Коррекционно-развивающая образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи по теме: «Домашние животные» (старшая группа компенсирующей направленности)
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме
Закрепление и систематизация представлений детей о домашних животных через использование инновационных технологий в работе учителя-логопеда (игр-презентаций, имидж-терапии, мнемотаблиц, игры с прищепками).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.13 МБ |
![]() | 1.32 МБ |
![]() | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Коррекционно-развивающая образовательная деятельность
по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи по теме: «Домашние животные»
(старшая группа компенсирующей направленности)
Подготовила:
учитель-логопед
высшей
квалификационной категории
Маркина Инна Петровна
Цели:
Коррекционно-образовательные цели:
закрепить и систематизировать представления детей о домашних животных через использование инновационных технологий в работе учителя-логопеда (игр-презентаций, имидж-терапии, мнемотаблиц, игры с прищепками);
закрепить умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами в творительном падеже ед. числа, глаголы ед. числа настоящего времени от звукоподражания;
закрепить понятия о детенышах домашних животных, употребление предлога «в»;
закрепить умение составлять простые распространенные предложения с помощью мнемотаблиц.
Коррекционно-развивающие цели:
развивать зрительное внимание и восприятия, координацию речи с движением;
развивать диалогическую речь, слуховое внимание, память и мелкую моторику рук.
Коррекционно-воспитательные цели:
формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, умения оценивать свои действия;
воспитание любви домашним животным и заботе о них.
Оборудование:
ноутбук, проектор, экран, диск с музыкой для самомассажа, предметные картинки с изображением домашних животных и их детенышей, игры-презентации: «Кто где живет?», «Кто, как кричит?», мнемотаблицы для выделения отличительных признаков домашних животных «Что у кого?», д/и с прищепками «Кто что любит?», маски-шапочки для игры «Угадай, кто я?» (кошка, собака, лошадь), наборное полотно, карточки-смайлики: веселый и грустный (для оценки деятельности), мяч, указка.
Ход занятия
1.Организационный момент
Игра – упражнение «О ком я говорю?»
Л.:- Встанем красиво.
Л.:- Сядет тот, кто угадает, о ком животном я говорю:
Л.: -Лохматая, пятнистая, злая?
Д.: -Это собака.
Большая, спокойная, рогатая - это корова.
Сильная, резвая, стройная - это лошадь.
Толстая, неторопливая, ленивая -это свинья.
Кудрявая, тонконогая, пугливая -это овца.
Маленькая, пушистая, ласковая - это кошка.
Рогатая, бородатая, бодливая - это коза.
По мере отгадывания логопед выставляет картинки с изображением домашних животных на наборное полотно.
«С вами правильно сесть можем,
Руки полочкой положим!»
2. Постановка цели занятия
Л.: -О ком были загадки?
Д.: -О домашних животных.
Л.: -Почему их называют «домашними»?
Д.: -Потому что они живут рядом с человеком, который за ними ухаживает, и приносят ему пользу.
Л.: -Сегодня мы поиграем с домашними животными.
3. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами
Дидактическая игра «Назови ласково»
Л.: -Назовём домашних животных ласково.
Корову мы назовём – коровка, лошадь…
Д.: -Лошадь–лошадка.
Козу– козочка.
Свинью – свинка.
Собаку - собачка.
Кошку – кошечка.
Овцу - овечка.
Корову-коровка.
Л: -Молодцы!
4. Образование глаголов ед. числа настоящего времени от звукоподражания
Игра «Кто как голос подает?» - игра-презентация
Л.: -Поиграем в игру «Кто как голос подает?». Внимание, смотрим на экран.
Л.: -Корова, что делает?
Д.:- Корова мычит.
Собака (что делает?)- Собака лает.
Овца (что делает?)- Овца блеет.
Свинья (что делает?)- Свинья хрюкает.
Коза (что делает?)- Коза блеет.
Кошка (что делает?)-Кошка мяукает.
Лошадь (что делает?)- Лошадь ржет.
Л.: -Молодцы! Правильно угадали голоса животных.
5. Развитие мелкой моторики
Л.: -Поиграем с пальчиками. Приготовились!
«Один, два, три, четыре, пять (По очереди загибаем пальчики на обеих руках)
Как животных нам назвать? (Сжимание и разжимание кулачков)
Каждый знает их, всегда (Одновременно хлопаем ладоши)
Собака, лошадь, корова, свинья, кошка, овца, коза (Загибаем пальцы поочередно на другой руке).
В доме с хозяином дружно живут (Упражнение «Замок»)
Значит, домашними все их зовут». (Соединяем руки в виде домика).
Л.: -Молодцы!
6. Закрепление в речи детей предлога «в»
Игра-презентация «Кто, где живет?»
Л.: -Вспомним, где живут домашние животные, и расселим их по их домам.
Внимание, смотрим на экран.
Л.: - Корова живет…, лошадь, овца, коза, свинья, собака, кошка.
