Практические методы коррекционной помощи детям с расстройствами аутистического спектра дошкольного возраста
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Ниже приведенная коррекционная программа, рассчитана на детей с ранним детским аутизмом (РДА) в возрасте от 2 до 7 лет, разработанная муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением детским садом комбинированного вида «Изумрудный город» и, утвержденная заведующей Абросимовой О.В. в 2013 году.
Данная программа обеспечивает осуществление образовательного процесса в двух основных организационных моделях: - совместная деятельность педагога и ребенка (индивидуальная, подгрупповая); - максимально возможная самостоятельная деятельность ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_progr.docx | 34.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность:
«Процесс воспитания и обучения детей с аутизмом – это очень трудная для семьи задача. Семьи сталкиваются с непониманием болезни в обществе, невежеством людей и несовершенством правовых, экономических, производственных структур, коммуникативных, психологических аспектов окружающей действительности. Поэтому люди с аутизмом нуждаются в четко спланированных педагогических и психологических мерах, направленных на формирование практических умений жизни в обществе»
Цель:
- Оказание комплексной коррекционно-психолого-педагогической помощи и поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителям (законным представителям);
- осуществление коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
- Коррекционно-развивающая работа включает:
- реализацию комплексного социально-психолого-педагогического сопровождения в условиях воспитательно-образовательного процесса детей с аутизмом;
- выбор оптимальных для развития ребенка с аутизма коррекционных программ, методик, методов и приемов обучения и воспитания в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
- организацию и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-
- развивающих, коррекционно-логопедических занятий, необходимых для
- преодоления нарушений в речевом и психическом развитии;
- коррекцию и развитие высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной и речевой сфер;
- формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний;
- развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников,
- коммуникативной компетенции.
2. Информационно-просветительская работа предусматривает:
- информационную поддержку образовательной деятельности детей с особыми образовательными потребностями, их родителей (законных представителей), педагогических работников;
- различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы,
- информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса –родителям (законным представителям), педагогическим работникам;
- проведение тематических выступлений, обучающих семинаров для педагогов и родителей (законных представителей).
Пояснительная записка
У детей с аутизмом, страдают практически все стороны его жизни: мелкая моторика, речевое недоразвитие, эмоциональная холодность, страхи, нецеленаправленное поведение, сложности в обучении самостоятельно одеваться, кушать, особенности интеллектуального развития, игр и т.д.
Нельзя уделять внимание чему-то одному, нельзя не брать во внимание особенности протекания той или иной формы аутизма, нельзя забывать о подкреплениях со стороны родителей. К помощи семьям, имеющим детей с аутизмом необходимо подходить комплексно и добросовестно.
Ниже приведенная коррекционная программа, рассчитана на детей с ранним детским аутизмом (РДА) в возрасте от 2 до 7 лет, разработанная муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением детским садом комбинированного вида «Изумрудный город» и, утвержденная заведующей Абросимовой О.В. в 2013 году.
Данная программа обеспечивает осуществление образовательного процесса в двух основных организационных моделях: - совместная деятельность педагога и ребенка (индивидуальная, подгрупповая); - максимально возможная самостоятельная деятельность ребенка.
Содержание коррекционной работы направлено на:
1. Обеспечение коррекции недостатков в психическом развитии детей с расстройствами аутистического спектра (РДА);
2. Коррекция и развитие речевых функций детей с нарушением речи.
- Обеспечение коррекции недостатков в психическом развитии детей с расстройствами аутистического спектра (РДА);
- преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребенком;
- развитие познавательных навыков;
- смягчение, характерного для аутичных детей, сенсорного и эмоционального дискомфорта;
- повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми;
- преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения.
Первый этап – установление контакта с аутичным ребенком. Рекомендуется щадящая сенсорная атмосфера занятий, с помощью спокойной негромкой музыки. Психолог должен общаться с ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами.
Перед психологом стоит конкретная задача преодоления страха у аутичного ребенка, и это достигается путем поощрения даже минимальной активности.
Второй этап – усиление психологической активности детей. Побуждение к деятельности, многократное повторение игр, формирование игровых штампов, с постоянным использованием зрительно - моторного комплекса, лишь постепенно вводя от более простых более сложные формы игр и самой моторной деятельности, а также конкретно, последовательно, многократно излагать порядок всех игровых действий.
На третьем этапе психокоррекции – организация целенаправленного поведения аутичного ребенка. А также развитие основных психологических процессов: решается задача усложнения деятельности, с постепенным переходом от индивидуальных к направленным групповым занятиям, еще позднее к сложным играм, упражнениям в группах по 3- детей.
