Конспект открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию фонетических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности по теме: «Твёрдые и мягкие согласные звуки»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Конспект открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию фонетических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности по теме: «Твёрдые и мягкие согласные звуки»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 2 «Ласточка» станицы Выселки муниципального
образования Выселковский район
Конспект
открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию фонетических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности
по теме: «Твёрдые и мягкие согласные звуки»
Подготовила: учитель-логопед
Дудкина О.В.
Выселки, 2015 г.
Образовательная область: речевое развитие, познавательное развитие.
Цель: формирование фонетико-фонематических средств языка на основе закрепления умения детей различать согласные звуки по твердости и мягкости.
Задачи:
Коррекционно-образовательные задачи:
- учить детей самостоятельно контролировать правильное произнесение
поставленных звуков в спонтанной речи;
- упражнять детей в звуковом анализе слов из 1, 2 слогов.
Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать фонематические процессы;
- закреплять умение детей делить слова на слоги;
- закреплять умение определять место звука в слове;
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей;
- закреплять понятия «согласный звук», «мягкий звук», «твёрдый звук».
Коррекционно-воспитательные задачи:
- воспитывать умение работать в коллективе, помогать друг другу;
- воспитать интерес к занятию через использование занимательных упражнений.
Оборудование:
- интерактивная доска;
- зеркала;
- картинки для звукоподражания на звуки Б, Бь, Г, Гь, З, Зь, Д, Дь, В, Вь;
- предметные картинки, в названии которых присутствуют твердые и мягкие пары
звуков;
- дидактическое пособие «Город Звуков»;
- фишки для выкладывания звуковой схемы;
- дидактическое пособие «Гномы – звуковички».
Ход занятия
I. Организационный момент
Здравствуйте, ребята. Начинаем наше занятие, и сядет на место тот, кто улыбнётся и назовёт ласково соседа по парте. (Дети называют друг друга ласково и присаживаются на свои места).
II. Введение в тему
- Беседа с детьми
Ребята, сегодня у нас не простое занятие, мы с вами отправимся в путешествие по ГОРОДУ ЗВУКОВ, где живут гномы-звуковички. (Слайд №1 изображение гномов-звуковичков КРАСНОГО, СИНЕГО И ЗЕЛЕНОГО ЦВЕТОВ).
Для того, чтобы путешествовать, нам нужны силы, поэтому мы должны подготовить наши пальчики.
- Пальчиковая гимнастика
Пальцы – дружная семья, (сжимают-разжимают пальцы)
Друг без друга им нельзя.
Вот большой, а это средний, (разгибают из положения
Безымянный и последний «кулак» названные пальцы)
Наш мизинчик-малышок.
Указательный забыли.
Чтобы пальцы дружно жили, (хлопают в ладоши)
Будем их соединять (соединяют большой палец
И движенье выполнять. с остальными по порядку)
А для того, чтобы гномы пустили нас в свой город, давайте назовем им звуки, которые мы с вами выучили. Только нам нужно сделать артикуляционную гимнастику, чтобы чётко произносить все звуки.
- Артикуляционная гимнастика
Мы в окошко поглядели, («Иголочка»)
А потом пошли во двор.
Покачались на качелях, («Качели»)
Поиграли мы в футбол, («Футбол»)
С горки съехали на санках, («Горка»)
Отдохнули под грибком, («Грибок»)
Поскакали на лошадке («Лошадка»)
И домой ушли потом.
Дома тоже не скучали:
Выпили две чашки чая. («Чашечка»)
Слижем мы варенье с губок, («Вкусное варенье»)
А теперь почистим зубки. («Чистим зубки»).
Сейчас мы готовы назвать гномикам-звуковичкам звуки, которые выучили.
(дети называют различные звуки).
- Игра «путешествие по городу звуков»
Молодцы, ребята! Гномам очень понравилось, как вы отвечали, поэтому они пустили нас в свой город.
(Слайд №2 «Город звуков»).
- Ребята, а какие звуки вы называли? (Гласные и согласные).
- А какие звуки называются гласными? (Те, которые можно пропеть, при их произнесении воздушная струя не встречает преграды на своем пути).
- А какие звуки называются согласными? (Те, которые нельзя пропеть, при их произнесении воздушная струя встречает преграду в виде зубов, губ, языка).
