Главные вкладки
Конспект подгруппового занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ТНР. Тема: Звук [т] и [ть]. Знакомство с буквой Т.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Цель: Дифференциация звуков [т] и [ть]. Знакомство с буквой Т.
Коррекционно -образовательные задачи.
-Закрепить у детей представления об артикуляционном укладе звуков [т] и [ть];
-Формировать умение выделять и различать звуки [т] и [ть];
-Закрепить знание гласных звуков и их зрительные образы;
-Знакомство с зрительным образом буквы Т
-Закрепить понятие звук и буква
-Практиковаться в написании буквы Т
-Практиковаться в чтении открытых слогов
Коррекционно -развивающие задачи.
-Развитие фонематического восприятия , навыков звукового анализа и синтеза
-Развитие зрительного внимания, речевого слуха, общей, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением, творческого воображения, мышления.
Коррекционно -воспитательные задачи.
-Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия.
-Воспитание у детей позитивного отношения к логопедическим занятиям.
Материалы и оборудование: Цветные ЛЕГО- человечки (красный, синий и зеленый), разрезанные буквы, коробочки- подарки с синей и зеленой лентой, карточки с предметными картинками со звуками [т] и [ть], карандаши синего и зеленого цвета, индивидуальные листы с картинками, для определения позиции звука в слове, индивидуальные тарелочки с манной крупой, карточки с буквой Т и гласными, торт из Лего-конструктора.
Ход занятия:
- Организационный момент:
Дети заходят в группу. Звучит песня Барбарики «С Днем Рождения»
Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами гости. Все они пришли, чтобы посмотреть, как проходят наши занятия и чему мы научились. Давайте их поприветствуем «Доброе утро!»
Педагог: Собрались все дети в круг, ты мой друг и я твой друг, вместе за руки возьмемся и друг другу улыбнемся! (Губы растянуты в широкой улыбке)
- Основная часть.
- Сообщение темы занятия
Педагог: Ребята, сегодня у нашего ИА (красного человечка Лего) День Рождение! И мы все приглашены к нему на праздник! А что больше всего любит ИА?
Дети: Иа больше всего на свете любит гласные буквы,
Педагог: Верно, гласные буквы, но посмотрите, они сломались! Он очень расстроится. Давайте соберем буквы? Вы готовы?
Дети: Да, готовы!
2.Закрепление образа буквы.
Педагог. На столе лежат буквы, но они сломались. Выберете себе одну и почините ее.
(Дети собирают разрезанные буквы.)
Ребята, вы видите, какие буквы у вас в руках. Вы их узнали?
1-й ребенок. У меня буква У.
2-й ребенок. У меня буква А
3-й ребенок. у меня буква И.
4-й ребенок. У меня буква О
5-й ребенок. У меня буква Э
Педагог. Отлично, все верно. А какие это буквы?
Дети: гласные
Педагог:А почему мы называем их глсными?
Дети: Они поют
Педагог: А каким цветом мы обозначаем гласные?
Дети: красным цветом.
2.Произношение, характеристика звуков
Педагог: А что за День Рождения без гостей! Раздается стук.
Кто же стучится к нам? Ребята – это ТОМ и его брат ТИМ! (Педагог показывает лего- человечка синего и зеленого цвета).
Дети, а какой первый звук в имени ТОМ?
Дети: звук Т
Педагог: А какой первый звук в имени ТИМ?
Дети: звук Ть
Педагог: Как вы думаете, звуки т и ть -это гласные или согласные звуки?
Дети. Это согласные звук. Их нельзя петь.
Педагог: верно!
(Дети берут зеркала)
Педагог: Произнесите звук [т]. Что мешает воздуху, что мешает ему петь?
Дети: язык мешает
Педагог: Где находится кончик языка? Почувствуйте, как он стучит в верхние зубы. Т-Т-Т.
Дети: кончик языка наверху
Педагог: А когда мы говорим ТЬ-ТЬ?
Дети: кончик языка внизу
Педагог. Верно. Скажиье, а звук Т- твердый звук или мягкий
Дети: Твердый
Педагог: а звук ТЬ-?
Дети: звук ть мягкий.
