Конспект занятия в подготовительной к школе группе для детей с нарушениями зрения с ФФН "В гостях у сказки. Дифференциация звуков Ч и Щ. Буквы Ч и Щ"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Конспект занятия в подготовительной к школе группе для детей с нарушениями зрения с ФФН "В гостях у сказки. Дифференциация звуков Ч и Щ. Буквы Ч и Щ"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект подгрупповой
организованной образовательной деятельности
в подготовительной к школе группе
для детей с нарушением зрения с ФФН
Тема: «В гостях у сказки. Дифференциация звуков Ч-Щ.
Буквы Ч-Щ»
Подготовила:
Учитель-логопед
Хайретдинова
Анжелика Радиковна
Цель. Выработать четкую дифференцировку [Ч] - [Щ] с опорой на артикуляторные, зрительные, моторные ощущения.
Задачи:
Образовагпельные:
Закрепить произношение и различение звуков Щ-Ч в слогах, словах, фразах.
Упражнять в употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными и увеличительно –пренебрежительными суффиксами.
Побуждать детей отвечать полным ответом используя, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения и предлоги.
Развитие навыков чтения.
Развивающие:
Развивать речевое дыхание, логическое мышление, фонематический слух внимание, память, мышление, координацию движений, мелкую моторику, тактилные ощущения.
Расширять словарный запас путем словообразования.
Закрепить ориентировку в пространстве.
Активизировать внимание и память.
Активизация фиксации взора, развитие глазодвигательных мышц .
Воспитателъная:
Воспитывать доброжелательность, отзывчивость, чувство справедливости.
Оборудование.
1. Ноутбук, мультимедиа - проектор;
2. Мультимедийное приложение - презентация;
3.Оборудование для индивидуальной работы: зеркала, карточки ,картинки, карточки «обратной связи», игрушки на развитие дыхательной струи – бумажные цветочки. Сумочка, ящик , предметные картинки со звуками Щ,Ч, сундучок, прищепки, семечки.
Предлагаемая форма занятия обеспечивает личностно ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком, создает атмосферу, которая позволяет каждому ребенку реализовать свою познавательную активность.
Предварительная работа
- постановка звуков [Щ ] ,[Ч];
- автоматизация, дифференциация данных звуков в слогах, словах, словосочетаниях;
- развитие фонематического слуха;
- работа с ребусами,
- чтение слогов слияний со звуками [Щ] ,[Ч], в прямом и обратном порядке.
-разучивание распевок.
Этап | №слайда. Работа со слайдом. | Содержание |
1 | 1 слайд музыка | Организационный момент Логопед. Здравствуйте, ребята! Дети с логопедом встают в круг и хором повторяют: Каждый раз, всегда, везде На занятиях, в игре. Громко, четко говорим Никуда мы не спешим! Логопед. Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие. Закройте глаза – слушайте (звучит музыка «В гостях у сказки»). Откройте глаза. Догадались, куда мы сегодня отправимся? Дети высказывают предположения. Логопед. Правильно в сказочную страну . Давайте порадуемся сказке! (дети улыбаются) Вы не боитесь трудностей? (храбрая поза, мимика) |
2 | 2 слайд 3 слайд 4 слайд 5 слайд 6 слайд 7 слайд слайду. 8 слайд 9 слайд 10 слайд 11 слайд 12 слайд 13 слайд 14 слайд 15 слайд 16 слайд 17 слайд | Основная часть. Логопед. Игра «Какой звук?» И в начале вам необходимо прослушать и сказать какой звук слышится чаще в следующей чистоговорке: Четыре черненьких чумазеньких чертенка Чертили черными чернилами чертеж. Дети. Звук Ч. Следующая чистоговорка. Два щенка щека к щеке Щиплют щетку в уголке. Дети. Звук Щ. Сообщение темы занятия. Логопед. Вы, наверно догадались, какие звуки мы будем сравнивать, и учиться различать в нашем сказочном путешествии? Дети. Ч, Щ. Логопед. Да, в нашей сказочной стране мы будем различать звуки [ Ч], [ Щ] . В нашей сказке нужно правильно произносить эти звуки и стараться отвечать на вопросы полным ответом. А сейчас, ребята, вот вам одна половина билета, и чтобы занять свое место, ощупайте билет и найдите такую же вторую половину на столах. Вот и начинается наше путешествие… В далёкой сказочной стране жила Дюймовочка со своей мамочкой. Как вы думаете, какой была Дюймовочка? Дети. Доброй, ласковой, сердечной, обаятельной. Логопед. Можно ли человека с такими качествами назвать богатым? Почему? Дети. Отвечают на вопросы. Логопед.