"Психолого-педагогическая помощь детям с расстройствами аутистического спектра"
презентация по коррекционной педагогике на тему

В материале описываются основные признаки расстройств аутистического спектра у детей, диагностические методики для выявления РАС, особенности организации коррекционной работы с аутичными детьми.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психолого-педагогическая помощь детям с расстройствами аутистического спектра Педагог-психолог ГОБУ «Староруский ЦППМС» Кострикина С.В.

Слайд 2

Основными признаками РДА при всех его клинических вариантах являются: недостаточное или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими; отгороженность от внешнего мира; слабость эмоционального реагирования неспособность дифференцировать людей и неодушевленные предметы недостаточная реакция на зрительные, слуховые раздражители приверженность к сохранению неизменности окружающего; неофобии (боязнь всего нового) однообразное поведение со склонностью к стереотипам, примитивным движениям; разнообразные речевые нарушения при РДА (эхолалии, речевые штампы, отсутствие речи) у детей с РДА наблюдаются различные интеллектуальные нарушения.

Слайд 3

Особенности аутичных детей Трудности формирования навыков самообслуживания Дети называют себя по имени, "ты" или "он", почти не отвечают на вопросы, часто их речь не имеет конкретного адресата. В дошкольном возрасте у детей появляются "необычные" интересы, Неадекватные страхи, вызванные спецификой восприятия В младшем школьном возрасте у детей появляется или усиливается стремление к творческой деятельности, фантазированию

Слайд 4

Этиология раннего детского аутизма 1. Наследственность. 2. Повреждения и нарушения функций головного мозга. 3. Биохимические отклонения. 4. Нарушения когнитивных процессов и речевого развития. 5. Нарушения эмоционального развития. 6. Взаимодействие этих факторов. 7.Наследственные факторы

Слайд 5

Диагностика РДА • Опрос для диагностики аутизма, адаптированный вариант (AutismDiagnosticInterview — ADI-R) [Lordetal., 1994]. • Шкала наблюдения для диагностики аутизма (Autism Diagnostic Observation Schedule — ADOS) [Lordetal., 1989]. • Шкала наблюдения для диагностики аутизма — общий вариант (Autism Diagnostic Observation Schedule-Generic; ADOS-G) [Lordetal., 1997]. • Шкала рейтинга детского аутизма (Childhood Autism Rating Scale - CARS) [Schopler et al., 1980]. • Поведенческий опросник для диагностики аутизма (Autism Behavior Checklist - ABC) [Krug et al., 1980] Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностическая карта. Исследование ребенка первых двух лет жизни при предположении у него раннего детского аутизма

Слайд 6

4 группы раннего детского аутизма I группа. Детей этой группы отличает отрешенность от внешней среды, отсутствие потребности в контактах, им свойственна агрессивность, доходящая до патологии. II группа. Детям этой группы свойственно отвержение внешней среды. Им характерны многочисленные страхи, стереотипные движения, импульсивность, манерность, симбиотическая связь с матерью. Их речь, как правило, односложна III группа. Для детей этой группы характерны отвлеченные интересы и фантазии. Их речь более развернута, уровень когнитивного развития более высок. IV группа. Сверхтормозимость - отличительная черта детей этой группы. Как правило, они очень робкие, пугливые, особенно в контактах, часто неуверенны в себе. Они активно стремятся усвоить некий набор поведенческих штампов, который Облегчает их адаптацию в коллективе Им свойственна эмоциональная зависимость от матери. Эти дети часто бывают парциально одаренными.

Слайд 7

Особенности организации коррекционной работы с аутичными детьми специально оборудованный зал с мягким освещением, ковер на полу; отсутствие острых, тяжелых предметов, неустойчивой мебели; малое количество игрушек, отвлекающих предметов; четкое соблюдение традиций.

Слайд 8

Основные направления психокоррекционной работы ориентация аутичного ребенка во внешний мир; обучение его простым навыкам контакта обучение ребенка более сложным формам поведения; развитие самосознания и личности аутичного ребенка.

