Конспект подгрупповой НОД по дифференциации звуков [С-Ш]
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Кузькина Людмила Евграфовна

Подгрупповое занятие на этапе дифференциации звуков [С-Ш] при стечении согласных звуков изолировано, в слогах, словах и словосочетаниях с детьми с общим недоразвитем речи III уровня.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект подгрупповой НОД по дифференциации звуков [С-Ш]

Тема: «Поможем Совунье и Нюше найти потерянные звуки»

Автор: Кузькина Л.Е.  МБДОУ № 70

Группа детей по структуре речевого нарушения (ОНР III уровня, полиморфная дислалия)

Возраст: старшая группа

Приоритетная образовательная область: речевое развитие.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие;  социально-коммуникативное развитие; физическое развитие.

Цель: Закреплять навыки различения и правильного артикуляторного произношения звуков [с]-[ш] изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях.

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные.

  • Учить слухо-произносительной дифференциации звуков [с]-[ш] изолированно, в слогах при стечении согласных звуков, в словах, словосочетаниях.
  • Закреплять умение называть предметы, объединённые по определённому признаку, обобщающим словом.
  • Упражнять в согласовании числительных со словосочетанием: существительное +прилагательное.

2. Коррекционно-развивающие.

  • Способствовать развитию фонематического слуха и восприятия.
  • Закреплять умение определять количество слогов в 2-х и 3-сложных словах.
  • Развивать речевое дыхание, артикуляционную, тонкую и общую моторику.
  • Развивать зрительное и слуховое внимание, логическое мышление.
  • Развивать само- и взаимоконтроль речи.

3. Коррекционно-воспитательные.

  • Воспитывать коммуникативные умения и навыки.
  • Воспитывать самоконтроль за правильным произношением звуков.
  • Создавать ситуацию успеха.

Материалы и оборудование: ноутбук, презентация, настенная доска, логопедический планшет, игрушки Совунья, Нюша и попугай, снежинки, мяч, картинки на классификацию (одежда, транспорт, животные, мебель), набор предметных картинок с изображением кошек и шишек,  наложенные рисунки, воздушные шары.

I.Мотивационно-целевой этап.

  • Организационный момент (слайд 1 – солнышко)

Психогимнастика. Здравствуйте, ребята! Настал новый день, давай встретим его с улыбкой. Я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь мне в ответ. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя доброту и здоровье, а выдохните через рот все обиды и огорчения.

 Л: Ребята, посмотрите на экран ноутбука. Кто это? (слайд 2- Нюша и Совунья с воздушными шарами). Д: Смешарики! Совунья и Нюша. Л: А что у них в руках?

Дети: Воздушные шары с буквами.  Л: Как вы думаете почему у Совуньи на шарике буква [С], а у Нюши буква [Ш]? (логопед утрированно произносит в их именах эти звуки) Д: Потому что они есть в их именах.

  Однажды сильный ветер унес их любимые звуки! (слайд 3 - Нюша и Совунья без шариков).

  • Дыхательная гимнастика «Сдуй снежинку»

Л: Давайте покажем, какой сильный был ветер. Сдуем снежинку с ладони, высунув язык лопаткой (логопед вместе с детьми выполняет упражнение на силу и направленность воздушной струи).

Что же произойдет, если наши герои не найдут свои звуки? (варианты ответов детей). Л: Теперь без этих звуков они не смогут произнести даже свои имена! Вместо Совунья получается  .овунья, а вместо Нюша – Ню.а. Что же делать?

Д: Нужно  найти эти звуки!

II. Ориентировочный этап

Л: Потерять звуки просто, а найти их нелегко! Отправляемся на поиски! Ребята, а вы умеете произносить звуки [С] и [Ш]? А что мы делали для того, чтобы научиться их произносить? Дети: Гимнастику для губ и язычка.

III. Поисково-исследовательский этап

  • Артикуляционная гимнастика (слайд 4 – артикуляционные упражнения) «заборчик», «блинчик»,  «горка», «бублик», «вкусное варенье», «чашка» (детям предлагается выполнить упражнения необходимые для звука [С], затем для звука [Ш]).
  • Характеристика и сравнение звуков [с] и [ш] (слайды 5,6 – схемы звуков)

Л: Ребята, давайте вспомним как мы произносим звуки [C] и [Ш], опираясь на схемы.

Р: когда произносим звук Ш – губы округляем, зубы отдалены, язык поднят вверх «чашечкой», голос не работает, теплая воздушная струя проходит по середине языка, звук согласный и твердый;

Р: когда произносим звук С – губы в улыбке, зубы сближены, язык за нижними зубами, голос не работает, холодная воздушная струя проходит по желобку языка, звук согласный и твердый.

Л: Чем отличаются эти звуки друг от друга?

Вывод детей: Звуки отличаются положением губ и языка.

