Особенности логопедической помощи детям с расстройством аутистического спектра
статья по логопедии (старшая группа) на тему

Логопед обязательно моделирует ситуацию, в которой ребенок будет успешен. 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_galkina_l.n._zaharova_i.v._-_kopiya.docx33.76 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности логопедической помощи детям с РАС.

Только те, кто предпринимают абсурдные попытки, смогут достичь невозможного. Эйнштейн.

Мы, учителя - логопеды города Санкт-Петербурга, хотим поделиться опытом и проблемами, которые возникают на логопедических занятиях при развитии и коррекции речи у детей с РАС. Очень мало опубликовано работ, методических разработок, которые смогли бы помочь специалистам – логопедам в оказании помощи детям с аутизмом. С тех пор, когда впервые аутизм описал детский психиатр Лео Каннер и до сегодняшнего дня прошло 73 года, а проблема аутизма до конца не изучена ни с медицинской точки зрения, ни с педагогической. Спектр нарушений речевого развития наших детей очень велик, разнообразен, и поэтому требует тщательной диагностики, в последствии и кропотливой работы над всеми аспектами речи. Беседуя с родителями наших детей, мы узнали, что первые признаки аутизма они стали замечать у своих детей с 1,5 до 2-х лет. До поступления в школу некоторые дети занимались с разными специалистами, но положительных результатов не достигли. Мы обобщили все данные диагностических исследований и выявили характерные признаки, которые отличают ребенка с РАС от других наших воспитанников. Находясь в детском учреждении большинство аутичных детей любят одиночество, не желают общаться, избегают зрительного контакта, проявляют склонность к постоянству во всем, часто повторяют одни и те же стереотипные действия, социально неприспособленны и неадекватны в поведении, что создает большие трудности в работе над речью. Речевые нарушения у наших детей варьируются от полного отсутствия речи до возможности ребенком использовать несколько бытовых фраз. В данном случае мы говорим о детях с системным недоразвитием речи тяжелой степени с расстройствами аутистического спектра. На сегодняшний день, многие дети с РАС имеют разную степень интеллектуальной недостаточности, и их проявления сильно отличаются от детей с интеллектуальными нарушениями без аутизма.  

Имея большой опыт работы как специалисты – практики, всю логопедическую работу мы строим учитывая индивидуальные особенности ребенка. В свои 5-7 лет наши дети часто не понимают смысла простых слов, не выполняют самые элементарные просьбы, не в состоянии ответить жестом на самые простые вопросы. Они постоянно выкрикивают какие-то непонятные звуки, если пытаются что-то говорить, то их речь невнятная, бессвязная, поведение хаотично. Речь настолько неразборчива, что не всегда понятна даже близким людям. В сравнении с нормально развивающимися сверстниками дети с РАС отстают в своем речевом развитии на несколько лет, и этот разрыв увеличивается с взрослением ребенка. Мы понимаем, что в данном случае традиционные подходы логопедической работы не всегда приведут к успеху. До поступления в школу дефектов набирается так много, и они приобретают устойчивый характер, что избавится от них очень трудно даже специалистам. Опираясь на опыт работы с неговорящими детьми, с задержкой речевого развития, мы начинаем учить детей, понимать смысл обращенной речи, учить слушать и слышать. В каждой ситуации мы подходим применяя здравый смысл, чтобы не навредить ребенку. Начинаем всегда работу над развитием слуховых функций, произвольного внимания, развития подражательных способностей. Проходит очень много времени прежде, чем ребенок скажет свои первые слова, которые будут выглядеть как отдельные слоги, фрагменты слова. Опираясь на каждый правильно произнесенный слог, мы отрабатываем постепенно простые слова, которых становится с каждым разом все больше и больше. Важно то, что все стадии развития речи у детей с РАС должны пройти в результате целенаправленного обучения, а не спонтанно.

