Интегрированное занятие по развитию речи в старшей группе "Путешествие в осенний лес"
материал по развитию речи (старшая группа) на тему

Кондратьева Татьяна Викторовна

Интегрированное занятие в старшей группе по развитию речи. Задействованы такие области: познавательное, речевое, художественно- речевое развитие. Структура занятия проведена от простого к сложному. При разработке занятия учитывались требования программы. Занятие проходило в форме игры - путешествия

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задачи:  Расширить и активизировать словарь детей по теме «Осень», активизировать словарь определений. Упражнять в определение слов антонимов, а так же существительных с уменьшительно- ласкательным значением. Продолжать учить составлять предложения, употреблять однокоренные слова. Развивать логическое мышление, развивать мелкую моторику рук. Воспитывать доброе отношение друг к другу.                                                          Оборудование:  грамзапись с музыкой, карточки с изображением  съедобных и несъедобных грибов, карточки с изображением птиц, листья от деревьев, пластилин, панно с изображением дерева.                                                              

Предварительная работа:  беседы  об осени, чтение художественных произведений: «Листопадничек» И.Соколов –Микитов,стихи об осени А.С.Пушкина, А.Плещеева, А.И.Бунина; разучивание стихов и поговорок об осени;  рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы;  рисование на занятиях по изо и самостоятельной художественной деятельности различных деревьев, листьев, овощей; работа с пластилином и нанесение на основу (пластинография); наблюдения на прогулке; поделки из природного материала.                                                                               Интеграция областей: познавательное, речевое, художественно – эстетическое развитие.

                             Ход      занятия.                                                                                                              

- Ребята! Я очень рада вас видеть. Я хочу с вами поздороваться.                                         –Доброе утро, дети!  Кто обратил внимание на моё  приветствие? Какими словами я вас встретила? Как вы думаете, почему я так сказала?                                              - Правильно, потому что сейчас утро, у меня хорошее настроение, и я хочу им поделиться с вами, хочу  чтобы и для вас утро стало добрым!                                                  -Придумано кем-то просто и мудро                                                                                                -При встречи здороваться: «Доброе утро!»                                                                                            -«Доброе утро!» -солнцу и птицам,                                                                                                           -«Доброе утро!» -улыбчивым  лицам.                                                                                                                             –И сразу  поймёшь ты, что злиться нам нечего.                                                                                  –Пусть доброе утро длиться до вечера.  (Н.Красильников)                                                            - Сегодня мы отправимся с вами в путешествие в лес. Но чтобы попасть в лес, надо пройти в волшебные ворота через игру «Скажи наоборот»:                                            -большой – маленький;                                                                                                                            -толстый – тонкий;                                                                                                                                                                     -высокий – низкий;                                                                                                                                               -открыть – закрыть;                                                                                                                                                                   -вежливый – грубый;                                                                                                                                                             -чистый – грязный;                                                                                                                                           -тепло – холодно;                                                                                                                                   сильный – слабый;                                                                                                                                           -легко – трудно;                                                                                                                                           -пустой – полный;                                                                                                                                                                          -солнечный – пасмурный;                                                                                                                                                         -громко – тихо;                                                                                                                                               -открыть – закрыть;                                                                                                                                  

-Вот мы и попали в лес. А тут, ребята, посмотрите:                                                                              «Курьи ножки у избушки,                                                                                                                                     А в избе живёт старушка.                                                                                                                 Пол метлою подметает,                                                                                                                                В ступе над землёй летает».                                                                                                                                   –Кто это? (Баба – Яга)                                                                                                                                   звучит музыка появляется Баба яга.                                                                                                          Баба – Яга:  Ах, вы нехорошие дети! Разбудили меня! Ага, значит, вы меня не любите! Не хотите со мной дружить?  Тогда я вам отомщу за это! Вот возьму и превращу вас в какие – нибудь пни и коряги. Нет – нет, лучше отправлю я вас всех в заколдованный лес. И вы никогда оттуда не выберетесь.                                          Музыка. Дети приседают, Баба Яга шепчет заклинание и  убегает. Дети.                                                                                                                                          открывают глаза.