Мама очень любила Дюмовочку. По вечерам ей пела колыбельную песню. Она убаюкивала её нежно произнося звук , а какой угадайте : ( артикуляционная характеристика звука – Ч-). Дети. Ч-ч-ч. Логопед. Она ее убаюкивала : ч-ч-ч Произнесение изолированного звука [ч]. Фонетическая характеристика звука [ч]. Логопед. Что вы знаете об этом звуке? Дети. Согласный, глухой, мягкий. Соотнесение звука с буквой. Логопед. Какой буквой обозначается звук [ч] ? Найдите правильную букву –Ч- в этом ряду, какая она подсчету ? Дети. Отвечают на каждый вопрос. Моделирование буквы «ч». У детей на столах семечки и прищепки. Логопед. А сейчас я предлагаю вам сделать букву «ч» самим. Из чего будем делать? Почему? Дети. Из семечек, потому что в этом слове есть звук [ч]. Логопед. На другом краю света жил коварный Кощей Бессмертный. Он очень любил богатство. Как вы думаете, какой был Кощей, и какое богатство он любил? Дети. Коварный, жадный, злой. Любил золото, драгоценности. Логопед. Кощей колдовством: щ-щ-щ всё стремился превратить в драгоценности. Произнесение изолированного звука [щ]. Логопед. Какой звук произносит Кощей, когда совершает своё колдовство? Дети. Щ-щ-щ. Артикуляционная характеристика звука [щ]. Логопед. Произнесите чётко звук [щ], понаблюдайте за органами речи в зеркало. Дайте артикуляционную характеристику этому звуку. С опорой на план. Фонетическая характеристика звука [щ]. Логопед: Что вы знаете об этом звуке? Дети. Согласный, глухой, мягкий. Соотнесение звука с буквой. Логопед. Какой буквой обозначается звук [щ]? Найдите правильную букву –Щ- , какая она подсчету? Дети отвечают на каждый вопрос. Моделирование буквы «щ» (из прищепок). Сравнение звуков. Логопед. Чем отличаются звуки? Дети. Положением языка, зубов, губ Ч - краткий. Щ – долгий . Общее: согласные, глухие, мягкие. Логопед. Услышал Кощей, что Дюймовочка владеет каким - то богатством. Очень ему не хотелось, чтобы кто-то на свете был богаче, чем он. Украл он Дюймовочку и заточил её в темницу. Ребята вам необходимо спасти Дюймовочку. Для этого вам придется пройти много препятствий. Дифференциация звуков в звукоряде. В сундучке приготовлены разные дощечки, длинные и короткие. Детям раздаются разные полоски. Логопед. Нужно выложить дорожку, чтобы найти путь к замку Кощея Если услышите короткий звук Ч - положите короткую полоску, если звук Щ. - то длинную. Дорожку из полосок кладем слева направо. Покажи, Данил , как ты будешь класть дорожку. Дети выполняют задание. Проверьте себя. Щ, Ч, Ч, Щ, Ч, Щ, Щ. Сколько звуков Ч, сколько звуков Щ. Дети: 3 звука Ч, 4 звука Щ. Автоматизация звуков изолированно, в слогах, словах. Шагаем пальчиками правой руки справа налево по дорожке и произносим звуки. Теперь левой рукой слева на право. Дети: Щ, Ч,Ч,Щ, Ч, Щ, Щ. Распевка. «Мишка». Поём и на каждый слог пальчики соединяются с большим пальцем руки. Распевка. «Щука» Поем и загибать палец на каждое слово щука. Логопед: Вот мы вышли на опушку. Чтобы дальше продолжить путь нужно размяться, быть внимательными и не ошибаться. Физкультминутка Раз- налево, два – направо, Три- наверх, четыре- вниз, А теперь по кругу смотрим, Чтобы лучше видеть мир. Взгляд направим ближе, дальше Тренируя мышцы глаз. Видеть скоро будем лучше, Убедитесь вы сейчас! А теперь нажмем немного. Точки возле наших глаз. Сил дадим им много-много Чтоб усилить в тысячу раз. И еще давайте немного отдохнем. Я предлагаю вам поиграть: Хлопни в ладоши один раз, когда услышишь слово со звуком [ч], и топни ногой, когда услышишь слово с мягким звуком[ щ]. Часы, чайник, щётка, щипцы, бабочка, щегол, чемодан, щенок. Молодцы ребята. Вы очень ловкие и внимательные и Кощею вас не запутать. Пора идти дальше. В нем какая-то запутанная картинка, прежде чем идти дальше разгадайте, что за предметы заколдовал Кощей? Дети называют предметы «запутанные» на картинке. Логопед. В каких словах слышим Ч, в каких – Щ. Ответы детей. Различение звуков в словах. Логопед. На столе новые картинки. Кощей перепутал картинки со звуками Щ, Ч.