Квест-игра "В поисках пропавших звуков"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Квестовые игры в коррекционно-образовательном процессе для дошкольников с нарушениями речи – один из интересных приемов, который способствует самообразованию и саморазвитию ребенка – его физических качеств, творческой и познавательной активности, что и является одним из основных направлений работы ДО в контексте ФГОС .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kvest-igra_v_poiskah_propavshih_zvukov.docx | 35.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация непрерывной образовательной деятельности детей в подготовительной группе:
«Квест-игра «В поисках пропавших звуков».
Цель: Формирование фонетико-фонематической стороны речи детей на материале гласных звуков.
Приоритетная образовательная область: речевое развитие.
Задачи приоритетной образовательной области:
- Закрепить знания детей о гласных звуках, их артикуляции и звучании.
- Закрепить образы гласных букв.
- Развивать фонематический слух, восприятие, творческое воображение.
- Формировать способность творчески относиться к речевой деятельности, самостоятельно контролировать произношение.
- Воспитывать доброжелательность, умение действовать в команде.
Задачи ОО в интеграции: познавательное развитие – развивать умение узнавать и называть буквы, учить работать по заданному алгоритму
Предполагаемый результат: дети закрепят знания о гласных звуках и образах гласных букв, сформируется способность творчески относиться к речевой деятельности, самостоятельно контролировать произношение, научатся действовать в команде.
Предпосылки универсальных учебных действий: Слушает и понимает чужую речь. Строит понятные для партнера высказывания. Умеет применять правила и пользоваться инструкциями. Проявляет активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Выделяет параметры объекта, устанавливает взаимно-однозначное соответствие. Способен регулировать свое поведение на основе эмоционального предвосхищения. Умеет оценивать результат деятельности с помощью взрослого.
Предварительная работа: знакомство со звуками [а],[у],[о],[и],[э],[ы], образами гласных букв, чтение «Сказки о живых звуках» Александровой Т.В., стихотворения Марии Лэнг «Гласные, согласные… Трудные, ужасные…», заучивание стихотворений «Гласных звуков только шесть», «Что такое звук, скажи..» Т Коноваленко, загадок.
Словарная работа: звук, буква, слог, слово, гласные, поются, тянутся.
Современные педагогические технологии: ИКТ; игровая, квест-технология; здоровьесберегающая – технология обеспечения социально-психологического благополучия.
Оборудование для педагога: ноутбук, проектор, экран, аудиозапись песни «Пиши – Читая», видеозапись письма, карта Острова гласных звуков, мяч.
Оборудование для детей: гласные буквы, прикрепляющиеся к карте, эмблемы команд, веревка, прищепки, гласные буквы из картона.
Конспект НОД «Квест-игра «В поисках пропавших звуков».
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
Содержание НОД | Образовательная область (вид деятельности) | Образовательные задачи | Формы работы, методы, приемы | Целевые ориентиры (характеристики) Предполагаемый результат. Формирование предпосылок УУД |
Логопед: — Ребята, на протяжении многих занятий, мы знакомились с гласными звуками и готовились к путешествию на Остров гласных звуков. Сегодня я пригласила вас в этот зал, чтобы наконец-то отправиться в долгожданное путешествие, но неожиданно получила видеописьмо. Давайте посмотрим его. Обращение Пиши-Читая: Здравствуйте, дорогие ребята! Злая и вредная Опечатка решила всем навредить. Она стерла с карты Острова гласных звуков все гласные, а как же можно читать и писать без гласных? Попробуйте. Получилось? Нет. Гласные зачем нужны? Для чего они важны? Гласных нет – и нет слогов, Без слогов не будет слов. (М.Лэнг) Помогите мне найти гласные и восстановить карту Острова гласных звуков. Для того чтобы вернуть гласные, надо выполнить задания. Если задание выполнено верно, гласная возвращается на нашу карту. Логопед: Ребята, отправляемся в путешествие, а выполнять задания всегда веселее, быстрее и интереснее с друзьями. Я предлагаю вам, разделиться на команды и занять места в лодках .«Знатоки» и «Умники». | Речевое развитие | Мотивация детей | Просмотр видеописьма. Приглашение в путешествие. Словесный, наглядный. | Слушает и понимает чужую речь. Возникла потребность получать новую информацию. Коммуникативные предпосылки УУД Умение слушать собеседника. Личностные предпосылки УУД Познавательная и социальная мотивация. |
Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
Содержание НОД | Образовательная область (вид деятельности) | Образовательные задачи | Формы работы, методы, приемы | Целевые ориентиры (характеристики) Предполагаемый результат. Формирование предпосылок УУД |
