Конспект подгруппового занятия по дифференциации звуков Л и Ль «Путешествие на волшебное болото».
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему
Цель: Дифференциация звуков Л и Ль в слогах, словах и предложениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_puteshestvie_na_volshebnoe_boloto.docx | 344.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект подгруппового занятия по дифференциации звуков Л и Ль «Путешествие на волшебное болото».
Цель: Дифференциация звуков Л и Ль в слогах, словах и предложениях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- закрепить умение четко произносить звуки Л и Ль в слогах, словах, предложениях;
- автоматизировать звуки в спонтанном речевом потоке;
- развивать слуховое восприятие;
- развивать умение преобразовывать слова путем замены одного звука другим.
Коррекционно-развивающие:
- развивать речевое дыхание;
- развивать пространственную ориентацию;
- развивать зрительный и слуховой анализаторы;
Воспитательные:
- создать условия для развития умения действовать коллективно и самостоятельно;
- воспитывать бережное отношение детей к природе.
Оборудование: декорации болота, аудиозапись звуков природы, макет цветка лилии, картинки обитателей болота, пособие «звуковое пианино», пособие-ходилка «Помоги лягушонку», стеклянные кружочки (или камушки марблс), картинки для развития пространственной ориентировки.
Ход.
- Организационный момент.
Дети организованно заходят в кабинет, встают вкруг, здороваются с гостями. Поворачиваются лицом к логопеду.
Логопед: Доброе утро, ребята! Я рада вас видеть. Посмотрите, какая ненастная погода за окном, совсем не видно солнышка. От этого настроение может испортиться. Мы же хотим, чтобы у нас всегда было хорошее настроение. Давайте нарисуем пальчиками друг у друга на ладошках по солнышку, чтобы оно всегда было с нами и дарило только хорошее настроение.
Дети по очереди «рисуют» на ладошках соседа солнышко. Садятся на места.
- Дыхательная гимнастика.
Логопед достает цветок лилии из бумаги, показывает детям.
Логопед: Что это за цветок?
Дети: Лилия.
Логопед: Правильно. Сейчас мы по очереди вдохнем ее нежный аромат. Помните, вдох делаем носом, выдыхаем ртом.
Дети по очереди выполняют задание.
- Сообщение темы.
Логопед: Дети, это лилия не простая, а водяная. Растет она в необычном месте. А в каком, вы узнаете, отгадав мою загадку.
Все обходят это место:
Здесь земля как будто тесто;
Здесь осока, кочки, мхи…
Нет опоры для ноги.
Между кочек и зыбей,
Моха и гнилушек —
Государство журавлей,
Уток и лягушек.
Логопед: Что это за место?
Дети: Болото.
Логопед: Правильно. Сейчас мы отправимся на волшебное болото.
Логопед открывает декорацию «болото».
- Релаксация «Вхождение в картину».
Логопед включает музыкальное сопровождение (аудиозапись кваканья лягушек или лёгкую музыку).
Логопед: Ребята, посмотрите на наше волшебное болото, представьте: светит неяркое солнышко, расцветают лилии, недалеко поют птицы. Мы слышим кваканье лягушек, шорох растений, чувствуем прохладный ветерок, легкий аромат водяных лилий, свежести, растений.
- Актуализация знаний.
Логопед: Ребята, посмотрите, все жители нашего болота пропали. Нет ни животных, ни птиц. Остался лишь один маленький лягушонок.
Логопед выставляет на болото изображение лягушонка.
Логопед: Наш лягушонок просит помочь ему вернуть жителей болота. Для этого нам нужно будет выполнить задания. Готовы?
Дети: Да.
Логопед: Отгадайте загадки.
Хочешь – верь. Или не верь.
Есть в лесу сохатый зверь.
Словно вешалки рога,
Очень грозен для врага.
Шум в лесу. Что там стряслось?
То бежит огромный ...(Лось).
Демонстрируется картинка лося.
Что за странная зверушка
По дорожке скачет?
И не мягкая игрушка,
И не круглый мячик.
У неё одни слова:
Знает только «Ква, ква, ква…» (Лягушка).
Демонстрируется картинка лягушки.
Логопед: Какой первый звук мы слышим в слове «лось»?
Дети: Звук Л.
Логопед: Какой звук первый в слове «лягушка»?
Дети: Ль.
Логопед: Звуки Л и Ль нам помогут отыскать жителей болота. Скажите, когда мы произносим звуки Л и ЛЬ, что делают губы и язычок?
Дети: Губы улыбаются, язык поднимается за верхние зубки к бугорочкам.
Логопед: Дайте характеристику звукам.
Дети: Звук Л - согласный, твердый, звонкий. Звук ЛЬ – согласный, мягкий, звонкий.
Логопед: И обозначаем эти звуки мы разными цветами. Какими?
Дети: Звук Л – синим цветом, а звук Ль – зелёным.
Логопед: Правильно. Мы выполнили это задание, на наше болото возвратился лягушонок и частый гость болота – лось.
Логопед ставит на декорацию болота картинки.
- Развитие фонематического восприятия.
Логопед: Давайте сыграем на нашем звуковом пианино песенки со звуками Л и Ль. Повторяйте за мной слоги и нажимайте либо на синие клавиши, либо на зелёные.
Логопед каждому ребенку задает слоговой ряд. Логопед произносит слоговые ряды с разной громкостью и интонацией. Дети повторяют слоги и нажимают «клавиши» звукового пианино.