-Ребята! Посмотрите, а ведь баба Яга действительно нас  в заколдованный лес отправила. Какой- то странный лес. Давайте посмотрим как тут красиво.                            –Поворачиваем голову  вправо- влево                                                                                                  -и снова вправо- влево                                                                                                                                -а теперь подняли голову вверх,                                                                                                            опустим вниз и посмотрим себе под ноги.                                                                                    –и опять вверх- вниз,                                                                                                                                       -вправо- влево.                                                                                                                                            

-А как же нам отсюда выбраться? Давайте подумаем. Кто нам может помочь?                   -Кто живёт в лесу и охраняет его? (Лесник, лесничий)                                                                   -Тропинка в лесу какая? (Лесная)                                                                                                             -Как называется маленький лес? (Лесок)                                                                                          -Как называется сказочный человечек. Который живёт в лесу? (Лесовичок)                           -Ребята так может он нам поможет выбраться из заколдованного леса. Давайте закроем глазки (звучит музыка леса).                                                                                            

Лесовичок: Здравствуйте, ребята, я всё слышал и буду рад вам помочь, но многое зависит и от вас самих. Этот лес непростой, и тропинка, ведущая из него, состоит из заданий. Если вы правильно выполните эти задания, то выйдете из леса.  Ну что, ребята, постараемся? (Да)                                                                           -Хорошо. Тогда вам первое задание: Баба Яга не знает, какая в лесу бывает погода. Поможем ей разобраться?  Дети сели на ковёр.

       

-   Если дождь идёт - дождливая                                                                                                                                  -дует ветер – ветряная                                                                                                                                -холодно – холодная                                                                                                                                    -если пасмурно – пасмурная                                                                                                                                             - если хмуро – хмурая                                                                                                                                   - если сыро – сырая                                                                                                                                      -если солнечно – солнечная                                                                                                                   -если ясно – ясная                                                                                                                                               -если мороз – морозная                                                                                                                            

-А теперь давайте, ребята поиграем в игру «Скажи со словом осенний»                                 -небо какое – осеннее                                                                                                                               -ветер какой? – осенний                                                                                                                                                                                                                                                      -солнце какое? – осеннее                                                                                                                   -туча какая? – осенняя                                                                                                                                  -дождь какой? – осенний                                                                                                                                                                                                                                                      -лес какой? – осенний                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       -Молодцы, Ой, ребята, пошёл дождь! (звучит шум дождя)                                      -Какой дождь?  ( моросящий, холодный, сильный)                                                                    -Покажите как вы замерзли?                                                                                                                    Массаж «Дождик»                                                                                                                                -Дождик бегает по крыше                                                                                                                 -Бом!  Бом!  Бом! (стучат ладонями по спинкам друг друга)                                                   -По весёлой звонкой крыше                                                                                                             -Бом!  Бом! Бом! (постукивают пальчиками)                                                                                  -Дома, дома посидите                                                                                                                       -Бом!  Бом!  Бом!  (поколачивают кулачками)                                                                             -Никуда не выходите                                                                                                                          -Бом! Бом! Бом! (растирают ребрами ладоней)                                                                         -Почитайте, поиграйте                                                                                                                       -Бом! Бом! Бом! (кладут ладони на плечи и большими пальцами растирают плечи круговыми движениями)                                                                                                       -Я уйду – тогда гуляйте                                                                                                                       -Бом! Бом! Бом!  (поглаживают ладонями).                                                                                                  –Вы согрелись?  Тогда отправляемся дальше. Куда мы пришли? (на полянку)              -На какую полянку?  (грибную)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     Лесовичок:  Давайте ребята соберем в корзину грибы.                                                           –Какие грибы вы собрали? (съедобные)                                                                                       -А какие остались на полянке?  (несъедобные)                                                                                                                  

