Речевая карта для детей с ДЦП
методическая разработка по логопедии
Речевая карта для детей с ДЦП (старший возраст)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevaya_karta_dtsp.doc | 223.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕЧЕВАЯ КАРТА (для детей с ДЦП)
( составлена с учетом рекомендаций Н.М. Трубниковой, И.А.Смирновой, И. Ю. Левченко, О.Г. Приходько)
I. Общие сведения
1. Дата обследования _______________________________________________________________
2. Фамилия, имя, отчество.___________________________________________________________
3. Дата рождения.___________________________________________________________________
4. Домашний адрес _________________________________________________________________
5. Заключение психиатра (психоневролога)._____________________________________________
6. Диагноз невропатолога.____________________________________________________________
7 Состояние органов слуха и носоглотки________________________________________________
8. Данные окулиста._________________________________________________________________
9. Заключение медико-педагогической комиссии._________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
10. Посещает (посещал) ли дошкольное учреждение (указать специальное или нет).____________
____________________________________________________________________________________
11. Краткая характеристика ребенка по данным педагогических наблюдений (устойчивость внимания, работоспособность, ориентировка в окружающем, навыки самообслуживания отношения ребенка к своему речевому дефекту)___________________________
_____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Данные о родителях ребенка (возраст, здоровье, профессия, социальные условия, вредные привычки)
Мама:______________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Папа: ________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
13. Общий анамнез
а) от какой беременности ребёнок_______________________________________________________
б) характер беременности (болезни, травмы, токсикозы место работы употребление алкоголя, курение)_____________________________________________________________________________
в) течение родов (досрочное, срочное, стимулирование, наложение щипцов, асфиксия)
_____________________________________________________________________________________
г) вес и рост при рождении ____________________________________________________________
д) на какие сутки был выписан из роддома ________________________________________________
е) вскармливание (грудное, искусственное)________________________________________________
ё) особенности питания (сосал активно вяло, поперхивался при сосании и глотании, при каком положении головы кормление протекало свободно при каком затрудненно, уставал ли в период кормления, был беспокойным, как дышал при кормлении, плаче, в покое, как жевал и глотал твердую и жидкую пищу)______________________________________________________________
ж) перенесенные ребенком заболевания, травмы интоксикации______________________________
до года ______________________________________________________________________________
после года ___________________________________________________________________________
14. Раннее психомоторное развитие
а) когда начал различать слуховые и зрительные раздражители, тянуться за игрушками _____________________________________________________________________________________
б) когда стал держать голову ___________________________________________________________
в) когда стал самостоятельно садиться, ходить_____________________________________________
г) когда появились зубы_______________________________________________________________
д) поведение ребенка до года (спокойное, беспокойное, как спал)____________________________
е) появление навыков самообслуживания_________________________________________________
15. Речевой анамнез:
а) гуление (время появления, характеристика):_____________________________________________
б) лепет (время появления и его характер): ________________________________________________
в)первые слова, фразы (время их появления и характеристика)____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
г) как шло развитие (скачкообразное, с перерывами, постепенно причины и время отклонения в развитии)____________________________________________________________________________
д) с какого времени замечено нарушение речи_____________________________________________
е) речевая среда, в которой рос ребенок _________________________________________________
е) занимался ли с логопедом (С какого возраста и сколько времени, результаты занятий)________
____________________________________________________________________________________ж) характеристика речи в настоящее время _______________________________________________
____________________________________________________________________________________
ВЫВОДЫ: ПРЕНАТАЛЬНЫЙ, ПОСТНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОДЫ ПРОТЕКАЛИ С ОТКЛОНЕНИЯМИ, БЕЗ ОТКЛОНЕНИЙ.
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
II. Обследование состояния органов артикуляционного аппарата
II. I. СТРОЕНИЕ И ПОДВИЖНОСТЬ ОРГАНОВ АРТИКУЛЯЦИИ
Все предлагаемые задания выполняются по показу, затем по словесной инструкции.
