Конспект подгруппового занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ТНР. Тема: Звук [т] и [ть]. Знакомство с буквой Т.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Дарья Александровна Усова

Цель:  Дифференциация звуков  [т] и [ть]. Знакомство с буквой Т.

Коррекционно -образовательные задачи.

-Закрепить у детей представления об артикуляционном укладе звуков [т] и [ть];

-Формировать умение выделять и различать звуки [т] и [ть];

-Закрепить знание гласных звуков и их зрительные образы;

-Знакомство с зрительным образом буквы Т

-Закрепить понятие звук и буква

-Практиковаться в написании буквы Т

-Практиковаться в чтении открытых слогов

Коррекционно -развивающие задачи.

-Развитие фонематического восприятия , навыков звукового анализа и синтеза

-Развитие зрительного внимания, речевого слуха, общей, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением, творческого воображения, мышления.

Коррекционно -воспитательные задачи.

-Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия.

-Воспитание у детей позитивного отношения к логопедическим занятиям.

Материалы и оборудование: Цветные  ЛЕГО- человечки (красный, синий и зеленый), разрезанные буквы, коробочки- подарки с синей и зеленой лентой, карточки с предметными картинками со звуками [т] и [ть], карандаши синего и зеленого цвета, индивидуальные листы с картинками, для определения позиции звука в слове, индивидуальные тарелочки с манной крупой, карточки с буквой Т и гласными, торт из Лего-конструктора.                 

Ход занятия:

  1. Организационный момент:

Дети заходят в группу. Звучит песня Барбарики «С Днем Рождения»

Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами гости. Все они пришли, чтобы посмотреть, как проходят наши занятия и чему мы научились. Давайте их поприветствуем «Доброе утро!»


Педагог: Собрались все дети в круг, ты мой друг и я твой друг, вместе за руки возьмемся и друг другу улыбнемся! (Губы растянуты в широкой улыбке)
 

  1. Основная часть.
  1. Сообщение темы занятия

Педагог: Ребята, сегодня у нашего ИА (красного человечка Лего) День Рождение! И мы все приглашены к нему на праздник! А что больше всего любит ИА?

Дети: Иа больше всего на свете любит гласные буквы,

Педагог: Верно, гласные буквы, но посмотрите, они сломались! Он очень расстроится. Давайте соберем буквы? Вы готовы?

 Дети: Да, готовы!

2.Закрепление образа буквы.

Педагог. На столе лежат буквы, но они сломались. Выберете себе одну и почините ее.

(Дети собирают разрезанные буквы.)

Ребята, вы видите, какие буквы у вас в руках. Вы их узнали?

1-й ребенок. У меня буква У.

2-й ребенок. У меня буква А

3-й ребенок. у меня буква И.

4-й ребенок. У меня буква О

5-й ребенок. У меня буква Э

Педагог. Отлично, все верно. А какие это буквы?

Дети: гласные

Педагог:А почему мы называем их глсными?

Дети: Они поют

Педагог: А каким цветом мы обозначаем гласные?

Дети: красным цветом.

 

2.Произношение, характеристика звуков

Педагог: А что за День Рождения без гостей! Раздается стук.

Кто же стучится к нам? Ребята – это ТОМ и его брат ТИМ! (Педагог показывает лего- человечка синего и зеленого цвета).

Дети, а какой первый звук в имени ТОМ?

Дети:  звук Т

Педагог: А какой первый звук в имени ТИМ?

Дети:  звук Ть

Педагог: Как вы думаете, звуки т и ть -это гласные или согласные звуки?

Дети. Это согласные звук. Их нельзя петь.

Педагог: верно!

(Дети берут зеркала)

Педагог: Произнесите звук [т]. Что мешает воздуху, что мешает ему петь?

Дети: язык мешает

Педагог: Где находится кончик языка? Почувствуйте, как он стучит в верхние зубы. Т-Т-Т.

Дети: кончик языка наверху

Педагог: А когда мы говорим ТЬ-ТЬ?

Дети: кончик языка внизу

Педагог. Верно. Скажиье, а звук Т- твердый звук или мягкий

Дети: Твердый

Педагог: а звук ТЬ-?