-Молодцы, ребята! Поскачем на одной ноге на другую полянку.                                         –На какую полянку мы прискакали? (птичью)                                                                             _Какие птицы на полянке? (перелетные)                                                                                     -Почему их так называют? (улетают в теплые края)                                                                   -Почему улетают? (трудно найти корм зимой)                                                                                                                                                                                               -Ребята! Если мы этих птиц назовем ласково, то поможем им улететь в теплые края.                                                                                                                                         –Соловей – соловушка;                                                                                                                                                               -Скворец- скворушка;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      -Утка – уточка;                                                                                                                                             -Кукушка – кукушечка;     (звуки ветерка)                                                                                                                                          «Дыхательное упражнение «Ветерок»                                                                                               -Ребята! Подул ветер! Как ласково можно назвать ветер (ветерок)                                        Подул маленький ветер у-у-у                                                                                                                       Подул сильный ветер У-У-У                                                                                                                                                          Осенние листочки на веточках сидят,                                                                                                        Осенние листочки детям говорят:                                                                                                                                    Осиновый  А-А-А                                                                                                                                              Рябиновый И-И-И                                                                                                                                          Березовый О-О-О                                                                                                                                              Дубовый  Е-Е-Е                                                                                                                                            (звуки ветра сильного)                                                                                                                           

Ой, ребята ветер сорвал все листочки с деревьев.                                                                                                                                                          

-Давайте, соберем листья с дорожки. Какой у тебя лист?                                                                   -лист дуба – дубовый;                                                                                                                                   -лист березы – березовый;                                                                                                                            -лист рябины – рябиновый;                                                                                                                         -лист осины – осиновый;                                                                                                                                  -лист клена – кленовый;                                                                                                                                    -шишка сосны – сосновая;                                                                                                                                                                                   -шишка ели – еловая;                                                                                                                                                                

-Ой, ребята я кажется вижу выход из этого леса, а ведь это Баба Яга нас сюда отправила.                                                                                                                            -я предлагаю пройти на последнюю полянку и сделать ей что –нибудь приятное, а заодно и с последним заданием справимся. Давайте слепим ей в подарок дерево (пластилинография).

Давайте разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика.                                                                                                             

Раз, два, три, четыре, пять ( загибаем пальчики, начиная с большого)                                  будем листья собирать  (сжимаем и разжимаем кулачки)                                                      листья березы                                                                                                                                                листья рябины                                                                                                                                                   листики тополя                                                                                                                                           листья осины          (загибают пальчики начиная с большого)                                                      листики дуба мы соберем                                                                                                                         маме осенний букет отнесем  (шагают по столу средним и указательным пальцем)                                                                                                                                                           Ребята давайте приступим к заданию ( пластилинография, к готовому стволу дети лепят ветки и прилепляют их к стволу)                                                                                       звучит спокойная музыка.

Молодцы, ребята, справились с последним заданием. Я думаю Бабе Яге обязательно понравится ваш подарок.

Ну а теперь вам пора в детский сад. Грустно возвращаться назад?                                             Покажите как вам грустно. А  теперь закройте глаза и покружитесь.                                             Звучит музыка лесовичок  исчезает.                                                                                                  

А вот и детский сад. Понравилось вам в лесу?  О чем бы вы хотели рассказать своим родителям про путешествие? (ответы детей)                                                                                                                      

 

                                                       

 

                                                                                                                                                                                         

         

     

                  

                                   

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое интегрированное занятие по развитию речи в старшей группе на тему: "Осень".

Непосредстенно образовательная деятельность в старшей группе на тему: "Осень".Подготовила: Браковенко И.А.ГБДОУ «Детский сад» №90. Образовательная область: «Познание»Вид деятельности: н...

Интегрированное занятие по развитию речи для старшей группы. Тема: «Царица-Осень» Подготовила: воспитатель Швайкова Н.Е.

Тема: «Царица-Осень»Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях....

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи»

Цель:- расширять словарный запас через участие в словестно-речевых играх.Задачи:      - формировать умение классифицировать предметы;    - упражнять в делении с...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе «Такая разная осень»

Цель: Расширять представления детей о характерных признаках осени;Задачи:Образовательные:- обобщить знания детей об изменениях, которые происходят в живой и неживой природе осенью;- уточнить...

Интегрированное занятие по развитию речи в старшей группе "Осень золотая".

1. Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях.2. Продолжать учить составлять предложения по картинкам- схемам, а из них короткий рассказ.3. Продолжать учить детей отвечать на...