Педагог: Согласные звуки бывают твердые и мягкие, а еще согласные звуки бывают звонкие и глухие. Давайте проверим наши звуки? Как мы проверяем?
Дети: кладем руку на горлышко. Горлышко не поет, звуки глухие.
Педагог: значит звуки т и ть глухие звуки
Педагог: Ребята, давайте запомним. Твердые согласные звуки мы будем обозначать синим цветом, а мягкие согласные звуки- зеленым.
Ребята, а давайте пригласим Тима и Тома на праздник?
Дети: да, приглашаем!
3.Дидактичнская игра «Будь внимателен»
Педагог: Наши братья так похожи. Но нам нужно их не путать. Давайте научимся их различать! Я очень хочу проверить, какие вы внимательные. Если вы услышите мой звук (ТЬ), то хлопните, а если услышите Т( топните)
Т, т, ть, ть, т, та, ат, то, ать, тю, от, те, ить, и т.д. а теперь давайте играть со словами. Тигр, туча, ток, тетрадь…
4.Дифференциация звуков
Ребята, Тим и том пришли на День Рождение без подарков. А давайте поможем их их сделать. У меня есть две подарочные коробки. На одной синяя лента и в ней будут подарки от Тома., а в коробке с зеленой лентой будут подарки от Тима. В коробке с синей лентой будут предметы со звуком Т, а в коробке с зеленой лентой слова со звуком ТЬ.
(Дети раскладывают карточки в нужные коробки.)
Педагог: Ну что ребята, спасибо вам большое. Подарки от Тома и Тима готовы. А сейчас я предлагаю нам подвигаться. Какой же праздник без танцев.
5. Динамическая пауза.
Т-Т-Т-Т (имитация молотка, движение руками)
Ть-Ть-Ть-Ть (имитация часов, движение головой)
Та-та-та- открывайте ворота (активно движения пальчиками, потом дети разводят руками)
То-то то- у Тани новое пальто (активно движения пальчиками, руки вдоль тела)
Уть -уть уть- собирайся в путь (активно шагаем)
Ать ать ать- я хочу летать (имитация полета)
Отлично! Мы подвигались, потанцевали.
6.Определение места звуков в слове.
Педагог: Дети, гости собрались, подарки у Тима и Тома готовы. А что мы подарим ИА? Я предлагаю подарить ему красивые открытки.
(дети садятся за слоты, педагог дет раздаточный материал с картинками и карандаши)
Педагог: Ребята, я раздаю вам карандаши синего и зеленого цвета и открытки. На открытках нарисованы картинки, в которых спрятались звуки Т и Ть в начале, середине и в конце слова. Внимательно смотрите на свои картинки, ищите, где спрятался звук Т или ТЬ звук и и раскрасьте нужный квадрат.
(Дети с помощью педагога находят звуки и раскрашивают клетки, проверяют правильность выполнения)
Педагог: Какие красивые открытки у нас получились! Ну что ребята, наши подарки для ИА тоже готовы!
7. Знакомство с буквой Т
Мы сегодня познакомились со звуками Т и Ть и научились их различать. А теперь я хочу познакомить вас с буквой Т.
А чем отличаются звуки и буквы?
Ребенок: Звуки мы говорим и слышим, а буквы пишем и читаем.
Педагог: Все верно! Сейчас мы с вами будем учиться писать букву Т. Я даю вам волшебный песок.
(Педагог раздает каждому ребенку тарелочки с манной крупой)
Педагог: Потрогайте, какой он приятный. (дети трогают).
Педагог: Посмотрите, как мы пишем букву Т. Длинную палочку пишем сверху вниз, а короткую палочку слева на право. (Педагог показывает)
(Дети пишут на манке букву Т)
Педагог: Дети, какую букву вы написали?
Дети: букву Т
8. Чтение открытых слогов с буквой Т
Педагог: Ребята, вы мне сказали, что буквы мы пишем, а что же еще мы делаем?
Дети: Читаем. Буквы живут в книгах.
Педагог: Все верно. Давайте с вами почитаем. А доске гласные буквы, которые, мы с вами хорошо знаем. Назовите их, пожалуйста.