- Наши гномы-звуковички СИНИЙ И ЗЕЛЕНЫЙ приглашают вас в гости на улицу СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ! Пойдем? (да).
- Но для того, чтобы попасть на эту улицу и поздороваться с согласными звуками, давайте вспомним, какие они бывают? (твердые и мягкие).
- Молодцы, ребята. Гномики-звуковички хотят с нами поиграть – они задумали превратить нас в согласные звуки. Будем с ними играть? (да). Тогда 1-2-3 – волшебство приди!
5. Дидактическая игра «Найди свою пару»
С этого момента вы не просто ребята, а звуки. Посмотрите на парту – у каждого из вас лежит картинка для звукоподражания – она показывает, какой вы звук.
Одни у нас – твердые звуки,
Другие – мягкие звуки.
Играем в игру «Найди свою пару» - каждый твердый звук должен отыскать свою пару – мягкий звук и взяться за руки. Кто справится с этим заданием первый – тот и выиграл.
Б – Бь
В – Вь
Г – Гь
Д – Дь
З – Зь
- Молодцы, ребята. Все правильно сделали. Послушайте еще раз внимательно все эти звуки. Чем они похожи?
(Они все согласные). Чем различаются? (Одни – твердые, другие – мягкие).
- Игра «Поймай звуки»
Ребята, давайте вспомним, фишкой какого цвета обозначаются твердые согласные звуки? – СИНЕЙ.
А мягкие? – ЗЕЛЕНОЙ.
Правильно. Гномики-звуковички СИНИЙ И ЗЕЛЕНЫЙ предлагают нам сыграть в игру «Поймай звуки».
Играть будем с использованием синих-зеленых светофорчиков.
Из ряда звуков: М, Мь, Нь, Н, К, Кь, Ть, Т, Сь, С, З, Зь, Г, Бь, Гь, Б, Д, Вь, Дь, В.
Из ряда слогов: МА, НЯ, КУ, ЗИ, ТЫ, СЕ, ЗУ, БЯ, ГИ, ВА, ДО, ПЕ.
Из ряда слов: МАМА, НЯНЯ, ПАПА, ДЯДЯ, ТЁТЯ, БАБА.
- Игра «Научи попугая говорить»
Наши гномы-звуковички опять решили над вами пошутить и превратили вас всех в попугайчиков, которых нужно учить разговаривать. Поиграем в игру «Научи попугая говорить?». (да).
Ну тогда, гномы будут говорить вам слоговые дорожки, а вам нужно будет их правильно повторить.
ПА-ПЯ-ПА БУ-БЮ-БУ
ТА-ТЯ-ТА ВЁ-ВО-ВЁ
КА-КЯ-КА ДИ-ДЫ-ДИ
СА-СЯ-СА ЗЮ-ЗУ-ЗЮ
ФА-ФЯ-ФА ГЕ-ГЭ-ГЕ
- Дидактическая игра «Наоборот»
Ребята, а теперь наши гномы –звуковички хотят поиграть в мяч. Но это не просто игра, это игра в слова. Я буду кидать вам мяч и говорить слово с твердым звуком, а вам нужно будет сказать мягко и получить новое слово.
КОН – КОНЬ
УГОЛ – УГОЛЬ
ТРОН – ТРОНЬ
ХОР – ХОРЬ
МЕЛ – МЕЛЬ
УДАР – УДАРЬ
МОЛ – МОЛЬ
БЫЛ – БЫЛЬ
ПАР – ПАРЬ
ЦЕЛ – ЦЕЛЬ
Если дети не знают значения каких-либо слов, необходимо объяснить.
- Физкультминутка
А теперь, ребята, встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево
И беритесь вновь за дело.
- Звуковой анализ слов
Дидактическая игра «Домашние животные и птицы».
Ребята, посмотрите звуковички-гномики снова задают нам загадку. У них в городе поселился один забавный зверь. А вот какой нужно угадать, используя схему.
Дана схема слова КОТ
А под ней 2 картинки: КОТ И КИТ.
- Кто же поселился у гномиков? – КОТ. А как вы догадались? (В слове КОТ 3 звука, К –твердый согласный, О- гласный, Т – твердый согласный).