Нужно их разделить, иначе дальше пути нет. Со звуком Щ мы положим картинки в ящик в этом слове ящик слышится звук Щ, со звуком Ч- в сумочку , в слове сумочка слышится звук Ч. Каждому ребёнку даются картинки. Нужно отвечать полным ответом. Например: У меня ящерица. Я положу ящерицу в ящик, потому что в этом слове слышен звук щ. Дети по очереди раскладывают картинки. Логопед добивается полного ответа. Логопед. Какие слова у нас лежат в ящике, а какие в сундучке, проверьте. Дети проверяют и хором проговаривают ряд слов. Употребление увеличительного суффикса – ищ- Логопед. Кощей превращает все предметы в огромное , большое и в этих словах появляется звук Щ. Дети. У Кощея не нос, а носище. У Кощея не глаза, а глазище. У Кощея не рука, а ручище. У Кощея не нога, а ножище. У Кощея не дом, а домище. Употребление ласкательного суффикса – очк. Логопед. Дюймовочка превращает слова в добрые , ласковые, и в них появляется звук Ч. Дети. У Дюймовочки не рука, а ручка. У Дюймовочки не щека, а щёчка. У Дюймовочки не колено , а коленочка. У Дюймовочки не палец , а пальчик. У Дюймовочки не локоть, а локоточек. Подбор слова к схеме. На слайде 3 замка с изображёнными на них схемами. На одном замке звуковая схема слова «ключ». Логопед. Дюймовочка закрыта в замке за тремя замками. Найдите, какой замок мы должны открыть? К какому замку подходит ключ? Дети анализируют слово «ключ», выбирают замок с графической схемой этого слова. Логопед. Темница открыта, Дюймовочка освобождена. Кощей так и не понял, каким богатством обладала Дюймовочка. Как вы думаете, какое богатство важнее иметь: то, что имела Дюймовочка, или то, что было у Кощея? Ответы детей. Логопед. Дюймовочка благодарит вас за помощь. Она прислала вам необыкновенное послание . ребята, кто из вас расскажет, как ее можно прочесть? Дети: ( отвечают) Щеткой чищу я щенка , щекочу ему бока.Это скороговорка. Логопед: Молодцы! |
3 | 21 слайд | Итог. Дюймовочка прислала в подарок вам цветочки. А в цветочках сладкий сюрприз. Логопед. Ребята вам понравилось путешествие? Что вы видели? Что запомнили? А сейчас возьмите сигнальные карточки и покажите, какое у вас настроение, выберите соответствующий цвет. Дети выполняют задание. Логопед раздает подарки, и дети уходят. Логопед. До свидания, до новых встреч. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия учителя-дефектолога, учителя-логопеда, воспитателя в подготовительной к школе группе для детей с нарушением зрения.
уточнить и расширить представления детей о транспорте (воздушный, наземный, водный, пассажирский....
Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе для детей с нарушением зрения "Строим дом дружбы"
Взаимодействие воспитателя и педагога по конструированию....
Конспект занятия в подготовительной к школе группы для детей с нарушением зрения и речи на тему: Звук и буква Ы
Конспект занятия в подготовительной к школе группы для детей с нарушением зрения и речи на тему: Звук и буква Ы Цели: коррекционно-образовательные: — учить детей давать акустико-артикуляционную ха...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
Организованная образовательная деятельность, организованная тифлопедагогом для детей с нарушением зрительного анализатора...
Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе для детей с нарушением зрения "Зимняя сказка"
Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе для детей с нарушением зрения "Зимняя сказка"Рассматривание картин И.И. Шишкина "Зима" и И.Э. Грабаря "Сказка инея и ...
Презентация к занятию в подготовительной к школе группе для детей с нарушениями зрения с ФФН "В гостях у сказки. Дифференциация звуков Ч и Щ. Буквы Ч и Щ"
Презентация к занятию в подготовительной к школе группе для детей с нарушениями зрения с ФФН "В гостях у сказки. Дифференциация звуков Ч и Щ. Буквы Ч и Щ"...
Конспект занятия в подготовительной к школе группе для детей с ФФН "Путешествие в страну звука и буквы Ш. «Маша идет в гости к Мише»"
Данная методическая разработка логопедического занятия направлена на обучение грамоте детей с ФФН...