Благодаря этим занятиям происходит настройка ребенка к активному контакту с окружающим миром. Таким образом, ребенок будет чувствовать безопасность и эмоциональный комфорт, а значит, будет происходить коррекция поведения.
Структура подгруппового занятия включает в себя:
1.Встреча детей. Педагог приветствует ребенка или всех детей
2.Дети приветствуют друг друга, вывешивают свою фотографию на доске «Кто пришел».
2.Составление расписания дня. Используют или предметные картинки, или иллюстрации, в зависимости от возможностей детей. Рядом находится коробка законченных дел.
3.Утренний «Круг». Круг включает в себя: приветствие друг друга при помощи предмета (мяч, шар), в дальнейшем с включением рукопожатия, игры поформированию пространственных представлений, в том числе, знание частей тела, по привлечению внимания к происходящему и друг к другу, фольклорные игры, так формируется умение действовать сообща, видеть и тактильно чувствовать детей в группе, общий танец. Ребенок насыщается положительными эмоциями, развивается зрительный, слуховой и тактил. каналы, затем сообщаем сегодняшний день недели. С этого занятия, как правило, начинается весь день. Эта форма очень эффективна в работе с детьми с расстройством аутистического спектра.
1 занятие: Игра «Ладушки», Игра «Хоровод».
2 занятие: игра «Поводырь» (водит (ребенка) с повязкой на глазах, обходя всевозможные препятствия). Игра «Птички» (все превращаются в маленьких птичек и приглашает полетать вместе, взмахивая руками, как крыльями. После «птички» собираются в круг и вместе «клюют зернышки», стуча пальцами по полу). Игра «Догонялки» (Догнав ребенка, психолог обнимает его, пытается заглянуть в глаза и предлагает ему догнать других детей).
3 занятие: игра «Погладь кошку» (Психолог вместе с детьми подбирают ласковые и нежные слова для игрушки, при этом дети ее гладят, могут взять на руки, прижаться к ней). Игра «Поиграй с куклой» (проведение сюжетно–ролевой игры на различные темы, например: «Идем за покупками», «В гостях». Кукла в этом случае является помощником в развитии социальных ролей ребенка).
4 занятие: Развитие восприятия «зашумленных» объектов. Формирование активности ребенка с помощью игровых моментов на развитие восприятия. Далее идет складывание узора по образцу (количество элементов в мозаике постепенно увеличивается). Упражнение на развитие пространственной координации (понятия слева, справа, перед, за и т.д.) проходит в виде игры.
Мы сейчас пойдем направо! Раз, два, три!
А теперь пойдем налево! Раз, два, три!
Быстро за руки возьмемся! Раз, два, три!
Так же быстро разомкнемся! Раз, два, три!
Мы тихонечко присядем! Раз, два, три!
И легонечко привстанем! Раз, два, три!
Руки спрячем мы за спину! Раз, два, три!
Повертим над головой!! Раз, два, три!
И потопаем ногой! Раз, два, три!
Психотехнические игры.
5 занятие: игра «Найди место для игрушки» (психолог предлагает поочередно положить кегли или мячи в нужную по цвету коробку и в соответствующее вырезанное в коробке отверстие. Можно организовать соревнование). Игра «Собери фигурки» (Ребенок по команде собирает и разбирает доски).
6 занятие: Таблица Равенна (ребенку предлагается залатать коврик. По мере выполнения задания все больше усложняются). Графический диктант. Продолжи ряд.
7 занятие: Корректурные пробы. «Девочки».
8 занятие: Запомни слова. Игра «Снежный ком» (постепенное формирование последовательности слов, каждый следующий участник
воспроизводит предыдущие слова с сохранением заданной последовательности, добавив к ним свое слово). Игра «Найди отличия».
9 занятие: Позови мячом (ребята стоят в кругу, психолог кидает любому мяч, называя того ребенка по имени. Ребенок, поймавший мяч, должен кинуть следующему, также назвав его по имени, и так далее). Игра «Закончи фразу».
10 занятие: игра « Моя семья» (Ситуации разыгрываются в группе детей, которые играют роли и родителей, и свои).
11 занятие: игра «Пришел Мурзик поиграть» (Кот Мурзик, надетый на руку. Мурзик здоровается с каждым ребенком. Затем Мурзик показывает детям прозрачный полиэтиленовый мешок с предметами, которые он принес, и предлагает каждому взять любое количество фигурок и расставить их на столе. Из предложенных кубиков Мурзик строит с детьми домик для куклы или гараж для машины. Психолог стимулирует детей на общение с Мурзиком.
