Интегрированное логопедическое занятие "Прогулка в осеннем лесу" в старшей группе.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Интегрированное логопедическое занятие "Прогулка в осеннем лесу" в старшей группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannoe_zanyatie_progulka_v_osennem_lesu.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного занятия
на тему «Прогулка в осеннем лесу».
Цель: актуализировать и закреплять знания детей о признаках осени.
Задачи:
- Образовательные:
- уточнять и расширять активный словарь по теме «Признаки осени»;
- формировать правильную артикуляцию и ясное произношение слов при исполнении распевок;
- развивать умение правильно выполнять движения в соответствии с текстом;
- развивать умение воспринимать текст песни, оформлять связные высказывания по содержанию текста песни.
- Коррекционно-развивающие:
- развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику;
- закреплять выполнение упражнений артикуляционной гимнастики с содружественными движениями кистей рук;
- развивать речевое и физиологическое дыхание, голос, чувство ритма;
- закреплять навыки различения и правильного произношения звуков а, у, и;
- развивать фонематический слух.
- Воспитательные:
- воспитывать бережное, заботливое отношение к природе;
- стимулировать положительные эмоции детей;
- развивать умение внимательно слушать педагога, ответы сверстников, дополнять, анализировать их;
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми в совместной деятельности.
Оборудование:
- Демонстрационное: аудиозаписи композиции «Времена года» (муз. Вивальди), «Менуэт» (муз. П.Мориа), песни «Разноцветная осень» (сл. и муз. Морозовой Т.); предметные картинки с изображением осенних признаков; костюмы (детали костюма) зайца, медведя, белки, ежа; муляжи осенних листьев, деревьев, грибов, фигурки.
- Раздаточное: бумажные платочки(в карманах), картонные листья с картинками на звуки а, у, и (по количеству детей).
- Техническое: магнитофон, настенное зеркало, стулья, подушки, магнитный мольберт, 3 пластмассовые корзины с символами звуков а, у, и.
Ход занятия.
I. Вводная часть.
Дети друг за другом заходят в зал под музыку («Времена года» муз. Вивальди) и становятся в линию. Эта же музыка звучит фоном в течение занятия.
Приветствие гостей.
Логопед: Ребята, сегодня на занятии мы с вами отправимся на прогулку по осеннему лесу.
В лес осенний на прогулку | По дорожкам, по тропинкам, |
Приглашаю вас пойти. | По лесу гулять пойдем. |
Интересней приключенья | Много интересного |
Нам, ребята, не найти. | Мы обязательно найдем. |
II. Основная часть.
Дети идут за логопедом змейкой по залу под музыку.
Логопед: Ребята, посмотрите, мы пришли на лесную поляну. Садитесь на пенечки-стульчики! (Дети садятся на стульчики перед зеркалом.)
- Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.
Логопед: Сейчас все, что мы увидим на полянке, будем показывать пальчиками и язычками.
Давайте покажем, какое у нас хорошее настроение, и подарим свои улыбки (упражнение для губ «улыбка», сложить пальцы рук тыльной стороной вверх и удерживать под подбородком) и поцелуи (упражнение для губ «трубочка», пальцы сложить щепотью и вытянуть вперед) лесу.
Поляна ровная — ровная (кисти рук прижаты друг к другу,
ладони повернуты вверх, язык свободно лежит на нижней губе).
Растет на поляне дикая яблоня (руки от локтей до запястий свести вместе, кисти сжать в кулаки, большие пальцы поднять вверх. Язык тянуть к носу).
На ней плоды — яблоки. Яблоки соберем в корзины (пальцы рук переплести "корзинкой". Язык загнуть "чашечкой").
Яблоки кислые! (махнуть рукой "эх". Сморщиться и слегка высунуть язык)
Дома сварим из яблок варенье (большой палец правой руки поднять кверху — жест одобрения. Улыбнуться и облизать верхнюю и нижнюю губу).
А еще испечем пирог (дети встают около стульев).
2. Динамическое и дыхательное упражнение.
Мы поставим в печь пирог (по одной руке в стороны ладонями наверх),
Очень ароматный (вдох - выдох).
Из трубы идет дымок (вращать кистями, поднимать руки наверх),
Он такой приятный! (через стороны опустить руки, вдох - выдох)
Там за лесом (домик над головой), у реки (волнообразные движения рукой)
Пекарь Булочка живет (показать руками большой живот).
По утрам печет пирог он (переворачивать ладони вверх-вниз),
В гости всех к себе зовет (манящие движения руками к себе).
3. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.
Дети садятся на стулья.
