Педагогическая находка "Мы помирим звуки С-Ш"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Федорчук Елена Владимировна

Технологическая карта НОД с элементами песочной терапии (логопедическое подгрупповое занятие)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskaya_nahodka.docx35.78 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта НОД

тема: «Письмо из Звукограда»

Разработала учитель – логопед

Федорчук Е.В.

Балаганск  2020

  Вид занятия: тренировочное

Форма НОД:  логопедическое занятие с элементами песочной терапии

Цель: дифференциация звуков С-Ш в слогах, словах

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные:

- дифференциация звуков С-Ш в слогах, словах;

- закрепление образа букв  «С», «Ш»;

-обогащение активного предикативного словаря (словаря слов-действий);

2. Коррекционно-развивающие:

-развитие навыка звукового анализа слов;

- развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики;

-развитие силы ротового выдоха; 

-развитие  познавательной мотивации детей;

- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

3. Коррекционно-воспитательные:

-формирование навыков сотрудничества и  взаимодействия со взрослым и сверстниками;

-воспитание доброжелательности, чувства сопереживания, самостоятельности, эмоциональности;

-воспитывать умение слушать, выполнять по образцу и правилу;

Задачи ОО в интеграции:

«Социально-коммуникативное развитие»: способствовать развитию общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками, становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развивать социальный опыт, эмоциональную отзывчивость; формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками.

«Познавательное развитие»: развивать интерес детей к занятиям, познавательную мотивацию; развивать воображение и творческую активность.

«Физическое развитие»: развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику; развивать сильный ротовой выдох;

Предварительная работа:  постановка звуков С,Ш, закрепление изолированного произношения звуков, усвоение артикуляционных упражнений, отгадывание загадок, знакомство с буквами С,Ш, закрепление их печатного изображения,знакомство со свойствами песка, игры с песком.

Оборудование:  ноутбук, экран,  письмо в конверте, 2 подноса с сухим песком, буквы С и Ш  на магнитах, магнитная доска, видеофайл «Сказка о весёлом язычке»,трубочки для коктейля (на каждого ребёнка),  предметные  картинки (спрятаны на втором подносе),  картинки с изображением действий на экране, музыка для физминутки, песочный бассейн с сухим песком (со спрятанными  мелкими  предметами :свисток, колесо, сапожок,  собачка, шишка, пешка, машинка, матрёшка) ,стол, картинки с  изображением различного настроения.  

Предполагаемы результаты: дети научатся различать звуки С-Ш в словах на слух и в произношении.

Этапы занятия

Содержание этапа

Действия педагога

Действия детей

Оборудование для данного этапа

Время

(минуты)

Планируемый результат

1.Орг. момент 

2. Основ-

ная часть

2.1 Введе-

ние   в тему.

2.2.

Артику-ляцион-ная гимнас-

тика

2.3. Дыха-

тельная гимнас-

тика

2.4.

Диффе-

ренциа-ция звуков в слогах

2.5. Диффе-ренциа-ция звуков в словах

2.6. Физми-

нутка

2.7.

Диффе-

ренциа-ция звуков

в назва-

нии предме

тов

3. Рефлек

сия

Создание проблемной ситуации, постановка и принятие детьми цели занятия

Актуализация имеющихся знаний

Здоровьесбережение

Здоровьесбережение

Применение на практи

ке имеющегося опыта

Применение на практике имеющегося опыта

Здоровьесбережение

Применение имеющегося опыта

Самоконтроль и самооценивание

Педагог входит с детьми в группу, на столике 2 подноса с песком. На одном подносе видно, что песком присыпан конверт.

-Ребята, я давно жду письмо из города Звукоград. Но оно где-то потерялось. Поможете мне его найти? Где можно поискать это письмо?

-Какие вы молодцы, сразу нашли письмо!

Давайте присядем и прочтём его вместе.

Логопед зачитывает письмо.

