Организация образовательной деятельности по усвоению навыков практического употребления глаголов совершенного и несовершенного на материале лексической темы «Профессии».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Тооминг Ольга Сергеевна

Организация деятельности по формированию лексико-грамматических конструкций родного языка, создание  условий для уточнения и расширения словарного запаса на материле лексической темы "профессии".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon glagol.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Организация образовательной деятельности по усвоению навыков практического употребления глаголов совершенного и несовершенного на материале лексической темы «Профессии».

Цели занятия:

1. Образовательные:

  •  создать условия для расширения представления об окружающем мире на материале лексической темы: «Профессии», используя глаголы совершенного и несовершенного вида.
  •  научить дошкольника самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы, используя наглядный материал; во время игры.

2. Коррекционные:

  •  организовать деятельность по формированию лексико-грамматических конструкций родного языка.
  •  создать условия для уточнения и расширения словарного запаса по лексической теме «Профессии»
  • развивать зрительный гнозис-праксис (профилактика дислексии)
  • закреплять навыки звукового анализа-синтеза, навык послогового чтения
  • развивать внимание, память. мышление

3. Воспитательные:

создать условия для воспитания культуры речевого общения.

воспитывать самоконтроль за речью

воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий

Оборудование:

  • предметные картинки
  •  наложенные картики
  •  раздаточный материал (карточки со словами, буквы)
  • аудиозапись
  •  кукла Буратино

Ход занятия.

1. Этап организационный

Приветствие детей.

2. Этап проверочный

Мы сегодня с вами научимся правильно говорить о том, что мы ДЕЛАЕМ и о том, что мы СДЕЛАЛИ.

А помогать нам в этом будут Профессии людей.

Игра "Кому принадлежит фраза?"(использование звукозаписи)

Логопед предлагает детям прослушать звукозапись (разговорные фразы людей разных профессий).

Логопед-дети: -Как вас подстричь? Челку покороче?-Эта фраза принадлежит парикмахеру (выставляется картинка)- Назови, чем занимается человек этой профессии?- Парикмахер подстригает волосы.

Фразы: "Дети. здравствуйте. начинаем урок. Откройте учебники на странице 45", "У вас болит горло? Откройте шире рот и скажите а-а-а" и т.п.

3. Этап получения новых знаний.

Задания на понимание и правильное употребление глаголов совершенного и несовершенного вида.

Логопед-Дети:

Инструкция:

Слушай внимательно и смотри. Похожи ли эти две картинки?а ем они отличаются? (ответы детей). Покажи, где человек закончил действие, а где не закончил действие.(Здесь строитель строит, а здесь построил).

Про законченное действие я у вас спрошу "что сделал?", а про незаконченное- "что делает?"

Дидактическая игра «Помоги Буратино» (профилактика дислексии)

Инструкция:

Догадайтесь, кто пришел в гости. Мы узнаем его имя, если прочитаем слово. начиная от самой маленькой буквы до самой большой (на панно вывешены буквы различной величины).

В гости пришел Буратино и не знает, как ему правильно произнести слово. Давай поможем ему!

Предлагается набор парных предметных картинок, на которых изображены профессии людей в действии. Учитель-логопед называет несовершенное действие, а ребенок должен назвать - законченное действие.

Логопед- Дети:

Стекольщик (что делает?) вставляет стекло.- Стекольщик (что сделал?) вставил стекло.

Ребенку предлагается пошаговая инструкция:

1.Посмотри на картинку.

2.Назови, кто изображен на ней.

3. Скажт, что делает человек. а что сделал.

4. Сам задай вопрос.

4 эап. Динамическая пауза.

Самомассаж пальцев рук "Такие разные дела".

Дети! Много дел на белом свете!

Вот военные идут-они границу берегут! (средний и указательный пальцы левой руки "шагают по правой ладони и наоборот)

А швея иглу берет и одежду людям шьет!(массаж кончиков пальцев обеих рук)

Дворник улицу метет, громко песенку поет!(поглаживание левой рукой правую и наоборот)

Птичница во двор пришла, курам зерна принесла (правой рукой "щепотка", затем левой).

5 Этап. Повторение и закрепления имеющихся знаний.

Дидактическая игра "Наложенные картинки".

Буратино предлагает вам поиграть (предлагаются картинки с наложенными изображениями -ведро, кисточка, шприц, топор, карандаш.)

Логопед-Дети:

Что ты видишь на картинке?кому принадлежит этот инструмент?

Дидактическая игра "Буква потерялась".

У вас на столе лежат карточки со словами- названиями профессий, но в каждом слове потерялась одна буква. вы должны прочитать слово. догадаться, какая буква потерялась и найти нужную на фланелеграфе (на фланелеграфе прикреплены разные буквы).

Дидактическая игра "Услышь слово-действие".

Буратино читает стихотворение:

Расскажу я вам друзья.

Что сегодня делал я:

Думал я, читал, старался,

И ничуть не баловался.

Я сейчас чуть-чуть устал,

Хорошо я поработал.

Логопед-Дети:

ребята. какие слова действия вы услышали?-Думал, читал, и т.д.-Какой вопрос можно задать к этим словам?- Что делал?- Конечно, все эти действия законченные.

6 этап.Подведение итогов занятия.

Буратино  с вами прощается. Мы с вами вспомнили много профессий, немного поиграли, почитали. Еще мы сегодня научились определять действия законченные и незаконченные, правильно задавать вопросы и искать на них ответы. Вы молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. Лексическая тема "Детский сад. Игрушки"

Занятие способствует активизации словаря по теме "Игрушки", учить детей пользоваться в речи предлогами  с, за, закреплению навыков правильного употребления существительных в родительном...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми группы " Сложные дефекты" по реализации ОО " Речевое развитие" по лексической теме " Одежда"

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми группы " Сложные дефекты" по реализации ОО " Речевое развитие " по лексической теме "Одежда"...

Конспект организованной образовательной деятельности для детей 4-5 лет по речевому развитию «Составление описания по лексической теме «Овощи»

Конспект организованной образовательной деятельности  для детей 4-5 лет по речевому развитию «Составление описания по лексической теме «Овощи»...

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука [Р] на материале лексической темы «Профессии» и грамматической темы «Согласование существительных и глаголов в числе».

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука [Р] на материале лексической темы «Профессии» и грамматической темы «Согласование существительных и глаголов в числе».Цель...

Методические рекомендации для логопедов и воспитателей по развитию звуко-буквенного анализа и синтеза на материале лексической темы «Профессии на стройке».

В методической разработке присутствуют задания на совершенствование умения выделять гласные звуки; развитие умения производить звуковой анализ слов, буквенный синтез. Развитие  элементов навыка ч...