Наблюдая за детьми, которые выкрикивают лишь отдельные звуки иногда кажется, что функция речи и языка у них отсутствует, мы пытаемся использовать их голосовые вокализации, как форму произвольного общения. В данном случае направляем это общение в более полезные формы и используем при выполнении артикуляционных упражнений. Но как правило, эти дети не в состоянии воспринимать указания логопеда, они не понимают, чего от них хотят, категорически отказываются введению в рот специальных постановочных инструментов. Для того, чтобы контролировать правильные артикуляционные уклады звуков в зеркале или по показу логопеда, детям необходимо совершать активные волевые усилия, а это выше их возможностей, в силу специфических особенностей поведения. Им трудно запомнить, они не могут усидеть на одном месте, удержать взгляд на себе в зеркале, а мимолетного взгляда на логопеда, им не достаточно, чтобы выполнить даже простейшие упражнения. Приходится применять механическую помощь, мотивировать наглядностью, использовать жестовые символы. Мы пользуемся в работе рекомендациями, описанными Л.Г.Нуриевой в своей книге «Развитие речи у аутичных детей». Мимика у большинства аутичных детей не развита, и мы сталкиваемся с тем, что методика по подражанию не всегда работает. В таком случае приходится подходить комплексно, использовать игровой характер при постановке, выполнять элементы массажа для развития мимики и мышц языка. Стараемся опираться в работе на тактильные ощущения холодной или теплой струи воздуха, чувствовать вибрацию при произнесении звонких звуков. 

 Развитие и коррекция звуков предполагает обязательную работу над дыханием. Как правило наши дети не могут по просьбе дуть, у них не получается плавный продолжительный выдох, чаще мы наблюдаем раздувание щек. Справляться с трудностями нам помогают игры с пузырями. На начальном этапе ребенок только наблюдает. На следующих занятиях мы предлагаем самостоятельно подуть, добиваемся плавности, силы выдоха, который необходим при произнесении многих звуков, отрабатываем ритмичное чередование вдоха и выдоха. Чтобы вызвать интерес к самостоятельному выдуванию предлагаем разноцветные коктельные трубочки, которые украшаем разными бумажными зверюшками, ленточками. Эмоциональный отклик вызывает работа с подкрашенной мыльной водой. Дети с удовольствием выдувают разноцветные, переливающиеся облака из пузырей. Неоценимую помощь в работе оказывает программное обеспечение компьютерными логопедическими играми.  Интерактивная развивающая программа «Лого Игры» нам помогает на индивидуальных занятиях по развитию и тренировке органов речи, дыхания и формированию навыков владения голосом. «Лого Художник» стимулирует речевую активность – заставляет ребенка голосом нарисовать на мониторе компьютера картинку. «Лого Попугай» - побуждает детей к говорению звуков, слогов, слов.

Среди наших детей встречаются аутичные дети с необычным мышлением и воображением, которое они демонстрируют во время моделирования и конструирования, при работе с мелкими деталями, будь – то конструктор или мозаика. Такие дети очень сильно погружены в себя, проявляют отрешенность от окружающего мира, они очень беспомощны, зависимы от других людей, неприспособленны к жизни. Мы как специалисты понимаем, что те умения которыми они хорошо владеют не помогут научиться жить самостоятельно, реализовать себя, они навсегда останутся зависимыми от других и смогут жить лишь в специально созданных условиях.