Слайд 9

Основные задачи психологической коррекции 1. Преодоление негативизма при общении и установление контакта с аутичным ребенком. 2. Смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта. 3. Повышение психической активности ребенка в процессе общения со взрослыми и детьми. 4. Преодоление трудностей организации целенаправленного поведения. 5. Преодоление отрицательных форм поведения (агрессия, негативизм и пр.) 6. Организация целенаправленного взаимодействия психолога с ребенком в процессе доступной ему игры или другой формы деятельности.

Слайд 10

Основные этапы психологической коррекции Первый этап — установление контакта с аутичным ребенком. Второй этап психокоррекции детей с РДА — усиление психической активности детей. На третьем этапе психокоррекции важной задачей является организация целенаправленного поведения аутичного ребенка. Преодоление негативных аффективных переживаний и патологических форм поведения.

Слайд 11

Психотехнические приемы, направленные на установление эмоционального контакта с психологом Игра «Ручки» Игра «Отойди и подойди» Игра «Хоровод»(в группе детей) Игра «Качание в одеяле» Игра «Догонялки» Игра «Птички» и др. Различные сенсорные игры с водой, красками, тестом, песком, мыльными пузырями, звуками, светом, тенью и т.п.

Слайд 12

Психотехнические приемы, направленные на усиление психической активности Манипулятивные игры с предметами Формирование представлений о собственном теле Игра «Возьми, положи, брось» Игра «Найди место для игрушки» Игра «Собери фигурки» и т.п.

Слайд 13

Переход от манипулятивной игры к сюжетно-манипулятивной Переход к более сложным играм и упражнениям, направленным на формирование познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти) и произвольного поведения.

Слайд 14

Методические требования к проведению занятий с аутичными детьми Любые задания должны предлагаться ребенку-аутисту в наглядной форме; объяснения должны быть простыми, повторяющимися по несколько раз, с одной и той же последовательностью, одними и теми же выражениями; речевые инструкции должны предъявляться голосом разной громкости, с обращением особого внимания на тональность; не рекомендуется говорить с ребенком громким голосом. В процессе общения с ребенком целесообразно переходить на шепотную речь; после выполнения задания психолог должен обязательно обратить внимание ребенка на его успехи. Даже минимальная активность ребенка-аутиста требует обязательного поощрения.

Слайд 15

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности логопедической помощи детям с расстройством аутистического спектра

Логопед обязательно моделирует ситуацию, в которой ребенок будет успешен.   body...

От движения к мышлению: Основные направления коррекционно-развивающей помощи детям с расстройствами аутистического спектра (РАС, РДА)

методические разработки по теме: " Основные направления коррекционно-развивающей помощи детям с расстройствами аутистического спектра (РАС, РДА)"....

Комплексная модульная коррекционно-развивающая программа помощи детям с расстройствами аутистического спектра, нарушениями коммуникации и поведения, тяжелыми и множественными нарушениями раннего и дошкольного возраста

В последние несколько лет детский аутизм довольно стремительно перешел из статуса редкого расстройства, в одно из наиболее часто встречающихся. На данный момент принято говорить, что 1 ребенок из 100 ...

Практические методы коррекционной помощи детям с расстройствами аутистического спектра дошкольного возраста

Ниже приведенная коррекционная программа, рассчитана на детей с ранним детским аутизмом (РДА) в возрасте от 2 до 7 лет, разработанная  муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждени...

Консультация для родителей "Психолого-педагогическое сопровождение образования детей с расстройством аутистического спектра"

В консультации для родителей дается описание технологий и приемов работы с  детьми с расстройством аутистического спектра....

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ СЕМЬЯМ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА.

В последнее время все чаще наблюдается увеличение численности детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), среди которых наиболее часто встречается аутизм, осложненный интеллектуальным недораз...

Психолого-педагогическая помощь семьям, воспитывающим детей с расстройствами аутистического спектра (РАС).

В последнее время все более резко наблюдается рост увеличения численности детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), среди которых наиболее часто встречается аутизм,  который осложнен и...