Тема со-бытия "Детективное агентство «Находка» ищет пропавший звук"
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
С целью закрепление умения правильной артикуляции звука через продуктивную образовательную деятельность
Тема со-бытия
Детективное агентство «Находка» ищет пропавший звук.
Предполагаемые результаты:
- Правильный артикуляционный уклад звука «В» в речи воспитанников.
- Правильная артикуляция звука в словах.
- Активный словарный запас у детей по теме «Части тела» и «Профессии».
Цель: закрепление умения правильной артикуляции звука «В» через определение и различение акустических признаков звука.
Этапы со-бытия | Методы и приёмы организации деятельности |
Формирование потребности | - Ребята, я вас приглашаю сесть за столы куда хотите. Я — детектив агентства «Находка». Наше агентство занимается поисками пропавших вещей. Мы уже работаем целый год, и за это время было найдено четыре собаки, пять кошек, три машинки и восемь носовых платков. Но сегодня я собрала вас не просто так, а на секретное совещание. Дело в том, что ко мне обратились с тако-о-ой просьбой, что я поняла: одной мне не справиться. Поэтому мне понадобятся помощники. Вы знаете, кто такие детективы? (Это люди, которые ведут расследование.) Готовы ли вы стать детективами? Кстати, если из вас кто-то боится опасностей, может вернуться в группу. Уважаемые коллеги, сегодня мы с вами расследуем дело учительницы 1-го класса. Я получила видеописьмо. Внимание на экран. «Здравствуйте, уважаемый детектив. У меня большое горе. Кто-то похитил у меня из букваря букву [неопределенный звук]. Более того, я не только теперь не могу писать и читать эту букву. Я не могу ее и произносить. Найдите, пожалуйста, кто бы это мог быть, и верните мне букву и звук. На месте похищения я собрала улики и высылаю их вам». |
Формирование образа желаемого результата | -Что мы узнали из письма? (Дети отвечают.) А вы поняли, какую букву и звук похитили? Почему же мы не поняли? (Потому что она не может ее произносить.) |
Формирование мотива | -Ну что ж, приступим к расследованию. Что мы имеем? Совершено дерзкое похищение. Нам нужно найти звук, букву и похитителя. |
Целеобразование | Помните, в письме учительница говорит об уликах. А что такое улики? Кто знает? (Это различные вещи, предметы, следы, которые оставил похититель на месте похищения.) Но я не получала никаких улик. (Раздается стук.) |
Планирование | Неизвестный. (Любой сотрудник детского сада передает чемоданчик.) Здравствуйте, вам просили передать. (Все агенты обследуют чемоданчик.) Логопед. Ух, ты! Вы знаете, как называется такой чемоданчик? Кейс. Повторите. Но чемоданчик-то закрыт, нужен ключ. Мы с вами знаем как открыть кейс? Вспомните нашу игру с пальчиками! Если мы сможем открыть кейс, то что будем делать дальше, как нам узнать, какой звук пропал? (ответы детей- определить звук, показать его правильную артикуляцию). Ребята, не забывайте, что буква то же пропала. (ответы детей, каждый звук на письме можно обозначить буквой.). Самый главный вопрос нашей учительницы- «кто похитил звук?», как нам ответить на него? (Варианты ответов детей) Я думаю, что улики, которые находятся в кейсе нам помогут. |
Выполнение действий | Я знаю, как открыть замок. Давайте попробуем размять руки, пальчики. Игра на развитие мелкой моторики «Замок» На дверях висит замок (стоя). Кто его открыть бы смог? (Дети сцепляют и расцепляют пальцы.) Потянули (одна рука тянет другую в сторону). Покрутили (покрутить кистями рук). Постучали (постучать сцепленными руками). И открыли (руки развести в стороны). Чемоданчик открывается, там лежат перчатки, картинки с пропущенными буквами, детали фоторобота. Теперь будем действовать. С уликами нужно действовать осторожно, поэтому наденем перчатки. Задание 1 Логопед достает картинки. Все они подписаны, но пропущена буква В. Логопед читает («ар она»). Логопед. Вглядитесь внимательно. В чем дело, что не так? Какого звука не хватает в словах? [в]. Ну, кажется, звук мы нашли. Но вы помните, что наша учительница забыла, как его произносить. Давайте мы с вами выясним, что делают губы и зубы, когда мы произносим звук [в] (верхние зубы стоят на нижней губе). А какой это звук, гласный или согласный? Можем мы его петь? (Дети выясняют, что звук [в] — согласный.) Давайте теперь назовем эти картинки так, чтобы хорошо было слышно звук [в]. А я включу диктофон, и потом мы прослушаем нашу запись. (Дети называют слова, выделяя звук. Слова записываются на диктофон, затем прослушиваются.) Задание 2 Логопед. Звук мы нашли, а теперь нужно найти букву. Кто из вас знает, как выглядит буква В? (Ребенок пишет на доске.) Из каких элементов она состоит? (Палочка и два полукруга.) А теперь возьмите свои карточки с пропущенными буквами и в них напишите букву. Задание 3. Составление описательного рассказа Логопед. Ну что ж, звук и букву мы с вами обнаружили. Осталось ответить на самый главный вопрос: кто же это сделал? Кто же похитил звук и букву? Для этого нам нужно составить фоторобот. Вы знаете, что такое фоторобот? (Это портрет человека, составляемый по описанию.) Где же нам взять описание? Давайте снова заглянем в чемоданчик. О, тут есть элементы для составления фоторобота. (Набор полосок с изображением глаз, носа, рта, прически.) Мы должны из имеющихся элементов составить портрет похитителя. (Дети составляют фоторобот и описательный рассказ. Педагог помогает описывать различные части лица: изогнутые брови, сердитые глаза, озорные глаза, нос крючком, вздернутый нос, поджатые губы, пухлые губы и т.