Дети: А, У, О, И, Э.
Педагог: А вот буква, с которой мы сегодня познакомились (показывает карточку с Т)
Дети: буква Т.
Педагог: давайте читать слоги!
1-й ребенок. ТУ.
2-й ребенок. ТА
3-й ребенок. ТИ.
4-й ребенок. ТО
5-й ребенок. ТЭ
- Рефлексия
Педагог: Ребята, как вы хорошо справились с играми и заданиями. Мы все собрались на празднике у ИА, танцевали, сделали подарки, а чего еще не хватает для настоящего дня рождения?
Дети: Торта
Педагог: Да, конечно! (Педагог достает коробку в которой находится торт из лего- конструктора. ) Посмотрите, что лежит в волшебной коробочке? Вот он наш торт из конструктора Лего.
Педагог: Ребята в слове Торт, какой звук находится в начале слова?
Дети: Звук Т
Педагог: А он гласный или согласный?
Дети: согласный
Педагог: Звонкий или глухой? Торт
Дети: Глухой
Педагог. Мы отлично отметили День Рождение ИА! Вам понравилось?
Дети: ДА!
Педагог: Вам было трудно или легко?
Дети: Легко!
Педагог: А какая игра понравилась больше всего?
Дети: волшебный песок, рисовать открытки, танцевать.
Педагог: Иа был очень рад, что вы пришли к нему на День Рождение! Спасибо, до свидания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka_po_obucheniyu_gramote.docx | 434.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
МБДОУ «Детский сад № 5 г. Выборга»
ИНН 4704049433 КПП 470401001
РФ 188800, Ленинградская область,
ул. им. А.К. Харитонова, д.14
Телефон 8(81378)70-334
Конспект подгруппового занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ТНР.
Тема: Звук [т] и [ть]. Знакомство с буквой Т.
Цель: Дифференциация звуков [т] и [ть]. Знакомство с буквой Т.
Коррекционно -образовательные задачи.
-Закрепить у детей представления об артикуляционном укладе звуков [т] и [ть];
-Формировать умение выделять и различать звуки [т] и [ть];
-Закрепить знание гласных звуков и их зрительные образы;
-Знакомство с зрительным образом буквы Т
-Закрепить понятие звук и буква
-Практиковаться в написании буквы Т
-Практиковаться в чтении открытых слогов
Коррекционно -развивающие задачи.
-Развитие фонематического восприятия , навыков звукового анализа и синтеза
-Развитие зрительного внимания, речевого слуха, общей, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением, творческого воображения, мышления.
Коррекционно -воспитательные задачи.
-Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия.
-Воспитание у детей позитивного отношения к логопедическим занятиям.
Материалы и оборудование: Цветные ЛЕГО- человечки (красный, синий и зеленый), разрезанные буквы, коробочки- подарки с синей и зеленой лентой, карточки с предметными картинками со звуками [т] и [ть], карандаши синего и зеленого цвета, индивидуальные листы с картинками, для определения позиции звука в слове, индивидуальные тарелочки с манной крупой, карточки с буквой Т и гласными, торт из Лего-конструктора.
Ход занятия:
- Организационный момент:
Дети заходят в группу. Звучит песня Барбарики «С Днем Рождения»
Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами гости. Все они пришли, чтобы посмотреть, как проходят наши занятия и чему мы научились. Давайте их поприветствуем «Доброе утро!»
Педагог: Собрались все дети в круг, ты мой друг и я твой друг, вместе за руки возьмемся и друг другу улыбнемся! (Губы растянуты в широкой улыбке)
- Основная часть.
- Сообщение темы занятия
Педагог: Ребята, сегодня у нашего ИА (красного человечка Лего) День Рождение! И мы все приглашены к нему на праздник! А что больше всего любит ИА?
Дети: Иа больше всего на свете любит гласные буквы,
Педагог: Верно, гласные буквы, но посмотрите, они сломались! Он очень расстроится. Давайте соберем буквы? Вы готовы?
Дети: Да, готовы!
#1047;акрепление образа буквы.
Педагог. На столе лежат буквы, но они сломались. Выберете себе одну и почините ее.
