Конспект занятия в подготовительной к школе группе для детей с нарушениями зрения с ФФН "В гостях у сказки. Дифференциация звуков Ч и Щ. Буквы Ч и Щ"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Анжелика Радиковна Хайретдинова

Конспект занятия в подготовительной к школе группе для детей с нарушениями зрения с ФФН "В гостях у сказки. Дифференциация звуков Ч и Щ. Буквы Ч и Щ"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект подгрупповой

организованной образовательной деятельности

в подготовительной  к школе  группе

 для детей с нарушением зрения с ФФН

Тема: «В гостях у сказки. Дифференциация звуков  Ч-Щ.

Буквы Ч-Щ»

                                                        

                                                                                      Подготовила:

                                                                     Учитель-логопед

                                                          Хайретдинова

                                                                                                   Анжелика Радиковна

Цель. Выработать четкую дифференцировку [Ч] - [Щ] с опорой на артикуляторные, зрительные, моторные ощущения.

Задачи:

Образовагпельные:

Закрепить произношение и различение звуков Щ-Ч в слогах, словах, фразах.

Упражнять в употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными и увеличительно –пренебрежительными  суффиксами.

Побуждать детей отвечать полным ответом используя, сложносочиненные и сложноподчиненные  предложения и предлоги.

Развитие навыков чтения.

Развивающие:

Развивать речевое дыхание, логическое мышление, фонематический слух внимание, память, мышление, координацию движений, мелкую  моторику, тактилные ощущения.

Расширять словарный запас путем словообразования.

Закрепить ориентировку в пространстве.

Активизировать внимание и память.

Активизация фиксации взора, развитие глазодвигательных мышц .

 Воспитателъная:

Воспитывать доброжелательность, отзывчивость, чувство справедливости.

Оборудование.

1. Ноутбук, мультимедиа - проектор;

2. Мультимедийное приложение - презентация;

3.Оборудование для индивидуальной работы:   зеркала, карточки ,картинки,  карточки «обратной связи», игрушки на развитие дыхательной струи – бумажные цветочки. Сумочка, ящик , предметные картинки со звуками Щ,Ч, сундучок, прищепки, семечки.

  Предлагаемая форма занятия обеспечивает личностно ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком, создает атмосферу, которая позволяет каждому ребенку реализовать свою познавательную активность.

 Предварительная работа

- постановка звуков [Щ ] ,[Ч];

- автоматизация, дифференциация данных звуков в слогах, словах, словосочетаниях;

- развитие фонематического слуха;

- работа с ребусами,  

- чтение слогов слияний со звуками  [Щ] ,[Ч], в прямом и обратном порядке.

-разучивание распевок.

Этап

№слайда.

Работа со слайдом. 

Содержание

1

1 слайд

музыка

Организационный момент

Логопед. Здравствуйте, ребята!

Дети с логопедом встают в круг и хором повторяют:

Каждый раз, всегда, везде

На занятиях, в игре.

Громко, четко говорим

Никуда мы не спешим!

 Логопед.  Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие. Закройте глаза  – слушайте (звучит музыка «В гостях у сказки»). Откройте глаза. Догадались, куда мы сегодня отправимся?

Дети высказывают предположения.

Логопед. Правильно в сказочную страну .

Давайте порадуемся сказке! (дети улыбаются)

Вы не боитесь трудностей? (храбрая поза, мимика)

2

2 слайд

3 слайд

4 слайд

5 слайд

6 слайд

7 слайд

слайду.

8 слайд

9 слайд

10 слайд

11 слайд

12 слайд

13 слайд

14 слайд

15 слайд

16 слайд

17 слайд

Основная часть.

Логопед. Игра «Какой звук?»

И в начале  вам необходимо прослушать и сказать какой звук слышится чаще в следующей  чистоговорке:

Четыре черненьких чумазеньких чертенка

Чертили черными чернилами чертеж.

Дети. Звук Ч.

Следующая чистоговорка.

Два щенка щека к щеке

Щиплют щетку в уголке.

Дети. Звук Щ.

Сообщение темы занятия.

Логопед. Вы, наверно догадались, какие звуки мы будем сравнивать, и учиться различать в нашем сказочном путешествии?

Дети. Ч, Щ.

Логопед. Да, в нашей сказочной стране мы будем различать звуки [ Ч], [ Щ] . В нашей сказке нужно правильно произносить эти звуки и стараться отвечать на вопросы полным ответом.

А сейчас, ребята, вот вам одна половина билета, и чтобы занять свое место, ощупайте билет и найдите такую же вторую половину на столах.

   Вот и начинается наше путешествие…

В далёкой сказочной  стране жила Дюймовочка со  своей мамочкой.