д.) «Похититель буквы В — мужчина. У него рыжие кудрявые волосы. Зеленые глаза, тонкие губы, нос с горбинкой, кустистые брови». |
Итог результата деятельности | А теперь мы с вами должны отправить письмо учительнице с описанием похитителя. (Садимся за компьютер. Дети диктуют, педагог записывает.) «Здравствуйте, уважаемая учительница, мы нашли похитителя вашей буквы и звука. Для того чтобы произнести потерянный звук, нужно верхние зубы поставить на нижнюю губу и подключить голос. Получится звук [в]. А буква «В» пишется так: одна палочка и два полукруга. А теперь мы опишем похитителя». (Педагог записывает описание, которое дают дети.) Логопед. Как вы думаете, зачем нашему похитителю буква? (Версии детей.) Я думаю, что он просто не умеет читать, ему стыдно в этом признаться, и он решил похищать буквы. Я думаю, что нам обязательно нужно найти этого человека и помочь ему научиться читать. Ну что, уважаемые коллеги, я считаю дело закрытым, разрешите пожать вам руки и поблагодарить за прекрасную работу. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
so-bytie_detektivnoe_agenstvo.docx | 19.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема со-бытия
Детективное агентство «Находка» ищет пропавший звук.
Предполагаемые результаты:
- Правильный артикуляционный уклад звука «В» в речи воспитанников.
- Правильная артикуляция звука в словах.
- Активный словарный запас у детей по теме «Части тела» и «Профессии».
Цель: закрепление умения правильной артикуляции звука «В» через определение и различение акустических признаков звука.
Этапы со-бытия | Методы и приёмы организации деятельности |
Формирование потребности | - Ребята, я вас приглашаю сесть за столы куда хотите. Я — детектив агентства «Находка». Наше агентство занимается поисками пропавших вещей. Мы уже работаем целый год, и за это время было найдено четыре собаки, пять кошек, три машинки и восемь носовых платков. Но сегодня я собрала вас не просто так, а на секретное совещание. Дело в том, что ко мне обратились с тако-о-ой просьбой, что я поняла: одной мне не справиться. Поэтому мне понадобятся помощники. Вы знаете, кто такие детективы? (Это люди, которые ведут расследование.) Готовы ли вы стать детективами? Кстати, если из вас кто-то боится опасностей, может вернуться в группу. Уважаемые коллеги, сегодня мы с вами расследуем дело учительницы 1-го класса. Я получила видеописьмо. Внимание на экран. «Здравствуйте, уважаемый детектив. У меня большое горе. Кто-то похитил у меня из букваря букву [неопределенный звук]. Более того, я не только теперь не могу писать и читать эту букву. Я не могу ее и произносить. Найдите, пожалуйста, кто бы это мог быть, и верните мне букву и звук. На месте похищения я собрала улики и высылаю их вам». |
Формирование образа желаемого результата | -Что мы узнали из письма? (Дети отвечают.) А вы поняли, какую букву и звук похитили? Почему же мы не поняли? (Потому что она не может ее произносить.) |
Формирование мотива | -Ну что ж, приступим к расследованию. Что мы имеем? Совершено дерзкое похищение. Нам нужно найти звук, букву и похитителя. |
Целеобразование | Помните, в письме учительница говорит об уликах. А что такое улики? Кто знает? (Это различные вещи, предметы, следы, которые оставил похититель на месте похищения.) Но я не получала никаких улик. (Раздается стук.) |
Планирование | Неизвестный. (Любой сотрудник детского сада передает чемоданчик.) Здравствуйте, вам просили передать. (Все агенты обследуют чемоданчик.) Логопед. Ух, ты! Вы знаете, как называется такой чемоданчик? Кейс. Повторите. Но чемоданчик-то закрыт, нужен ключ. Мы с вами знаем как открыть кейс? Вспомните нашу игру с пальчиками! Если мы сможем открыть кейс, то что будем делать дальше, как нам узнать, какой звук пропал? (ответы детей- определить звук, показать его правильную артикуляцию). Ребята, не забывайте, что буква то же пропала. (ответы детей, каждый звук на письме можно обозначить буквой.). Самый главный вопрос нашей учительницы- «кто похитил звук?», как нам ответить на него? (Варианты ответов детей) Я думаю, что улики, которые находятся в кейсе нам помогут. |