Прием | Содержание задания | Характер выполнения | |||
20___/20___ уч. г | 20___/20___ уч. г | ||||
н/г | к/г | н/г | к/г | ||
1. ИССЛЕДОВА- НИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ГУБ ПО СЛОВЕСНОЙ ИНСТРУКЦИИ ПРОВОДИТСЯ ПОСЛЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗА- ДАНИЯ ПО ПОКАЗУ | а) сомкнуть губы; б) округлить губы, как при произношении звука «о», – удержать позу под счет до 5; в) вытянуть губы в трубочку, как при произношении звука «у», и удержать позу под счет до 5; г) растянуть губы в «улыбке» (зубов не видно) и удержать позу по счет до 5; з) многократно произносить губные звуки «б-б-б», «п-п-п». | ||||
2. ИССЛЕДОВА- НИЕ ДВИГАТЕЛЬ- НЫХ ФУНКЦИЙ ЯЗЫКА (ИССЛЕДОВАНИЕ ОБЪЕМА И КАЧЕСТВА ДВИЖЕНИЙ ЯЗЫКА) ПО ПОКАЗУ И СЛОВЕСНОЙ ИНСТРУКЦИИ | а) положить широкий язык на нижнюю губу и подержать под счет до 5; б) положить широкий язык на верхнюю губу и подержать под счет до 5; в) переводить кончик языка поочередно из правого угла рта в левый угол, касаясь губ; г) сделать язык «лопатой» (широким), а затем «иголочкой» (узким); д) упереть кончик языка в правую, а затем в левую щеку; е) поднять кончик языка к верхним зубам, подержать под счет и опустить к нижним зубам; ё) выдвинуть широкий язык вперед, а затем занести назад в ротовую полость; | ||||
3. ИССЛЕДОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ МЯГКОГО НЕБА | а) широко открыть рот и четко произнести звук «а» (в этот момент в норме мягкое небо поднимается) б) провести шпателем, зондом или бумажкой, скрученной в трубочку, по мягкому небу (в норме должен появляться рвотный рефлекс) в) при высунутом между зубами языке надуть щеки и сильно подуть так, как будто задувается пламя свечи | ||||
4. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ И СИЛЫ ВЫДОХА | а) сыграть на любом духовом инструменте-игрушке (губной гармошке, дудочке, флейте и т.д.) б) поддувать пушинки, листок бумаги и т.п. | ||||
Отмечаются: 1.выполнение правильное; проявляется замена одного движения другим, поиск артикуляции, «застревание» на одном движении, инертность движения, недифференцированность движений, нарушение плавности движений, напряженность языка, подергивание языка, движения языка не удаются, легко ли удается переключение с одной артикуляционной позы на другую, с одной фонемы на другую и с одного звукового ряда на другой. 2. движения языка имеют недостаточный диапазон; появляются содружественные движения; язык движется неуклюже всей массой, медленно неточно; имеются отклонения языка в сторону (девиация), тремор, гиперкинезы; истощаемость движений, саливация; удерживается ли язык в определенном положении; движение не удается, гипотония, дистония, спастичность. 3. выполнение правильное; объем движения ограничен, наличие содружественных движений, малой подвижности небной занавески, гиперкинезов, саливации, движение не удается 4. сила и продолжительность выдоха; укороченный выдох (в зависимости от возраста испытуемого) |
ВЫВОДЫ: ДВИЖЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА АКТИВНЫЕ, ВЯЛЫЕ, ПАССИВНЫЕ; ОБЪЕМ ДВИЖЕНИЙ ПОЛНЫЙ, НЕПОЛНЫЙ; ПРИСУТСТВУЕТ ЗАМЕНА ДВИЖЕНИЙ, ОТСУТСТВУЕТ ЗАМЕНА ДВИЖЕНИЙ; МОТОРНАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ; ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПЕРЕХОДА ОТ ОДНОГО ДВИЖЕНИЯ К ДРУГОМУ, ЗАСТРЕВАНИЕ НА ОДНОМ ДВИЖЕНИИ, РАСТОРМОЖЕННОСТЬ.
НЕВРОЛОГИЧЕСКИЙ СИНДРОМ НАРУШЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ: ТОНИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ ТИПА РИГИДНОСТИ, СПАСТИЧЕСКИЙ ПАРЕЗ, ГИПЕРКИНЕЗЫ, СИНКИНЕЗИИ, АТАКСИЯ, АПРАКСИЯ, САЛИВАЦИЯ, ТРЕМОР.
