Конспект НОД по развитию фонематического восприятия и обучению элементам грамоты в подготовительной к школе группе для детей с ТНР. Тема: "Звуки Ф и Фь".
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Конспект подходит для работы как в группе компенсирующего вида, так и для подгруппового занятия с детьми в комбинированных группах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuki_f_i_f.docx | 19.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по развитию фонематического восприятия и обучению элементам грамоты в подготовительной к школе группе для детей с ТНР.
Тема: «Звуки [Ф] и [Ф']. Буква Ф».
Подготовила учитель-логопед ГБОУ №1373 Тарасова О.В.
Цель: развитие фонематического восприятия
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Уточнить произношение звуков [Ф] и [Ф'].
- Учить дифференцировать звуки по твердости и мягкости.
- Закрепление графического образа буквы Фф.
Коррекционно – развивающие:
- Совершенствовать навык звуко-буквенного анализа и синтеза.
- Формирование навыка чтения.
Коррекционно – образоввательные:
- Развивать слуховое и зрительное внимание
- Развивать память, мышление, графо-моторные навыки.
Оборудование: маркеры: «звук» (рот и ухо), «буква» (глаз и рука), «согласный звук» (синий круг), «глухой звук» (колокольчик), изображения двух мальчиков (Федя и Фома) предметные картинки с заданным звуком, буква Фф, палочки и кружочки для сбора буквы, наборы для звукобуквенного анализа(конверт с цветными кружками и буквами разрезной азбуки), зеркала, тетради, цветные карандаши по количеству детей.
Ход занятия:
- Организационный момент.
Педагог показывает картинку и просит каждого ребенка посмотреть на неё внимательно и назвать любой объект. Определить первый звук в названии объекта и сесть на свое место. Затем спросить у всех детей, какие звуки в названных словах встречаются чаще, чем остальные.
Дети: -Звуки [Ф] и [Ф'].
Педагог: -Правильно. Сегодня на занятии мы будем работать со звуками [Ф] и [Ф'].
- Коррекционно – развивающий этап.
А напомните мне, пожалуйста, что такое звуки?
Дети: - Звуки мы слышим и произносим.
На доску выставляется маркер звуков. (Глаз и рот)
- Знакомство со звуками.
Логопед просит детей произнести звук [Ф], глядя в зеркало. Спрашивает детей, что происходит во рту, когда они произносят этот звук.
Дети: -Верхние зубы кусают нижнюю губу.
Логопед: - Какой мы можем сделать вывод: этот звук гласный или согласный?
Дети: - Согласный, потому что во рту есть преграда.
Логопед: - А звук звонкий или глухой? Как проверить?
Дети: - Звук – глухой, потому что горлышко не работает. Нужно приложить ладонь к горлу.
Логопед: Звук [Ф] - это согласный, твердый, глухой звук. На доске выставляется маркер звука [Ф] (синий круг, перечёркнутый колокольчик).
Аналогичная работа проводится со звуком [Ф'].
- «Разминка».
Каждому ребенку раздается 2 сигнальных кружка (синий и зелёный). Логопед будет называть разные звуки (слоги) со звуками [Ф] и [Ф'] и просит детей поднять соответствующие сигнальные кружочки.
Б – н- ф- к- а- з –х – ф- и т.д.
Ла – ми- фа – то- ры- до – фу – ми – аф и т.д.
- Собери команду «Фомы и Фени».
Логопед сообщает детям, что к ним в гости пришли два друга, Фома и Федя и предлагает поиграть с ними. Нужно разложить картинки со звуками [Ф] и [Ф']. Как вы думаете, какие картинки будет собирать Фома, а какие - Фима? И почему?
Дети: - Фома будет собирать картинки с твердым звуком, потому что его имя начинается на твердый звук. А Федя - с мягким, потому что его имя начинается на мягкий звук.
- Физкультминутка.
Игра «Филин».
С помощью любой считалочки дети выбирают водящего. Он будет Филин. Остальные дети будут мышами.
Пока филин спит на стульчике, дети ходят вокруг и проговаривают слова:
Тише мыши, не шумите,
Филина вы не будите.
Филин на суку сидит,
Вдруг как полетит.
На слове «полетит» все дети разбегаются, а Филин их ловит. Кого филин поймал первым, тот и становится Филином.
- Знакомство с буквой Фф.
Логопед сообщает детям, что все звуки на письме обозначаются буквами. Для звуков [Ф] и [Ф'] есть одна буква Фф.
Логопед спрашивает у детей, на что она похожа? Из палочек и кружочков просит детей собрать букву Ф.
- Звуко-буквенный анализ и синтез.
Каждый ребенок получает набор для звуко-буквенного анализа и синтеза. Логопед просит детей найти и показать букву Ф.
Затем на доске логопед выкладывает гласные буквы друг под другом вертикально.
Дети на столах выполняют то же самое.
Затем логопед предлагает «покатать» букву Ф по этажам, начиная с самого верхнего и прочитать получившиеся слоги.
Ф ----А
Ф-----О
Ф-----У
Ф-----Ы
Ф-----Э
Ф-----И.
Затем букву переставляют за гласные и снова читают получившиеся слоги.
И----Ф
Э-----Ф
Ы-----Ф
У------Ф
О------Ф
А------Ф.
Затем логопед произносит слог «ФА».
Логопед: - Сколько звуков назвала? Какой первый? Какой второй? Выложите на столах слог ФА. Обозначьте звуки.
Аналогичная работа проводится со слогом ФО, УФ.
- Работа в тетради.
Дети прописывают в тетради буквы Ф и ф. печатают слоги и слова.
- Итог занятия.
Логопед просит детей вспомнить, что они сегодня делали на занятии. Какие задания им понравились больше всего. Хвалит детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. Тема: «Звук и буква «С»
Предлагаю конспект логопедического занятия по обучению грамоте, который сможет помочь в профилактике дисграфии и дислексии у детей с общим недоразвитием речи....
Конспект занятия по формированию правильного звукопроизношения и обучению элементам грамоты в подготовительной к школе группе для детей с ОНР «В цирке»
Итоговое логопедическое занятие по формированию правильного звукопроизношению и обучению элементам грамоты в подготовительной к школе группе с общим недоразвитием речи....
Конспект НОД по развитию фонематического восприятия и обучению элементам грамоты в подготовительной к школе группе для детей с ТНР.
Тема: «Звук и буква С».Цель: формирование фонематического восприятия, знакомство с буквой С.Задачи:Уточнить произношение звука [С] изолированного, в слогах, словах, предложениях.Формирован...
Конспект занятия по развитию связной речи с использованием элементов мнемотехники в подготовительной к школе группе.
занятие с применением мнемотехники в подготовительной группе...
Конспект занятия в подготовительной к школе группе для детей с ТНР. Тема: «Звуки Ч, Щ».
Интересное занятия по дифференциации звуков. Знакомство с правописанием ча-ща...
ПЛАН-КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ (ТНР) Тема «Звуки [К] – [К’] и буква К » Лексическая тема «Перелётные птицы»
Представлен план-конспект фронтального занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОВЗ (ТНР), в котором используется пальчиковый театр в рамках изучаемой тем...
НОД в подготовительной к школе группе для детей с ТНР. Тема: « Звуки (c — ш), буквы С— Ш»
Цель: обучение умению дифференцировать звуки (c — ш) в устной и буквы С, Ш в письменной речи....