Конспект логопедического занятия по дифференциации звуков [с] - [ш] "Путешествие змейки"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Уповалова Наталия

Материал помогает в игровой форме более чётко различатать звуки [с] - [ш] на слух, а также содержит игровые упражнения по автоматизации указанных звуков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План занятия «Путешествие змейки»

Тема: Дифференциация звуков [с] – [ш]

Цель: Различать звуки [с] и [ш] в начале слова

Задачи:

  1. Развивать четкие, дифференцированные движения артикуляционного аппарата
  2. Развивать фонематическое восприятие звуков [с], [ш]
  3. Уточнить артикуляционный уклад звуков [с], [ш]
  4. Автоматизировать звук [с]
  5. Автоматизировать звук [ш]
  6. Развивать пространственную ориентацию

Оборудование: Игрушечный насос, игрушечная змея, картинки-ассоциации (Змейка, Насос), карточки с рядами слов, маркер красного цвета, деревянные фишки с изображением предметов со звуками [с], [ш], большие картинки для лабиринта-карты, карточки с изображением змеи и насоса («Поймай звуки»), конверты для фишек.

Ход занятия

  1. Подготовительный этап

Появляется змея с насосом.

Змея: Здравствуйте, ребята! Наш корабль, на котором мы с моими друзьями-животными путешествовали несколько лет, потерпел крушение. Мне еле удалось спастись. С собой я прихватила только этот насос. (демонстрируется насос)

И мне с ним живется не слишком весело, он все время только и делает, что свистит, вот так: с – с – с. А вы умеете свистеть, как насос? (дети по подражанию произносят звук [с])

А я ему всегда отвечаю так: ш – ш – ш. А вы умеете шипеть, как я? (дети по подражанию произносят звук [ш]).

Так и разговариваем, я – ему «ш – ш – ш», а он – мне «с - с – с».

  1. Основной этап

Но в последнее время я совсем заскучала и мне хочется вернуться на свою Родину, в жаркую Африку. Только денег на билет у меня нет. И я даже ползала позавчера в специальное «Агентство по трудоустройству незанятых змей». Там мне нашли работу. Дали карточки, листы и задания, выполнить их нужно, как можно скорее.

Вот я и приползла к вам, ребята, за помощью.

Вот первое задание.

  1. «Кто как голос подает?»

Демонстрируются картинки-ассоциации «Змея» и «Насос». Дети должны озвучить картинки.

  1. «Поймай звуки»

Змея: А теперь нам нужно услышать, какой звук «живет» в слове. Поднимите картинку со змейкой, когда услышите [ш], поднимите картинку с насосом, когда услышите [с].

  1. Артикуляционная гимнастика

Чтобы правильно произносить эти сложные звуки, мы должны уметь делать фигуры из наших губ и язычков.

«Заборчик» Улыбнуться так, чтобы верхние и нижние резцы были видны. Удерживать губы в улыбке в спокойном положении под счет от 1 до 5-10.

«Бублик»  Зубки сомкнём, губы округляем и слегка вытягиваем вперед. При выполнении должны быть видны и верхние и нижние зубки. Удерживать «бублик» под счет до 5-10.

«Птенчик» Широко открыть рот, как можно дальше разведя уголки губ. Язык лежит во рту спокойно и неподвижно.

«Чашечка» Рот приоткрыт, язык широкий, боковые края языка поднимаются так, чтобы язык принял форму чашечки.

С = «Заборчик» + «Птенчик»

Ш = «Бублик» + «Чашечка»

  1. Физкультминутка

Я змея,                                          Поднять руки над головой, встать на носочки

Я извиваюсь,                                Покружится на месте

Низко к полу наклоняюсь,          Наклоны

Спину сильную свою

Выгибаю                                       Изгиб спины назад

И пою:

Ля – ля – ля, ля – ля – ля.             Хлопки в ладоши

Всех люблю на свете я!                Развести руки в стороны

  1.  «Вычеркни лишнее слово»

Логопед: А тут все перепуталось. Посмотрите, сколько всего написано.

