"Психолого-педагогическая помощь детям с расстройствами аутистического спектра"
презентация по коррекционной педагогике на тему
В материале описываются основные признаки расстройств аутистического спектра у детей, диагностические методики для выявления РАС, особенности организации коррекционной работы с аутичными детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация "Психолого-педагогическая помощь детям с расстройствами аутистического спектра" | 133.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основными признаками РДА при всех его клинических вариантах являются: недостаточное или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими; отгороженность от внешнего мира; слабость эмоционального реагирования неспособность дифференцировать людей и неодушевленные предметы недостаточная реакция на зрительные, слуховые раздражители приверженность к сохранению неизменности окружающего; неофобии (боязнь всего нового) однообразное поведение со склонностью к стереотипам, примитивным движениям; разнообразные речевые нарушения при РДА (эхолалии, речевые штампы, отсутствие речи) у детей с РДА наблюдаются различные интеллектуальные нарушения.
Особенности аутичных детей Трудности формирования навыков самообслуживания Дети называют себя по имени, "ты" или "он", почти не отвечают на вопросы, часто их речь не имеет конкретного адресата. В дошкольном возрасте у детей появляются "необычные" интересы, Неадекватные страхи, вызванные спецификой восприятия В младшем школьном возрасте у детей появляется или усиливается стремление к творческой деятельности, фантазированию
Этиология раннего детского аутизма 1. Наследственность. 2. Повреждения и нарушения функций головного мозга. 3. Биохимические отклонения. 4. Нарушения когнитивных процессов и речевого развития. 5. Нарушения эмоционального развития. 6. Взаимодействие этих факторов. 7.Наследственные факторы
Диагностика РДА • Опрос для диагностики аутизма, адаптированный вариант (AutismDiagnosticInterview — ADI-R) [Lordetal., 1994]. • Шкала наблюдения для диагностики аутизма (Autism Diagnostic Observation Schedule — ADOS) [Lordetal., 1989]. • Шкала наблюдения для диагностики аутизма — общий вариант (Autism Diagnostic Observation Schedule-Generic; ADOS-G) [Lordetal., 1997]. • Шкала рейтинга детского аутизма (Childhood Autism Rating Scale - CARS) [Schopler et al., 1980]. • Поведенческий опросник для диагностики аутизма (Autism Behavior Checklist - ABC) [Krug et al., 1980] Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностическая карта. Исследование ребенка первых двух лет жизни при предположении у него раннего детского аутизма
4 группы раннего детского аутизма I группа. Детей этой группы отличает отрешенность от внешней среды, отсутствие потребности в контактах, им свойственна агрессивность, доходящая до патологии. II группа. Детям этой группы свойственно отвержение внешней среды. Им характерны многочисленные страхи, стереотипные движения, импульсивность, манерность, симбиотическая связь с матерью. Их речь, как правило, односложна III группа. Для детей этой группы характерны отвлеченные интересы и фантазии. Их речь более развернута, уровень когнитивного развития более высок. IV группа. Сверхтормозимость - отличительная черта детей этой группы. Как правило, они очень робкие, пугливые, особенно в контактах, часто неуверенны в себе. Они активно стремятся усвоить некий набор поведенческих штампов, который Облегчает их адаптацию в коллективе Им свойственна эмоциональная зависимость от матери. Эти дети часто бывают парциально одаренными.
Особенности организации коррекционной работы с аутичными детьми специально оборудованный зал с мягким освещением, ковер на полу; отсутствие острых, тяжелых предметов, неустойчивой мебели; малое количество игрушек, отвлекающих предметов; четкое соблюдение традиций.
Основные направления психокоррекционной работы ориентация аутичного ребенка во внешний мир; обучение его простым навыкам контакта обучение ребенка более сложным формам поведения; развитие самосознания и личности аутичного ребенка.
Основные задачи психологической коррекции 1. Преодоление негативизма при общении и установление контакта с аутичным ребенком. 2. Смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта. 3. Повышение психической активности ребенка в процессе общения со взрослыми и детьми. 4. Преодоление трудностей организации целенаправленного поведения. 5. Преодоление отрицательных форм поведения (агрессия, негативизм и пр.) 6. Организация целенаправленного взаимодействия психолога с ребенком в процессе доступной ему игры или другой формы деятельности.
Основные этапы психологической коррекции Первый этап — установление контакта с аутичным ребенком. Второй этап психокоррекции детей с РДА — усиление психической активности детей. На третьем этапе психокоррекции важной задачей является организация целенаправленного поведения аутичного ребенка. Преодоление негативных аффективных переживаний и патологических форм поведения.
Психотехнические приемы, направленные на установление эмоционального контакта с психологом Игра «Ручки» Игра «Отойди и подойди» Игра «Хоровод»(в группе детей) Игра «Качание в одеяле» Игра «Догонялки» Игра «Птички» и др. Различные сенсорные игры с водой, красками, тестом, песком, мыльными пузырями, звуками, светом, тенью и т.п.
Психотехнические приемы, направленные на усиление психической активности Манипулятивные игры с предметами Формирование представлений о собственном теле Игра «Возьми, положи, брось» Игра «Найди место для игрушки» Игра «Собери фигурки» и т.п.
Переход от манипулятивной игры к сюжетно-манипулятивной Переход к более сложным играм и упражнениям, направленным на формирование познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти) и произвольного поведения.
Методические требования к проведению занятий с аутичными детьми Любые задания должны предлагаться ребенку-аутисту в наглядной форме; объяснения должны быть простыми, повторяющимися по несколько раз, с одной и той же последовательностью, одними и теми же выражениями; речевые инструкции должны предъявляться голосом разной громкости, с обращением особого внимания на тональность; не рекомендуется говорить с ребенком громким голосом. В процессе общения с ребенком целесообразно переходить на шепотную речь; после выполнения задания психолог должен обязательно обратить внимание ребенка на его успехи. Даже минимальная активность ребенка-аутиста требует обязательного поощрения.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности логопедической помощи детям с расстройством аутистического спектра
Логопед обязательно моделирует ситуацию, в которой ребенок будет успешен. body...
От движения к мышлению: Основные направления коррекционно-развивающей помощи детям с расстройствами аутистического спектра (РАС, РДА)
методические разработки по теме: " Основные направления коррекционно-развивающей помощи детям с расстройствами аутистического спектра (РАС, РДА)"....
Комплексная модульная коррекционно-развивающая программа помощи детям с расстройствами аутистического спектра, нарушениями коммуникации и поведения, тяжелыми и множественными нарушениями раннего и дошкольного возраста
В последние несколько лет детский аутизм довольно стремительно перешел из статуса редкого расстройства, в одно из наиболее часто встречающихся. На данный момент принято говорить, что 1 ребенок из 100 ...
Практические методы коррекционной помощи детям с расстройствами аутистического спектра дошкольного возраста
Ниже приведенная коррекционная программа, рассчитана на детей с ранним детским аутизмом (РДА) в возрасте от 2 до 7 лет, разработанная муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждени...
Консультация для родителей "Психолого-педагогическое сопровождение образования детей с расстройством аутистического спектра"
В консультации для родителей дается описание технологий и приемов работы с детьми с расстройством аутистического спектра....
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ СЕМЬЯМ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА.
В последнее время все чаще наблюдается увеличение численности детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), среди которых наиболее часто встречается аутизм, осложненный интеллектуальным недораз...
Психолого-педагогическая помощь семьям, воспитывающим детей с расстройствами аутистического спектра (РАС).
В последнее время все более резко наблюдается рост увеличения численности детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), среди которых наиболее часто встречается аутизм, который осложнен и...