ТОНУС ГУБНОЙ МУСКУЛАТУРЫ: НОРМА, СПАСТИЧНОСТЬ, ГИПОТОНИЯ, ДИСТОНИЯ
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
III. Обследование мимической мускулатуры
Все предлагаемые задания выполняются по показу, затем по словесной инструкции.
Прием | Содержание задания | Характер выполнения |
1.ИССЛЕДОВАНИЕ ОБЪЕМА И КАЧЕСТВА ДВИЖЕНИЯ МЫШЦ ЛБА | а) нахмурить брови б) поднять брови | |
Отмечаются: выполнение правильное; проба выполняется с содружественными движениями (щурятся глаза, подергиваются щеки и т.д.), движение не удается | ||
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОБЪЕМА И КАЧЕСТВА ДВИЖЕНИЙ МЫШЦ ГЛАЗ | а) легко сомкнуть веки б) плотно сомкнуть веки в) закрыть правый глаз, затем левый г) подмигнуть | |
Отмечаются: выполнение правильное; движение не удается; появление содружественных движений | ||
3. ИССЛЕДОВАНИЕ ОБЪЕМА И КАЧЕСТВА ДВИЖЕНИЙ МЫШЦ ЩЕК | а) надуть левую щеку б) надуть правую щеку в) надуть обе щеки одновременно г) втянуть щеки в рот | |
Отмечаются: выполнение правильное; движение выполняется с напряжением, не в полном объеме; изолированное надувание одной щеки не удается; поза не выполняется. | ||
4. ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПРОИЗВОЛЬНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ОПРЕДЕЛЕННЫХ МИМИЧЕСКИХ ПОЗ | выразить мимикой лица: а) удивление б) радость в) испуг г) грусть д) сердитое лицо | |
Отмечаются: правильное выполнение; мимическая картина нечеткая, движение выполняется с одной стороны; поза не создается. | ||
5. ИССЛЕДОВАНИЕ СИМВОЛИЧЕС-КОГО ПРАКСИСА | а) поцелуй б) улыбка в) оскал г) плевок д) цоканье | |
Отмечаются: выполнение правильное; объем движений ограничен, появление содружественных движений, гиперкинезов, саливации; напряженность; движение не удается |
ВЫВОДЫ: ПОРАЖЕНИЕ ЧЕРЕПНО-МОЗГОВОЙ ИННЕРВАЦИИ ОТСУТСТВУЕТ; ОТМЕЧАЕТСЯ ПОРАЖЕНИЕ ЧЕРЕПНО-МОЗГОВЫХ НЕРВОВ.
ТОНУС ЛИЦЕВОЙ МУСКУЛАТУРЫ: НОРМА, СПАСТИЧНОСТЬ, ГИПОТОНИЯ, ДИСТОНИЯ, СГЛАЖЕНОСТЬ НОСОГУБНЫХ СКЛАДОК, АСИММЕТРИЯ ЛИЦА, ГИПЕРКИНЕЗЫ ЛИЦА. НАЛИЧИЕ ПАТОЛОГИЧЕСКИХ РЕФЛЕКСОВ ОРАЛЬНОГО АВТОМАТИЗМА.
IV. Обследование состояния общей моторики
Общая моторика | 20___/ 20___ уч. год | 20___/ 20___ уч. год | ||
н/г | к/г | н/г | к/г | |
- удержание головы | ||||
- самостоятельное сидение | ||||
- удержание вертикального положения стоя (у опоры / самостоятельно) | ||||
- ходьба с поддержкой | ||||
- самостоятельная ходьба | ||||
- нарушение походки | ||||
ВЫВОДЫ: ХАРАКТЕРИЗУЮТСЯ НАРУШЕННЫЕ И СОХРАННЫЕ СТОРОНЫ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ |
V. Обследование ручной моторики и произвольной моторики пальцев рук
Все предлагаемые задания выполняются по показу, затем по словесной инструкции.