Логопед: Под яблоней растут грибы (языком сделать упражнение «грибок»).
У одних грибов ножки толстые (щепотью одной руки показать толстую ножку, ладонью другой — шляпку. Положение рук менять; то, что делала правая рука, делает левая, и наоборот).
У других грибов ножки тонкие (указательный палец одной руки — ножка, ладонь другой руки — шляпка; положение рук менять).
Соберем грибы в корзины (пальцы рук переплетены "корзинкой". Язык — "чашечкой").
Логопед: Ребята, давайте дальше пойдем по дорожке! (Дети идут за логопедом, друг за другом и становятся свободно за стульчиками спиной к зеркалу.)
4. Упражнение на развитие речевого аппарата, координации слова с движением («Логопедические распевки» Л.Б.Гавришевой, Н.В.Нищевой).
Логопед: Ребята, посмотрите, кто пришел к нам на поляну.
Выходят по очереди дети в костюмах зайца, медведя, белки, ежа. Все дети повторяют за ними слова распевок и движения.
Заяц: Зайка в травке скок-скок (4 прыжка, руки соединить перед грудью),
Зайка прыг за кусток (присесть).
Смелый зайка не боится (4 прыжка),
Не поймать его лисице (отрицательный жест указательным пальцем).
Логопед: Слышите, как трещат ветки деревьев? Кто это пробирается к нам сквозь заросли?
Медведь: Мишка любит сладкий мед (круговые движения рукой по животу),
Мишка мед у пчел берет (движения руками к себе).
Тем еще он знаменит (движение указательным пальцем),
Что зимою крепко спит (наклонить голову на сложенные вместе ладони).
Логопед: А кто это скачет по веткам и топает по дорожкам?
Белка: Белка прыгает по веткам (прыгают, сложив руки перед грудью).
Гриб несет бельчатам-деткам.
Еж:Без тропинок, без дорожек (двигаются вокруг себя в полуприседе, сделав круглые спинки)
Катится колючий ежик.
5. Динамическое упражнение.
Логопед: Вот, ребята, вы и познакомились с лесными жителями. Посмотрите, как красиво вокруг в осеннем лесу! Давайте с помощью рук и пальчиков расскажем осеннюю сказку.
Дети повторяют за логопедом движения под музыку («Менуэт» муз. П.Мориа). Логопед рассказывает сказку: «Лучики осеннего солнца освещают лесную поляну, скользят по веточкам деревьев, по разноцветным листьям (руки поднять наверх, пальцы правой, левой руки поочередно сжимать и выпрямлять). Подул прохладный осенний ветер, ветки деревьев закачались, зашумели своей листвой (качать руками наверху вправо-влево). Ветер усилился, стал холоднее, деревья закачались сильнее, листья зашумели громче (наклоны туловищем, качать руками наверху вправо-влево). Вот небо нахмурилось, и заморосил осенний дождь. Капли стекают по веткам, листьям деревьев и падают на землю (руки согнуты в локтях, пальцы рук сжимать и выпрямлять). И вот первый листок оторвался от ветки и, кружась в танце, скользнул по земле (руки подняты вверх, одну руку опускать в сторону и вниз, вращая кистью). Следом за ним в воздухе закружился второй (другую руку опускать в сторону и вниз, вращая кистью). И все листья опали (присесть, руки внизу, выпрямить ладони параллельно полу) ».
6. Слушание, обсуждение содержания, составление сюжетной разрезной картины по тексту песни «Разноцветная осень» (сл. и муз. Морозовой Т.).
Дети садятся по-турецки на подушки («мягкие кочки, покрытые мхом») напротив магнитного мольберта.
Логопед: Сейчас мы послушаем песню об осени и нарисуем (составим) свою осеннюю картину.
Дети слушают аудиозапись песни по одному куплету, затем отвечают на вопросы учителя-логопеда, на магнитном мольберте составляют сюжетную разрезную картину согласно тексту песни.
Вопросы учителя-логопеда к первому куплету:
- Какая осень к нам в окошко стучится? (разноцветная) Почему ее так называют? (П.ч. вокруг много листьев разных ярких цветов.) (Дети выставляют на доску картинку с осенним деревом.)
-Какие птицы собираются в стаи? (перелетные птицы) Каких перелетных птиц вы знаете? (Ласточки, соловьи, грачи, скворцы, журавли, аисты, утки, гуси..)
(Выставляют картинку с улетающей стаей птиц.)
- Куда они улетают? (Далеко в жаркие страны.) Почему эти птицы улетают? (Чтобы не погибнуть от холода и голода.)