(Дети собирают разрезанные буквы.)
Ребята, вы видите, какие буквы у вас в руках. Вы их узнали?
1-й ребенок. У меня буква У.
2-й ребенок. У меня буква А
3-й ребенок. у меня буква И.
4-й ребенок. У меня буква О
5-й ребенок. У меня буква Э
Педагог. Отлично, все верно. А какие это буквы?
Дети: гласные
Педагог:А почему мы называем их глсными?
Дети: Они поют
Педагог: А каким цветом мы обозначаем гласные?
Дети: красным цветом.
#1055;роизношение, характеристика звуков
Педагог: А что за День Рождения без гостей! Раздается стук.
Кто же стучится к нам? Ребята – это ТОМ и его брат ТИМ! (Педагог показывает лего- человечка синего и зеленого цвета).
Дети, а какой первый звук в имени ТОМ?
Дети: звук Т
Педагог: А какой первый звук в имени ТИМ?
Дети: звук Ть
Педагог: Как вы думаете, звуки т и ть -это гласные или согласные звуки?
Дети. Это согласные звук. Их нельзя петь.
Педагог: верно!
(Дети берут зеркала)
Педагог: Произнесите звук [т]. Что мешает воздуху, что мешает ему петь?
Дети: язык мешает
Педагог: Где находится кончик языка? Почувствуйте, как он стучит в верхние зубы. Т-Т-Т.
Дети: кончик языка наверху
Педагог: А когда мы говорим ТЬ-ТЬ?
Дети: кончик языка внизу
Педагог. Верно. Скажиье, а звук Т- твердый звук или мягкий
Дети: Твердый
Педагог: а звук ТЬ-?
Дети: звук ть мягкий.
Педагог: Согласные звуки бывают твердые и мягкие, а еще согласные звуки бывают звонкие и глухие. Давайте проверим наши звуки? Как мы проверяем?
Дети: кладем руку на горлышко. Горлышко не поет, звуки глухие.
Педагог: значит звуки т и ть глухие звуки
Педагог: Ребята, давайте запомним. Твердые согласные звуки мы будем обозначать синим цветом, а мягкие согласные звуки- зеленым.
Ребята, а давайте пригласим Тима и Тома на праздник?
Дети: да, приглашаем!
#1044;идактичнская игра «Будь внимателен»
Педагог: Наши братья так похожи. Но нам нужно их не путать. Давайте научимся их различать! Я очень хочу проверить, какие вы внимательные. Если вы услышите мой звук (ТЬ), то хлопните, а если услышите Т( топните)
Т, т, ть, ть, т, та, ат, то, ать, тю, от, те, ить, и т.д. а теперь давайте играть со словами. Тигр, туча, ток, тетрадь…
#1044;ифференциация звуков
Ребята, Тим и том пришли на День Рождение без подарков. А давайте поможем их их сделать. У меня есть две подарочные коробки. На одной синяя лента и в ней будут подарки от Тома., а в коробке с зеленой лентой будут подарки от Тима. В коробке с синей лентой будут предметы со звуком Т, а в коробке с зеленой лентой слова со звуком ТЬ.
(Дети раскладывают карточки в нужные коробки.)
Педагог: Ну что ребята, спасибо вам большое. Подарки от Тома и Тима готовы. А сейчас я предлагаю нам подвигаться. Какой же праздник без танцев.
5. Динамическая пауза.
Т-Т-Т-Т (имитация молотка, движение руками)
Ть-Ть-Ть-Ть (имитация часов, движение головой)
Та-та-та- открывайте ворота (активно движения пальчиками, потом дети разводят руками)
То-то то- у Тани новое пальто (активно движения пальчиками, руки вдоль тела)
Уть -уть уть- собирайся в путь (активно шагаем)
Ать ать ать- я хочу летать (имитация полета)
Отлично! Мы подвигались, потанцевали.
#1054;пределение места звуков в слове.
Педагог: Дети, гости собрались, подарки у Тима и Тома готовы. А что мы подарим ИА? Я предлагаю подарить ему красивые открытки.