Дети: звук ть мягкий.

Педагог: Согласные звуки бывают твердые и мягкие, а еще согласные звуки бывают звонкие и глухие. Давайте проверим наши звуки? Как мы проверяем?

Дети: кладем руку на горлышко. Горлышко не поет, звуки глухие.

Педагог: значит звуки т и ть глухие звуки

Педагог: Ребята, давайте запомним. Твердые согласные звуки мы будем обозначать синим цветом, а мягкие согласные звуки- зеленым.

 

Ребята, а давайте пригласим Тима и Тома на праздник?

Дети: да, приглашаем!

 

3.Дидактичнская игра «Будь внимателен»

Педагог: Наши братья так похожи. Но нам нужно их не путать. Давайте научимся их различать! Я очень хочу проверить, какие вы внимательные. Если вы услышите мой звук (ТЬ), то хлопните, а если услышите Т( топните)

Т, т, ть, ть, т, та, ат, то, ать, тю, от, те, ить, и т.д. а теперь давайте играть со словами. Тигр, туча, ток, тетрадь…

4.Дифференциация звуков

Ребята, Тим и том пришли на День Рождение без подарков. А давайте поможем их их сделать. У меня есть две подарочные коробки. На одной синяя лента и в ней будут подарки от Тома., а в коробке с зеленой лентой будут подарки от Тима.  В коробке с синей лентой будут предметы со звуком Т, а в коробке с зеленой лентой слова со звуком ТЬ.

(Дети раскладывают карточки в нужные коробки.)

Педагог: Ну что ребята, спасибо вам большое. Подарки от Тома и Тима готовы. А сейчас я предлагаю нам подвигаться. Какой же праздник без танцев.

5. Динамическая пауза.

Т-Т-Т-Т (имитация молотка, движение руками)

Ть-Ть-Ть-Ть (имитация часов, движение головой)

Та-та-та- открывайте ворота (активно движения пальчиками, потом дети разводят руками)

То-то то- у Тани новое пальто (активно движения пальчиками, руки вдоль тела)

Уть -уть уть- собирайся в путь (активно шагаем)

Ать ать ать- я хочу летать (имитация полета)

Отлично! Мы подвигались, потанцевали.

 

6.Определение места звуков в слове.

Педагог: Дети, гости собрались, подарки у Тима и Тома готовы. А что мы подарим ИА? Я предлагаю подарить ему красивые открытки.  

 

 (дети садятся за слоты, педагог дет раздаточный материал с картинками и карандаши)

 

Педагог: Ребята, я раздаю вам карандаши синего и зеленого цвета и открытки. На открытках нарисованы картинки, в которых спрятались звуки Т и Ть в начале, середине и в конце слова. Внимательно смотрите на свои картинки, ищите, где спрятался звук Т или ТЬ звук и и раскрасьте нужный квадрат.

 

(Дети с помощью педагога находят звуки и раскрашивают клетки, проверяют правильность выполнения)

 

 

Педагог: Какие красивые открытки у нас получились! Ну что ребята, наши подарки для ИА тоже готовы!

 

7. Знакомство с буквой Т

Мы сегодня познакомились со звуками Т и Ть и научились их различать. А теперь я хочу познакомить вас с буквой Т.

А чем отличаются звуки и буквы?

Ребенок: Звуки мы говорим и слышим, а буквы пишем и читаем.

Педагог: Все верно! Сейчас мы с вами будем учиться писать букву Т. Я даю вам волшебный песок.

 

(Педагог раздает каждому ребенку тарелочки с манной крупой)

 

Педагог: Потрогайте, какой он приятный. (дети трогают).

Педагог: Посмотрите, как мы пишем букву Т.  Длинную палочку пишем сверху вниз, а короткую палочку слева на право. (Педагог показывает)

 

(Дети пишут на манке букву Т)

Педагог: Дети, какую букву вы написали?

Дети: букву Т

 

8. Чтение открытых слогов с буквой Т

Педагог: Ребята, вы мне сказали, что буквы мы пишем,  а что же еще мы делаем?

Дети: Читаем. Буквы живут в книгах.