Как вы думаете, какой была Дюймовочка?

Дети. Доброй, ласковой, сердечной, обаятельной.

Логопед. Можно ли человека с такими качествами назвать богатым? Почему?

Дети. Отвечают на вопросы.

Логопед.Мама очень любила Дюмовочку. По вечерам ей пела колыбельную песню. Она убаюкивала  её нежно произнося звук , а какой угадайте : ( артикуляционная характеристика звука – Ч-).

Дети. Ч-ч-ч.

Логопед.  Она ее убаюкивала : ч-ч-ч

Произнесение изолированного звука [ч].

Фонетическая характеристика звука [ч].

Логопед. Что вы знаете об этом звуке?

Дети. Согласный, глухой, мягкий.

Соотнесение звука с буквой.

Логопед. Какой буквой обозначается звук [ч] ?

Найдите правильную букву –Ч-  в этом ряду, какая она подсчету ?

Дети. Отвечают на каждый вопрос.

Моделирование буквы «ч».

У детей на столах семечки и прищепки.

Логопед. А сейчас я предлагаю вам сделать букву «ч» самим. Из чего будем делать? Почему?

Дети. Из семечек, потому что в этом слове есть звук [ч].

Логопед. На другом краю света жил коварный Кощей Бессмертный. Он очень любил богатство. Как вы думаете, какой был Кощей, и какое богатство он любил?

Дети. Коварный, жадный, злой. Любил золото, драгоценности.

Логопед. Кощей колдовством: щ-щ-щ всё стремился превратить в драгоценности.

Произнесение изолированного звука [щ].

Логопед. Какой звук произносит Кощей, когда совершает своё колдовство?

Дети. Щ-щ-щ.

Артикуляционная характеристика звука [щ].

Логопед. Произнесите чётко звук [щ], понаблюдайте за органами речи в зеркало. Дайте артикуляционную характеристику этому звуку.

С опорой на план.

Фонетическая характеристика звука [щ].

Логопед: Что вы знаете об этом звуке?

Дети. Согласный, глухой, мягкий.

Соотнесение звука с буквой.

Логопед. Какой буквой обозначается звук [щ]?

Найдите правильную букву –Щ- , какая она подсчету?

Дети отвечают на каждый вопрос.

Моделирование буквы «щ» (из прищепок).

Сравнение звуков.

Логопед. Чем отличаются звуки?

Дети. Положением языка, зубов, губ

Ч - краткий. Щ – долгий .

Общее: согласные, глухие, мягкие.

Логопед. Услышал Кощей,  

что Дюймовочка  владеет каким - то богатством. Очень ему не хотелось, чтобы  кто-то на свете был богаче, чем он. Украл он Дюймовочку и заточил её в темницу.

Ребята вам необходимо спасти Дюймовочку. Для этого вам придется пройти много препятствий.

Дифференциация звуков в звукоряде.

В сундучке приготовлены разные дощечки, длинные и короткие. Детям раздаются разные полоски.

Логопед. Нужно выложить дорожку, чтобы найти путь к замку Кощея

Если услышите короткий звук Ч - положите короткую полоску, если звук Щ. - то длинную. Дорожку из полосок кладем слева направо. Покажи, Данил , как ты будешь класть дорожку. Дети выполняют задание.

Проверьте себя.

Щ, Ч, Ч, Щ, Ч, Щ, Щ. Сколько звуков Ч, сколько звуков Щ.

Дети: 3 звука Ч, 4 звука Щ.

Автоматизация звуков изолированно, в слогах, словах.

Шагаем пальчиками правой руки справа налево по дорожке и произносим звуки. Теперь левой рукой слева на право.

Дети: Щ, Ч,Ч,Щ, Ч, Щ, Щ.

Распевка. «Мишка».

Поём и на каждый слог пальчики соединяются с большим пальцем руки.

Распевка. «Щука»

Поем и загибать палец на каждое слово щука.

Логопед: Вот мы вышли на опушку. Чтобы дальше продолжить путь нужно размяться, быть внимательными и не ошибаться.

Физкультминутка

Раз- налево, два – направо,

Три- наверх, четыре- вниз,

А теперь по кругу смотрим, Чтобы лучше видеть мир.

Взгляд направим ближе, дальше

Тренируя мышцы глаз.

Видеть скоро будем лучше,

 Убедитесь вы сейчас!

А теперь нажмем немного.

 Точки возле наших глаз.

Сил дадим им много-много

Чтоб усилить в тысячу  раз.

И еще  давайте немного отдохнем. Я предлагаю вам поиграть:

   Хлопни в ладоши один раз, когда услышишь слово со звуком [ч], и топни ногой, когда услышишь слово с мягким звуком[ щ].