IV. Практический этап.

  • Изолированное произнесение звуков [с] и [ш] (на доске изображен ряд стрелок в разном порядке)

Л: Как вы думаете, что может обозначать стрелка вверх (вниз)? Д: Я думаю, что стрелочка вверх показывает, что нужно язычок поднять к вверху и получится звук [Ш], а стрелочка вниз обозначает звук [С]. (Дети произносят звуки в соответствие со схемой, сопровождая показом руки).

  • Игра «Хлопай, топай!» 

Л: Чтобы правильно произносить звуки нужно быть внимательным! Сейчас я произнесу ряд звуков, если услышите звук [С] –  3 раза хлопните в ладоши, а если звук [Ш] – 3 раза топните.

Л: С, Ш, П, С, Т, Ш, С, К, Ш.

  • Пальчиковая гимнастика “Шарик”.

 Л: А еще очень полезно тренировать пальчики. Давайте поиграем с ними.

Надуваем быстро шарик,

Он становится большой.

Вдруг шар лопнул,

Воздух вышел-

Стал он  тонкий  худой.

(Все пальчики обеих рук в щепотке и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит» и пальчики принимают исходное положение).

  • Дидактическая игра «Научим попугая говорить».

Л: Ребята, смотрите кто это сидит на ветке? Д: Это попугай! Л: Давайте поиграем с ним в нашу любимую игру? Сначала научим попугая говорить слоги, а затем слова со звуками С и Ш:

Сна-шна-шна

Сно-шно-шно

Шну-сну-шну

Сны-шны-сны

Саша, сушки, шесть, шоссе, спешка, смешок, сынишка, смешинка.

  • Дидактическая игра «4 лишний» (картинки на логопедическом планшете)

Л:  Ребята, смотрите Совунья не знает, как выполнить упражнение «4 лишний». Поможем ей?

Д: Собака, кошка, свинья, соболь.  Можно ли назвать их одним словом? Д: Нет. Здесь лишний соболь, потому что это дикое животное, а остальные домашние. И т.д.

  • Шапка, мышка, шуба, носки.
  • Сапоги, автобус, самокат, машина.
  • Шкаф, стенка, стакан, софа.
  • Собака, кошка, свинья, соболь.
  • Физкультминутка (слайд 8 - анимация).

Л: Нюша предлагает нам отдохнуть и сделать с ней разминку.
Дидактическая игра «Сосчитай-ка!» (счет от 1 до 5 со словосочетаниями: пушистая кошка, сосновая шишка).

Л: Ой, смотрите, кто-то перепутал все  картинки! Что изображено ни них? (ответы детей).  Я предлагаю разложить их на планшете и сосчитать. 

Дети выкладывают картинки, правильно проговаривая звуки [С] и [Ш]:

1 ребенок: одна пушистая кошка, две пушистые кошки, три пушистые кошки, четыре пушистые кошки, пять пушистых кошек.

2 ребенок: одна сосновая шишка, две сосновые шишки, три сосновые шишки, четыре сосновые шишки, пять сосновых шишек.

  • Дидактическая игра «Построй домик»

Л: Ветер сломал домики Совуньи и Нюши. Что же делать? Д: Поможем им построить их заново?

Л: Они говорят, что этажей в домике должно быть столько, сколько слогов в их именах.

 V. Рефлексивно-оценочный этап.

Ребята, пока мы выполняли задания к Совунье и Нюше вернулись звуки. Какие звуки мы искали? Чем они отличаются друг от друга? Что будет, если мы их будем путать в речи? Где нам они могут пригодиться?

Совунья и Нюша очень благодарны вам за помощь и хотят подарить вам эти шарики и «волшебные» рисунки, чтобы вы с родителями отгадали, что на них  изображено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового занятия Тема: «Дифференциация звуков Ж-Ш»

Занятие с детьми подготовительной группы на дифференциацию звуков ж-ш....

Конспект подгруппового логопедического занятия: «Дифференциация звуков [С] и [Ш]»

Цель:  Формировать умения и навыки дифференциации звуков [С]  и [Ш] в слогах, словах, предложениях....

Конспект подгруппового занятия по дифференциации звуков Л и Ль «Путешествие на волшебное болото».

Цель: Дифференциация звуков Л и Ль в слогах, словах и предложениях....

Конспект подгруппового логопедического занятия. Дифференциация звуков [C-З], [Сь-Зь]

В основе грамотного чтения и письма лежит умение ребенка различать звуки речи - фонемы. Поэтому очень важно именно в дошкольном возрасте сформировать у него необходимый уровень фонематических представ...

Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш] в слогах, словах и предложениях. Малыш и Карлсон».

    Цель: закрепление правильного произношения звуков [с], [ш] в слогах, словах и предложениях;       Задачи:        - учить детей давать разли...

конспект подгруппового занятия. тема: дифференциация звуков [Т] - [Д].

Конспепкт подгрппового заняия на тему дифференциация звуков [Т] - [Д].Возраст детей: страший (5-6лет)Дифференциация звуков [Т] [Д]  Организационный момент.Логопед: Здравствуйте, ребята!...