КРОД по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи по теме: «Весна» с детьми логопедической группы 1 года обучения
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Предлагаю вашему вниманию конспект коррекционно-развивающей образовательной деятельности для детей старшей логопедической группы по теме « Весна». Данный материал будет полезен учителям – логопедам и воспитателям старших возрастных групп. Данное занятие направленного на активизацию и закрепление словарного запаса по лексической теме «Весна» у старших дошкольников имеющих речевые нарушения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Занятие | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
КРОД по формированию лексико-грамматических средств языка
и развитию связной речи по теме: «Весна» с детьми логопедической группы 1 года обучения
Образовательная область: «Речевое развитие»
Цель:
уточнение и закрепление знаний по теме: «Весна».
Коррекционно-образовательные задачи:
активизация словаря прилагательных и глаголов;
закрепление навыков словообразования и словоизменения (согласование существительных с прилагательными; существительных с глаголами; образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами);
развитие связной речи;
закрепление умения отвечать на вопросы полным предложением.
Коррекционно-развиваюцие задачи:
совершенствовать фонематическое восприятие; упражнять в правильном дыхании; развивать мелкую моторику, память, внимание, мышление.
Коррекционно-воспитательные задачи:
воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе.
Оздоровительные задачи:
развитие координации речи с движением.
Оборудование:
картинка «Солнышко»; картинки с изображением времён года, месяцев и сложных слов; мнемотаблицы примет весны; предметные картинки для речевых игр; схема для составления рассказа-описания; «Волшебный мешочек»; дидактическая игра «Чего весной не бывает?».
Предварительная работа:
наблюдения за весенними изменениями в природе на прогулке, чтение стихов о весне, разучивание пальчиковых упражнений и упражнения на координацию речи с движением,
рассматривание иллюстраций с изображений различных периодов, повторение названий весенних месяцев.
Ход занятия
1.Организационный момент
Л.: - К нам сегодня пришли гости. Поздоровайтесь с гостями и улыбнитесь им.
Упражнение на координацию речи с движением (у логопеда в руках картинка с изображением солнца).
Логопед: Посмотрите, кто ещё пришел к нам в гости?
Дети: Солнышко.
Логопед: Давайте поприветствуем солнышко и друг друга.
Здравствуй, солнце золотое, (Дети проговаривают четверостишье и раскрывают ладони в сторону солнца)
Здравствуй, небо голубое, (Поднимают руки вверх)
Здравствуй, матушка земля, (Наклон руки вниз)
Здравствуй, все мои друзья. (Руки вниз-стороны, касаясь друг друга ладонями)
Логопед: Сядет тот, кто повторит слова:
Греет, светит, тает.
Деревья, почки, листочки.
Капает, журчит, бежит.
Скворец, ласточка, грач.
Сосульки, вода, лужа.
Теплая, яркая, солнечная.
Летят, пьют, кричат.
2. Постановка учебной цели
Логопед: Сядем красиво и правильно. Посмотрите в окно, как ярко, тепло и приветливо светит солнышко, тает снег и сосульки, бегут ручейки. Как вы думаете, почему?
Дети: Потому что наступила весна.
Логопед: А какая весна?
Дети: Ранняя весна.
Логопед: Правильно. Сегодня мы поговорим о ранней весне (логопед выставляет картинку с изображением ранней весны).
3. Повторение изученного материала
Логопед: Вспомним, как называется первый месяц ранней весны? Как называется второй месяц весны? Третий? Какой месяц сейчас идет?
4. Дидактическая игра «Приметы Весны»
Логопед: Назовите приметы ранней весны (дети называют приметы ранней весны, логопед добивается полного ответа):
Весной…
- солнце светит ярче, становится теплее;
- ночи стали короче, а дни длиннее;
- снег тает, с крыш капают сосульки, бегут ручьи;
- с юга возвращаются перелетные птицы;
- почки на деревьях набухают;
- появляются первые цветы: подснежники и мать-и-мачеха;
- дети надели весеннюю одежду;
- вся природа просыпается от зимнего сна.
Логопед: Молодцы, вы правильно назвали приметы весны.
5. Самомассаж лица
Логопед: На землю пришла красавица весна. Давайте ощутим её прикосновение.
Светит яркое весеннее солнышко – ласковое поглаживание лица подушечками пальцев.
Дождик ещё холодный - постукивание подушечками пальцев.
По утрам ещё иногда пощипывает морозец – пощипывание.
А всё-таки солнышко светит сильнее - снова поглаживание
6. Дидактическая игра «Назови ласково» (с картинками)
Логопед: Возьмите весенние картинки. Назовем их ласково.
Логопед – дети
капля – капелька | весна-веснушка |
солнце – солнышко | ручей – ручеёк |
лужа – лужица | облако-облачко |
сосулька – сосулечка | трава-травка |
7. Дидактическая игра «Что делает? Что делают?»
Логопед: продолжаем играть с этими же картинками. Ответьте на вопрос, что делает солнце?
Логопед – дети
солнце – светит, греет, пригревает | весна - наступила, пришла |
лужа – разливается | ручей – бежит, звенит, журчит |
сосулька – капает, ломается, тает | облако - летит, плывет |
капля – капает, звенит, сверкает | трава - растет, зеленеет |
Логопед:
Молодцы, ваши ответы радуют меня.
Уберите картинки на край стола.
8. Пальчиковые упражнения
Логопед: Поиграем с пальчиками.