Повторите за мной:

Сок – сок – шок

Сон – сон – шов

Сцена – сцена – шея

Шут – шут – суп

Сыр – сыр – шифр

Что лишнее в каждом ряду?

Сок – сок – шок

Сон – сон – шов

Сцена – сцена – шея

Шут – шут – суп

  1.  «Диктофон»

А сейчас я запишу ваш голос на диктофон, чтобы потом отправить эту запись в Агентство. Некоторые люди не умеют произносить такие сложные звуки, как [с] и [ш], это им поможет научиться.

Повторите:

Шапка- санки

Шуба – сутки

Шлем – стена

Сок – шок

  1.  «Назови ласково»

Нужно уменьшить эти предметы, чтобы они уместились в одну посылку.

Задание выполняется на компьютере «Логоробик»

  1.  «Найди лишнее слово (по фишкам)»

Змея: Еще в Агентстве мне дали кучу фишек, сказали, чтобы я распределила их по нужным конвертам.

Шуба, шлем, сапог, шорты

Санки, сок, шкаф, собака

Шуба, суп, собака, салат

  1.  «Карта»

Спасибо, ребята! Вы мне очень помогли!

Теперь последняя просьба. Работники Агентства дали мне карту, по которой я могу добраться до них, когда выполню все задания.

Помогите мне добраться, назовите все слова правильно.

На полу выкладываются картинки и стрелочки (лабиринт из 9 картинок)

(шапка – шайба – собака; шампунь – шары – шуба; сандалии – суп – шина)

  1. Заключительный этап

Змея: Ребята, надеюсь и вам было полезно выполнить такие задания, теперь вы будете меньше путать звуки [с] и [ш]. Вы запомнили, какие должны быть ваши губы, когда вы говорите звук [с]?  - В улыбке, заборчиком. А язычок? Как птенчик в гнездышке.

Вы запомнили, какие должны быть ваши губы, когда вы говорите звук [ш]?  - Бубликом. А язычок? – Как чашечка.

Рефлексия.

Ребята, я особым имуществом не обладаю, сами понимаете, я с корабля, который потерпел крушение. Когда я выбралась на берег после этого происшествия, вокруг было много ракушек, я набрала. Возьмите фиолетовую ракушку, если вам не понравились задания от Агентства или красную, если вам понравилось.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект логопедического занятия по дифференциации звуков с-ш "Остров кривых зеркал"

Конспект по дифференциации звуков С-Ш из цикла "Путешествие по Звукограду" (авторская разработка)...

конспект логопедического занятия на дифференциацию звуков Р и Л.

Занимательное логопедическое занятие для детей старшего возраста с диагнозом НПОЗ....

Конспект логопедического занятия по дифференциации звуков [Л] - [Ль] для детей 5-6 лет

Конспект  логопедического занятия   по  дифференциации звуков  [Л] - [Ль] для  детей 5-6 лет"Поможем  льву  Лапику"Задачи:Образовательные:•...

Конспект логопедического занятия по дифференциации звуков с-з "День рождение Матрешки"

Логопедическое занятие по дифференциации звуков с-з для детей средней группы...

Конспект логопедического занятия на дифференциацию звуков Г-К

Данная работа представляет собой конспект логопедического занятия по теме «Дифференциация звуков [Г-К]». Для достижения поставленных задач используются демонстрационные картинки. В ос...

Конспект логопедического занятия по дифференциации звуков [с]-[с\']-[з]-[з\']

Конспект логопедического занятия по дифференциации звуков [с]-[с']-[з]-[з']...

Конспект логопедического занятия по дифференциации звуков [р]-[л ] в слогах, словах, словосочетаниях.

Конспект логопедического занятия по дифференциации      звуков [р]-[л ] в слогах, словах, словосочетаниях....