моторика | 20___/ 20___ уч. год | 20___/ 20___ уч. год | ||
н/г | к/г | н/г | к/г | |
Поднимание правой, левой руки | ||||
Разведение рук в стороны | ||||
Вытягивание рук вперед | ||||
Захват предметов: крупных – кистью мелких - пальцами | ||||
Показать «ушки зайчика» | ||||
Показать «козу рогатую», поочерёдно каждой рукой, затем обеими вместе | ||||
Пальчики «здороваются» (поочерёдное касание пальцев руки, а затем одноимённых пальцев обеих рук) | ||||
Изменить положение кистей рук (кулак – ребро ладони – ладонь) | ||||
ВЫВОДЫ: ХАРАКТЕРИЗУЮТСЯ НАРУШЕННЫЕ И СОХРАННЫЕ СТОРОНЫ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК Отмечаются: плавное, точное и одновременное выполнение проб: напряженность, скованность движений, нарушение темпа выполнения движения (не под счет логопеда) нарушение переключения от одного движения к другому, наличие синкинезий, гиперкинезов невозможность удержания созданной позы невыполнение движения. |
Б). Состояние просодики
Параметры | 20___/ 20___ уч. год | 20___/ 20___ уч. год | ||
н/г | к/г | н/г | к/г | |
Голос: нарушение силы голоса: тихий, слабый, истощающийся, крикливый, звонкий; нарушение тембра голоса: назализованный, глухой, сдавленный, хриплый, напряженный, дрожащий. | ||||
Темп речи: быстрый, ускоренный, замедленный, медленный, спокойный, умеренный, равномерный. | ||||
Мелодико-интонационная окраска: выразительная, маловыразительная, монотонная, не нарушена (N) | ||||
Дыхание: прерывистое, верхнее, нижнее диафрагмальное, грудное, смешанное, шумное, ритмичное, поверхностное, спокойное, свободное; выдох продолжительный, плавный, укороченный, слабый, сильный, короткий, толчкообразный; речь организует на выдохе, на вдохе. | ||||
Вывод | ||||
Просодическая сторона речи сформирована с нарушениями голоса, темпа, дыхания и т.д.; отклонений не имеет. |
VII. Обследование слоговой структуры слова
Вид слоговой структуры слова | Оптический раздражитель (покажи) (картинка) | Речевая реакция на оптический раздражитель | Речевая реакция на акустический раздражитель | ||||||||
Результат | |||||||||||
20___/ 20___ уч. год | 20___/ 20___ уч. год | 20___/ 20__ уч. год | 20___/ 20___ уч. год | 20___/ 20___ уч. год | 20___/ 20___ уч. год | ||||||
н/г | к/г | н/г | к/г | н/г | к/г | н/г | к/г | ||||
Односложные слова с закрытым слогом: мак, дом, сыр. | |||||||||||
Двусложные слова из двух прямых открытых слогов: рука, роза, лапа. | |||||||||||
Двусложные слова с одним закрытым слогом: сахар, диван, забор. | |||||||||||
Двусложные слова со стечением согласных в середине слова: кукла, марка, утка, арбуз, карман. | |||||||||||
Односложные слова со стечением согласных в конце слова: волк, тигр. | |||||||||||
Двусложные слова со стечением согласных в начале слова: трава, брови, книга . | |||||||||||
Двусложные слова со стечением согласных в начале и середине слова: клубника, клумба, гнездо | |||||||||||
Двусложные слова со стечением согласных в конце слова: корабль, бинокль | |||||||||||
Трехсложные слова из трех открытых слогов: панама, канава, малина, машина. | |||||||||||
Трехсложные слова с последним закрытым слогом: кошелёк, пулемёт, телефон | |||||||||||
Трехсложные слова со стечением согласных: конфеты, памятник, винтовка, термометр, тракторист. | |||||||||||
Четырехсложные слова с открытыми слогами: паутина, черепаха, помидоры | |||||||||||
Многосложные слова из сходных звуков: клубок, колосок, корзина, картина | |||||||||||
ВЫВОД | |||||||||||
