Конспект занятия в подготовительной к школе группе для детей с ТНР. Тема: «Звуки Ч, Щ».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Интересное занятия по дифференциации звуков. Знакомство с правописанием ча-ща
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_zvuki_ch-shch.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в подготовительной к школе группе для детей с ТНР.
Тема: «Звуки Ч, Щ».
Цель: В занимательной игровой форме закрепить правильное произношение и различение звуков Ч, Щ.
Задачи:
Образовательные - проверить прочность усвоения детьми знаний, умений и навыков, сформированных на занятиях, учить применять их в практической деятельности.
Коррекционно-развивающие:
• Закрепить правописание ча-ща, чу-щу.
• Упражнять в звуко-буквенном анализе слов.
•Упражнять в употреблении уменьшительно-ласкательных и пренебрежительно-увеличительных суффиксов.
• Учить составлять сложные предложения.
• Развивать фонематический слух и внимание.
Воспитательные:
• Воспитывать у детей умение работать в команде, выслушивать вопросы педагога, ответы товарищей.
• Приучать работать самостоятельно.
• Прививать интерес к родному языку.
Оборудование:
- цветные магниты
- конверты с картинками
- цветные маркеры
- квадраты для звуко-буквенного анализа
- карточки со словами с пропущенной буквой для самостоятельной работы
- дидактическое пособие «Елочки-пенечки»
- рабочие тетради
- подставки с цветными авторучками
- медали для награждения
Ход занятия:
- Оргмомент.
- Ребята, я для вас сегодня приготовила загадки. Попробуйте, отгадайте.
Из горячего колодца через нос водица льется.
Зеленый кислый лист хорош для щей,
Помимо прочих овощей.
- Назовите обе отгадки. Какое правило спряталось в этих словах?
Ча-ща пиши с буквой А.
2. Воспроизведение слоговых рядов.
- А теперь внимательно слушаем, запоминаем, по очереди повторяем.
ча-ча-ща ча-ща-ща ча-ща-ча ща-ча-ча
ащ-ащ-ач ащ-ач-ач ащ-ач-ащ ач-ащ-ач
- Знаю, любите вы играть, а у нас сегодня не просто игра, а соревнование. Нам нужно поделиться на две команды занимайте свои места.
- У нас с вами получилось две команды. Команда «Богатырь» и команда «Мальчик-с-пальчик».
- Выберем капитанов.
2. Упражнение в употреблении уменьшительно-ласкательных и пренебрежительно-увеличительных суффиксов.
- Первый конкурс «Разминка».
У богатырей - все большое, а у мальчика-с-пальчика – все маленькое. У меня рука, а у вас - …ручка, у меня рука, а у вас - …ручища.
нога – глаза - усы - усы – голос –
нос – сапоги – карман – топор – сила –
- Команда … получает фишку.
4. Печатание слов на доске.
- Давайте вспомним правило, о котором мы говорили в начале занятия.
Какое еще правило есть с этими звуками ч, щ.
Чу-щу пиши с буквой у.
- Сейчас каждый из вас вспомнит слово на эти правила, а потом запишет на доске.
- Команды получают фишки за правильно написанные слова.
5. Подбор картинок с заданным звуком.
- Команда «Богатырь» выбирает картинки со звуком щ, а команда «Мальчик-с-пальчик» со звуком ч.
- Команды получают фишки за правильно найденные картинки.
6. Составление предложений по картинкам.
- Следующее задание командам: составить предложения с каждым словом. Образец дает воспитатель.
Команды получают фишки за правильно составленные предложения.
7. Физкульминутка. Музыкально-ритмическая игра «Елочки-пенечки».
- А теперь у нас музыкальная пауза. Предлагаю поиграть в нашу любимую игру «Елочки-пенечки».
8. Преобразование слогов и слов.
- Я вам говорю слоги или слова, в которых слышится звук Ш, вы его заменяете на звук Щ и называете, что у вас получилось.
ша – ща чаша – чаща
шо- що пишу - пищу
шелк – щелк прошу - прощу
помешать – помещать украшать - укрощать
Команды получают фишки за правильно выполненное задание.
9. Составление схем слов.
- Конкурс капитанов. Нужно составить схему слова и поделить его на слоги.
Ваше слово – сидящий, а ваше слово – идущий.
Команды получают фишки за правильно выполненное задание.
10. Самостоятельная работа по карточкам «Вставь пропущенную букву».
- Следующее задание – вставить пропущенную букву.
Детям раздаются карточки с заданиями.
Команды получают фишки за правильно выполненное задание.
Итог: подсчет фишек, объявление победителей, вручение медалей.
Цель: в занимательной игровой форме обобщить и закрепить полученные знания.