Вопросы учителя-логопеда к припеву:
-Как называется явление, когда листья падают? (листопад) Что значит «золотой листопад»? (Листья, которые падают, золотого, значит желтого цвета.)
-Что значит слово «наряд»? (нарядная одежда) Какой у осени наряд? (разноцветный) (Дети выставляют на доску картинку с осенним лесом.)
Вопросы учителя-логопеда ко второму куплету:
- Как двигаются падающие листья, на что это похоже? (Они кружатся как в танце.)
- Когда листья лежат на земле, на что они похожи? (На разноцветный ковер)
(Дети выставляют на доску картинку с падающим листом.)
- Как вы думаете, почему осень – это прекрасное время года? (П.ч. золотой осенью очень красиво, ярко вокруг. Созревает вкусный урожай овощей, фруктов, ягод, грибов.) Что люди делают в огородах, садах, лесах? (Собирают урожай овощей, фруктов, ягод и грибов.) (Дети выставляют на доску картинку со сбором урожая.)
- А почему осенью немного грустно? (П.ч. редко выглядывает солнышко, дни становятся серыми, пасмурными, холодными, часто идет дождь.) (Дети выставляют на доску картинку с тучами, дождем, лужами).
7. Динамическая пауза.
Осенние листочки на веточках сидят, (качать руками наверху вправо-влево)
Осенние листочки детям говорят.
Осиновый: «А-а-а». (Согнуть руки в локтях и выпрямить вверх.)
Дубовый: «У-у-у». (Согнуть руки в локтях и выпрямить вперед.)
Рябиновый: «И-и-и». (Согнуть руки в локтях и выпрямить в стороны.)
8. Выделение и дифференциация гласных [ у, а, и] в начале слов.
Логопед: Посмотрите, листья на деревьях в этом лесу необычные! На них изображены слова, которые начинаются на звуки а, у, и. Ветер-озорник сорвал листья с деревьев и разбросал. Давайте соберем осенние букеты из слов-листиков и положим их в нужную корзину.
Дети берут с пола листочки с картинками, по очереди называют слова, определяют первый звук в слове и кладут картинку-листочек в корзину с символом звука а, у или и.
Логопед: Наша прогулка в осеннем лесу заканчивается, пойдемте по тропинке к дому. (Дети выстраиваются в линию.)
9. Ритмическое упражнение «Капли».
Начался дождь (похлопывание пальцами (одним, двумя…) одной руки по ладони другой руки). Дети повторяют движения и слова за логопедом:
Капля – раз! Капля - два!
Капли медленно сперва.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
До свиданья, лес густой!
Побежим скорей домой!
Логопед: Дождь становится тише, еще тише. И вот последняя капля упала, и дождь закончился.
Вот и мы оказались в наших теплых и уютных домах (соединить кончики пальцев "домиком" над головой).
III. Заключительная часть.
Логопед: Ребята, что вам понравилось в нашей осенней прогулке? (ответы детей) Наше занятие подошло к концу. Я бы хотела поблагодарить вас и угостить лесными шоколадными орешками (конфеты «Осенний вальс»). Всем спасибо! Вы молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия По познавательному развитию «Осень» в старшей группе
Конспект интегрированного занятияПо познавательному развитию«Осень»в старшей группе...
Интегрированное занятие " Осенние приключения"старшая группа
Комплексное занятие для старшей группы....
Интегрированное лексико-грамматическое занятие для детей старшей группы на тему "Дары Осени"
1. Добиваться взаимосвязи и сотрудничества всех участников образовательного процесса (Воспитателя, логопеда, музыкального руководителя).2. Подведе...
Интегрированное занятие по развитию речи в старшей группе "Путешествие в осенний лес"
Интегрированное занятие в старшей группе по развитию речи. Задействованы такие области: познавательное, речевое, художественно- речевое развитие. Структура занятия проведена от простого к сложному. Пр...
Открытое интегрированное занятие по развитию речи в старшей группе на тему: "Осень".
Непосредстенно образовательная деятельность в старшей группе на тему: "Осень".Подготовила: Браковенко И.А.ГБДОУ «Детский сад» №90. Образовательная область: «Познание»Вид деятельности: н...
Конспект открытого интегрированного занятия по логоритмике "Осень"в старшей группе
Логоритмика- это активная терапия, построенная на системе физических упражнений ,в основе которой лежит связь между словом(речью),музыкой и движением. Цели занятия: - изменять темп движения в соотве...
Конспект интегрированного занятия "Расскажи про осень" в старшей группе ЗПР
Конспект интегрированного занятия "Расскажи про осень" в старшей группе ЗПР....