-Дорогие ребята! Пишут вам звуки из города «Звукоград». Мы просим вас помирить звуки С и Ш. Они ссорятся, прячутся в словах. От этого дети их путают и говорят неправильно.

-Ребята, мы  поможем жителям Звукограда?

-Какие звуки постараемся помирить и научиться не путать?

-Помогут нам игры  с песком.

-Какие правила игры с песком надо знать?

- Вы молодцы, что откликнулись на письмо из Звукограда.

(Прикрепляет буквы С и Ш к магнитной доске.) Сможете  ли вы прочитать эти  буквы?

-Подойдите ко мне и прочитайте буквы,   которые  я буду писать пальцем на песке.

-А теперь я буду говорить звук, а вы напишите пальчиками соответствующую букву на подносе с песком.

-Вы хорошо помните звуки и буквы С и Ш!

-Но чтобы никогда не путать звуки, наш язык должен слушаться нас. А для этого что нужно сделать?

-Весёлая песенка вам поможет.

- Ребята,  сколько подносов на столике?

-Подумайте, зачем нам второй поднос. Что можно спрятать под небольшим слоем песка?

- А как можно найти предметы в песке   без рук?  Что может пригодиться?

- Хотите проверить ваши предположения?

Подойдите к столику, осторожно и плавно подуйте на песок через трубочки.

-Что вы нашли?

-Принесите, пожалуйста, картинки.

Вы правильно использовали трубочки и нашли картинки!

 

-Ребята, вы догадались, как найти  картинки в песке без рук. Можно поиграть в игру «Эхо» с этими картинками.

- Помните, как эхо повторяет в лесу последний слог нашего слова?  

-Я буду показывать картинку, и называть её, а вы повторяйте последний звук слова. Отвечайте по очереди и будьте внимательны. Не разрешайте звукам С и Ш ссориться и путаться!

Малыши-

Лисы-

Коса-

Лапша-

Каша-

Полоса-

-Как внимательно вы слушаете, как правильно повторяете последний слог.

-А мы продолжим учиться не путать звуки С-Ш.

-Звуки эти хитрые, могут вместе   встретиться иногда  в одном слове.

-А мы ещё хитрее! Покажем, как хорошо умеем говорить даже самые трудные слова!

- Назовём действия по  картинкам:

-СлуШать

-СпеШить

-СмеШить

-СуШить

-Мы немножко поиграли,

  И уже чуть-чуть  устали!

Давайте немного отдохнём. На экран вы посмотрите и движенья повторите:

«Вверх рука и вниз рука»
Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Приседание с хлопками:
Вниз — хлопок и вверх — хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем — будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой.)
Крутим-вертим головой,
Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо и влево.)

Отдохнули немного!

- Теперь мы отдохнули, и готовы дальше помогать жителям Звукограда.

-В названии одних предметов есть звук С,

в названии других предметов – Ш. Я предлагаю поискать разные предметы и определить, какой звук слышится в названии.

- Но предметы для этой игры где-то спрятаны.

 -А где их можно найти ?

-Чтобы это узнать, отгадайте загадку.

Что-то можно в нём зарыть,

По нему люблю ходить,

И на нём поспать часок.

Угадали что? - ... (песок)

-  Ребята, вы догадались, где спрятаны предметы?

 -Найдите в песочном бассейне  предметы и определите, какой звук слышится С или Ш.

 Положите предмет  рядом с  нужной буквой.

-Ребята, чем сегодня вы занимались на занятии?

-Ребята, Получилось ли у вас помирить звуки С-Ш?

Что больше понравилось на занятии?

 -Какое задание оказалось трудным?

-Ребята, я считаю, что вы помогли жителям Звукограда и помирили звуки С и Ш.

-  Выберите себе подходящую картинку с вашим настроением.

-До свидания!

Входят в группу с логопедом.

Осматривают помещение.

Обращают внимание на подносы с песком

Высказывают предположения, где можно найти письмо.

Находят письмо на одном подносе

Слушают содержание письма.

Соглашаются помочь жителям Звукограда.