Задачи:
Образовательные:
проверить прочность усвоения детьми знаний, умений и навыков, сформированных на
занятиях по обучению грамоте; учить применять их в практической деятельности – игре.
Коррекционно-развивающие:
• Закрепить умение определять местоположения звука в слове;
• Упражнять в звуковом анализе слов;
• Закрепить знания о различии гласных и согласных звуков;
• Закрепить понятие у детей давать основные характеристики звуков;
• Тренироваться в конструировании букв и чтение слов, состоящих из двух слогов;
• Развивать фонематический слух и внимание;
• Развивать грамматический строй речи (закреплять навык согласования числительных с
существительными в роде);
Воспитательные цели:
воспитание навыка самостоятельной деятельности;
воспитывать у детей умения: работать в коллективе, терпеливо выслушивать вопросы
педагогов, ответы товарищей и уважать их мнение;
воспитывать чувство взаимовыручки и помощи;
воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку.
Методы и приемы:
- Наглядный (пособия, картинки);
- Словесный (совместная речевая деятельность);
- Игровой (сюрпризный момент, динамические паузы, массаж);
- Практический (моделирование, выполнение заданий, упражнений).
МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ: письмо, мозаика, мольберт, столы, шкатулка, карточки с картинками и схемами слогов, карандаши, ручки, мячики, буквы.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Организационный момент
Дети встают полукругом, лицом к гостям.
Логопед. Поздоровайтесь с гостями,
Улыбнитесь всем вокруг.
Руку дайте другу слева
И скорей вставайте в круг.
А теперь соседу справа
Мячик ты передавай.
Друга называй по имени,
Утра доброго желай.
(Дети передают мяч правой рукой, держа его большим пальцем и мизинцем, здороваются.)
Логопед. Дорогие ребята! Сегодня на адрес нашего детского сада пришло письмо. Давайте прочитаем его.
«Мои юные друзья! Я Королева Знаний. Сегодня, я вас приглашаю в гости, в мою Страну Знаний! Мне так хочется узнать, чему же вы научились. В Стране Знаний вас ожидают интересные задания, которые вы должны выполнить. Если вы справитесь со всеми заданиями, вас ждёт награда. Желаю удачи!».
Логопед. Ну что, ребята, согласны отправиться в путешествие?
Дети. Да.
Логопед. А на чём же мы поедем?
Дети. На машине, на поезде и т. д.
Логопед. А как мы назовём это одним словом?
Дети. Транспорт.
Логопед. Молодцы, вспомнили всё о транспорте, но не забывайте, что страна волшебная, а транспорт, на котором мы сможем добраться, тоже волшебный, необычный. Сегодня мы отправимся на ковре-самолёте, который и сконструируем своими руками.
А теперь занимайте свои места и приступайте к постройке транспорта (Дети выкладывают орнамент ковра-самолёта посредством мозаики).
Логопед. Наши чудо-ковры готовы. Пора отправляться в путь.
Закрыли все глаза.
Но подглядывать нельзя.
Как скажу я цифру 5-
Можно глазки открывать
1,2,3,4-пока глаза вы не открыли,
1,2,3,4,5-а тут можно открывать.
Логопед. Мы уже и прилетели, но выйти сможет только тот, кто слово скажет наоборот, т.е. противоположное по смыслу.
Большой-маленький;
злой-
трусливый-
жарко-
худой-
молодой-
Логопед. Мы прибыли к тому месту, где начинается волшебная страна. И вот первое задание. Мы должны пройти через «Поющее болото», но прежде нам необходимо вспомнить:
- Что же такое звуки?
-Какие они бывают?
-Как отличить гласные звуки от согласных?
Дети отвечают.
Логопед. Молодцы. Пройти через болото нам помогут только поющие кувшинки. А как вы думаете почему они называются поющими?
( Дети выполняют задание)
Логопед. На нашем пути следующие препятствие – речка.
Но как же нам через неё перебраться? (предложения детей)
Я согласна с вами, нам нужен МОСТ.
Из чего его можно построить? (предложения детей)
Давайте попробуем построить мост из этих дощечек. Выберите только те, где буквы написаны верно, и попробуйте из них составить слово. (У детей получается слово мост).
Но нам нужно их как-то соединить между собой, чтобы они не раскатились. Предлагаю скрепить их цепью, которую мы сделаем из слов, которые вы придумаете. Я говорю вам первое слово, а вы внимательно слушайте последний звук и на этот звук придумайте новое слово. (Кот – ток – карта – аист и т.д).
Логопед. Отличная крепкая цепь у нас с вами получилась, значит, и мост будет прочным. Можем смело по нему идти дальше.
Логопед. По тропинке друг за другом
Поднимая ноги выше
Мы к лесной полянке вышли.
На наборном полотне находятся изображения животных и поезда (определение количества слогов в словах).