 

Педагог: Все верно. Давайте с вами почитаем. А доске гласные буквы, которые, мы с вами хорошо знаем. Назовите их, пожалуйста.

Дети: А, У, О, И, Э.

Педагог: А вот буква, с которой мы сегодня познакомились (показывает карточку с Т)

Дети: буква Т.

Педагог: давайте читать слоги!

1-й ребенок. ТУ.

2-й ребенок. ТА

3-й ребенок. ТИ.

4-й ребенок. ТО

5-й ребенок. ТЭ

  1.  Рефлексия

Педагог: Ребята, как вы хорошо справились с играми и заданиями. Мы все собрались на празднике у ИА, танцевали, сделали подарки, а чего еще не хватает для настоящего дня рождения?

Дети: Торта

Педагог: Да, конечно! (Педагог достает коробку в которой находится торт из лего- конструктора. ) Посмотрите, что лежит в волшебной коробочке? Вот он наш торт из конструктора Лего.

 

Педагог: Ребята в слове Торт, какой звук находится в начале слова?

Дети: Звук Т

Педагог: А он гласный или согласный?

Дети: согласный

Педагог: Звонкий  или глухой? Торт

Дети: Глухой

Педагог. Мы отлично отметили День Рождение ИА!  Вам понравилось?

Дети: ДА!

Педагог: Вам было трудно или легко?

Дети: Легко!

Педагог: А какая игра понравилась больше всего?

Дети: волшебный песок, рисовать открытки, танцевать.

Педагог:  Иа был очень рад, что вы пришли к нему на День Рождение! Спасибо, до свидания.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka_po_obucheniyu_gramote.docx434.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

МБДОУ «Детский сад № 5 г. Выборга»

ИНН 4704049433 КПП 470401001

РФ 188800, Ленинградская область,

ул. им. А.К. Харитонова, д.14

Телефон 8(81378)70-334

Конспект подгруппового занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ТНР.

Тема: Звук [т] и [ть]. Знакомство с буквой Т.

Цель: Дифференциация звуков [т] и [ть]. Знакомство с буквой Т.

Коррекционно -образовательные задачи.

-Закрепить у детей представления об артикуляционном укладе звуков [т] и [ть];

-Формировать умение выделять и различать звуки [т] и [ть];

-Закрепить знание гласных звуков и их зрительные образы;

-Знакомство с зрительным образом буквы Т

-Закрепить понятие звук и буква

-Практиковаться в написании буквы Т

-Практиковаться в чтении открытых слогов

Коррекционно -развивающие задачи.

-Развитие фонематического восприятия , навыков звукового анализа и синтеза

-Развитие зрительного внимания, речевого слуха, общей, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением, творческого воображения, мышления.

Коррекционно -воспитательные задачи.

-Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия.

-Воспитание у детей позитивного отношения к логопедическим занятиям.

Материалы и оборудование: Цветные ЛЕГО- человечки (красный, синий и зеленый), разрезанные буквы, коробочки- подарки с синей и зеленой лентой, карточки с предметными картинками со звуками [т] и [ть], карандаши синего и зеленого цвета, индивидуальные листы с картинками, для определения позиции звука в слове, индивидуальные тарелочки с манной крупой, карточки с буквой Т и гласными, торт из Лего-конструктора.

Ход занятия:

  1. Организационный момент:

Дети заходят в группу. Звучит песня Барбарики «С Днем Рождения»

Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами гости. Все они пришли, чтобы посмотреть, как проходят наши занятия и чему мы научились. Давайте их поприветствуем «Доброе утро!»


Педагог: Собрались все дети в круг, ты мой друг и я твой друг, вместе за руки возьмемся и друг другу улыбнемся! (Губы растянуты в широкой улыбке)

  1. Основная часть.
  1. Сообщение темы занятия

Педагог: Ребята, сегодня у нашего ИА (красного человечка Лего) День Рождение! И мы все приглашены к нему на праздник! А что больше всего любит ИА?

Дети: Иа больше всего на свете любит гласные буквы,

Педагог: Верно, гласные буквы, но посмотрите, они сломались! Он очень расстроится. Давайте соберем буквы? Вы готовы?