Отмечается характер искажения слоговой структуры (сокращение, упрощение («стул – туль»), опускание, уподобление «табуретка – татуетка» слогов, добавление звуков и слогов «комната – кононамата, стол - сытол»; перестановка слогов и звуков»). Перестановка слогов является дифференциальным признаком сенсорных нарушений. Чтобы выявить негрубые нарушения слоговой структуры слова, для повторения предлагаются следующие предложения: Петя пьет горькое лекарство. На перекрестке стоит милиционер. Саше понравился пластмассовый кораблик. Космонавт управляет космическим кораблем. Ранней весной прилетают перелетные птицы. |
VIII. Обследование состояния функций фонематического слуха
(фонематического восприятия)
Содержание задания | Используемый речевой и наглядный материал | 20___/ 20___ уч. год | 20___/ 20___ уч. год | ||
Серии звуков | а-у; и-э; у-о; а-у-ы; у-о-а; у-а-о-и; | н/г | к/г | н/г | к/г |
Слоговые ряды: а) со звонкими и глухими звуками | па-ба, па-ба-па, жа-ша, жа-ша-жа, та-да, та-да-та | ||||
б) с шипящими и свистящими | за-са-за, са-ша-са, са-ша-шу, са-за-ча, за-жа-за | ||||
в) с сонорами | ра-ла-ла ла-ра-ла | ||||
Запоминание слоговых рядов, состоящих из 2-4 элементов (с измененной гласной, с изменением согласной) | м-ме-му ка-ва-та, па-ба-па | ||||
слова: Покажи где: | Коса-коза, уточка-удочка, ложки – рожки, мышка-мишка, сабля-цапля. | ||||
Повтори: | Кот-год-кот; ком-дом-ком; бочка-почка; коза-коса; дом-дым; крыша – крыса; жить-шить; день-тень. | ||||
Выделение звука среди слов: Если услышишь звук «ш» (к,л…), хлопни в ладоши | Домик, зайка, мишка, шапка, лиса, шишка, елка, машина. | ||||
Вывод | |||||
Функции фонематического слуха (не) сформированы; сформированы недостаточно. Особо должны быть отмечены явления персеверации, когда ребенок не может переключиться от одного звука к другому. |
IX. Обследование звукового анализа слова
Содержание задания | Используемый речевой и наглядный материал | 20___/ 20___ уч. год | 20___/ 20___ уч. год | ||
н/г | к/г | н/г | к/г | ||
Выдели: а) первый ударный гласный в словах | Оля, Аня, утка, аист. | ||||
С 6 лет: б) первый согласный | Палка, танк, мак | ||||
С 6 лет: в) последний согласный звук | Суп, мак, кот, сом | ||||
Определи место звука в слове. Где ты слышишь звук (с,з,ц,ж,ч,р,л) в начале или в конце слова? | Сани, косы, боец, мыши, кожа, корка, полка. | ||||
Определи последовательность места звуков в слове: Какой звук ты слышишь в начале слова (после)….? | Сумка, рамка, полка, рыба, лапа, зубы | ||||
Определи количество звуков в слове: Сколько звуков в слове? | Рак, лак, сом, шум, жук, рыба, шуба, полка, стол | ||||
Вывод | |||||
Навыки звукового анализа (не) соответствуют возрасту; сформированы не достаточно |
X. Обследование понимания речи
А) Понимание обращенной речи
Задания на выполнения простых речевых инструкций | |||||||||||||||||||||||||||
Посади куклу в машину и т.п. | Возьми мячик и брось его в корзину и т.п. Мяч дай мне, а зайку возьми себе | Достань книгу из шкафа, положи ее на стол, а сам садись на стул и т.п. | |||||||||||||||||||||||||
Результат | |||||||||||||||||||||||||||
Вывод | |||||||||||||||||||||||||||
(Не) понимает обращенную речь, понимание ситуативное, на бытовом уровне, (не) выполняет сложные речевые инструкции, понимание речи в полном объеме (N) | |||||||||||||||||||||||||||
Б) Пассивный словарь | |||||||||||||||||||||||||||
Задания на понимание различных грамматических форм словоизменения Понимание названий предметов реальных и на картинках (точность понимания значения слов, дифференциация единственного и множественного числа существительных) | |||||||||||||||||||||||||||
Покажи, что ты наденешь на голову, когда пойдешь гулять; чем будешь резать бумагу; что нужно бабушке, чтобы лучше видеть и т.п. Покажи, где: шар-шары, гриб-грибы, кукла – куклы, яблоко-яблоки | Покажи, где: стакан, книга, ручка, перчатки, фартук, сачок; Стол-столы, дом-дома, стул-стулья, дерево - деревья | Покажи, где: глаз-глаза, ведро-вёдра, рот- рты, ухо-уши, лев- львы, перо-перья, окно-окна, кресло-кресла. | |||||||||||||||||||||||||