Логопед: Молодцы, выполнили задание. Кто же возвращается на болото?
Логопед прикрепляет картинку птицы кулика.
Логопед: Кто это?
Дети: Кулик.
Логопед: Правильно. Это длинноклювая птица кулик – известный обитатель водоемов и болот.
- Физкультминутка «А теперь на месте шаг».
А теперь на месте шаг.
Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)
Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)
Много раз подпрыгнуть нужно,
Скачем, как лягушки, дружно! (Прыжки на месте.)
Мы колени поднимаем —
Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)
От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
На болото вновь вернулись. (Дети садятся.)
- Упражнение по преобразованию слов « Замени звук» с пособием-ходилкой. Автоматизация звуков Л и Ль в словах.
Логопед: Ребята, у вас на столах лежат маленькие книжки (пособие открывается по принципу открытки), откройте их. Нужно помочь маленькому лягушонку вернуться к маме в болото. Для этого вам нужно в каждом слове, которое я вам задам, звук Л заменить на звук Ль. Какие слова у нас получатся? На каждый правильный ответ кладите стеклянный кружок на дорожку (можно использовать камешки марблс).
лук – люк угол - уголь
дал – даль пыл - пыль
ел – ель галка – галька
был – быль юла - Юля
цел - цель мел - мель
Логопед: Молодцы, на наше болото вернулись лягушки.
Логопед выставляет картинки лягушек.
- Зрительная гимнастика.
Логопед: Дадим нашим глазкам отдохнуть. Выполняем движения глазками, внимательно следим за моей рукой.
Логопед читает стих гимнастики, зеркально показывая направление движения глаз специальным указателем.
Справа зреет земляника,
Слева - сладкая черника,
Справа - красная брусника,
Слева спеет ежевика.
Ягоды мы собираем (круговые движения глаз)
Быстро глазками моргаем.
Повторить.
Логопед: Молодцы, ребята. Так, на наше болото вернулись болотные ягоды – клюква и голубика.
Логопед выставляет картинки ягод.
- Развитие пространственной ориентировки. Автоматизация звуков Л и Ль в предложениях.
Логопед: Возьмите листочки с картинками. Назовите картинки. Посмотрите, какие картинки изображены посередине, какие слева, какие справа. Ответьте на вопрос – что нарисовано ОКОЛО картинок посередине? Отвечайте, называя картинки слева направо. Если вы ответите правильно – у нас получится маленький стишок.
Дети по очереди показывают свои картинки и отвечают.
Логопед: Молодцы! Кто же вернулся на наше болото?
Логопед достает картинку цапли.
Дети: Цапля.
Логопед: Правильно.
- Развитие связной речи.
Логопед: Ребята, посмотрите, мы вернули всех обитателей болота. Давайте о каждом составим предложение.
Какие птицы живут на болоте?
Какое животное любит приходить на болото?
Какие ягоды можно встретить на болоте?
Какой цветок растет на болоте?
Какой маленький зверек нас попросил отыскать его друзей?
- Итог.
Логопед: Ребята, мы с вами выполнили все задания. Нам удалось вернуть всех жителей болота. Вспомните, какие звуки нас сегодня помогали? Каких птиц, зверей и растений мы сегодня встретили на болоте? Не забывайте, что болото – это очень важная часть природы, но ходить туда без взрослых очень опасно. Вы все очень старались и некоторые лягушата захотели отправиться с вами в группу. Возьмете их с собой?
Логопед дарит детям лягушат. Дети оправляются в группу.
Материалы к занятию:
Задание 6. Пособие «Звуковое пианино».
Задание 8. Пособие-ходилка к заданию «Замени звук».
Задание 10. Задание на развитие пространственной ориентировки и автоматизации звуков Л и Ль.
Пример задания:
ОКОЛО льва лимон и линейка.
ОКОЛО глобуса желудь и лейка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подгрупповое занятие по дифференциации звуков [л] и [л’] (подготовительная группа) «В ГОСТЯХ У ЛУНТИКА».
Данное занятие проводится в подготовительной логопедической группе на этапе автоматизации и дифференциации звуков [л] и [л\']....
Конспект подгруппового занятия Тема: «Дифференциация звуков Ж-Ш»
Занятие с детьми подготовительной группы на дифференциацию звуков ж-ш....
Конспект подгрупповой НОД по дифференциации звуков [С-Ш]
Подгрупповое занятие на этапе дифференциации звуков [С-Ш] при стечении согласных звуков изолировано, в слогах, словах и словосочетаниях с детьми с общим недоразвитем речи III уровня....
Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука «С» (в подготовительной группе) «Путешествие за сокровищами»
Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука «С» (в подготовительной группе) «Путешествие за сокровищами»Цель: закрепление произношения звука [С] в слогах, ...
Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука «Л». «Путешествие девочки ЛОЛЫ».
Автоматизация звука « Л»....
Конспект логопедического занятия по дифференциации звуков [с] - [ш] "Путешествие змейки"
Материал помогает в игровой форме более чётко различатать звуки [с] - [ш] на слух, а также содержит игровые упражнения по автоматизации указанных звуков....
конспект подгруппового занятия. тема: дифференциация звуков [Т] - [Д].
Конспепкт подгрппового заняия на тему дифференциация звуков [Т] - [Д].Возраст детей: страший (5-6лет)Дифференциация звуков [Т] [Д] Организационный момент.Логопед: Здравствуйте, ребята!...