Логопед. Посмотрите внимательно на поляну. Что изображено на ней? (поезд и животные).
-Одинаковы ли вагоны? (Нет, в первом вагоне одно окно, во втором - два, в третьем - три).
-Нам необходимо расселить животных по вагонам. В первом вагоне поедут животные, в названиях которых 1 слог.
-Как вы думаете, какие животные поедут во втором вагоне? (Животные, в названиях которых два слога).
-Какие животные поедут в третьем вагоне?
Отправляемся дальше.
Очень долго мы шагали,
Наши ноженьки устали.
Сейчас сядем, отдохнём,
А потом опять пойдём.
Логопед. Ребята, обратите внимание, на каждом столе есть буквы, это заглавная буква вашего имени, находите свою букву и присаживайтесь на свое место.
Следующие задания мы будем выполнять руками, а прежде сделаем массаж рук мячиком-ёжиком:
Я мячом круги катаю,
Взад – вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошки.
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.
Логопед. Вот еще одно задание приготовили для вас (зашумлённые буквы)
Дети называют своё имя и звук с которого начинается его имя. Дают характеристику своему звуку. Раскрашивают букву имени определенным цветом на заранее подготовленных листах. (Красным, если имя начинается с гласного звука, синим, если с согласного твердого звука, и зеленым карандашом, если согласный звук мягкий.)
Логопед. А нам уже подготовили следующее задание. (У каждого ребёнка на столе лежит конверт с буквами и фишки для звуко-буквенного анализа)
Логопед. А нам пора отправляться дальше. (Перед детьми на столе находится портфель)
-Ребята, что это?
-Зачем он нужен?
-А зачем нужно ходить в школу?
- А вот и следующее задание. Вам нужно сосчитать и правильно назвать предметы, которые я буду показывать. Эти предметы пригодятся вам, в школе. Смотрите внимательно и считайте предметы, которые положите в портфель.
3 тетради – я положу в портфель три тетради.
5 карандашей – я положу в портфель пять карандашей.
2 пенала – я положу в портфель два пенала.
3 кисточки – я положу в портфель три кисточки.
2 линейки – я положу в портфель две линейки.
5 книг – я положу в портфель пять книг.
Логопед. Наши школьные принадлежности осталось только положить в портфель.
Посмотрите, шкатулка. Посмотрим что там? Какая-то записка.
Письмо: “Я прошу у Вас прощенья,
Что не застали Вы меня.
Много дел, но очень рада,
Что Вы здесь, а вот награда”.
Королева Знаний.
Итог занятия:
Логопед: - Вам понравилось путешествие?
- Что запомнилось больше всего?
-Мне тоже понравилось наше путешествие, потому что вы старались, помогали друг другу и правильно выполняли задания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. Тема: «Звук и буква «С»
Предлагаю конспект логопедического занятия по обучению грамоте, который сможет помочь в профилактике дисграфии и дислексии у детей с общим недоразвитием речи....
Конспект занятия в подготовительной к школе группы для детей с нарушением зрения и речи на тему: Звук и буква Ы
Конспект занятия в подготовительной к школе группы для детей с нарушением зрения и речи на тему: Звук и буква Ы Цели: коррекционно-образовательные: — учить детей давать акустико-артикуляционную ха...
КОНСПЕКТ индивидуального логопедического занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. Тема: Любимая книга Гнома (автоматизация звука Р).
Тема: Любимая книга Гнома (автоматизация звука Р). С помощью путешествия с Гномом по любимой книге, Лепбуку, с увлекательными заданиями автоматизируется звук -Р- изолированно, в словах, фразовой...
Конспект НОД по развитию фонематического восприятия и обучению элементам грамоты в подготовительной к школе группе для детей с ТНР. Тема: "Звуки Ф и Фь".
Конспект подходит для работы как в группе компенсирующего вида, так и для подгруппового занятия с детьми в комбинированных группах....
Конспект занятия в подготовительной к школе группе для детей с нарушениями зрения с ФФН "В гостях у сказки. Дифференциация звуков Ч и Щ. Буквы Ч и Щ"
Конспект занятия в подготовительной к школе группе для детей с нарушениями зрения с ФФН "В гостях у сказки. Дифференциация звуков Ч и Щ. Буквы Ч и Щ"...
Конспект занятия в подготовительной к школе группе для детей с ФФН "Путешествие в страну звука и буквы Ш. «Маша идет в гости к Мише»"
Данная методическая разработка логопедического занятия направлена на обучение грамоте детей с ФФН...
Конспект занятия в подготовительной к школе группе для детей с ФФН «Путешествие в страну звука и буквы Ж»
Данная методическая разработка логопедического занятия направлена на обучение грамоте детей с ФФН...