Задание 1. «Веришь — не веришь» Ответьте на вопросы. Вопросы для детей: — Веришь ли ты, что звуки мы слышим и произносим? — Веришь ли ты, что есть слово, которое начинается с гласного звука [ы]? Вопросы для присутствующих родителей и педагогов: — Верите ли вы, что в русском языке 6 гласных звуков? Полина: Гласных звуков только шесть, Их легко пропеть, прочесть, А – на астре расцветает, И – на иволге летает, О – на ослике сидит, У – на улицу глядит, Э – на эхо отозвался, Ы – во внутрь слов забрался. Логопед: Молодцы! Прикрепите букву «А» на карту. | Речевое развитие | Закрепить знания детей о гласных звуках. | Педагог задает вопросы, дети и присутствующие взрослые отвечают на них. Ребенок читает стихотворение. Прикрепляют на карту букву А. Словесный. | Слушает и понимает чужую речь, строит диалог. Коммуникативные УУД Умение слушать собеседника. Строить понятные для партнера высказывания. Регулятивные предпосылки УУД Понимание указанной ошибки и ее исправление по просьбе взрослого. |
Задание 2. «Аукцион» Логопед: Отгадайте загадку. Удобная буква! Удобно в ней то, Что можно на букву Повесить пальто! Логопед: О какой букве идет речь? Дети: Буква У. Логопед: Правильно, а сейчас аукцион. Кто слова со звуком У Всех больше называет, Тот и пропавшую букву получает. | Речевое развитие | Развивать фонематический слух, восприятие | Загадывание загадки Команды называют слова со звуком У, команде– победителю вручается буква У. Словесный, игровой | Осуществляет действие по заданному правилу. Умение применять правила и пользоваться инструкциями. Коммуникативные предпосылки УУД Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные предпосылки УУД Умение работать по инструкции взрослого |
Задание 3. «Звуковичок» Логопед: Ребята, мы с вами называли много слов. Из чего же состоит каждое произнесенное слово: А) из букв; Б) из цифр; В) из звуков? Дети: Из звуков. Логопед: Молодцы, ребята! Конечно из звуков Давайте еще раз вспомним наше правило: «Звуки мы говорим и слышим, буквы видим и пишем». Алиса. Что такое звук? Скажи! Постучи и пошурши, Покричи и позвени, Звук попробуй догони! Даже если подойдешь Очень осторожно Не увидишь, не найдешь, А услышать можно. Т. Коновалова Логопед: Слушай, думай, отвечай – со звуком И слово угадай.
Логопед: Вы отлично справились с заданием и в награду, Опечатка возвращает нам букву И. | Речевое развитие | Упражнять в выделении начального ударного гласного звука в слове. | Педагог задает вопросы, дети отвечают на них. Ребенок читает стихотворение. Прикрепляют на карту букву И. Словесный. | Осуществляет действие по заданному правилу. Умение применять правила и пользоваться инструкциями. Коммуникативные предпосылки УУД Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные предпосылки УУД Умение работать по инструкции взрослого |
Задание 4. «Слушай, думай, отвечай – нужный звук называй» На слайде изображения предметов, названия которых начинаются со звука О. Логопед: Назовите предметы, которые вы видите на экране. Дети: Облако, обруч, осы, овцы. Логопед: Какой общий звук в этих словах? Дети: Звук О. Логопед: Где он находится? Дети: В начале слова. Логопед: А теперь давайте продолжим ряд слов, которые начинаются на звук О. Дети: Окна, Ольга, окунь, очки, отец и т.д…. Логопед: А теперь я буду начинать слова, а вы заканчивать (игра с мячом): моло..(ко), паль…(то), ок…(но), паль…(то),стек…(ло), поме…(ло), кры…(ло), брев…(но),ло…(то), пись…(мо). Чем они похожи? Дети: У них одинаковый звук в конце – звук О. Логопед: Отлично, ребята! Вам любое задание по плечу. Возвращаем на Остров букву О | Речевое развитие | Формировать способность творчески относиться к речевой деятельности | Рассматривание картинок, беседа, игра с мячом. Прикрепляют на карту букву О Словесный, игровой | Выделяет параметры объекта, устанавливает взаимно-однозначное соответствие. Способен регулировать свое поведение на основе эмоционального предвосхищения. Познавательные предпосылки УУД Умение работать по заданному алгоритму. Регулятивные предпосылки УУД Умение удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания. |
Задание 5. «Большая стирка» Логопед: Перед нами на веревках висят буквы. Нужно добежать до веревки, снять только гласную букву, принести ее команде, положить в корзинку и встать в конец колонны. Необходимо не только быстро выполнить задание, но и правильно. Задание выполняется под музыку. Команда – победитель возвращает букву Э на карту Острова. | Речевое развитие | Воспитывать доброжелательность, умение действовать в команде | Дети выполняют задания по инструкции логопеда. Команда – победитель возвращает букву Э на карту Острова. Словесный, практический, игровой | Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в соревновании. Владеет элементарными способами эмоциональной поддержки сверстников. Коммуникативные предпосылки УУД Умение осуществлять взаимный контроль, участвовать в совместной деятельности. Познавательные предпосылки УУД Умение ориентироваться в пространстве, работать по заданному алгоритму |