На каком-то этапе работы над речью у детей возникает потребность взаимодействия с окружающими людьми с помощью речи. Разница между психофизическим и речевым развитием не дает нашим детям адекватно взаимодействовать из-за специфических особенностей поведения. Постоянно необходима помощь специалиста, который будет идти от возможностей ребенка, ища все время новые подходы. Есть дети, с которыми мы должны находиться на уровне их глаз, в поле их зрения, возможно, удерживать их лицо на расстоянии нескольких сантиметров от нас, заставляя замечать нас. Проделываем все это пока не увидим мимолетное узнавание в их глазах, отклик на наш вопрос, первые звуки и слова. Мы не забываем об индивидуальных особенностях каждого ребенка, знаем, что не все дети любят телесный контакт, и в таких случаях применяем другие методы.  Для таких детей на своих занятиях мы включаем слушание музыки, игру на музыкальных инструментах, развивающие логопедические игры, которые находят положительный отклик у них. Современные дети пользуются всевозможными гаджетами, которые облегчают и усовершенствуют их жизнь: смартфоны, планшеты, музыкальные плееры, а также многое другое. Мы согласны, что некоторых детей с РАС проще научить общаться, печатая на компьютере. Но зная, что центры речи и мелкой моторики имеют общие взаимодействия в коре головного мозга, и понимая важность развития мелкой моторики, которая несет большой вклад в становление и развитие речи, уделяем ей на своих занятиях не мало времени. Мы на логопедических занятиях всегда предлагаем детям игры: «Найди букву среди мелких игрушек», «Найди такую же букву», «Назови игрушку». На логопедических занятиях  для тренировки ручной моторики часто используем элементы изобразительной деятельности. Многие наши дети очень любят рисовать, раскрашивать, обводить, лепить, делать поделки из бумаги, поддерживая этот интерес мы устраняем все те затруднения, которые мешают им овладеть письмом. На занятиях мы предлагаем не только назвать какой-либо звук, но и обозначить его буквой, вылепив ее из пластилина или глины; обвести букву по контуру; сравнить букву, написанную на гладкой поверхности с буквой вырезанной из шершавой бумаги; найти букву на ощупь.

Мы стараемся задействовать разные рецепторы, для того, чтобы получить положительный эффект в работе над речью. Очень хорошим стимулом на занятиях является прием - использование обонятельных способностей ребенка. Например, хороший эмоциональный отклик у ребенка появляется на запах маминых духов, любимой еды. В нашей практике наблюдали случай, когда девочка, почувствовав запах маминых духов, попыталась беззвучно произнести слово «мама», хотя до этого не произносила ни одного звука. Для того чтобы научить ребенка удерживать произвольное внимание, развивать ручной праксис, мы используем кинетический песок, сыпучие материалы, макаронные изделия. Просим из манной или гречневой крупы выложить контуры букв, картинок.

Однако, как бы ни были хороши эти вспомогательные упражнения, работать с карандашом и ручкой все же приходится. Более сложное задание – работа в тетради, где ребенка просим повторить рисунок по клеточкам, написать букву, слог или слово в строке, обращаем особое внимание за движением руки ребенка, следим за умением правильно держать карандаш или ручку, выдерживать размеры букв.

Занимаясь любым видом деятельности на занятии, ребенок осваивает основные правила общения. Дети с РАС воспринимают речь, как сплошной речевой поток. Они не могут спонтанно на подсознательном уровне освоить речь, как это делают дети с нормальным речевым развитием. Для них необходимо создавать специальные условия обучения. Если ребенок к нам приходит в плохом настроении, то на протяжении всего занятия можно слышать нытьё, вой, плач. В таких случаях основной упор делается на заинтересованность какой-либо деятельностью, которая в данный момент может вывести его из этого состояния. На всех дальнейших занятиях всегда поддерживаем интерес, обязательно разрабатываем систему стимулирования, которая используется до тех пор пока поведение не нормализуется. Наши дети мотивированы на всевозможные поощрения: словесные («Молодец!», «Умница!», «Так держать!»), тактильные («погладить по голове, руке»), эмоциональные («похлопать в ладоши»), вкусовые («печенье, сухофрукты»). Работу в тетради или на отдельных листах оцениваем в виде наклеек, смайликов.