(дети садятся за слоты, педагог дет раздаточный материал с картинками и карандаши)
Педагог: Ребята, я раздаю вам карандаши синего и зеленого цвета и открытки. На открытках нарисованы картинки, в которых спрятались звуки Т и Ть в начале, середине и в конце слова. Внимательно смотрите на свои картинки, ищите, где спрятался звук Т или ТЬ звук и и раскрасьте нужный квадрат.
(Дети с помощью педагога находят звуки и раскрашивают клетки, проверяют правильность выполнения)
Педагог: Какие красивые открытки у нас получились! Ну что ребята, наши подарки для ИА тоже готовы!
7. Знакомство с буквой Т
Мы сегодня познакомились со звуками Т и Ть и научились их различать. А теперь я хочу познакомить вас с буквой Т.
А чем отличаются звуки и буквы?
Ребенок: Звуки мы говорим и слышим, а буквы пишем и читаем.
Педагог: Все верно! Сейчас мы с вами будем учиться писать букву Т. Я даю вам волшебный песок.
(Педагог раздает каждому ребенку тарелочки с манной крупой)
Педагог: Потрогайте, какой он приятный. (дети трогают).
Педагог: Посмотрите, как мы пишем букву Т. Длинную палочку пишем сверху вниз, а короткую палочку слева на право. (Педагог показывает)
(Дети пишут на манке букву Т)
Педагог: Дети, какую букву вы написали?
Дети: букву Т
8. Чтение открытых слогов с буквой Т
Педагог: Ребята, вы мне сказали, что буквы мы пишем, а что же еще мы делаем?
Дети: Читаем. Буквы живут в книгах.
Педагог: Все верно. Давайте с вами почитаем. А доске гласные буквы, которые, мы с вами хорошо знаем. Назовите их, пожалуйста.
Дети: А, У, О, И, Э.
Педагог: А вот буква, с которой мы сегодня познакомились (показывает карточку с Т)
Дети: буква Т.
Педагог: давайте читать слоги!
1-й ребенок. ТУ.
2-й ребенок. ТА
3-й ребенок. ТИ.
4-й ребенок. ТО
5-й ребенок. ТЭ
- Рефлексия
Педагог: Ребята, как вы хорошо справились с играми и заданиями. Мы все собрались на празднике у ИА, танцевали, сделали подарки, а чего еще не хватает для настоящего дня рождения?
Дети: Торта
Педагог: Да, конечно! (Педагог достает коробку в которой находится торт из лего- конструктора. ) Посмотрите, что лежит в волшебной коробочке? Вот он наш торт из конструктора Лего.
Педагог: Ребята в слове Торт, какой звук находится в начале слова?
Дети: Звук Т
Педагог: А он гласный или согласный?
Дети: согласный
Педагог: Звонкий или глухой? Торт
Дети: Глухой
Педагог. Мы отлично отметили День Рождение ИА! Вам понравилось?
Дети: ДА!
Педагог: Вам было трудно или легко?
Дети: Легко!
Педагог: А какая игра понравилась больше всего?
Дети: волшебный песок, рисовать открытки, танцевать.
Педагог: Иа был очень рад, что вы пришли к нему на День Рождение! Спасибо, до свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. Тема: «Звук и буква «С»
Предлагаю конспект логопедического занятия по обучению грамоте, который сможет помочь в профилактике дисграфии и дислексии у детей с общим недоразвитием речи....
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ТНР. Тема "Дифференция звуков [р]-[л]"
Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ТНР...
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звуки Н-Нь и буква Н»
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе«Звуки Н-Нь и буква Н»Цель: Закрепить знания детей о звуках [Н], [Нь] и букве Н.Задачи:Коррекцио...
Конспект подгруппового занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе дифференциация [П] [Б]
Дифференциация звуков [П] [Б]...
конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Знакомство со звуком [Й] и буквой Й»
Знакомство со звуком [Й] и буквой Й...
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Занимательные звуки, буквы, слова и слоги"
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. «Занимательные звуки, буквы, слова и слоги»...
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе На тему: «Звуки С, Сь и буква С.
Цель: закрепление представления детей о звуках [С], [С`], и знакомство с буквой С.Задачи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков [С], [С`], давать их полную характеристику; закрепит...