Д.: -Корова живет в коровнике, лошадь живет в конюшне, овца живет в овчарне, коза живет в хлеве, свинья живет в свинарнике, собака живёт в конуре, кошка живёт вместе с хозяином в доме.
Л.: -Молодцы! Вы правильно расселили всех животных.
7. Дидактическая игра «Как домашние животные помогают людям?»
Л.: - Вспомним, как домашние животные помогают людям?
Л.: Кошка…
Д.: Кошка ловит мышей, поднимает настроение.
Л.: Собака…
Д.: Собака сторожит дом и человека.
Л.: Лошадь …
Д.: Лошадь возит грузы.
Л.: -Что дают человеку овца и коза …?
Д.: Овца и коза дают шерсть.
Л.: -Что дают корова, коза, лошадь, овца…
Д.: - Корова, коза, лошадь, овца дают молоко.
Л.: -Что дают свинья, лошадь, коза, овца…
Д.: -Свинья, лошадь, коза, овца дают мясо.
-Молодцы, правильно ответили на вопросы.
8. Физкультминутка (обрезка)
Л.:- Отдохнем.
Л.: «Села кошка под кусточек,
Сыра скушала кусочек,
Встала кошка, потянулась,
Её шерстка развернулась».
(Импровизация движений: сесть на корточки, похлопать себя по животику, встать, потянуться и погладить руками живот)
Л.: - Займите свои места за столами.
9. Закрепление понятий о детенышах домашних животных
Дидактическая игра «Чей малыш?»
Л.: - Мамы домашних животных потеряли своих детенышей. Поможем мамам вернуть своих детей?
Д.: -Да.
Тогда,….
«Один, два, три
Картинку переверни».
(У детей на столах лежат карточки с изображением детёнышей домашних животных и их мам).
Л.: -Варя, у тебя кто?
Д.: -У меня поросёнок.
Л.: -Кто его ищет?
Д.: -Его ищет мама свинья.
Л.: -Верни поросёнка маме.
Дети поднимают руку, отвечают предложением, возвращают детеныша маме-на наборное полотно рядом с картинками с изображением взрослых домашних животных).
У меня козленок…, ягнёнок, жеребенок, теленок, котенок, щенок. Его ищет мама коза… овца, лошадь, корова, кошка, собака).
Л.: - Мамы очень благодарны вам за своих детенышей!
10. Самомассаж биологически активных зон «Кисонька» (с музыкальным сопровождением)
Л: - Выполним массаж лица «Кисонька». Приготовились!
Дети проговаривают чистоговорку. Хором.
Са-са-са —
Поглаживание ладонями шеи.
Кисонька-краса.
Сы-сы-сы —
Кулачками провести по крыльям носа — 7 раз.
Есть у кисоньки усы.
Со-со-со—
Провести пальцами по лбу от середины к вискам — 7 раз.
Вот для кисы молоко.
Су-су-су-
Ладонями растирать уши-7 раз.
Бантиком дразню кису.
Л.: -Сядем правильно опять,
Продолжаем мы играть!
11. Закрепить умение составлять простые распространенные предложения с помощью мнемотаблиц
Дидактическая игра «Что у кого?»
Л.: - Вспомним и назовем одинаковые части тела у всех домашних животных.
Д.: - У всех домашних животных есть голова, уши, туловище, хвост, ноги.
Л.: - Правильно.
Л.: - Посмотрите на схему и назовите отличительные признаки овцы...?
(Дети выходят к доске, показывают и рассказывают по мнемотаблицам).
Д.:-У овцы кудрявая шерсть, тонкие ноги с копытами.
-У козы… длинные рога, есть бородка, вымя, на ногах копыта.
-У собаки… лохматая шерсть, на лапах когти, длинный хвост.
-У коровы… загнутые рога, есть вымя, сильные ноги с копытами, длинный хвост с кисточкой на конце.
-У лошади… длинная грива, быстрые и сильные ноги, на ногах копыта, хвост похож на метлу.
-У свиньи… нос пятачком, короткие ноги с копытами, хвост крючком.
-У кошки… чуткие уши, большие круглые глаза, длинные усы, мягкие лапки с когтями, пушистый хвост.
Л.:- Молодцы! Все правильно рассказали.
12. Развитие диалогической речи и самостоятельности в игре средствами имидж-терапии
Игра «Угадай кто ты?»
Л.: -Поиграем в игру «Угадай, кто ты?». Пройдем на ковёр.
Л.: -Посчитаемся и найдем водящего. Альберт
Считалка
«1,2,3,4,5
Мы решили поиграть.
К нам лошадка прибежала
И тебе водить сказала».
Л.:- Саша-водящая.
Саша, сейчас мы превратим тебя в …какое-то домашнее животное, но не скажем в какое.
Превратим Сашу, скажем «волшебные» слова.
Остальные дети начинают «превращать» его, приговаривая и совершая «магические» движения:
«Один, два, три – повернись!
И в кого-то превратись!».
После этого на голову ребёнка логопед надевает маску-шапочку с картинкой, на которой изображёно какое-то животное (в данном случае – с изображением кошки). Ребёнок не видит картинку.