Мы сталкиваемся с проблемой выбора методики, нужного подхода в логопедической работе, принимаем помощь родителей. Пройдет не мало лет прежде, чем ребенок достигнет результатов в речи. Не все родители к этому готовы. Многие из них жду волшебника, который придет и в один миг все исправит. Они хватаются за всевозможные диеты, метод нутрицептики, используют для коррекции нарушений гомеопатию. Встречаемся с родителями, беседуем, объясняем, что нельзя вылечить ребенка с расстройством аутистического спектра с помощью гомеопатических средств, витаминов и минералов, приводим данные американских ученых, которые доказали, что ежедневное употребление глютена, являющегося основой диеты, разрушает мозг ребенка.  Любой специалист понимает, что чем раньше родители заметят симптомы аутизма у ребенка и начнут комплексное воздействие, тем эффективнее будет результат. Такой опыт описан в книге Кетрин Морис «Услышать голос твой». Очень доступным языком описана история диагностики, коррекции, симптомов аутизма у маленьких детей, и как мама совместно с другими специалистами эффективно справилась с этими проблемами. При работе с детьми, у которых есть поведенческие проблемы, мы сами используем и советуем родителям применять элементы французской модели воспитания, которая описана Памелой Дракерман. Очень хорошим приемом является установление границ ребенку, обучение его понимать слово «нет», «…мать должна поддерживать тесный контакт с малышом, обнимать его и смотреть прямо в глаза. Но она также должна дать ему понять, что он не может получить все, что хочет, и немедленно. Очень важно, чтобы у ребенка не складывалось мнение, будто он всесилен, может делать что угодно и получить что угодно…» [1 с.41].

Есть дети, которые не способны произнести звуки, с ними не возможно применять метод словесной имитации, проговаривания. В таких случаях у нас на занятиях ребенок пользуется жестами или специально подготовленными карточками, визуальными подсказками, с помощью которых он может общаться, отвечать на вопросы, выражать свои просьбы. Для этой категории детей на занятиях мы используем метод обучения глобальному чтению, ребенок запоминает слово целиком и ему более понятно звучание всего слова, а не слога или звука.

 Подводя итог вышесказанному, обозначим специфические особенности логопедической помощи детям с РАС. Они выражаются в постоянном поиске индивидуальных подходов к ребенку, необходимости строить все логопедические занятия в игровой форме, в заботе о внутреннем состоянии ребенка. Логопед обязательно моделирует ситуацию, в которой ребенок будет успешен. Он должен уметь сопереживать и понимать, выдумывать и творить. Взаимодействие логопеда и детей с РАС можно представить, как работу мастера, который составляет из мелких цветных стеклянных частиц большое и красивое панно.

Список литературы.

1. П.Друкерман. Французские дети не плюются едой. Секреты воспитания французских детей. -  Москва. Синбад, 2012.

2. К.Морис. Услышать голос твой (история семейной победы над аутизмом). Перевод с английского Адама Микаэла Сакса., 1991.

3. Г.Мейроуз. Нутрицевтика как метод психокоррекции.  Программирование настроения едой. -  Изд.: Профит - Стайл, 2009.

4.   Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей. - Москва, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

От движения к мышлению: Основные направления коррекционно-развивающей помощи детям с расстройствами аутистического спектра (РАС, РДА)

методические разработки по теме: " Основные направления коррекционно-развивающей помощи детям с расстройствами аутистического спектра (РАС, РДА)"....

"Психолого-педагогическая помощь детям с расстройствами аутистического спектра"

В материале описываются основные признаки расстройств аутистического спектра у детей, диагностические методики для выявления РАС, особенности организации коррекционной работы с аутичными детьми....

Изучение особенностей игровой деятельности детей с расстройством аутистического спектра

Специалистами разных стран накоплен определенный опыт, позволяющий сделать вывод о том, что формирование речевых и коммуникативных навыков при детском аутизме является проблемой педагогического характ...

Комплексная модульная коррекционно-развивающая программа помощи детям с расстройствами аутистического спектра, нарушениями коммуникации и поведения, тяжелыми и множественными нарушениями раннего и дошкольного возраста

В последние несколько лет детский аутизм довольно стремительно перешел из статуса редкого расстройства, в одно из наиболее часто встречающихся. На данный момент принято говорить, что 1 ребенок из 100 ...

Семинар для педагогов «Особенности развития коммуникации детей с расстройствами аутистического спектра»

Современные отечественные и зарубежные исследователи отмечают, что одним из главных недостатков, препятствующих успешной адаптации детей с детским аутизмом, является нарушение коммуникативных навыков....

Практические методы коррекционной помощи детям с расстройствами аутистического спектра дошкольного возраста

Ниже приведенная коррекционная программа, рассчитана на детей с ранним детским аутизмом (РДА) в возрасте от 2 до 7 лет, разработанная  муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждени...