукушки,
Зяблики, ватрушки.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Гаечки, стрижи,
Аисты, кукушки,
Даже совы – сплюшки,
Лебеди и утки -
Вот спасибо шутке!
2.4. Образование приставочных глаголов.
ЛОГОПЕД: Сейчас вы изображали движения птиц. Покажите кистями рук, как двигается птица, назовите это действие.
Дети выполняют упражнение «птица» и называют действие - летает.
ЛОГОПЕД: Птицы летают. Сейчас мы с вами будем работать со словом «летать». Это действие и слово мы обозначим стрелкой. Посмотрите на эту схему. Как вы думаете, как изменится слово «летать»? В какое оно превратиться слово?
Логопед показывает начальную точку, движение по стрелке и конечную точку.
ЛОГОПЕД: Что сделала птичка?
ДЕТИ: Перелетела.
ЛОГОПЕД: Правильно. Слово «летать» превратилось в слово «перелетать».
Аналогично со схемами прорабатываются глаголы: прилетать, улетать, влетать, вылетать, подлетать, отлетать, слетать.
ЛОГОПЕД: Давайте повторим. Я буду показывать схему, а вы называете действие.
Дети по предъявлению схемы хором называют глагол.
2.5. Составление предложений.
ЛОГОПЕД: Теперь мы будем составлять предложения. В каждом предложении надо использовать название перелетной птицы и действие. Но действия у всех будут разные. А название перелетной птицы может быть любое.
Схемы приставочных глаголов разыгрываются лотереей или по типу фантов.
ЛОГОПЕД: И еще одно условие - в предложении должно быть больше двух слов. В конце занятия вы выберете самые красивые и интересные предложения. Кто хочет быть первым?
Дети по одному выходят к наборному полотну, показывают свою схему, изображение выбранной птицы и составляют предложение. Логопед при необходимости помогает наводящими вопросами или привлекает к помощи других детей.
3. Организация окончания занятия.
ЛОГОПЕД: Молодцы! Вы все проявили фантазию. А чьи предложения вам понравились больше всего?
Дети по очереди высказывают свое мнение. Логопед обобщает мнения и делает вывод о том, какое предложение можно назвать интересным, обращая внимание на правильность построения фразы.
ЛОГОПЕД: Наше занятие на этом закончено. На прогулке я прошу вас понаблюдать за птицами. А когда вернетесь в группу, вы мне расскажете, каких птиц вы видели, и какие действия совершали эти птицы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование метода моделирования на занятиях по формированию элементарных математических представлений в детском саду компенсирующего вида.
В статье раскрывается специфика формирования элементарных математических представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью, применение метода моделирования при обучении математике в детс...
"Использование метода моделирования в музыкальной деятельности детей дошкольного возраста"
В статье раскрывается проблема целенаправленного использования метода моделирования в системе музыкального образования дошкольников; активизизация познавательной деятельности детей, способствующая акт...
использование метода моделирования в экологическом воспитании дошкольников
моделирование как эффективный метод в экологическом воспитании дошкольников...
Использование метода моделирования в ходе обучения старших дошкольников рассказыванию
Моделирование - это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. В исследованиях многих психологов (Л.А.Венгер, Д.Б. Эльконин и др.) отмечаетс...
Формирование у детей старше-подготовительного возраста представлений о структурных единицах языковой системы и навыках языкового анализа и синтеза по средствам использования метода моделирования (с использованием пластилина)
В данном докладе (стендовый доклад) представлен приём работы по формированию у детей старше-подготовительного возраста о структурных единицах языковой системы и навыках языкового анализа и синтеза по ...