Рассказывают о  правилах игры с песком

Подходят к логопеду, читают буквы на песке

Пишут буквы на песке под диктовку.

Отвечают, что нужно сделать логопедическую гимнастику.

Под видеофайл выполняют упражнения.

Предполагают, какие предметы можно спрятать под маленьким слоем песка

Пробуют объяснить, как можно найти что-то в песке без рук.

Дуют через трубочки,

находят картинки,

приносят их логопеду

Играют  в игру   «Эхо»

повторяют последний слог каждого слова по очереди:

-ши

-сы

-са

-ша

-ша

-са

Называют картинки

на экране

Встают со стульчиков

Повторяют движения, глядя на экран

Высказывают предположения

Отгадывают загадку про песок.

Находят песочный бассейн

Ищут в песке предметы  (вместе)

Называют найденный предмет, относят к нужной букве. (прикреплённым к магнитной доске в начале занятия)

Рассказывают, что делали, какие задания выполняли.

Делятся впечатлениями

Выбирают на столе картинку с настроением.

Прощаются.

Подносы с песком на столе

Письмо в конверте.

Буквы С и Ш  на магнитах, магнитная доска.

Поднос с песком

Видеофайл «Сказка о весёлом язычке»

Трубочки для коктейля,

поднос с сухим песком, спрятанные под небольшим слоем песка предметные  картинки.

Предметные картинки

на экране картинки  с действиями  

Музыкальное сопровождение

Песочный бассейн с сухим песком. В нём спрятаны  мелкие предметы и игрушки. (свисток, колесо, сапожок,  собачка, шишка, пешка, машинка, матрёшка)

Стол, картинки с  изображением различного настроения.

2

3

2

2

3

2

1

4

2

Проявляют внимательность, активность.

Замечают конверт на подносе.

 Охотно соглашаются помочь жителям Звукограда.

Чётко знают правила игры с песком.

Без ошибки читают буквы на песке

Пишут буквы на песке правильно, самостоятельно и аккуратно.

Выполняют с удовольствием и правильно артикуляционную гимнастику

Предполагают, что предмет должен быть плоский, не объёмный.

Высказывают предположение, что можно подуть на песок через трубочку.

Легко и аккуратно справляются с заданием

Хорошо знают игру «Эхо». Соглашаются играть в игру.

 Без ошибок повторяют последний слог в слове, соблюдают очередь, не выкрикивают с места

 Правильно называют слова-действия,  где  есть оба звука. Произносят слова, не путая звуки С,Ш

Отдыхают, настраиваются на дальнейшую работу

Вспоминают, что звуки нужно не только уметь произносить, но и правильно  слышать

Аккуратны в обращении с песочным бассейном.

Без ошибок называют предметы, определяют, какой звук в названии.

Относят к нужной букве без ошибок.

Грамотно

высказывают отзывы о занятии,

правильно оценивают свою деятельность, отмечают успехи и неуспехи,

выбирают  картинку с радостным настроением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие "Поссорились - помирились"

В игре "Волшебник" дети передают в лицах различные эмоции, а потом находят соответствующую "пиктограмму". С помощью волшебных колечек они обыгрывают ситуации "Драка", "Попроси игрушку у товарища", и ...

Педагогический проект «Царство звуков»

Педагогический проект, направленный на развитие звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения....

Педагогический проект "Лаборатория звука"

Проект предназначен для детей подготовительной группы.и способствует развитию  познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению...

Конкурс. Педагогический проект "Калейдоскоп звуков"

Проект "Калейдоскоп звуков" направлен на формирование интереса к истории возникновения музыкальных инструментов....

Музыкально-педагогический проект "Радуга звуков"

Пояснительная записка Почему проводя музыкальные занятия, следует уделять большое внимание игре на детских музыкальных инструментах? Да потому что детское музицирование расширяет сферу музыкально...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Социально-педагогической направленности «От звука к букве»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа«От звука к букве» имеет социально-педагогическую направленность направленность и реализуется в рамках модели «…&ra...