Дети: Да, готовы!

#1047;акрепление образа буквы.

Педагог. На столе лежат буквы, но они сломались. Выберете себе одну и почините ее.

(Дети собирают разрезанные буквы.)

Ребята, вы видите, какие буквы у вас в руках. Вы их узнали?

1-й ребенок. У меня буква У.

2-й ребенок. У меня буква А

3-й ребенок. у меня буква И.

4-й ребенок. У меня буква О

5-й ребенок. У меня буква Э

Педагог. Отлично, все верно. А какие это буквы?

Дети: гласные

Педагог:А почему мы называем их глсными?

Дети: Они поют

Педагог: А каким цветом мы обозначаем гласные?

Дети: красным цветом.

#1055;роизношение, характеристика звуков

Педагог: А что за День Рождения без гостей! Раздается стук.

Кто же стучится к нам? Ребята – это ТОМ и его брат ТИМ! (Педагог показывает лего- человечка синего и зеленого цвета).

Дети, а какой первый звук в имени ТОМ?

Дети: звук Т

Педагог: А какой первый звук в имени ТИМ?

Дети: звук Ть

Педагог: Как вы думаете, звуки т и ть -это гласные или согласные звуки?

Дети. Это согласные звук. Их нельзя петь.

Педагог: верно!

(Дети берут зеркала)

Педагог: Произнесите звук [т]. Что мешает воздуху, что мешает ему петь?

Дети: язык мешает

Педагог: Где находится кончик языка? Почувствуйте, как он стучит в верхние зубы. Т-Т-Т.

Дети: кончик языка наверху

Педагог: А когда мы говорим ТЬ-ТЬ?

Дети: кончик языка внизу

Педагог. Верно. Скажиье, а звук Т- твердый звук или мягкий

Дети: Твердый

Педагог: а звук ТЬ-?

Дети: звук ть мягкий.

Педагог: Согласные звуки бывают твердые и мягкие, а еще согласные звуки бывают звонкие и глухие. Давайте проверим наши звуки? Как мы проверяем?

Дети: кладем руку на горлышко. Горлышко не поет, звуки глухие.

Педагог: значит звуки т и ть глухие звуки

Педагог: Ребята, давайте запомним. Твердые согласные звуки мы будем обозначать синим цветом, а мягкие согласные звуки- зеленым.

Ребята, а давайте пригласим Тима и Тома на праздник?

Дети: да, приглашаем!

#1044;идактичнская игра «Будь внимателен»

Педагог: Наши братья так похожи. Но нам нужно их не путать. Давайте научимся их различать! Я очень хочу проверить, какие вы внимательные. Если вы услышите мой звук (ТЬ), то хлопните, а если услышите Т( топните)

Т, т, ть, ть, т, та, ат, то, ать, тю, от, те, ить, и т.д. а теперь давайте играть со словами. Тигр, туча, ток, тетрадь…

#1044;ифференциация звуков

Ребята, Тим и том пришли на День Рождение без подарков. А давайте поможем их их сделать. У меня есть две подарочные коробки. На одной синяя лента и в ней будут подарки от Тома., а в коробке с зеленой лентой будут подарки от Тима. В коробке с синей лентой будут предметы со звуком Т, а в коробке с зеленой лентой слова со звуком ТЬ.

(Дети раскладывают карточки в нужные коробки.)

Педагог: Ну что ребята, спасибо вам большое. Подарки от Тома и Тима готовы. А сейчас я предлагаю нам подвигаться. Какой же праздник без танцев.

5. Динамическая пауза.

Т-Т-Т-Т (имитация молотка, движение руками)

Ть-Ть-Ть-Ть (имитация часов, движение головой)

Та-та-та- открывайте ворота (активно движения пальчиками, потом дети разводят руками)

То-то то- у Тани новое пальто (активно движения пальчиками, руки вдоль тела)

Уть -уть уть- собирайся в путь (активно шагаем)

Ать ать ать- я хочу летать (имитация полета)

Отлично! Мы подвигались, потанцевали.

#1054;пределение места звуков в слове.

