Конспект логопедического занятия по дифференциации звуков [с] - [ш] "Путешествие змейки"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Материал помогает в игровой форме более чётко различатать звуки [с] - [ш] на слух, а также содержит игровые упражнения по автоматизации указанных звуков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект логопедического занятия "Путешествие змейки" | 20.43 КБ |
Предварительный просмотр:
План занятия «Путешествие змейки»
Тема: Дифференциация звуков [с] – [ш]
Цель: Различать звуки [с] и [ш] в начале слова
Задачи:
- Развивать четкие, дифференцированные движения артикуляционного аппарата
- Развивать фонематическое восприятие звуков [с], [ш]
- Уточнить артикуляционный уклад звуков [с], [ш]
- Автоматизировать звук [с]
- Автоматизировать звук [ш]
- Развивать пространственную ориентацию
Оборудование: Игрушечный насос, игрушечная змея, картинки-ассоциации (Змейка, Насос), карточки с рядами слов, маркер красного цвета, деревянные фишки с изображением предметов со звуками [с], [ш], большие картинки для лабиринта-карты, карточки с изображением змеи и насоса («Поймай звуки»), конверты для фишек.
Ход занятия
- Подготовительный этап
Появляется змея с насосом.
Змея: Здравствуйте, ребята! Наш корабль, на котором мы с моими друзьями-животными путешествовали несколько лет, потерпел крушение. Мне еле удалось спастись. С собой я прихватила только этот насос. (демонстрируется насос)
И мне с ним живется не слишком весело, он все время только и делает, что свистит, вот так: с – с – с. А вы умеете свистеть, как насос? (дети по подражанию произносят звук [с])
А я ему всегда отвечаю так: ш – ш – ш. А вы умеете шипеть, как я? (дети по подражанию произносят звук [ш]).
Так и разговариваем, я – ему «ш – ш – ш», а он – мне «с - с – с».
- Основной этап
Но в последнее время я совсем заскучала и мне хочется вернуться на свою Родину, в жаркую Африку. Только денег на билет у меня нет. И я даже ползала позавчера в специальное «Агентство по трудоустройству незанятых змей». Там мне нашли работу. Дали карточки, листы и задания, выполнить их нужно, как можно скорее.
Вот я и приползла к вам, ребята, за помощью.
Вот первое задание.
- «Кто как голос подает?»
Демонстрируются картинки-ассоциации «Змея» и «Насос». Дети должны озвучить картинки.
- «Поймай звуки»
Змея: А теперь нам нужно услышать, какой звук «живет» в слове. Поднимите картинку со змейкой, когда услышите [ш], поднимите картинку с насосом, когда услышите [с].
- Артикуляционная гимнастика
Чтобы правильно произносить эти сложные звуки, мы должны уметь делать фигуры из наших губ и язычков.
«Заборчик» Улыбнуться так, чтобы верхние и нижние резцы были видны. Удерживать губы в улыбке в спокойном положении под счет от 1 до 5-10.
«Бублик» Зубки сомкнём, губы округляем и слегка вытягиваем вперед. При выполнении должны быть видны и верхние и нижние зубки. Удерживать «бублик» под счет до 5-10.
«Птенчик» Широко открыть рот, как можно дальше разведя уголки губ. Язык лежит во рту спокойно и неподвижно.
«Чашечка» Рот приоткрыт, язык широкий, боковые края языка поднимаются так, чтобы язык принял форму чашечки.
С = «Заборчик» + «Птенчик»
Ш = «Бублик» + «Чашечка»
- Физкультминутка
Я змея, Поднять руки над головой, встать на носочки
Я извиваюсь, Покружится на месте
Низко к полу наклоняюсь, Наклоны
Спину сильную свою
Выгибаю Изгиб спины назад
И пою:
Ля – ля – ля, ля – ля – ля. Хлопки в ладоши
Всех люблю на свете я! Развести руки в стороны
- «Вычеркни лишнее слово»
Логопед: А тут все перепуталось. Посмотрите, сколько всего написано.
Повторите за мной:
Сок – сок – шок
Сон – сон – шов
Сцена – сцена – шея
Шут – шут – суп
Сыр – сыр – шифр
Что лишнее в каждом ряду?
Сок – сок – шок
Сон – сон – шов
Сцена – сцена – шея
Шут – шут – суп
- «Диктофон»
А сейчас я запишу ваш голос на диктофон, чтобы потом отправить эту запись в Агентство. Некоторые люди не умеют произносить такие сложные звуки, как [с] и [ш], это им поможет научиться.
Повторите:
Шапка- санки
Шуба – сутки
Шлем – стена
Сок – шок
- «Назови ласково»
Нужно уменьшить эти предметы, чтобы они уместились в одну посылку.
Задание выполняется на компьютере «Логоробик»
- «Найди лишнее слово (по фишкам)»
Змея: Еще в Агентстве мне дали кучу фишек, сказали, чтобы я распределила их по нужным конвертам.
Шуба, шлем, сапог, шорты
Санки, сок, шкаф, собака
Шуба, суп, собака, салат
- «Карта»
Спасибо, ребята! Вы мне очень помогли!
Теперь последняя просьба. Работники Агентства дали мне карту, по которой я могу добраться до них, когда выполню все задания.
Помогите мне добраться, назовите все слова правильно.
На полу выкладываются картинки и стрелочки (лабиринт из 9 картинок)
(шапка – шайба – собака; шампунь – шары – шуба; сандалии – суп – шина)
- Заключительный этап
Змея: Ребята, надеюсь и вам было полезно выполнить такие задания, теперь вы будете меньше путать звуки [с] и [ш]. Вы запомнили, какие должны быть ваши губы, когда вы говорите звук [с]? - В улыбке, заборчиком. А язычок? Как птенчик в гнездышке.
Вы запомнили, какие должны быть ваши губы, когда вы говорите звук [ш]? - Бубликом. А язычок? – Как чашечка.
Рефлексия.
Ребята, я особым имуществом не обладаю, сами понимаете, я с корабля, который потерпел крушение. Когда я выбралась на берег после этого происшествия, вокруг было много ракушек, я набрала. Возьмите фиолетовую ракушку, если вам не понравились задания от Агентства или красную, если вам понравилось.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект логопедического занятия по дифференциации звуков с-ш "Остров кривых зеркал"
Конспект по дифференциации звуков С-Ш из цикла "Путешествие по Звукограду" (авторская разработка)...
конспект логопедического занятия на дифференциацию звуков Р и Л.
Занимательное логопедическое занятие для детей старшего возраста с диагнозом НПОЗ....
Конспект логопедического занятия по дифференциации звуков [Л] - [Ль] для детей 5-6 лет
Конспект логопедического занятия по дифференциации звуков [Л] - [Ль] для детей 5-6 лет"Поможем льву Лапику"Задачи:Образовательные:•...
Конспект логопедического занятия по дифференциации звуков с-з "День рождение Матрешки"
Логопедическое занятие по дифференциации звуков с-з для детей средней группы...
Конспект логопедического занятия на дифференциацию звуков Г-К
Данная работа представляет собой конспект логопедического занятия по теме «Дифференциация звуков [Г-К]». Для достижения поставленных задач используются демонстрационные картинки. В ос...
Конспект логопедического занятия по дифференциации звуков [с]-[с\']-[з]-[з\']
Конспект логопедического занятия по дифференциации звуков [с]-[с']-[з]-[з']...
Конспект логопедического занятия по дифференциации звуков [р]-[л ] в слогах, словах, словосочетаниях.
Конспект логопедического занятия по дифференциации звуков [р]-[л ] в слогах, словах, словосочетаниях....