12 занятие: игра «Обезьянка-озорница» (Дети стоят в кругу, психолог показывает обезьянку и рассказывает, как она любит подражать. Психолог поднимает руку, потом делает это же движение с обезьянкой, потом предлагает детям выполнить это же движение самим или на обезьянке. Затем движения усложняются: взмах рукой, хлопанье в ладоши, постукивание и так далее.
13 занятие: игра «Строим домик для друзей» (Психолог делит детей на группы по 2-3 человека и говорит, что у него есть два друга: игрушечный кот Мурзик и собака Шарик. Они очень добрые и веселые, но у них одна беда – нет дома. Давайте поможем им построить дом, одни будут строить домик для Мурзика, другие для Шарика. После этого ребятам предлагаются кубики и задание, кто быстрее из них построит дом). Игра: «Самый ловкий» (по очереди бросать мяч в корзину, считая у кого больше всех попаданий. Далее дети становятся в круг и кидают друг другу мяч, по окончании игры называется самый ловкий. Можно предложить другие варианты подвижных игр, главное, чтобы дети в этих играх понимали, что в их силах добиться положительных результатов).
Этапы психологической коррекции, осуществляемые учителем-дефектологом.
1) психолого-педагогическое развитие: ознакомление с окружающим миром (провидится 2 раза в неделю, в год 64 образовательные ситуации), ознакомление с художественной литературой (проводится один раз в неделю, в год 32 образовательные ситуации), развитие речевого восприятия и подготовка к обучению грамоте (проводится один раз в неделю, в год 32 образовательные 12 ситуации), развитие элементарных математических представлений (проводится два раза в неделю, в год 64 образовательные ситуации).
2) развитие двигательной активности: общая и мелкая моторика (проводится каждый день, компоненты включаются в психолого-педагогическую работу).
3) сенсорное развитие.
Этапы психологической коррекции, осуществляемые учителем-логопедом.
Развитие слухового внимания, фонематического, речевого слуха. Осуществляется постановка звуков, их автоматизация, вводятся дыхательные, голосовые упражнения. Важной задачей становится: расширение словарного запаса, развитие способности к составлению предложений по картинкам, их сериям, как и работа над связным текстом, состоящим из бесед, пересказа, «проигрывания», драматизации разных тем, воспроизведение стихотворной речи и ряд других задач.
Форма организации обучения: индивидуальная и подгрупповая (микрогруппы по 2 -3 чел.). Для подгрупповых (в микрогруппах) занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, по 2 - 3 человека, периодичность занятий 2 раза в неделю, 25-30 минут для детей от 6 до 7 лет, 15-25 минут для детей от 5 до 6 лет.
Коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими нарушение познавательного и эмоционального развития.
1. Программа по развитию познавательных процессов у детей 2-3 состоит из 16 занятий и рассчитана на полгода. Занятия направлены на воспитание сотрудничества, доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым, совершенствованию коммуникативных навыков и развитию познавательных процессов. В содержание каждого занятия входят:
- развивающие игры;
- этюды;
- рассматривание рисунков и фотографий;
- чтение художественных произведений;
- отгадывание загадок;
- рисование.
2. Программа работы по эмоциональному развитию и коррекции социальных отношений состоит из 24 занятий и рассчитана на 1 год (для детей 3-4лет). Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью каждого по 10-15 минут с подгруппой детей до 7 человек. Занятия проводятся в кабинете психолога или в помещении группы детского сада, в котором участники могут свободно располагаться и передвигаться. В содержание каждого занятия входят:
- развивающие игры;
- этюды;
- рассматривание рисунков и фотографий;
- чтение художественных произведений;
- рассказ психолога и рассказы детей;
- слушание музыкальных произведений;
- рисование.
Во время занятий дети сидят на стульчиках в кругу или на ковре. Система работы по эмоциональному развитию и коррекции социальных отношений разделена на 4 раздела: «Я сам», «Я и другие дети», «Я и взрослые», «Я и культура общения».
3.Программа по развитию познавательных процессов у детей 4-5 и 5-6 лет представляет собой цикл из 30 занятий и рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность каждого по 20-25 мин., которые могут проводиться как индивидуально, так и с подгруппой детей. Для соблюдения принципа единства обучения и воспитания в детском саду, опираясь на взаимосвязь специалистов ДОУ, цикл занятий построен с учетом лексических тем, изучаемых по программе ДОУ. Основной целью программы является повышение уровня развития познавательных и творческих способностей у детей среднего и старшего дошкольного возраста. Материалом служат игры и упражнения, направленные на развитие познавательных функций, воспитание личностных качеств.
4.Программа работы по коммуникативному развитию и развитию социальных эмоций для детей 6-7 лет состоит из 22 занятий и рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность каждого 25-30 мин. Занятия строятся в доступной и интересной для детей форме. Для этого в основном используются:
- Развивающие игры (игры- драматизации, сюжетно-ролевые, игры на развитие навыков общения);
- Упражнения (подражательно-исполнительского и творческого
- характера, на мышечную релаксацию);
- Этюды;
- Сочинение историй;
- Моделирование и анализ ситуаций;
- Рисование;
- Рассматривание рисунков и фотографий.
5.Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра начинается с диагностики проявлений психического дизонтогенеза ребенка в условиях его общей и игровой деятельности. Программа сопровождения состоит из 25 занятий и рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность каждого 25-30 мин. Основной задачей является вовлечение аутистов в разные виды индивидуальной и совместной деятельности, формирование произвольной, волевой регуляции поведения. Адекватными являются игры с жесткой последовательностью событий и действий, их многократное проигрывание. Освоение системы игровых штампов аутистами, способствует формированию у них памяти, внимания, восприятия. Используются следующие игры и упражнения:
- Формирование эмоционального контакта психологом. Игры «Ручки», «Хоровод»
- Развитие активности: игры «Поводырь», «Птички», «Догонялки».
- Развитие контактности: игры «Погладь кошку», «Поиграй с куклой»
- Развитие зрительного и осязательного восприятия. Психотехнические игры: найди место для игрушки, собери фигурки (доски Сегена)
- Развитие аналитико-синтетической сферы. Таблицы Равена. Графический диктант. Продолжи ряд.
Помощь семье в рамках работы группы для детей с расстройством аутистического спектра
- Совместно с родителями построение дальнейшего образовательного маршрута, т.е. выбор школы адекватной возможностям ребёнка (познавательному и речевому развитию детей с аутизмом, их социальной компетенции).
- Консультирование по вопросам получения педагогической помощи на дому.
- Подготовка родителей и детей с аутизмом к прохождению ПМПК, рассказ о правах родителей и детей с ОВЗ (информационно-юридическое сопровождение).
- Предварительное знакомство с школьной ситуацией. Организация посещения предполагаемой школы родителями «День открытых дверей». Совместно с детьми посещение некоторых уроков, мастерские, присутствие у первоклассников на празднике, т.е. частичная инклюзия.
Программа рассчитана на ребенка и может проводиться, как психологом, так и другими специалистами. Кроме этого, многие упражнения (рисование, игры и пр.) могут проводить родители уже дома, т.о., помимо коррекционно-развивающей работы с ребенком с аутизмом, будет проводиться самостоятельная коррекция семейных взаимоотношений.
Примеры консультаций
Первая консультация направлена на знакомство с семьей, на проведение организационных мероприятий: обсуждение времени, места, частоты и пр., и главное, проработка запроса.
«Как правило, семейное консультирование начинается с запроса родителей. Обычно это жалобы на поведение ребенка: «Он агрессивен, неуправляем», «Он подавлен, безразличен». Поэтому в большинстве случаев перед специалистами стоит задача переформулировать запрос, т.е. показать членам семьи их роль в возникновении проблем ребенка» [16, 115с.].
После установления доверительного контакта с родителями и родственниками ребенка, после проведения психодиагностики должна быть назначена консультация, на которой, как раз, и будут обсуждаться результаты диагностики, проведенной, как для исследования психических функций и особенностей ребенка с аутизмом, так и семьи в целом.
- Например, цель первой консультации - исследование работы высших психических процессов: память, внимание, мышление; исследования особенностей восприятия. Форма – индивидуальная. А время будет зависеть от выбора методов и методик, от утомляемости ребенка. Поэтому, добиваться поставленной цели можно на протяжении нескольких консультативных мероприятий.
- Цель второй консультации – исследование стиля воспитания и особенностей внутрисемейных отношений, включенность родителей в деятельность ребенка, реакцию на удачи и неудачи и пр. Есть много методических материалов, игрушек, которыми можно было бы занять ребенка, а родителей просто попросить посмотреть, как ребенок выполняет те или иные задания. Форма – парная или групповая, в зависимости от количества родственников, в зависимости от возраста и деятельности, которую мы избрали для ребенка (учебная или игровая) устанавливается время.
- Цель третей консультации – подведение итогов по полученным результатам. Это и заключение по работоспособности, успеваемости, общему развитию ребенка, а так же обсуждение особенностей воспитания ребенка, информирование родителей, а так же предоставление рекомендаций. Форма – парная.