Результат | |||||||||||||||||||||||||||
20___/ 20___ уч. г | 20___/ 20___ уч. г | 20___/ 20___ уч.г | 20___/ 20___ уч. г | 20___/ 20___ уч. г | 20___/ 20___ уч. г | ||||||||||||||||||||||
Задания на понимание различных грамматических форм словоизменения Различение предложно-падежных конструкций | |||||||||||||||||||||||||||
(в,на, по, под, над, перед, за, около) | Дифференциация (в-из, на-с, под- из-под, между, из-за) | ||||||||||||||||||||||||||
Покажи, где ложка: в стакане, на стакане, под стаканом и т.п. | Возьми линейку с пенала, из пенала, из-под пенала. Положи карандаш в (на, под) пенал и т.п. | ||||||||||||||||||||||||||
Результат | |||||||||||||||||||||||||||
20___/ 20___ уч. г | 20___/ 20___ уч. г | 20___/ 20___ уч. г | 20___/ 20___ уч. г | ||||||||||||||||||||||||
н/г | к/г | н/г | к/г | н/г | к/г | н/г | к/г | ||||||||||||||||||||
В) Дифференциация форм словообразования Задания на дифференциацию уменьшительно-ласкательных существительных (с 5 лет) | |||||||||||||||||||||||||||
Покажи, где: дом-домик, стул-стульчик, одеяло-одеяльце, подушка-подушечка, замок-замочек, виноград -виноградинка, роса-росинка. | |||||||||||||||||||||||||||
Результат | |||||||||||||||||||||||||||
20___/ 20___ уч. г | 20___/ 20___ уч. г | ||||||||||||||||||||||||||
н/г | к/г | н/г | к/г | ||||||||||||||||||||||||
Задания на дифференциацию глаголов с различными приставками (с 5лет) | |||||||||||||||||||||||||||
Покажи, где: шел-ушел, зашел-вышел, вошел, перешел, отошел. | |||||||||||||||||||||||||||
Результат | |||||||||||||||||||||||||||
20___/ 20___ уч. г | 20___/ 20___ уч. г | ||||||||||||||||||||||||||
н/г | к/г | н/г | к/г | ||||||||||||||||||||||||
Задания на понимание словосочетаний и простых предложений (с 5 лет) | |||||||||||||||||||||||||||
Покажи: ключом карандаш, ключ карандашом Покажи картинку: Девочка рвет цветы. Девочка играет в мячик. Девочка убирает комнату. Покажи: Кого ловит девочка? Чем ловит бабочку? Кто ловит бабочку? | |||||||||||||||||||||||||||
Задания, направленные на актуализацию значений слов, на их правильный выбор в том или ином контексте (с 5 лет) | |||||||||||||||||||||||||||
1.Подбери к словам подходящие предметы: - мокрый ….., тяжелый….., радостный….., сильный…. - светит….., пишет…., шьет….., висит…. 2. Закончи предложение: Пластилин мягкий, а камень….., Диван мягкий, а скамейка….., Кашу варят густую и ……, Лес бывает густой и …… | |||||||||||||||||||||||||||
Результат | |||||||||||||||||||||||||||
20___/ 20___ уч. г | 20___/ 20___ уч. г | ||||||||||||||||||||||||||
н/г | к/г | н/г | к/г | ||||||||||||||||||||||||
Вывод | |||||||||||||||||||||||||||
Импрессивная речь сформирована: отмечается понимание названий предметов реальных и на картинках, значения слова, а также понимания лексико-грамматических конструкций; импрессивная речь сформирована недостаточно (импрессивный аграмматизм, уточнить какие стороны импрессивной речи несформированы). «У детей с тяжелой формой нарушения артикуляции возможно только исследовать импрессивную сторону речи и это может характеризовать истинный уровень их речевого развития» |
XI. Обследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи
Активный словарь
Конкретные существительные | 20___/ 20___ уч. г | 20___/ 20___ уч. г | ||
н/г | к/г | н/г | к/г | |
овощи (помидор, огурец, лук, морковь, капуста, свекла, картофель, баклажаны, кабачки, чеснок) Животные (кот, собака, лошадь, корова, овца, баран, коза, козел, свинья, лиса, волк медведь, заяц, барсук, бобр, белка, лось, еж ) посуда (чайник, чашка, блюдце, стакан, кофейник, сахарница, конфетница, молочник, масленка, солонка, супница, тарелка, ложка вилка, нож, поварешка, кастрюля, сковорода, ковш, дуршлаг хлебница) | ||||