Правильно, молодцы. А теперь посмотрите, какую домашнюю птицу хотят завести гномы-звуковички?
Дана схема слова ГУСЬ
А под ней 2 картинки: ГУСЬ и ИНДЮК.
- Кто же еще поселится у гномов? ГУСЬ. А как вы догадались? (В слове ГУСЬ 3 звука: Г- твердый согласный, У – гласный, Сь – мягкий согласный).
11. Игра «Где звук спрятался»
Ребята, наши друзья-звуковички очень любят играть. У них много игрушек. И они принесли их с собой.
Давайте их рассмотрим:
КУКЛА, ТАНК, КУБИКИ, РАКЕТА.
Какие звуки повторяются во всех этих словах? ЗВУКИ К И КЬ.
Давайте найдем слова, в которых спрятался звук К? КУКЛА, ТАНК, КУБИКИ.
А в каких словах спрятался звук Кь? КУБИКИ, РАКЕТА.
А теперь давайте поделим эти слова на слоги (дети делят слова на слоги).
- Дифференциация твердых и мягких согласных звуков в чистоговорках
Наши друзья – звуковички знают очень много разных чистоговорок с твердыми и мягкими согласными звуками. Давайте повторим вместе с ними эти чистоговорки.
- Бегемот разинул рот, булки просит бегемот.
(Какие звуки тут спрятались? Б –Бь).
- Ва-ва-ва, ва-ва-ва,
Вот высокая трава.
Ве-ве-ве, ве-ве-ве,
Васильки видны в траве.
(Какие звуки тут спрятались? В-Вь).
- Ги-ги-ги, ги-ги-ги,
Гена, маме помоги.
Га-га-га, га-га-га,
У меня болит нога
(Какие звуки тут спрятались? Г-Гь)
- Ки-ки-ки, ки-ки-ки,
Помогите, рыбаки,
Ка-ка-ка, ка-ка-ка,
Есть улов у рыбака.
(Какие звуки здесь спрятались? К- Кь)
- Сидела сорока на старой сосне,
Смеялась сорока прекрасной весне.
(Какие звуки здесь спрятались? С-Сь)
- Дифференциация твердых и мягких согласных звуков в словах
Чтобы гномики-звуковички пришли к нам ещё раз, мы должны выполнить их последнее задание и поселить слова с твёрдыми и мягкими звуками в свои домики. (Игра проводится с использованием интерактивной игры «Тётушки совы» для определения твёрдых и мягких звуков в слове).
III. Итог занятия, оценка работы детей
- Чем мы занимались сегодня на занятии?
- Какие звуки учились различать?
- Молодцы, ребята, вы справились со всеми заданиями наших гномов-звуковичков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое фронтально-групповое занятие для детей с ФФНР по формированию фонетических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности "Звуки Н, НЬ"
Занятие по формированию фонетических средств языка для детей старшей группы ДОУ. Проводится в форме сказки "Три поросенка"...
Конспект открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию фонетических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности по теме: «Дифференциация звуков С – Ш в cловах»
Конспект открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию фонетических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности по теме: «Дифференциация звуков С – Ш в cлова...
План-конспект коррекционно-образовательной деятельности по развитию фонетических средств языка в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Звуки Н – Н\'. Буква Н»
План-конспект коррекционно-образовательной деятельности по развитию фонетических средств языка в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Звуки Н – Н\'. Буква Н»...
План-конспект коррекционно-образовательной деятельности по развитию фонетических средств языка в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Дифференциация звуков Р – Л» (Путешествие на Марс)
План-конспект коррекционно-образовательной деятельности по развитию фонетических средств языка в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Дифференциация звуков...
Конспект открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию фонетико-фонематических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности по теме: "Уроки мудрой совы: «Звук /Зь/»"
Конспект открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию фонетико-фонематических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности по теме: "Уроки мудрой совы: «Звук /...
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ФРОНТАЛЬНЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
План предназначен для создания особых образовательных условий для детей с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР) старшего дошкольного возраста .Отвечает требованиям ФГОС ДО, учи...
Занятия по развитию фонетической стороны речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
Данный материал представляет собой серию конспектов фронтальных занятий в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. В основу легли работы В.В. Коноваленко и С.В.Коноваленко. Заняти...