Часы, чайник, щётка, щипцы, бабочка, щегол, чемодан, щенок.

Молодцы ребята. Вы очень ловкие и внимательные и Кощею вас не запутать. Пора  идти  дальше.

В нем какая-то запутанная картинка, прежде чем идти дальше разгадайте, что за предметы заколдовал Кощей?

Дети называют предметы «запутанные» на картинке.

Логопед. В каких словах слышим Ч, в каких – Щ.

Ответы детей.

Различение звуков в словах.

Логопед. На столе новые картинки. Кощей перепутал картинки со звуками Щ, Ч.Нужно их разделить, иначе дальше пути нет.

Со звуком Щ мы положим картинки в ящик в этом слове ящик слышится звук Щ, со звуком Ч- в сумочку , в слове сумочка слышится звук Ч.

Каждому ребёнку даются  картинки. Нужно отвечать полным ответом.

Например: У меня ящерица. Я положу ящерицу в ящик, потому что в этом слове слышен звук щ.

Дети по очереди раскладывают картинки. Логопед добивается полного ответа.

Логопед. Какие слова  у нас лежат в ящике, а какие в  сундучке, проверьте. Дети проверяют и хором проговаривают ряд слов.

Употребление увеличительного суффикса – ищ-

Логопед. Кощей превращает все предметы  в огромное , большое и в этих словах появляется звук Щ.

Дети. У Кощея не нос, а носище.

          У Кощея не глаза, а глазище.

          У Кощея не рука, а ручище.  

          У Кощея не нога, а ножище.

          У Кощея не дом, а домище.

Употребление ласкательного суффикса – очк.

Логопед. Дюймовочка превращает слова в добрые , ласковые,  и в них  появляется звук Ч.

Дети. У Дюймовочки не рука, а ручка.

У Дюймовочки не щека, а щёчка.

У Дюймовочки не колено , а коленочка.

 У Дюймовочки не палец , а пальчик.

 У Дюймовочки не локоть, а локоточек.

Подбор слова к схеме.

На слайде  3 замка с изображёнными на них схемами. На одном замке  звуковая схема слова «ключ».

Логопед. Дюймовочка закрыта в замке за тремя замками.  Найдите, какой замок мы должны открыть? К какому замку подходит ключ? Дети анализируют слово «ключ», выбирают замок с графической схемой этого слова.

Логопед.

Темница открыта, Дюймовочка  освобождена. Кощей так и не понял, каким богатством обладала Дюймовочка. Как вы думаете, какое богатство важнее иметь: то, что имела Дюймовочка, или то, что было у Кощея?

Ответы детей.

Логопед. Дюймовочка  благодарит вас за помощь. Она прислала вам необыкновенное послание . ребята, кто из вас расскажет, как ее можно прочесть?

Дети: ( отвечают) Щеткой чищу я щенка , щекочу ему бока.Это скороговорка.

Логопед: Молодцы!

3

21 слайд

Итог. Дюймовочка прислала в подарок вам цветочки.  А в цветочках сладкий сюрприз.

Логопед. Ребята вам понравилось путешествие? Что вы видели? Что запомнили? А сейчас возьмите сигнальные карточки и покажите, какое у вас настроение, выберите соответствующий цвет.  

    Дети выполняют задание. Логопед раздает  подарки, и дети уходят.

Логопед. До свидания, до новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной к школе группы для детей с нарушением зрения и речи на тему: Звук и буква Ы

Конспект занятия в подготовительной к школе группы для детей с нарушением зрения и речи на тему: Звук и буква Ы Цели: коррекционно-образовательные: — учить детей давать акустико-артикуляционную ха...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Организованная образовательная деятельность, организованная тифлопедагогом для детей с нарушением зрительного анализатора...

Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе для детей с нарушением зрения "Зимняя сказка"

Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе для детей с нарушением зрения "Зимняя сказка"Рассматривание картин И.И. Шишкина "Зима" и И.Э. Грабаря "Сказка инея и ...

Презентация к занятию в подготовительной к школе группе для детей с нарушениями зрения с ФФН "В гостях у сказки. Дифференциация звуков Ч и Щ. Буквы Ч и Щ"

Презентация  к занятию в подготовительной к школе группе для детей с нарушениями зрения с ФФН "В гостях у сказки. Дифференциация звуков Ч и Щ. Буквы Ч и Щ"...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе для детей с ФФН "Путешествие в страну звука и буквы Ш. «Маша идет в гости к Мише»"

Данная методическая  разработка логопедического занятия направлена на обучение грамоте детей с ФФН...