Обобщающие понятия | ||||
шкаф, буфет, тумба, этажерка – мебель плащ, шарф, перчатки – одежда абрикосы, персики, сливы- фрукты воробей, ласточка, снегирь – птицы клен, рябина, сосна, дуб, тополь – деревья бабочка, медуница, божья коровка, оса, стрекоза - насекомые | ||||
Назови части тела: Голова, ноги, руки, нос, рот, живот, шея, локоть, колено, пальцы, плечо, подбородок | ||||
Существительные обозначающие части предметов | ||||
Назови части: - машины (двери, колеса, руль, кабина, кузов, зеркала, фары, багажник, мотор) - самолета (крылья, окна, колеса, хвост, кабина) - дома (крыша, окна, дверь, стены, лестница) - медведя (голова, туловище, лапы, хвост, рот, глаза, уши, когти) | ||||
Название профессий | ||||
Назови: Кто водит машину? Кто продает продукты? Кто стрижет волосы? Кто шьет одежду? Кто управляет самолетом? Кто готовит пищу? Кто рисует картины? | ||||
Глагольный словарь | ||||
Кто как передвигается: Рыба, птица, конь, собака, бабочка, змея. Кто что делает: (профессии) водитель, почтальон, продавец, парикмахер, швея, лётчик, повар, художник. | ||||
Прилагательные. Признак предмета. | ||||
По 3 признакам Назови, какой, (какая)? Лимон, шуба, кукла, конфета, яблоко. Волк, дом | ||||
Антонимы ( с 6 лет) Фиксируется возможность ребенка подбирать слова с противоположным значением | ||||
Закончи фразу: Слон большой, а комар… Днем светло, а ночью… Дерево высокое, а куст … Лев смелый, а заяц … Зимой холодно, а летом ... Дедушка старый, а внук.. Зимой идет снег, а летом.. | ||||
ВЫВОД: активный словарный запас соответствует возрасту, в пределах бытовой ситуации , резко ограничен При анализе результатов обследования детей, не пользующихся обычными средствами общения, наиболее существенными являются установление первичности или вторичности речевого дефекта. Не менее важным является установление меры активности ребенка в различных видах деятельности и соотношения их с речевой деятельностью. Кроме, того, подлежит выяснению, в какой жизненной обстановке развивался ребенок и каким было воспитывающее воздействие взрослых на его речь. При анализе особо подчеркивается: - общее количество звукокомплексов, которыми ребенок пользуется (10 или 100?) - дифференцированность их значений (устойчивое обозначение звукокомплексом определенных предметов, действий, качеств) - наличие в лексическом запасе общеупотребительных слов и их соотношение с «лепетными» и другими звукокомплексами, которые употребляет ребенок, а также с невербальными средствами - уровень слоговой структуры слова, общеупотребительных и «лепетных» слов. - воспроизведение отдельных слогов и слов по подражанию - активность, инициативность ребенка в общении Особенности и уровень сформированности понимания речи: осмысленно ли ребенок реагирует на просьбы, требования, замечания и т. п. в обычных, хорошо знакомых ему ситуациях. |
Грамматический строй речи
Состояние словоизменения
Конкретные существительные | 20___/ 20___ уч. г | 20___/ 20___ уч. г | ||
н/г | к/г | н/г | к/г | |
Изменение существительных по числам | ||||
Стол – столы, ухо – уши, рот – рты, дерево – деревья, лев – львы, дом – дома, лист - листья | ||||
Употребление формы родительного падежа мн. числа существительных | ||||
Нет чего? Шары – шаров, столы – столов, книги – книг, деревья – деревьев, мячи – мячей, карандаши- карандашей, стулья – стульев, ключи – ключей | ||||
Употребление предложно – падежных конструкций Фиксируется употребление ребенком предлогов | ||||
Где сидит кошка? (в, на, за, под) Куда спрятали зайку?(между, около) Откуда выглядывает мишка? (из – за, из – под) | ||||
Употребление словосочетаний - числительных | ||||
С 5 лет Два, пять Дом, кукла, шар, жук, карандаш С 6 лет Два, пять Дом, кукла, шар, жук, карандаш, ключ, лев, озеро, дверь | ||||