- Цель четвертой консультации – снятие эмоционального напряжения и тревоги у родственников (родителей, бабушек/дедушек, братьев/сестер). Работа может проводиться, как в индивидуальной, так и в групповой форме. Можно будет проинформировать о возможном назначении психотерапии для улучшения микроклимата в семье. По времени, необходимо будет разделить на разные дни – групповые и индивидуальные терапии.
- Цель пятой консультации – возможные встречи с педагогами, при желании родителей. В свободное время проконсультировать учителей ребенка с аутизмом об особенностях его развития, поведения и т.д., предоставление рекомендаций и пожеланий.
Список использованной литературы
- Агеева Т.Л. Организация помощи детям с нарушениями развития // Аутизм и нарушения развития. – М.: Московский городской психолого-педагогический университет, 2012, №46.
- Беличева С.А. Психосоциальная и коррекционно-реабилитационная работа с РДА // Вестник. - М.: Социальное здоровье России, 2007.
- Бизюк А.П. Патопсихология. Краткий курс в контексте общей и клинической психологии (под редакцией Л.М. Шипициной). – СПб.: Речь, 2010.
- Демнова Е.Е. Дети дождя // Аутизм и нарушения развития. – М.: Московский городской психолого-педагогический университет, 2011, №32.
- Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. – М.: Проспект, 2006.
- Исаев Д.Н. Психиатрия детского возраста. Психопатология развития. – СПб: СпецЛит, 2013.
- Козорез А.И. Возможности медиа – как средства развития и социализации детей с аутизмом // Аутизм и нарушения развития. – М.: Московский городской психолого-педагогический университет, 2008, №7.
- Кондратьев Ю., Зенченко И.В., Тарасова В. Коррекционная педагогика // Дошкольная педагогика. – СПб.: Детство-Пресс, 2013, №6.
- Корочарова Н.И. Монтессори-клуб. – Екатеринбург: Народная книга, 2013, №4.
- Мамайчук И.И. Помощь психолога детям с аутизмом. – СПб.: Речь, 2007.
- Мастюкова Е.М., Московкина А.Т. Они ждут нашей помощи. – М.: Педагогика, 1991.
- Потачинская Ю.Н. Обучение аутичного ребенка с тяжелыми нарушениями развития // Аутизм и нарушения развития. – М.: Московский городской психолого-педагогический университет, 2011, №39.
- Пронина Н.Н. Психологическая поддержка семьи, воспитывающей ребенка с проблемным развитием // Аутизм и нарушения развития. – М.: Московский городской психолого-педагогический университет, 2009, №16.
- Сиробкина О.В. Проблемы социальной адаптации детей с синдромом детского аутизма // Аутизм и нарушения развития. – М.: Московский городской психолого-педагогический университет, 2008, №22.
- Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. – СПб.: Речь, 2003.
- Янушко Е. Игры с аутичным ребенком. – М.: - Теревинф, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности логопедической помощи детям с расстройством аутистического спектра
Логопед обязательно моделирует ситуацию, в которой ребенок будет успешен. body...
От движения к мышлению: Основные направления коррекционно-развивающей помощи детям с расстройствами аутистического спектра (РАС, РДА)
методические разработки по теме: " Основные направления коррекционно-развивающей помощи детям с расстройствами аутистического спектра (РАС, РДА)"....
Практические рекомендации: "Формирование навыков социально-бытовой ориентировки у детей с расстройствами аутистического спектра".
Помощь родителям по обучению детей ориентровки в окружающем мире....
"Психолого-педагогическая помощь детям с расстройствами аутистического спектра"
В материале описываются основные признаки расстройств аутистического спектра у детей, диагностические методики для выявления РАС, особенности организации коррекционной работы с аутичными детьми....
Комплексная модульная коррекционно-развивающая программа помощи детям с расстройствами аутистического спектра, нарушениями коммуникации и поведения, тяжелыми и множественными нарушениями раннего и дошкольного возраста
В последние несколько лет детский аутизм довольно стремительно перешел из статуса редкого расстройства, в одно из наиболее часто встречающихся. На данный момент принято говорить, что 1 ребенок из 100 ...
Развитие коммуникативных умений у детей с расстройствами аутистического спектра с использованием системы альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS
В материале представлен опыт работы по теме "Развития коммуникативных умений у детей с расстройствами аутистического спектра с использованием системы альтернативной коммуникации с помощью карточе...
Методическая разработка.СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ как метод коррекции первичного нарушения при расстройствах аутистического спектра у детей среднего возраста.
На сегодняшний день доказано, что многие проблемы в поведении связаны с тем, что люди с РАС воспринимают и перерабатывают сенсорную информацию качественно иначе, чем нейротипичные. У большинства детей...