Выполнение действий | Я знаю, как открыть замок. Давайте попробуем размять руки, пальчики. Игра на развитие мелкой моторики «Замок» На дверях висит замок (стоя). Кто его открыть бы смог? (Дети сцепляют и расцепляют пальцы.) Потянули (одна рука тянет другую в сторону). Покрутили (покрутить кистями рук). Постучали (постучать сцепленными руками). И открыли (руки развести в стороны). Чемоданчик открывается, там лежат перчатки, картинки с пропущенными буквами, детали фоторобота. Теперь будем действовать. С уликами нужно действовать осторожно, поэтому наденем перчатки. Задание 1 Логопед достает картинки. Все они подписаны, но пропущена буква В. Логопед читает («ар она»). Логопед. Вглядитесь внимательно. В чем дело, что не так? Какого звука не хватает в словах? [в]. Ну, кажется, звук мы нашли. Но вы помните, что наша учительница забыла, как его произносить. Давайте мы с вами выясним, что делают губы и зубы, когда мы произносим звук [в] (верхние зубы стоят на нижней губе). А какой это звук, гласный или согласный? Можем мы его петь? (Дети выясняют, что звук [в] — согласный.) Давайте теперь назовем эти картинки так, чтобы хорошо было слышно звук [в]. А я включу диктофон, и потом мы прослушаем нашу запись. (Дети называют слова, выделяя звук. Слова записываются на диктофон, затем прослушиваются.) Задание 2 Логопед. Звук мы нашли, а теперь нужно найти букву. Кто из вас знает, как выглядит буква В? (Ребенок пишет на доске.) Из каких элементов она состоит? (Палочка и два полукруга.) А теперь возьмите свои карточки с пропущенными буквами и в них напишите букву. Задание 3. Составление описательного рассказа Логопед. Ну что ж, звук и букву мы с вами обнаружили. Осталось ответить на самый главный вопрос: кто же это сделал? Кто же похитил звук и букву? Для этого нам нужно составить фоторобот. Вы знаете, что такое фоторобот? (Это портрет человека, составляемый по описанию.) Где же нам взять описание? Давайте снова заглянем в чемоданчик. О, тут есть элементы для составления фоторобота. (Набор полосок с изображением глаз, носа, рта, прически.) Мы должны из имеющихся элементов составить портрет похитителя. (Дети составляют фоторобот и описательный рассказ. Педагог помогает описывать различные части лица: изогнутые брови, сердитые глаза, озорные глаза, нос крючком, вздернутый нос, поджатые губы, пухлые губы и т.д.) «Похититель буквы В — мужчина. У него рыжие кудрявые волосы. Зеленые глаза, тонкие губы, нос с горбинкой, кустистые брови». |
Итог результата деятельности | А теперь мы с вами должны отправить письмо учительнице с описанием похитителя. (Садимся за компьютер. Дети диктуют, педагог записывает.) «Здравствуйте, уважаемая учительница, мы нашли похитителя вашей буквы и звука. Для того чтобы произнести потерянный звук, нужно верхние зубы поставить на нижнюю губу и подключить голос. Получится звук [в]. А буква «В» пишется так: одна палочка и два полукруга. А теперь мы опишем похитителя». (Педагог записывает описание, которое дают дети.) Логопед. Как вы думаете, зачем нашему похитителю буква? (Версии детей.) Я думаю, что он просто не умеет читать, ему стыдно в этом признаться, и он решил похищать буквы. Я думаю, что нам обязательно нужно найти этого человека и помочь ему научиться читать. Ну что, уважаемые коллеги, я считаю дело закрытым, разрешите пожать вам руки и поблагодарить за прекрасную работу. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логоритмического занятия по развитию речи с детьми ЗПР старшего дошкольного возраста "Пропавшие звуки весны"
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста «Пропавшие звуки весны» с включением в работу по развитию речи пиктограмм, мнемодорожек и...
Конспект фронтального занятия для детей старшей группы с задержкой психического развития. Тема: «Путешествие за ценными находками»
Конспект разработан с учетом возрастных особенностей детей с задержкой психического развития,...
Сюжетное логопедическое занятие в старшей группе «Сказка о пропавшем звуке Р»
Цель: упражнять в правильном произнесении звука [Р] в словах сложной слоговой структуры и в предложениях....
Педагогическая находка "Мы помирим звуки С-Ш"
Технологическая карта НОД с элементами песочной терапии (логопедическое подгрупповое занятие)...
НОД по формированию целостности картины мира в средней группе на тему: «Путешествие в зоопарк в поисках пропавших животных».
Цель: Познакомить детей с животными жарких стран, обогащать и активизировать словарь в названии этих животных....
Конспект занятия по формированию звукопроизношения в подготовительной группе для детей с ОНР Тема: «Путешествие в Страну Красивой Речи или поиски пропавшего звука [C]»
Цели:коррекционно - образовательные:автоматизация произношения звука С в слогах, словах;дифференциация звука по твердости – мягкости;закрепление умения определять наличие заданного звука в...
Квест-игра "В поисках пропавших звуков"
Квестовые игры в коррекционно-образовательном процессе для дошкольников с нарушениями речи – один из интересных приемов, который способствует самообразованию и саморазвитию ребенка – его ф...