Глагольный словарь | ||||
Кто как передвигается: Рыба, птица, конь, собака, бабочка, змея. Кто что делает: (профессии) водитель, почтальон, продавец, парикмахер, швея, лётчик, повар, художник. | ||||
Состояние словообразования Задания на изменение существительных с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов | ||||
Окно – окошечко, лопата – лопаточка, гриб – грибочек, гнездо – гнездышко, зерно – зернышко, ведро – ведерочко, лоб – лобик, перо – перышко, Женя – Женечка, Костя - Костенька | ||||
Задания на образование названий детенышей животных | ||||
У зайца – зайчонок, у медведя – медвежонок, у белки – бельчонок, у ежа – ежонок, у собаки – щенок, у коровы – теленок, у лошади –жеребенок, у свиньи - поросенок | ||||
Задания на образование относительных прилагательных ( с 6 лет) | ||||
Скамейка из дерева ? Сумка из кожи? Стакан из стекла? Кубик из пластмассы? Лопата из железа? шапка из меха? Ваза из хрусталя? | ||||
Задания на образование притяжательных прилагательных (с 6 лет) | ||||
Скажи чей, чья, чьё? Шапка папы – папина, Кот тети – тетин, Платок бабушки – бабушкин, Хвост зайца – заячий Будка собаки – собачья, Лапа медведя- медвежья | ||||
ВЫВОД: грамматический строй сформирован, сформирован недостаточно, не сформирован (не образовывает существительные во множественном числе в Р.п., не понимает и не употребляет сложные предлоги, не согласовывает в речи существительное с числительным, не использует уменьшительно – ласкательные суффиксы, не образовывает относительные и притяжательные прилагательные. |
XII. Состояние связной речи
20___/ 20___ уч. г | 20___/ 20___ уч. г | |||
н/г | к/г | н/г | к/г | |
1. Пересказ сказки «Колобок» Фиксируется умение ребенка выстраивать сюжетную линию, придерживаясь основного содержания сказки. 2. Пересказ текста Фиксируется умение ребенка выделять структурные части сказки (начало, середина, конец), передавать сюжетную линию, построить связный рассказ. 3. Составление рассказа по картинке «Разбитый чайник» Фиксируется умение понять последовательность действий, разложить картинки в соответствии с логикой сюжета, построить связный рассказ. |
План работы на 20____ - 20 ___ учебный год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевая карта для детей 5-6 лет с ОНР
Речевая карта для детей с ОНР разработана для логопедов. Карта удобная в использовании, так как в ней есть три графы для заполнения промежуточных диагностик в течении года....
Речевые карты для детей с ОНР: средней группы (4х лет), старшей группы (5 лет) и подготовительной группы (6 лет)
При составлении речевой карты использовался материал Нищевой Н.В.Речевая карта составлена таким образом, что при распечатке складывается в небольшую книжечку, она удобна при заполнении даже молодому с...
Речевая карта обследования детей 4-7 лет с Общим недоразвитием речи Обуховой Н.В.
Удобно, быстро оформлять ( многие графы уже заполнены и нужно только подчеркнуть необходимое) . Удобно сравнивать динамику развития ребенка по всем диагностир...
Речевая карта обследования детей с ОНР на логопункте
На каждого ребёнка, зачисленного на логопункт, заводится речевая карта, в которой фиксируются основные особенности фонематической стороны речи ребёнка; состояние лексико-грамматического строя и связно...
Речевая карта ТНР детей 5-7 лет
Карта обследования ребенкаДетский сад № ___________ Фамилия __________________________________ Имя _____________________________ Год рождения___________________Домашний адрес_____________________...
Речевая карта для детей с заиканием
Речевая карта заикающегося дошкольника, входящая в документацию логопеда, составлена на основе разработок Волковой Г. А., Нищевой Н. В., Стребелевой Е. А., Смирновой И. А.. Одна карта заполняется в те...
- Мне нравится (3)