«Весеннее солнышко»
«Капель»
«Птица»
«На деревьях набухают почки»
9. Дидактическая игра «Скажи, какая? Какой? Какое?»
Логопед: Все рады весне, ждут её с нетерпением.
Скажем что-нибудь весне, какая она?
Дети:
Весна зеленая, красивая, ранняя, поздняя, солнечная, теплая.
Логопед: Солнышко (какое?)-
Дети: Солнышко яркое, весеннее, лучистое, теплое, ласковое;
Логопед: Снег (какой?)-
Дети: Снег грязный, мокрый, темный, рыхлый, сырой…
Логопед: Молодцы.
10. Физкультминутка
«Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветерок всё тише, тише,
Деревцо всё выше, выше»
11. Дидактическая игра «Угадай словечко»
Логопед: Хлопните в ладоши, если услышите весеннее слово. Будьте очень внимательны!
Слова: листопад, тает, вьюга, журчит, тёпло, холодно, снежинки, прилетают, мороз, капель, ледоход, метель, подснежник, снегопад, солнышко, первоцвет.
Логопед: Что означает слово…? (дети отвечают на вопросы)
Логопед просит объяснить слова:
Ледоход-лёд идет (плывёт) по реке.
Подснежник-цветок растущий из-под снега.
Первоцвет-первый цветок.
12. Дыхательное упражнение «Первоцветы».
Логопед: Выполним дыхательное упражнение.
Соберём лепестки первоцветов в бутоны (дети соединяют пальцы, имитируя бутон), понюхаем их.
Сделайте глубокий вдох носом, на выдохе произнесите «Ах!!!» с восклицательной интонацией. (Дети размыкают пальцы. Упражнение повторяется 3-4 раза, логопед следит за правильностью вдоха и выдоха).
13. «Составь рассказ» (составление рассказа описания с опорой на схему).
Логопед: Составим рассказ о ранней весне. Не забывайте, что рассказывать мы будем составлять по схеме (логопед перечисляет схему).
Схема:
1. Какое время года наступило?
2. Как светит солнце?
3. Какая погода?
4. Что происходит со снегом.
5. Что происходит с деревьями?
6. Что происходит с птицами?
7. Что будут делать птицы?
8. Отношение к весне.
Логопед: Послушайте, какой рассказ составлю я.
«Наступила теплая весна. Солнце светит ярко, становится теплее. Начал таять снег и сосульки. Бегут, журчат ручьи. На деревьях набухают почки. С юга возвращаются перелетные птицы. Они будут вить гнёзда. Я люблю весну».
Логопед: Кто попробует составить свой рассказ о весне (дети составляют рассказ о весне с опорой на схему).
Логопед: Молодцы, хорошие рассказы составили.
14. «Чего весной не бывает?»
Логопед: Посмотрите на картинку и скажите, чего весной не бывает?
Дети: Весной дети не лепят снеговика.
Весной не загорают и не купаются.
Весной нет листопада.
Весной птицы не улетают.
Весной не собирают урожай.
Логопед: Правильно.
15. Итог занятия
Логопед: О чем мы сегодня говорили?
Дети: Мы говорили о ранней весне.
Логопед: Понравилась вам играть? Какие игры вам понравились?
Логопед: В старину весну зазывали в гости и говорили такие слова... Весна красна! В гости просим! Приди скорей! Принеси с собой...
Пусть каждый из вас на прощение попросит что-нибудь у весны. А ваши просьбы мы сложим в волшебный мешочек.
Например, я попрошу у весны теплое солнышко. А ты Алёна?
(Дети просят весну принести: хорошую погоду, тёплое солнышко, зелёную травку, тёплый ветерок, поющих птиц, подснежники и т.д).
Логопед: Ваши теплые и добрые слова о весне превратились в угощение.
16. Оценка деятельности детей
Логопед: Сегодня все хорошо занимались, старались. Молодцы! Тихо встанем. Попрощаемся с гостями, скажем дружно: До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Как выращивают хлеб? Хлеб Кубани»
Конспект занятия учителя-логопеда по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Как выра...
Использование метода дидактического синквейна в работе по формированию лексико - грамматических категорий средств языка и связной речи для детей с ОНР
В статье рассказываю о том, как использую метод дидактического синквейна на занятиях. Сложные виды работы по расширению словарного запаса, развитию лексико - грамматических категорий и связной речи пр...
Занятие по формированию лексико -грамматических средств языка и развитию связной речи по теме: "Весна"
Занятие по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи по теме: "Весна"...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей с ОНР старшей логопедической группы по теме " Зимушка-Зима".
Ход НОД 1. ОРГ. момент Логопед здоровуется с детьми и просит их встать в круг прослушать зимнююю распевку, по ходу распевки дети показывают руками различные вида зимней одежды( пуховик, шапк...
Занятие по формированию лексико – грамматических категорий языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Профессии».
Тема: «Профессии».Цель: Расширять и закреплять представления детей о разных профессиях. Активизировать лексический словарь по теме. Совершенствовать грамматический строй речи: согласовыват...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи по теме: Составление рассказа по серии сюжетных картин " Неудачная охота"
Формирование связной речи является одной из важнейших задач работы с дошкольниками. Практика показывает, что самостоятельно без специального обучения дети не могут овладеть таким сложным видом речевой...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи по теме «Овощи»
Формирование грамматического строя речи – это важное условие совершенствования мышления детей. Оно усваивается самостоятельно в процессе повседневного общения ребенка с окружающими людьми. В это...