Педагог: Дети, гости собрались, подарки у Тима и Тома готовы. А что мы подарим ИА? Я предлагаю подарить ему красивые открытки.

(дети садятся за слоты, педагог дет раздаточный материал с картинками и карандаши)

Педагог: Ребята, я раздаю вам карандаши синего и зеленого цвета и открытки. На открытках нарисованы картинки, в которых спрятались звуки Т и Ть в начале, середине и в конце слова. Внимательно смотрите на свои картинки, ищите, где спрятался звук Т или ТЬ звук и и раскрасьте нужный квадрат.

(Дети с помощью педагога находят звуки и раскрашивают клетки, проверяют правильность выполнения)

Педагог: Какие красивые открытки у нас получились! Ну что ребята, наши подарки для ИА тоже готовы!

7. Знакомство с буквой Т

Мы сегодня познакомились со звуками Т и Ть и научились их различать. А теперь я хочу познакомить вас с буквой Т.

А чем отличаются звуки и буквы?

Ребенок: Звуки мы говорим и слышим, а буквы пишем и читаем.

Педагог: Все верно! Сейчас мы с вами будем учиться писать букву Т. Я даю вам волшебный песок.

(Педагог раздает каждому ребенку тарелочки с манной крупой)

Педагог: Потрогайте, какой он приятный. (дети трогают).

Педагог: Посмотрите, как мы пишем букву Т. Длинную палочку пишем сверху вниз, а короткую палочку слева на право. (Педагог показывает)

(Дети пишут на манке букву Т)

Педагог: Дети, какую букву вы написали?

Дети: букву Т

8. Чтение открытых слогов с буквой Т

Педагог: Ребята, вы мне сказали, что буквы мы пишем, а что же еще мы делаем?

Дети: Читаем. Буквы живут в книгах.

Педагог: Все верно. Давайте с вами почитаем. А доске гласные буквы, которые, мы с вами хорошо знаем. Назовите их, пожалуйста.

Дети: А, У, О, И, Э.

Педагог: А вот буква, с которой мы сегодня познакомились (показывает карточку с Т)

Дети: буква Т.

Педагог: давайте читать слоги!

1-й ребенок. ТУ.

2-й ребенок. ТА

3-й ребенок. ТИ.

4-й ребенок. ТО

5-й ребенок. ТЭ

  1. Рефлексия

Педагог: Ребята, как вы хорошо справились с играми и заданиями. Мы все собрались на празднике у ИА, танцевали, сделали подарки, а чего еще не хватает для настоящего дня рождения?

Дети: Торта

Педагог: Да, конечно! (Педагог достает коробку в которой находится торт из лего- конструктора. ) Посмотрите, что лежит в волшебной коробочке? Вот он наш торт из конструктора Лего.

Педагог: Ребята в слове Торт, какой звук находится в начале слова?

Дети: Звук Т

Педагог: А он гласный или согласный?

Дети: согласный

Педагог: Звонкий или глухой? Торт

Дети: Глухой

Педагог. Мы отлично отметили День Рождение ИА! Вам понравилось?

Дети: ДА!

Педагог: Вам было трудно или легко?

Дети: Легко!

Педагог: А какая игра понравилась больше всего?

Дети: волшебный песок, рисовать открытки, танцевать.

Педагог: Иа был очень рад, что вы пришли к нему на День Рождение! Спасибо, до свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. Тема: «Звук и буква «С»

Предлагаю конспект логопедического занятия по обучению грамоте, который сможет помочь в профилактике дисграфии и дислексии у детей с общим недоразвитием речи....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ТНР. Тема "Дифференция звуков [р]-[л]"

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ТНР...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звуки Н-Нь и буква Н»

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе  группе«Звуки Н-Нь  и буква Н»Цель: Закрепить знания детей о звуках [Н], [Нь] и букве Н.Задачи:Коррекцио...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Занимательные звуки, буквы, слова и слоги"

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. «Занимательные звуки, буквы, слова и слоги»...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе На тему: «Звуки С, Сь и буква С.

Цель: закрепление представления детей о звуках [С], [С`], и знакомство с буквой С.Задачи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков [С], [С`], давать их полную характеристику; закрепит...