Конспект НОД по развитию фонематического восприятия и обучению элементам грамоты в подготовительной к школе группе для детей с ТНР. Тема: "Звуки Ф и Фь".
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Тарасова Оксана Владимировна

Конспект подходит для работы как в группе компенсирующего вида, так и для подгруппового занятия с детьми в комбинированных группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuki_f_i_f.docx19.17 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию фонематического восприятия и обучению элементам грамоты в подготовительной к школе группе для детей с ТНР.

Тема: «Звуки [Ф] и [Ф']. Буква Ф».

Подготовила учитель-логопед ГБОУ №1373 Тарасова О.В.

Цель: развитие фонематического восприятия

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  1. Уточнить произношение звуков [Ф] и [Ф'].
  2. Учить дифференцировать звуки по твердости и мягкости.
  3. Закрепление графического образа буквы Фф.

Коррекционно – развивающие:

  1. Совершенствовать навык звуко-буквенного анализа и синтеза.
  2. Формирование навыка чтения.

Коррекционно – образоввательные:

  1. Развивать слуховое и зрительное внимание
  2. Развивать память, мышление, графо-моторные навыки.

Оборудование: маркеры: «звук» (рот и ухо), «буква» (глаз и рука), «согласный звук» (синий круг), «глухой звук» (колокольчик), изображения двух мальчиков (Федя и Фома) предметные картинки с заданным звуком, буква Фф, палочки и кружочки для сбора буквы, наборы для звукобуквенного анализа(конверт с цветными кружками и буквами разрезной азбуки),  зеркала, тетради, цветные карандаши по количеству детей.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Педагог показывает картинку и просит каждого ребенка посмотреть на неё внимательно и назвать любой объект. Определить первый звук в названии объекта и сесть на свое место. Затем спросить у всех детей, какие звуки в названных словах встречаются чаще, чем остальные.

Дети: -Звуки [Ф] и [Ф'].

Педагог: -Правильно. Сегодня на занятии мы будем работать со звуками [Ф] и [Ф'].

  1. Коррекционно – развивающий этап.

А напомните мне, пожалуйста, что такое звуки?

Дети: - Звуки мы слышим и произносим.

На доску выставляется маркер звуков. (Глаз и рот)

  1. Знакомство со звуками.

Логопед просит детей произнести звук [Ф], глядя в зеркало. Спрашивает детей, что происходит во рту, когда они произносят этот звук.

Дети: -Верхние зубы кусают нижнюю губу.

Логопед: - Какой мы можем сделать вывод: этот звук гласный или согласный?

Дети: - Согласный, потому что во рту есть преграда.

Логопед: - А звук звонкий или глухой? Как проверить?

Дети: - Звук – глухой, потому что горлышко не работает. Нужно приложить ладонь к горлу.

Логопед: Звук [Ф]  - это согласный, твердый, глухой звук. На доске выставляется маркер звука [Ф] (синий круг, перечёркнутый колокольчик).

Аналогичная работа проводится со звуком [Ф'].

  1. «Разминка».

Каждому ребенку раздается 2 сигнальных кружка (синий и зелёный). Логопед будет называть разные звуки (слоги) со звуками [Ф] и [Ф'] и просит детей поднять соответствующие сигнальные кружочки.

Б – н- ф- к- а- з –х – ф- и т.д.

Ла – ми- фа – то- ры- до – фу – ми – аф и т.д.

  1. Собери команду «Фомы и Фени».

Логопед сообщает детям, что к ним в гости пришли два друга, Фома и Федя и предлагает поиграть с ними. Нужно разложить картинки со звуками [Ф] и [Ф']. Как вы думаете, какие картинки будет собирать Фома, а какие - Фима? И почему?

Дети: - Фома будет собирать картинки с твердым звуком, потому что его имя начинается на твердый звук. А Федя  - с мягким, потому что его имя начинается на мягкий звук.

  1.  Физкультминутка.

Игра «Филин».

С помощью любой считалочки дети выбирают водящего. Он будет Филин. Остальные дети будут мышами.

Пока филин спит на стульчике, дети ходят вокруг и проговаривают слова:

Тише мыши, не шумите,

Филина вы не будите.

Филин на суку сидит,

Вдруг как полетит.

На слове «полетит» все дети разбегаются, а Филин их ловит. Кого филин поймал первым, тот и становится Филином.

  1. Знакомство с буквой Фф.

Логопед сообщает детям, что все звуки на письме обозначаются буквами. Для звуков [Ф] и [Ф'] есть одна буква Фф.

Логопед спрашивает у детей, на что она похожа? Из палочек и кружочков просит детей собрать букву Ф.

  1. Звуко-буквенный анализ и синтез.

Каждый ребенок получает набор для звуко-буквенного анализа и синтеза. Логопед просит детей найти и показать букву Ф.

Затем на доске логопед выкладывает гласные буквы друг под другом вертикально.

Дети на столах выполняют то же самое.

Затем логопед предлагает «покатать» букву Ф по этажам, начиная с самого верхнего и прочитать получившиеся слоги.

Ф ----А

Ф-----О

Ф-----У

Ф-----Ы

Ф-----Э

Ф-----И.

Затем букву переставляют за гласные и снова читают получившиеся слоги.

И----Ф

Э-----Ф

Ы-----Ф

У------Ф

О------Ф

А------Ф.

Затем логопед произносит слог «ФА».

Логопед: - Сколько звуков назвала? Какой первый? Какой второй? Выложите на столах слог ФА. Обозначьте звуки.

Аналогичная работа проводится со слогом ФО, УФ.

  1. Работа в тетради.

Дети прописывают в тетради буквы Ф и ф. печатают слоги и слова.

  1. Итог занятия.

Логопед просит детей вспомнить, что они сегодня делали на занятии. Какие задания им понравились больше всего. Хвалит детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. Тема: «Звук и буква «С»

Предлагаю конспект логопедического занятия по обучению грамоте, который сможет помочь в профилактике дисграфии и дислексии у детей с общим недоразвитием речи....

Конспект занятия по формированию правильного звукопроизношения и обучению элементам грамоты в подготовительной к школе группе для детей с ОНР «В цирке»

Итоговое логопедическое занятие по формированию правильного звукопроизношению и обучению элементам грамоты в подготовительной к школе группе с общим недоразвитием речи....

Конспект НОД по развитию фонематического восприятия и обучению элементам грамоты в подготовительной к школе группе для детей с ТНР.

Тема: «Звук и буква С».Цель: формирование фонематического восприятия, знакомство с буквой С.Задачи:Уточнить произношение звука [С] изолированного, в слогах, словах, предложениях.Формирован...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе для детей с ТНР. Тема: «Звуки Ч, Щ».

Интересное занятия по дифференциации звуков. Знакомство с правописанием ча-ща...

ПЛАН-КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ (ТНР) Тема «Звуки [К] – [К’] и буква К » Лексическая тема «Перелётные птицы»

Представлен план-конспект фронтального занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОВЗ (ТНР), в котором используется пальчиковый театр в рамках изучаемой тем...

НОД в подготовительной к школе группе для детей с ТНР. Тема: « Звуки (c — ш), буквы С— Ш»

Цель: обучение умению дифференцировать звуки (c — ш) в устной и буквы С, Ш     в письменной речи....