1 игра
Л.: -Саша-водящая. Заколдуем Сашу, скажем «волшебные» слова.
Кошка
-Скажи, пожалуйста, я домашнее животное?
-Да, ты домашнее животное.
-Я живу в конуре?
-Нет, ты не живешь в конуре.
-У меня есть копыта?
-Нет, у тебя нет копыт.
-Я люблю рыбу?
-Да ты любишь рыбу и еще сыр.
-У меня длинный пушистый хвост?
-Да у тебя длинный пушистый хвост.
-Я догадалась - я кошка!
Л: -Правильный ответ. Молодец!
Л.: -Вернем Сашу, скажем «волшебные» слова.
«Один, два, три – повернись!
Снова в Сашу превратись!».
Л.: -Саша, посчитаемся и найдем другого водящего.
Таким же образом проводится игра в «превращения» ещё в лошадь и собаку
2 игра
-Варя, скажи, пожалуйста, я домашнее животное?
-Да, ты домашнее животное.
-Вика, я живу в сарае?
-Нет, ты не живешь в сарае.
-Андрей, скажи, пожалуйста, я ловлю мышей?
-Нет, ты не ловишь мышей.
-Альберт, я охраняю дом?
-Да, ты охраняешь дом.
- Я догадался - я собака.
Л: -Правильный ответ. Молодец!
3 игра
Лошадь
-Скажи, пожалуйста, я домашнее животное?
-Да, ты домашнее животное.
-Я живу в коровнике?
-Нет, ты не живешь в коровнике.
-У меня есть копыта?
-Да, у тебя есть копыта.
-Я люблю траву?
-Да, ты любишь траву.
-У меня есть загнутые рога?
-Нет, у тебя нет рогов.
-Я умею быстро бегать?
-Да, ты умеешь мычать.
-Я догадался - я лошадь!
Л.:- Молодцы! Весело поиграли. Вернемся на свои места.
13. Образование существительных в творительном падеже
Дидактическая игра «Кто что любит?»
Л.:- Ребята, если домашние животные проголодались, что нужно сделать?
Д.: -Домашних животных нужно накормить.
Л.: -Правильно. Угостим домашних животных тем, что они любят.
Возьмите карточку и прищепку.
Л.: -Альберт, кого ты угостишь и чем? ( Я угощу собаку костью) и др.
-Я угощу кошку рыбой.
-Я угощу лошадь овсом.
-Я угощу корову травой.
-Я угощу свинью желудями.
-Я угощу овцу травой.
-Я угощу козу морковью.
Л.: -Вы очень добры, накормили домашних животных!
-Положите карточки и прищепки на край стола.
14. Итог занятия
Л.: - С какими животными мы сегодня играли?
Д.: -Мы играли с домашними животными.
Л.: -Почему их так называют?
Д.: -Потому что они живут рядом с человеком, который за ними ухаживает, и приносят ему пользу.
Л.: -В какие игры вам понравилось играть?
15. Оценка деятельности детей
Л.:- Возьмите смайлики.
-Ребята, если вам сегодня было интересно играть, покажите веселый смайлик.
- Если вы считаете, что было трудно, неинтересно, то покажите грустный смайлик.
- Я вижу у всех веселые смайлики. Я очень рада, что вам понравилось играть!
Сегодня все старались. Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/29/picture-330014-1383057789.jpg)
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-граммматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР. Тема: домашние животные.
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-граммматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР. Материал по теме: домашние животн...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/11/picture-653428-1444541990.jpg)
КРОД по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи по теме: «Весна» с детьми логопедической группы 1 года обучения
Предлагаю вашему вниманию конспект коррекционно-развивающей образовательной деятельности для детей старшей логопедической группы по теме « Весна». Данный материал будет полезен учителям – ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/09/picture-338398-1383972174.jpg)
Занятие по формированию лексико -грамматических средств языка и развитию связной речи по теме: "Весна"
Занятие по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи по теме: "Весна"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/09/picture-338398-1383972174.jpg)
Итоговое занятие по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи по теме "Зима"
Итоговое занятие по формировантю лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи по теме "Зима"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/17/picture-769494-1458226631.jpg)
Методическая разработка: конспект совместной образовательной деятельности с детьми с ОНР по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи по теме «Дикие животные весной» с использованием технологии «Дидактический синквейн»
Методическая разработка: конспект совместной образовательной деятельности с детьми с ОНР по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи по теме «Дикие ж...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/18/picture-1290798-1605731162.jpg)
24.04.2023 г. Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи по теме «Рыбы»
2 год обучения, подготовительная логопедическая группа. Совершенствования лексико-грамматического строя речи в процессе изучения познавательного материала по лексической теме «Рыбы»...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/24/picture-830930-1477298327.jpg)
Конспект образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи по теме: «Зимующие птицы. Дикие животные зимой» (подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ТНР)
Материалы данного занятия способствуют расширению и активизации словаря и познавательных представлений детей по теме «Дикие животные зимой». Совершенствуют связною речь....