Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. Тема: «Звук и буква «С»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме
Предлагаю конспект логопедического занятия по обучению грамоте, который сможет помочь в профилактике дисграфии и дислексии у детей с общим недоразвитием речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 28.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОНР.
Тема: «Звук и буква «С»
Лексическая тема: «Зима»
Коррекционно - образовательные цели: обобщение представлений о зиме и типичных зимних явлений в природе. Расширение, уточнение, актуализация словаря по лексической теме. Совершенствование грамматического строя речи: образование однокоренных слов, образование новых слов, отгадывание загадок. Совершенствование навыков анализа и синтеза слов. Совершенствование навыка чтения слов. Профилактика дисграфии, дислексии. Совершенствование умения разгадывать ребусы.
Коррекционно – развивающие цели: развитие мелкой и общей моторики, фонематических представлений, навыков фонематического анализа, зрительного и слухового внимания и восприятия.
Коррекционно – воспитательные цели: воспитание навыков учебной деятельности, сотрудничества, самостоятельности, активности, инициативности, бережного отношения к природе.
Оборудование: картинки снеговика, схемы, кассы букв, контейнер с фасолью, снежинки, сосульки, ребус, слово с «поломанными» буквами.
Ход занятия:
1. Организационный момент.(Объявление темы занятия. Развитие мелкой моторики. Подбор прилагательных к слову «снежинка»)
Логопед встречает детей у дверей кабинета, приглашает их пройти к столику, на котором стоит контейнер с белой фасолью, среди фасоли спрятаны пластмассовые снежинки.
Логопед: Я наполнила этот контейнер маленькими волшебными снежками, а среди них спрятала волшебные снежинки. Опустите руки в бассейн, найдите по одной снежинке и назовите, какая снежинка (белая, пушистая, легкая, блестящая, крупная, искрящаяся).
2. Основная часть.
Отгадывание загадок.
- Ребята, послушайте загадки:
Белая звездочка с неба упала, Сели детки на карниз
Мне на ладошку легла и пропала. И растут все время вниз.
(снежинка) (сосулька)
Одеяло белое не руками сделано,
Не ткалось и не кроилось,
С неба на землю спустилось. (снег)
- А какой первый звук во всех этих словах?
Характеристика звука по схеме.
- Что делают наши губы, зубы, язык , когда мы произносим звук [с]?
А какой это звук? (согласный, твердый, глухой).
Развитие умения отгадывать объект по признакам.
К нам торопится гость, но кто это, попробуйте отгадать.
Он белый, большой, холодный, гладкий, его имя начинается со звука [с]? Правильно, это снеговик. Его любимое занятие это игра в снежки. Он предлагает поиграть с ним.
Развитие мелкой моторики.
Раз, два, три, четыре - загибают пальчики;
Мы с тобой снежок слепили - «лепят», меняя положение ладоней;
Круглый, крепкий, очень гладкий - показывают круг, сжимают
ладони, гладят одной ладонью другую;
И совсем – совсем не сладкий. – грозят пальчиком;
Раз – подбросим, - подбрасывают воображаемый снежок;
Два – поймаем , - приседают, ловят снежок;
Три – уроним - встают, роняют снежок;
И сломаем. – комкают ладонями снежок.
Н.В. Нищева
- А какие вы ещё знаете слова со звуком [с]?
- А сможете помочь снеговику подобрать родственные слова к слову «снег»?
Подбор родственных слов к слову «снег»
-Я буду читать стихотворение «Снегопад», а вы добавлять подходящие по смыслу слова, причем похожие на слово «снег».
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю …(снег).
С неба всё скользят пушинки –
Серебристые …(снежинки).
Кружатся над головою
Каруселью … (снеговою).
На поселки, на лужок
Всё снижается … (снежок).
Землю белой, чистой, нежной
Застелил постелью …(снежной).
Вот веселье для ребят –
Всё сильнее - … (снегопад).
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в … (снежки).
Снежный ком на снежный ком,
Всё украсили …(снежком),
Словно в белый пуховик
Нарядился …(снеговик).
Рядом снежная фигурка –
Эта девочка - … (Снегурка).
На снегу – то, посмотри –
С красной грудкой …(снегири).
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил.. .(снег).
- Какие же родственные слова вы запомнили?
Разгадывание ребуса.
- Ребята, в этих картинках зашифровано название предмета, который необходим зимой. Его можно прочесть по первым звукам названий картинок.
(картинки: сосулька, аист, ножницы, игла; слово: «САНИ»)
Выкладывание слова в кассах букв и составление схемы слова.
- Давайте выложим это слово буквами. А теперь составим схему этого слова.
___________
____ ____
с | к | з | к |
Развитие общей моторики.
- Снеговик предлагает еще поиграть с ним.
Снеговик.
Давай, дружок, смелей, дружок, - идут по кругу, изображая, будто катят
Кати по снегу свой снежок. перед собой снежный ком.
Он превратится в толстый ком, - «рисуют» руками большой круг.
И станет ком снеговиком. – «рисуют» снеговика из трех комков.
Его улыбка так светла! - широко улыбаются;
Два глаза, шляпа, нос, метла. – показывают глаза, прикрывают голову
ладошкой, дотрагиваются до носа,
встают прямо, как бы держат
воображаемую метлу;
Но солнце припечет слегка - медленно приседают;
Увы! И нет снеговика. разводят руками, пожимают плечами.
Развитие лексико – грамматического строя речи
- Какой снег? Снег на солнышке искрится, значит, он …(искрящийся),
сверкает – (сверкающий), серебрится – (серебристый), рассыпается – (рассыпчатый), хрустит – (хрустящий).
Развитие фонематического слуха
-Я прочту вам стихотворение о зиме. В этом стихотворении есть много звуков [с], вы, как услышите этот звук, положите перед собой сосульку. А потом посчитаете, сколько сосулек – столько и звуков в этом стихотворении.
Выпал беленький снежок,
Соберемся мы в кружок.
Снег, снег, белый снег
Засыпает он нас всех. (9)
Профилактика дисграфии и дислексии.
- Здесь было написано слово, но пошел снег и часть букв засыпал. Что же здесь было написано? Давайте отремонтируем буквы.
3. Итог занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему "Звук и буква Р".
Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе на тему "Звук и буква Р" разработан с использованием ИКТ технологий. К конспекту имее...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ТНР. Тема "Дифференция звуков [р]-[л]"
Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ТНР...
КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЕТЕЙ С ОНР ТЕМА: ЗВУК [а] и БУКВА «А»
Занятие по обучению грамоте в логопедической группе....
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звуки Н-Нь и буква Н»
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе«Звуки Н-Нь и буква Н»Цель: Закрепить знания детей о звуках [Н], [Нь] и букве Н.Задачи:Коррекцио...
Подгрупповое логопедическое занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе с речевыми нарушениями "Звук и буква (Й)-(А); Я "
Тема: Звуки [Й] [А]. Буква Я.Цель: Познакомить со звуками [Й] [А], объяснить, что они образуют букву Я. Учить выкладывать на колодке-шеститочии букву Я.Задачи:Образовательная:- уточнить представления ...
конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Знакомство со звуком [Й] и буквой Й»
Знакомство со звуком [Й] и буквой Й...
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе На тему: «Звуки С, Сь и буква С.
Цель: закрепление представления детей о звуках [С], [С`], и знакомство с буквой С.Задачи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков [С], [С`], давать их полную характеристику; закрепит...