Задание 6. «Веселые буквы» Логопед: Представьте, что перед вами на столе лежит книга. Что вы видите, читая ее: А) числа; Б) буквы; В) звуки? Дети: Буквы. Логопед: Правильно, ребята, буквы. Они написаны на бумаге, не «разговаривают», а лишь обозначают звук на письме. Посмотрите внимательно на экран, перед вами картинка с изображением запутанных букв. Ваша задача – найти и назвать все буквы. На экране зашумленные изображения гласных букв. Дети находят их и называют. Логопед возвращает букву Ы. | Речевое развитие | Развивать зрительное восприятие, внимание. | На экране зашумленные изображения гласных букв. Дети находят их и называют. Логопед возвращает букву Ы. Наглядный, словесный. | Участвует в совместной деятельности, устанавливает взаимно-однозначное соответствие, фиксирует достижения планируемого результата. Познавательные предпосылки УУД Умение узнавать и называть буквы, формирование логических операций: анализа и синтеза Регулятивные предпосылки УУД Умение удерживать внимание на протяжении всего времени выполнения задания. |
Заключительная часть (рефлексивный этап)
Содержание НОД | Образовательная область (вид деятельности) | Образовательные задачи | Формы работы, методы, приемы | Целевые ориентиры (характеристики) Предполагаемый результат. Формирование предпосылок УУД |
На экране появляется Пиши-Читай. Пиши-Читай: Все буквы вы собрали на карте Острова гласных. Не удалось Опечатке навредить вам. Снова все гласные с вами! А Опечатку мы запрем на замок в ее замке, чтобы больше не вредничала. Логопед: Любое путешествие когда-нибудь заканчивается, и нам ребята пора возвращаться домой. Дети встали, покружились… и в детском саду очутились. Понравилось вам путешествие? Дети: Да, очень. Логопед: Так что же мы знаем о гласных звуках? Почему они так важны для нас? Можно ли обойтись без гласных? Отличаются ли гласные звуки от согласных? Дети: Эти звуки мы произносим только голосом. Гласные можно петь, так как во рту нет преграды. Эти звуки обозначаются красной фишкой. Если не будет гласных звуков, не будет и слов. Сколько гласных звуков, столько и слогов в слове. А согласные звуки не поются. Логопед: Молодцы, ребята! Мы очень много узнали, путешествуя на Остров гласных звуков. Наше занятие окончено. | Закрепить знания детей о гласных звуках, их артикуляции и звучании. Закрепить образы гласных букв. | Беседа. Словесный. | Слушает и понимает чужую речь, строит диалог. Коммуникативные УУД Умение слушать собеседника, вести устный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Познавательные предпосылки УУД Умение оценивать результат деятельности с помощью взрослого. |
Список литературы:
- Волина В.В. «Праздник букваря» - М.: АСТ-ПРЕСС, 1996. – 384 с.
- Ст. Коноваленко С.В., Гайдуковой И.В. «Пропавшая буква» логопедическая викторина для старших дошкольников», ж/л «Логопед» №9, 2018, с.55.
- Пожиленко Е.А. «Волшебный мир звуков и слов» (пособие для логопедов)-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 224 с.
- Ст. Сагитовой А.Ф. «Самые классные – гласные», ж/л «Логопед» №3, 2016, с.55.
- https://bebiklad.ru/stihi/stihi-pro-bukvu-u-na-bukvu-u
- https://rostovkino.ru/fonetika-glasnye-i-soglasnye-zvuki-razlichie-mezhdu-glasnymi-i.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фотоотчет с квест-игры "В поисках пропавших зверей"
Мы проснулись и обнаружили необычное письмо, которое нужно было не читать, а слушать. Звери просили о помощи, они заблудились. Чтобы их найти, нужно было выполнить много заданий и найти подсказки....
КВЕСТ - ИГРА «В ПОИСКАХ ПРОПАВШЕГО ПОДАРКА»
Муниципальное образовательное учреждениеЛеснополянская начальная школа им. К. Д. УшинскогоЯрославского Муниципального района КВЕСТ - ИГ...
Сценарий квест игры "В поисках пропавшего моста"
Цель: Установление дружеских взаимоотношений между родителями, детьми и педагогами через форму квест игрыЗадачи:1. Познакомить родителей с новыми формами семейного досуга2....
Квест-игра "В поисках пропавшей сказки"
Сценарий квест-игры "В поисках пропавшей сказки" для детей старшего дошкольного возраста...
Конспект квест - игры «В поисках пропавших часов» (для детей подготовительных групп) Фотоотчет
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15644821","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"400","width":"395"}}]]...
Квест-игра «В поисках пропавших подарков» ко Дню Защитника Отечества
Цель: способствовать гармонизации детско-родительских отношений; знакомить детей с традицией празнования Дня защитников Отечества....
ОД по обучению грамоте Форма проведения: квест - игра «В поисках пропавшего подарка»
Занятие в подготовительной группе по обучению грамоте....